Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 363.79 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
страница1/4
Дата публикации12.11.2014
Размер363.79 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины
  1   2   3   4


Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Государственный университет - Высшая школа экономики»



Факультет мировой экономики и мировой политики


Программа дисциплины
«Основы современной экономики недропользования»
по направлению 080100.68 "Экономика" для подготовки магистров по программе «Мировая экономика» специализация "Регулирование энергетических и сырьевых отраслей в России и мире"
Авторы программы: д.э.н., профессор В.А.Крюков, vkryukov@hse.ru

доцент С.Ю.Ковалев, skovalev@hse.ru



Рекомендована секцией УМС

Одобрена на заседании кафедры

Факультета мировой экономики

и мировой политики

Энергетических и сырьевых

рынков







Председатель


Зав. кафедрой, д.э.н., профессор

_________________В.М.Кудров

_________________В.А.Крюков

« 02 » октября 2008г.

« 05 » сентября 2008г.







Утверждена УС




Факультета мировой экономики




и мировой политики




Ученый секретарь





_______________ Г.В. Шарикова




« 16 » октября 2008г.





Москва

I. Пояснительная записка
Требования к магистрантам

Дисциплина «Основы современной экономики недропользования» изучается на первом курсе магистратуры по специальности «Регулирование энергетического и сырьевого секторов в России и мире» и является базовой для всех магистрантов программы.

Для успешного овладения материалом дисциплины магистрантам понадобится знание основ микроэкономической теории, высшей математики и статистики в рамках требований бакалавриата по экономике, а также базовые навыки владения компьютером, в особенности программами – табличными редакторами (например, Quattro_Pro, Lotus_123 или MS_Excel).

Аннотация

Учебная дисциплина «Основы современной экономики недропользования» является первой в учебном цикле «Основы экономики сырьевых и энергетических отраслей» и рассчитана на магистрантов первого года обучения. Вторая дисциплина цикла, аналитический семинар «Актуальные проблемы экономики невозобновляемых ресурсов», рассчитана на магистрантов второго года обучения. Обе дисциплины призваны

  • сформировать у магистрантов системное представление об основных теоретических концепциях современной экономической теории недропользования;

  • дать магистрантам понимание теоретических основ типичных прикладных экономических расчётов в недропользовании;

  • сформировать у магистрантов базовые навыки прикладных экономических расчётов в недропользовании;

  • сформировать у магистрантов ясное представление о месте и роли экономической теории при принятии решений в процессе осуществления проектов недропользования;

  • сформировать у магистрантов ясное представление о взгляде экономической теории на место и роль государственных органов при осуществления проектов недрополь­зования.

Даже рамки двух семестровых курсов не позволяют охватить всей обширной литературы по рассматриваемой тематике, поэтому бόльшая часть рассматриваемых теоретических и прикладных моделей касаются вопросов экономики нефтегазового сектора. Тем не менее, представленный модельный аппарат в большинстве случаев применим и по отношению к рынкам других полезных ископаемых, для которых так же, как и для рынков углеводородов, характерны долгосрочные инвестиционные циклы, необратимость капитальных вложений, длинные цепочки создания стоимости и т.п.

В относительно недавнем прошлом в экономической теории рынков энергоресурсов наблюдалось некоторое разночтение между интересами исследователей-теоретиков «рынков истощаемых ресурсов» и интересами прикладной науки, а также практикой экономических расчётов. Сейчас эта неприятная тенденция преодолевается, что позволяет создать учебный цикл, объединяющий как вопросы отвлечённой теории, так и вполне прикладные модели.

На основе материалов дисциплины «Основы современной экономики недропользования»

магистранты должны

  • получить представление об организации мировых рынков энергоресурсов в прошлом и настоящем, а также об основных тенденциях их развития в будущем;

  • научиться разбираться в особенностях прикладных экономических расчётов в недропользовании, понять смысл ключевых показателей экономической эффективности инвестиционных проектов и научиться самостоятельно осуществлять их расчёт в рамках упрощённых примеров проектов недропользования;

  • понять смысл традиционных методов учёта факторов неопределённости и риска при принятии экономических решений в недропользовании, научиться самостоятельно применять их в рамках упрощённых примеров проектов недропользования;

  • разобраться в основах современной теории ресурсной ренты, понимать пределы прикладной применимости этой теории, знать основные результаты эмпирической проверки её предсказаний;

  • получить представление о взгляде экономической теории на государственное регулирование и налогообложение недропользования; на примере нефтегазовой отрасли получить представление о связи и разночтениях между рекомендациями теоретиков и сложившейся практикой регулирование и налогообложения отрасли;

  • получить представление о взгляде экономической теории на макроэкономические проблемы ресусных экономик; на примере нефтегазовой отрасли получить представление о связи и разночтениях между рекомендациями теоретиков и сложившейся практикой изъятия и использования ресурсной ренты суверенными государствами;

  • получить представление о взгляде экономической теории на проблемы экономического федерализма в области недропользования; на примере нефтегазовой отрасли получить представление о связи и разночтениях между рекомендациями теоретиков и сложившейся практикой разделения полномочий между разными уровнями государственной власти в сфере недропользования в мире и России.


При изучении данной дисциплины предусматриваются:

  • лекционные занятия и семинарские занятия в соответствии с приведенной ниже сеткой часов;

  • регулярная проверка знаний в начале каждого занятия путём выполнения небольшого тестового задания, обычно предусматривающего численный расчёт;

  • подготовка реферата (10-12 страниц) и небольшой слайд-презентации на основе статьи из рецензируемого научно-экономического журнала по тематике дисциплины. Тема реферата согласовывается с преподавателем на первых занятиях. Каждый магистрант один раз выступает на семинаре с 10-минутной слайд-презентацией своего реферата и один раз – в течение 5 минут в качестве оппонента;

  • самостоятельная работа магистрантов с необходимой литературой и источниками сети Интернет;

  • зачёт;

  • экзамен.


Учебные задачи дисциплины

Основная задача заключается в освоении магистрантами базовых положений современной экономической теории недропользования и формирования у них системного представления о взаимосвязи теоретических и прикладных моделей рынков минерального сырья.

Магистранты должны сформировать аналитические навыки, позволяющие им при изучении других дисциплин по специальности «Регулирование энергетического и сырьевого секторов в России и мире» осознавать место и роль этих дисциплин в рамках общей современной научной концепции рыночного недропользования.
В результате изучения дисциплины магистрант должен обладать следующими навыками:

  • уметь грамотно объяснить особенности организации современных мировых и региональных рынков энергоресурсов с точки зрения экономической теории, учитывая важную роль исторически сложившихся правовых и политических реалий;

  • уметь грамотно рассказать об особенностях цепочки создания ценности (стоимости) в недропользовании на примере нефтегазового сектора, о влиянии экономических параметров на выбор технологии разработки месторождений;

  • уметь самостоятельно осуществлять расчёт ключевых показателей экономической эффективности инвестиционных проектов недропользования в рамках упрощённых учебных примеров;

  • уметь самостоятельно применять традиционные методы учёта факторов неопределённости и риска при оценке экономической привлекательности проектов недропользования в рамках упрощённых учебных примеров;

  • уметь вычислять величину ресурсной ренты в рамках упрощённых теоретических моделей, бытьт способным объяснить экономический смысл основных результатов эмпирической проверки её предсказаний;

  • уметь грамотно объяснить взгляд экономической теории на государственное регулирование и налогообложение недропользования и сложившуюся практику в этой области с учётом исторически сложившихся правовых и политических реалий;

  • уметь численно оценить влияние налогообложения на ключевые показатели экономической эффективности инвестиционных проектов недропользования в рамках упрощённых учебных примеров;

  • уметь грамотно объяснить взгляд экономической теории на макроэкономические проблемы ресусных экономик, рассказать о некоторых совпадениях и разночтениях между рекомендациями теории и сложившейся мировой и российской практикой.


II. Тематический план учебной дисциплины




Темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятель­ная работа

лекций

семинаров

1

Организация мировых рынков энергоресурсов: развитие и современные тенденции

8

8

-

 

2

Основы правового регулирова­ния сектора минерально-сырь­евых ресурсов

21

8

-

13

3

Основные задачи и рычаги государственной энергети­ческой политики

23

6

-

17

4

Налогообложение нефтегазовой отрасли: теоретические основы и практика принятия решений

23

6

 

17

5

Динамика изменения взаимо­связей нефтегазового сектора и государства в СССР и России в 1990-х гг.

17

4

-

13

6

Особенности прикладных экономических расчетов в недропользовании

28

8

-

20

7

Ключевые показатели эконо­мической эффективности нефтегазовых проектов

41

12

-

29

8

Традиционные методы учёта особенностей геологической и рыночной информации при принятии экономических решений в недропользовании

41

12

-

29

9

Теоретические основы сопоставления ценности разновременных денежных потоков при оценке проектов недропользования

27

6

 

21

10

Современные методы учёта особенностей геологической и рыночной информации при принятии экономических решений в недропользовании

41

8

 

33




ИТОГО

270

78




192


Темы 1-5 – Модуль 3 [28 ауд.ч.]

Темы 6-8 – Модуль 4[32 ауд.ч.]]

Темы 9-10 – Модуль 5 [18ауд.ч.]]

III. Базовые учебники

Ампилов Ю.П., Герт А.А. Экономическая геология. М.: Геоинформмарк, 2006.

Буш Джеймс, Даниел Джонстон. Управление финансами в международной нефтяной компании /International Oil Company Financial Management in Nontechical Language. Серия: Для профессионалов и неспециалистов. – М., Издательство: Олимп-Бизнес, 2003 г. – 432 стр.

Джонстон, Даниел. Международный нефтяной бизнес. Налоговые системы и соглашения о разделе продукции. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000.

Дикель Ральф, Гёнюл Гюрбюз, Гульд Тим, Канаи Михару, Конопляник Андрей, Селиванова Юлия. Ценообразование на международном рынке нефти и газа. Брюссель: Секретариат Энергетической Хартии, 2007 г.

Крюков В.А. Институциональная структура нефтегазового сектора – проблемы и направления трансформации. – Новосибирск, ИЭиОПП СО РАН, 1998. – 274 стр.

Типпи Боб. А есть ли дефицит? Азбука нефтяной экономики / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. – 328 с.: ил.
IV. Формы контроля

Оценка знаний студентов проводится по десятибалльной шкале. Составные элементы средневзвешенной оценки и удельные веса оценок:

  • оценка за работу на лекциях/семинарах – 30%;

  • оценка за реферат – 20%;

  • оценка за экзамен – 50%.

Итоговая оценка строится как средневзвешенная величина в пределах 10 баллов.

Критерии дифференцированной оценки:

от 8 до 10 – отлично;

от 6 до 7 – хорошо;

от 4 до 5 – удовлетворительно;

3 и менее – неудовлетворительно.

V. Содержание программы

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск