Скачать 181.66 Kb.
|
Федеральное Агентство Образования Государственное Образование Учреждения Высшего Профессионального Образования Омский Государственный Технический Университет Нижневартовский филиал РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В ЭНЕРГЕТИКЕ НА ТЕМУ «АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И УЧЕТА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ» Выполнил: студент гр. ИЭ-313 Трегубов Ф.Е. Проверил: доц. Барсков В.В. Нижневартовск 2006 Содержание
Введение В связи с переходом к рыночной экономике, возникла необходимость повысить эффективность управления энергопотреблением, поскольку это отвечает экономическим интересам поставщиков и потребителей электроэнергии. Одним из направлений решения данной задачи является точный контроль и учет электроэнергии. Именно это направление должно обеспечить значительную часть общего энергосбережения, потенциал которого составляет более 1/3 всего нынешнего объема энергопотребления. Новые экономические отношения в сфере управления энергопотреблением проявляются в формировании единого рынка электроэнергии. Исходя из выше сказанного, рынок электроэнергии должен представлять собой многокомпонентный механизм согласования экономических интересов поставщиков и потребителей электроэнергии. Одним из самых важных компонентов рынка электроэнергии является его инструментальное обеспечение, которое представляет собой совокупность систем, приборов, устройств, каналов связи, алгоритмов и т. п. для контроля и управления параметрами энергопотребления. Базой формирования и развития инструментального обеспечения являются автоматизированные системы контроля и учета потребления электроэнергии. 1. Рынок электроэнергии В условиях государственного централизованного планирования энергопотребления баланс экономических интересов производителей и потребителей электроэнергии сводился на уровне государственных планов, при этом потребитель должен был получать запланированное количество дешевой электроэнергии в удобное для него время. Поэтому основное назначение электроэнергетической отрасли состояло в надежном, бесперебойном энергоснабжении потребителей в запланированных объемах. Для достижения этой цели осуществлялось управление процессом производства, передачи и распределения электроэнергии. Нагрузка регулировалась методом прямого управления — по требованию правительственных органов и энергокомпаний. В этих условиях электрическая энергия рассматривалась, прежде всего, как физическая субстанция, поэтому первоочередным (и единственно необходимым) средством управления энергопотреблением являлась автоматизированная система диспетчерского управления (АСДУ), выполняющая роль регулятора потоков электрической энергии в процессе ее производства, передачи и распределения. Потребность в учете больших потоков электроэнергии при ее экспорте и при перетоках между энергосистемами, объединенными энергетическими системами и в масштабах Единой энергетической системы, обусловила необходимость создания локальных автоматизированных систем измерения (контроля) электроэнергии (АСИЭ). В период перехода к рыночной экономике электроэнергия становится полноценным товаром — объектом купли-продажи. Поскольку процесс купли-продажи завершается только после оплаты (реализации), электроэнергия как товар выражается не только количеством, но и стоимостью. При этом основными рыночными параметрами становятся количество полезно отпущенной энергии и ее оплаченная стоимость, а формирующиеся розничный и оптовый рынки электроэнергии представляют собой по сути рынок полезно потребленной электроэнергии. Развитие рынка электроэнергии на основе экономического метода управления потребовало создания полномасштабных иерархических систем: автоматизированных систем измерения электроэнергии (АСИЭ), учета потребления и сбыта электроэнергии (АСУПС Э), диспетчерского управления (АСДУ), контроля и учета энергопотребления (АСКУЭ). Основная особенность экономического метода управления - рассмотрение энергопотребления как главного звена, управляющего рынком электроэнергии, который в свою очередь представляется совокупностью собственно технологического процесса (производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии), учетно-финансового процесса энергопотребления, а также политико-экономического (отражающего текущую политику в области энергоиспользования). Это и является предпосылкой для управления рынком электроэнергии посредством создания единой, интегрированной, системы управления энергопотреблением на базе систем АСИЭ, АСУПСЭ, АСДУ и АСКУЭ. 2. Организация проектирования автоматизированных систем контроля и учета энергии. В разработанной в 1993 г. по заданию РАО "ЕЭС России" "Концепции инструментального обеспечения рынка электроэнергии и мощности РФ" и в "Типовых технических требованиях к средствам автоматизации контроля и учета электроэнергии и мощности для АСКУЭ энергосистем" нет четкого определения функций между системами, обеспечивающими управлением рынка электроэнергии. Это объясняется прежде всего тем, что указанные документы были разработаны специалистами по контролю электроэнергии , которые и отразили в основном вопросы, связанные с приборами и системами ее измерения (контроля), а также с системами передачи результатов измерений на верхний уровень, объединив их в рамках единой (не структурированной по функциям) системы АСКУЭ. Вопросы же, связанные с системами управления энергопотреблением на финансовом и экономическом уровнях и реализацией принятых там решений, а также с системами управления процессом распределения энергии, оказались только обозначенными. Во многом это объяснялось новизной проблемы и отсутствием в отрасли опыта создания систем управления с многоплановыми функциями, поскольку в энергосистемах занимались в основном автоматизацией измерений (контроля) электроэнергии, и только в отдельных энергосистемах с самого начала проблемы контроля и управления электроэнергией стали решать комплексно. Так, создается региональная многоуровневая автоматизированная система контроля и учета выработки, транспорта, распределения и потребления электрической энергии. Основой этой системы является автоматизация учета непосредственно у потребителей. Большинство предприятий-потребителей имеют на своем балансе крупные узловые подстанции, от которых питаются не только основной абонент и транзитные потребители системы, но и все их субабоненты. В связи с этим расчетный учет потребляемой электрической энергии и мощности находится на подстанциях потребителей, а не энергосистемы. Для соблюдения порядка учета отпускаемых предприятию электрической энергии и мощности и учета всех тарифных групп потребителей, установленных в договоре на пользование электрической энергии, разрабатываемые автоматизированные системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ) приходится размещать непосредственно у потребителей и создавать сложные иерархические структуры. Разработка технических проектов на автоматизацию учета электрической энергии и мощности для промышленных предприятий невозможна без тщательной проработки вопросов выбора, размещения и установки технических средств АСКУЭ, устройств сбора и передачи информации, причем выполняться она должна, как правило, сотрудниками специализированных отраслевых проектных институтов. Однако из-за отсутствия в энергосистеме и на предприятиях инвестиций и собственных средств на разработку проектов и установку современных приборов учета энергии АСКУЭ существенно тормозится. В связи с этим, создается служба разработки и проектирования систем учета электрической и тепловой энергии. Весь комплекс мероприятий включает два этапа: подготовительные работы и сбор информации по электроснабжению предприятия; - разработка проектных решений и оформление технической документации. На первом этапе проводятся обследование и изучение существующей схемы учета и системы расчетов за потребленную электроэнергию непосредственно на предприятии, в отделе сбыта энергии предприятий электрических сетей (ПЭС) и электросистемы. В первую очередь изучается договор на пользование электрической энергией между АО и потребителем. При этом уточняются, анализируются и включаются в отчет следующие документы:
По результатам обследования специалистами проводится техническое совещание при главном инженере предприятия-потребителя, на котором обсуждаются принципиальные вопросы создания АСКУЭ, в том числе следующие:
и УСД с вычислительным комплексом АСКУЭ;
На втором этапе работ разрабатываются проектные предложения, готовится, согласовывается и утверждается проектная документация. Основным документом является проектная схема автоматизации коммерческого учета, отделом сбыта и утверждается руководством АО. На проектной схеме показываются все места установки расчетных счетчиков, УСД и место расположения вычислительного комплекса АСКУЭ. В проекте предусматривается способ передачи информации на пункты сбора отделов сбыта ПЭС и центральный пункт сбора. Передача информации в основном осуществляется по городской телефонной сети. Для этого на предприятии-потребителе выделяется определенный телефонный номер, и система учета укомплектовывается модемами. Для повышения надежности работы АСКУЭ, в качестве УСД для счетчиков коммерческого учета электроэнергии используется преобразователь, имеющий защиту от постороннего вмешательства и обеспечивающий не только прием, но и накопление информации как по каждому учитываемому каналу, так и по выделенным группам. Существует также возможность контроля показаний расчетных счетчиков. Электрическое питание устройства предусматривается от сети переменного тока напряжением 220 В с устройством автоматического включения резерва. Для обеспечения непрерывной работы специализированного вычислительного комплекса рекомендуется установка блока бесперебойного питания типа BACK-UPS-600 с мощностью, необходимой для работы системы учета в течение не менее 2 ч. В ходе реализации второго этапа проектирования АСКУЭ разрабатывается следующая проектная документация: - принципиальная схема АСКУЭ, выполненная на базе существующей схемы электроснабжения предприятия с указанием счетчиков коммерческого учета, присвоенных им номеров каналов учета и линий связи их с УСП;
Вся проектная документация выполняется с использованием программного продукта "AutoCad". Несмотря на то, что автоматизированные системы коммерческого учета электроэнергии создаются на базе типовых приборов учета, единых "Типовых технических требований к средствам автоматизации контроля и учета электроэнергии и мощности для АСКУЭ энергосистем", утвержденных РАО "ЕЭС России" 11 октября 1994 года, использование их для финансовых расчетов за потребленную электрическую энергию и мощность для каждого предприятия имеет свои специфические особенности. В связи с этим в проектной работе особое внимание уделяется разработке раздела "Порядок определения расхода электроэнергии и мощности для расчетов с потребителем АСКУЭ". В этом разделе рассматриваются следующие вопросы: - учет потерь электрической энергии и мощности в линиях и трансформа торах при размещении расчетных счетчиков не на границе раздела балансовой принадлежности электросетей;
порядок определения электрической энергии и мощности согласовывается с потребителем, отделами сбыта ПЭС АО и принимается за основу при заключении договора на отпуск электроэнергии при вводе АСКУЭ в эксплуатацию. Согласованный проект АСКУЭ передается в службу автоматизированного учета для проведения пусконаладочных работ и сдачи "под ключ" расчетной системы учета. С целью удешевления работ в проекте не разрабатываются чертежи прокладки линий связи, шкафов управления, электропитания и их монтажа. Эти работы по договоренности выполняются, как правило, на предприятии (его сотрудниками) и на пункте сбора информации энергосистемы (его работниками) по своим эскизам и чертежам. Отдельные организации и предприятия проектные работы по автоматизации коммерческого учета электроэнергии осуществляется своими силами или с привлечением сторонних организаций. В заключение следует отметить, что описанная выше организация проектирования АСКУЭ позволяет: - существенно (практически в 2 раза) снизить финансовые затраты энергосистемы и предприятий на выполнение проектов АСКУЭ; уменьшить время от момента принятия решения об автоматизации коммерческого учета до сдачи системы в эксплуатацию в качестве расчетной системы (для крупных потребителей - с 2 лет до 1 года, для средних потребителей - с 1 года до 3 - 6 месяцев); 3. Организация внедрения автоматизированных систем учета электроэнергии промышленных потребителей В связи с дефицитом мощности большое значение приобретает целенаправленное регулирование режимов электропотребления промышленных предприятий с целью выравнивания графиков нагрузки. Это можно осуществить:
Решение указанных задач возможно только при условии широкого внедрения на промышленных предприятиях автоматизированных систем контроля и учета электропотребления (АСКУЭ), позволяющих:
Установка коммерческих систем учета электроэнергии возможна только на подстанциях потребителей. Это позволяет персоналу предприятий использовать АСКУЭ и для оперативного контроля, и для регулирования режимов собственного энергопотребления. Широкое внедрение АСКУЭ на промышленных предприятиях началось в 1993 году. В настоящее время решением задач автоматизации учета электроэнергии потребителей занимается сектор промышленного учета, входящий в состав службы автоматизированного учета (САУ). Основными задачами сектора являются:
В своей работе САУ взаимодействует как с предприятиями, где устанавливается и эксплуатируется АСКУЭ. Так и с другими структурными подразделениями и предприятий электрических сетей (ПЭС). Для организации работ по наладке систем учета на промышленном предприятии САУ получает техническую документацию от службы проектирования систем учета, на основании которой совместно с предприятием комплектует требуемое оборудование. Согласно техническому проекту САУ выдает задание цеху ремонта приборов учета на комплектацию определенного числа счетчиков устройствами формирования импульсов и указывает пункты их установки. По завершении ПНР и государственной поверки систем учета САУ информирует службу сбыта энергии ПЭС, службу контроля за отпуском энергии и инспекцию Энергонадзора о вводе АСКУЭ в эксплуатацию. Совместно с предприятиями САУ организует модемную связь и начинает прием информации с введенных в эксплуатацию систем учета на пункте сбора и обработки информации. Тип технических средств автоматизированного учета выбирается службой проектирования систем учета в зависимости от числа точек учета и конфигурации сетей конкретно для каждого предприятия. Системы учета устанавливаются на предприятиях с небольшим числом компактно расположенных точек расчетного учета. В случае более разветвленных схем питания с большим числом питающих линий и наличием значительного числа субабонентов применяются автоматизированные системы учета. Для повышения надежности хранения данных комплексом и дублирования его вычислительных функций в качестве периферийных устройств на линиях расчетного учета вместо устройств сбора данных устанавливаются преобразователи. Такое резервирование дает положительный результат при выходе из строя специализированного вычислительного комплекса и при несанкционированном доступе к его данным. С целью получения расчетных данных и оперативной информации от АСКУЭ промышленных потребителей выделяется коммутируемый телефонный канал и организуется с ними модемную связь. К сожалению, из-за низкого качества телефонных каналов и малого быстродействия отечественных модемов процесс сбора данных занимает неоправданно много времени, при этом, как следствие, теряется возможность оперативного управления нагрузкой потребителей. Однако на проведение сбора расчетной информации данный фактор влияния не оказывает. Для приема, обработки и предоставления информации всем заинтересованным службам в составе САУ был организован пункт сбора и обработки информации. Перед сдачей АСКУЭ в эксплуатацию (в качестве расчетной) САУ обеспечивает пломбировку ее блоков и узлов с целью предотвращения несанкционированного доступа к данным и предоставляет систему центру стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМиС) для проведения государственной поверки. На основании положительных данных государственной поверки, закрепленных свидетельством ЦСМиС, служба сбыта энергии ПЭС составляет для предприятий-абонентов Приложение к Договору на пользование электрической энергией. В данном Приложении оговаривается порядок расчетов за потребленную энергию и мощность на основании данных АСКУЭ. Начиная с 1996 года применяется новая форма Договора на пользование электрической энергией, в котором непосредственно оговаривается порядок использования АСКУЭ на предприятиях для расчета за потребленную энергию и мощность. С момента двустороннего подписания соответствующего Договора система учета становится расчетной. Информация от АСКУЭ промышленных предприятий используется как для расчетов за потребленную электроэнергию и мощность, так и для контроля за соблюдением договорных режимов. В настоящее время на пункте сбора и обработки информации осуществляется прием информации с 23 предприятий региона. Для оперативного контроля за соблюдением режимов на центральном диспетчерском пункте осуществляется прием 30-минутных значений мощности. На основании этих данных принимается решение об ограничении нагрузки предприятия. Для выставления штрафных санкций пункт сбора и обработки информации ежедневно проводит сбор 30-минутных значений мощности и представляет данную информацию службе контроля за отпуском энергии (СКОЭ). По окончании расчетного периода САУ осуществляет ежемесячный сбор информации с систем учета и в виде утвержденных форм передает данные в СКОЭ. В отчетных формах приводится следующая информация:
4. максимальное значение мощности в часы максимума за расчетный период с указанием даты и времени их достижения по абоненту, его субабонентам и узлу потребления. После анализа полученной информации СКОЭ передает данные в службы сбыта энергии ПЭС . Для ускорения расчетов по данным АСКУЭ промышленных потребителей силами САУ ведутся работы по организации пунктов приема информации в ПЭС . После их создания расчетная информация будет собираться непосредственно в ПЭС . Внедрение АСКУЭ на промышленных предприятиях дает возможность энергосистеме:
Это дает не только экономический эффект, но и повышает ответственность потребителей за использование энергии, побуждает их проводить энергосберегающие мероприятия с целью сокращения энергопотребления. Использование АСКУЭ позволяет энергосистеме осуществлять целенаправленное регулирование режимов электропотребления, существенно снижая при этом дефицит мощности в энергосистеме и более полно обеспечивая электроснабжение потребителей. В настоящее время в энергосистеме России АСКУЭ установлены или устанавливаются на многих предприятиях. Заключение На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: 1. Внедрение автоматизированных систем контроля и учета в энергосисте мах позволяет:
2. Внедрение АСКУЭ на промышленных предприятиях дает возможность энергосистеме:
Это дает не только экономический эффект, но и повышает ответственность потребителей за использование энергии, побуждает их проводить энергосберегающие мероприятия с целью сокращения энергопотребления. Список литературы 1. Быценко С. Г. Инструментальное обеспечение рынка электроэнергии. Кон цепция создания автоматизированной системы контроля и управления энер гопотреблением. Промышленная энергетика №№ 8, 9, 11 1997 г. 2. Быценко С. Г. Инструментальное обеспечение рынка электроэнергии. Кон цепция создания автоматизированной системы контроля и управления энер гопотреблением. Промышленная энергетика №№ 1, 2, 3,4 1998 г. |
Автоматизированная Система Коммерческого Учета Электроэнергии | 1. 1 Описание технологического процесса систем тепловодоснабжения Автоматизированные системы управления контроля и учета электроэнергии. Ввод устройства сбора данных в работу | ||
Инструкция пользователя Grail 2 автоматическая торговая система Оглавление Установка | Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 08 Понятие бухгалтерского учета, основы учета денежных средств, затрат труда на производство продукции; финансы и финансовая система,... | ||
Согласовано Система оценивания образовательной деятельности обучающихся. Формы учета и контроля достижений обучающихся | Информация об объеме переданной электроэнергии по договорам об оказании... Утверждена приказом по университету №2956 ст от 31. 10 200 8 г | ||
Имущества Объектом исследования является: система учета федерального имущества и анализ существующих механизмов организации учета и создания... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «организация и регулирование вэд» России. Методы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности России. Система валютного регулирования и валютного контроля... | ||
Исследовательская работа по физике «Экономия электроэнергии» Проблема энергосбережения стала на сегодняшний день одной из самых актуальных проблем во всем мире. Многие государства начали проводить... | Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... Ной дисциплине «Уголовное право» выстраивается в соответствии с учебным планом основной образовательной программы, определяющем виды... | ||
Антикоррупционные меры контроля над организованной преступностью Примером расчета темпов реального роста экономики на основании косвенных методов является использование в качестве индикатора роста... | Система теплоснабжения района «Чистые пруды» г. Кирова с использованием При этом в области энергосбережения в регионе основное внимание уделяется процессам передачи тепла и тепловым сетям, а не эффективности... | ||
Конкурсная работа на тему «Вклад Н. А. Блатова в развитие бухгалтерского... История бухгалтерского учета рассматривает эволюцию различных учетных методов и научных доктрин, без которых не было бы современного... | Программа дисциплины теория бухгалтерского учёта Бухгалтерский учет, его историческое возникновение и развитие. Функции и информационные потребности управления. Хозяйственный учет... | ||
Оценка системы учета и внутреннего контроля Тюменской области «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» | Контроль навыков и умений в обучении немецкому языку В систему проверки и контроля должны быть включены разнообразные способы контроля, но в любом случае система должна обладать развивающей... |