Скачать 119.26 Kb.
|
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВПО РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ Кафедра «Экономика и менеджмент» Утверждаю Председатель Ученого совета ____________________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ История экономическихучений Для специальностей: 080507.65 «Менеджмент организации» Новосибирск, 2012 1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине История экономических учений: особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний. Первые экономические теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских учёных в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган - Барановского в понимание экономических циклов, А.В. Чаянова – в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева – в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович). 1.2. Цель изучения дисциплины «История экономических учений»:
1.3. Задачи курса определяют его структуру и содержание, согласованы с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» и 080100.62 «Экономика». Для достижения цели курса поставлены следующие задачи:
1.4. Место в системе профессионального образования (связь с другими дисциплинами) Курс «История экономических учений» тесно связан с экономической теорией (по сути она и есть экономическая теория, рассмотренная в ретроспективе), с историей экономики, с мировой экономикой, со статистикой, экономической географией, с историей народного хозяйства и другими науками. 1.5. Требования к уровню освоения дисциплины По окончании изучения дисциплины «История экономических учений» студент должен:
2. Виды учебных занятий по дисциплине, их объёмы (в часах). См. учебный план3. Тематическое содержание дисциплины «История экономика».Тема 1. Предмет и задачи курса “История экономических учений”. Предшественники политической экономии. Классическое направление Предмет истории экономических учений. Цель, источники и задачи курса. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах. Меркантилизм как исторически первая школа в экономической науке. Физиократы. Теория воспроизводства Ф. Кенэ. Предшественники классической политической экономии (У. Петти, П. Буагильбер). А. Смит. Теория стоимости. Взгляд на производительный и непроизводительный труд. Систематизация экономических знаний. Д. Рикардо. Теория стоимости, земельной ренты и налогов. Д.С. Милль. “Малый классик” в английской экономической науке. Разложение классической школы в работах С. де Сисмонди. Тема 2. Экономическая мысль в России Своеобразие русской экономической Ю. Крижанич, А.Л. Ордин-Нащёкин, И.Т. Посошков, М.В. Ломоносов о развитии производительных сил России, о собственности, цене и прибыли. Радикальные и реформистские воззрения на проблемы экономической свободы, проблемы формирования цены, распределения совокупного продукта в работах А.Н. Радищева, Н.И. Тургенева, П.И. Пестеля, М.М. Сперанского. Первые русские экономисты. Крестьянский социализм А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. Отношение к сельской общине. Программы русских народников. Либеральное направление в русской экономической науке. Отечественная экономическая мысль XX века. Вклад М.И. Туган–Барановского в русскую и мировую экономическую науку. Теория циклов. Типология крестьянских хозяйств в работах А.В. Чаянова. Н.Д. Кондратьев. Проблемы экономической динамики (Теория “длинных волн” И.Д. Кондратьева). Экономико-математическая школа в России и СССР. Работы В.К. Дмитриева, В.В. Новожилова и Л.В. Канторовича. Тема 3. Марксизм Исторические условия возникновения марксизма. Структура и основные проблемы “Капитала” К.Маркса. Теория стоимости. Двойственный характер труда, овеществленного в товаре. Теория заработной платы, прибавочной стоимости. Современный марксизм. Тема 4. Маржинализм Возникновение маржинализма. Новые подходы к анализу экономических процессов. Австрийская школа предельной полезности и ее представители. Стоимость и полезность. Нижняя и верхняя граница цены Е. Бём-Баверка. Математическая интерпретация теории предельной полезности в работах У.С. Джевонса, В. Парето. Общее экономическое равновесие в понимании Л. Вальраса. Неоавстрийская школа (Л. фон Мизес, Ф. фон Хайек. Тема 5. Неоклассическое направление Кембриджская школа. Теория спроса, предложения и цены в работах А. Маршалла. Фактор времени и его значение в анализе А. Маршалла. Предельная производительность факторов производства в работах Д.Б. Кларка. Тема 6. Институционализм. Основные идеи и этапы развития Предшественники институционализма. Старая и новая историческая школа в Германии. Факторы общественного и экономического развития в понимании Ф. Листа, К. Книса, Г. Шмоллера, Л. Брентано и В. Зомбарта. Теория праздного класса Т. Веблена. “Большие и малые циклы” У. Митчелла. Правовой институционализм Дж. Коммонса. Современный институционализм. Индустриальное общество Дж. К. Гэлбрейта. Теория “трех экономик” Ф. Перру. Основные цели Г. Мюрдаля. Американские футурологи об “информационном обществе”. Тема 7. Д.М. Кейнс и его теоретическая система. Динамизация теории Кейнса Новые подходы Д. Кейнса к пониманию полной занятости и эффективного спроса. Психологический закон и сбережения в теории Д. Кейнса. Мультипликатор Д. Кейнса. Способы государственного регулирования капиталистической экономики. Динамизация теории Д. Кейнса в работах Хикса, Хансена, Филлипса. Неоклассическая система и теория Д. Кейнса. Основные черты неокейнсианства. Тема 8. Современный либерализм и неоклассические докторины Основные принципы “нового либерализма”. Германский неолиберализм (Фрайбургская школа) о социальном рыночном хозяйстве и принципах экономической политики. В. Ойкен и Л. Эрхард о теории и путях достижения всеобщего социального и материального благосостояния для всех членов общества. Монетаризм. Чикагская школа М. Фридмена. Монетарная концепция цикла. Инструменты и методы монетарной политики. Монетарное правило. Реализация рецептов монетаризма в современных условиях. 4. Содержание практических занятий (семинаров):4.1. Вопросы к коллоквиуму по книге А. Смита “Исследование о природе и причинах богатства народов”
5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.5.1. Тематика рефератов
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
6. Список рекомендуемой литературы 6.1. Основная литература 1. Адамович Т., Лемещенко П. Современная политическая экономия. – М., 2005. 2. Антология экономической классики. – М.: Наука, 1993. 3. Блауг М. 100 великих экономистов до Кейнса. – М., 2008. 4. Блауг М. Методология экономической науки или как экономисты объясняют. – М., 2004. 5. Бартенев С.А. История экономических учений. – М.: Юристъ. 2007. 6. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Пределы капитализма: методология и онтология. Реактуализация классической философии и политической экономии (избранные тексты). – М., 2009. 7. Гусейнов Р.М., Горбачева Ю.В., Рябцева В.М. История экономических учений. Учебник для ВУЗов. / Под ред. Ю.В. Горбачевой. – М.: Инфра - М, – Сибирское соглашение, 2000. 8. Гусейнов Р.М., Семенихина В.А. Экономическая история. История экономических учений. – М., 2008. 9. Жид Ш, Рист Ш. История экономических учений. / Пер. с фр. – М.: Экономика, 1995. 10. История экономических учений. под ред. Марковой А., Федулова Ю. – М.: Юнити-Дана, 2009. 11. История экономических учений. Учебник. / Под ред. В. Автономова, О. Ананвина, Н. Макашевой. – М.: Инфра - М, 2002. 12. Классика экономической мысли. – М.: ЭКСМО – ПРЕСС, 2000. 13. Негпши Т. История экономической теории. – М.: Аспект - пресс, 1995. 14. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М.: Прогресс, 1968. 15. Хрестоматия по экономической теории. / Под ред. Е. Борисова. – М., 2001 6.2. Дополнительная литература
|
Новосибирский филиал Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования | Инвестиции Лекции Новосибирск 2008 г Оглавление Автономная некоммерческая организация «Российская академия предпринимательства» Новосибирский филиал | ||
Методические указания по выполнению контрольных работ Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал | Программа дисциплины "Международная экономика" для направления Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал | ||
Основной образовательной программы по направлению магистров 080100 Экономика Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал | Научная школа: Устойчивое развитие социально-экономической системы Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал | ||
Новосибирский филиал Цель дисциплины «Антикризисное управление»: дать студентам систему теоретических знаний и практических навыков по антикризисному... | Пресс-релиз 17 октября 2013 г Новосибирский филиал Почты России подвел итоги областного этапа Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» | ||
Новосибирский филиал Для освоения дисциплины «Инновационный менеджмент» необходимы знания в области экономики предприятия, управления персоналом, управления... | Новосибирский филиал Целью дисциплины является формирование у студентов представления о закономерностях геополитических процессов в усвоении и углублении... | ||
Новосибирский филиал ... | Новосибирский филиал Дать представление об основных психологических свойствах, процессах и явлениях, о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным,... | ||
Реферат по курсу медицинской энтомологии Тема: лихорадка паппатачи «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, нгу) | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, нгу) | ||
Реферат по курсу энтомологии студентка медф гр. 13451. 1 «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, нгу) | Новосибирской области «новосибирский аграрный колледж» утверждаю... Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования |