Новосибирский филиал





Скачать 119.26 Kb.
НазваниеНовосибирский филиал
Дата публикации14.11.2014
Размер119.26 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы


АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВПО

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра «Экономика и менеджмент»

Утверждаю

Председатель Ученого совета

____________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


История экономических

учений



Для специальностей: 080507.65 «Менеджмент организации»

Новосибирск, 2012

1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине

История экономических учений: особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний. Первые экономические теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских учёных в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган - Барановского в понимание экономических циклов, А.В. Чаянова – в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева – в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).

1.2. Цель изучения дисциплины «История экономических учений»:

  • изучение закономерностей становления экономической теории;

  • знакомство с достижениями современной мировой экономической мысли;

  • формирование экономического мировоззрения.

1.3. Задачи курса определяют его структуру и содержание, согласованы с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» и 080100.62 «Экономика».

Для достижения цели курса поставлены следующие задачи:

    • рассмотреть экономические теории в процессе их возникновения, формирования и развития, выявить их особенности на разных исторических этапах развития общества;

    • определить специфику экономической мысли в достижениях различных экономических школ;

    • оценить возможности практического использования экономических учений в отечественной экономике.

1.4. Место в системе профессионального образования (связь с другими дисциплинами)

Курс «История экономических учений» тесно связан с экономической теорией (по сути она и есть экономическая теория, рассмотренная в ретроспективе), с историей экономики, с мировой экономикой, со статистикой, экономической географией, с историей народного хозяйства и другими науками.

1.5. Требования к уровню освоения дисциплины

По окончании изучения дисциплины «История экономических учений» студент должен:

      • знать основные достижения экономических теорий, их преемственность;

      • уметь оценивать эффективность экономической политики в современных условиях с позиций ее связи с известными теориями экономики;

      • научиться выделять позитивные моменты в теориях прошлого и настоящего.

2. Виды учебных занятий по дисциплине, их объёмы (в часах). См. учебный план

3. Тематическое содержание дисциплины «История экономика».


Тема 1. Предмет и задачи курса “История экономических учений”. Предшественники политической экономии. Классическое направление

Предмет истории экономических учений. Цель, источники и задачи курса. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах.

Меркантилизм как исторически первая школа в экономической науке.

Физиократы. Теория воспроизводства Ф. Кенэ.

Предшественники классической политической экономии (У. Петти, П. Буагильбер).

А. Смит. Теория стоимости. Взгляд на производительный и непроизводительный труд. Систематизация экономических знаний. Д. Рикардо. Теория стоимости, земельной ренты и налогов. Д.С. Милль. “Малый классик” в английской экономической науке. Разложение классической школы в работах С. де Сисмонди.

Тема 2. Экономическая мысль в России

Своеобразие русской экономической Ю. Крижанич, А.Л. Ордин-Нащёкин, И.Т. Посошков, М.В. Ломоносов о развитии производительных сил России, о собственности, цене и прибыли.

Радикальные и реформистские воззрения на проблемы экономической свободы, проблемы формирования цены, распределения совокупного продукта в работах А.Н. Радищева, Н.И. Тургенева, П.И. Пестеля, М.М. Сперанского. Первые русские экономисты. Крестьянский социализм А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. Отношение к сельской общине. Программы русских народников. Либеральное направление в русской экономической науке. Отечественная экономическая мысль XX века.

Вклад М.И. Туган–Барановского в русскую и мировую экономическую науку. Теория циклов.

Типология крестьянских хозяйств в работах А.В. Чаянова.

Н.Д. Кондратьев. Проблемы экономической динамики (Теория “длинных волн” И.Д. Кондратьева).

Экономико-математическая школа в России и СССР. Работы В.К. Дмитриева, В.В. Новожилова и Л.В. Канторовича.

Тема 3. Марксизм

Исторические условия возникновения марксизма. Структура и основные проблемы “Капитала” К.Маркса. Теория стоимости. Двойственный характер труда, овеществленного в товаре. Теория заработной платы, прибавочной стоимости. Современный марксизм.

Тема 4. Маржинализм

Возникновение маржинализма. Новые подходы к анализу экономических процессов. Австрийская школа предельной полезности и ее представители. Стоимость и полезность. Нижняя и верхняя граница цены Е. Бём-Баверка. Математическая интерпретация теории предельной полезности в работах У.С. Джевонса, В. Парето. Общее экономическое равновесие в понимании Л. Вальраса. Неоавстрийская школа (Л. фон Мизес, Ф. фон Хайек.

Тема 5. Неоклассическое направление

Кембриджская школа. Теория спроса, предложения и цены в работах А. Маршалла. Фактор времени и его значение в анализе А. Маршалла.

Предельная производительность факторов производства в работах Д.Б. Кларка.

Тема 6. Институционализм. Основные идеи и этапы развития

Предшественники институционализма. Старая и новая историческая школа в Германии. Факторы общественного и экономического развития в понимании Ф. Листа, К. Книса, Г. Шмоллера, Л. Брентано и В. Зомбарта.

Теория праздного класса Т. Веблена. “Большие и малые циклы” У. Митчелла. Правовой институционализм Дж. Коммонса. Современный институционализм. Индустриальное общество Дж. К. Гэлбрейта. Теория “трех экономик” Ф. Перру. Основные цели Г. Мюрдаля. Американские футурологи об “информационном обществе”.

Тема 7. Д.М. Кейнс и его теоретическая система. Динамизация теории Кейнса

Новые подходы Д. Кейнса к пониманию полной занятости и эффективного спроса. Психологический закон и сбережения в теории Д. Кейнса. Мультипликатор Д. Кейнса. Способы государственного регулирования капиталистической экономики. Динамизация теории Д. Кейнса в работах Хикса, Хансена, Филлипса.

Неоклассическая система и теория Д. Кейнса. Основные черты неокейнсианства.

Тема 8. Современный либерализм и неоклассические докторины

Основные принципы “нового либерализма”. Германский неолиберализм (Фрайбургская школа) о социальном рыночном хозяйстве и принципах экономической политики. В. Ойкен и Л. Эрхард о теории и путях достижения всеобщего социального и материального благосостояния для всех членов общества. Монетаризм. Чикагская школа М. Фридмена. Монетарная концепция цикла. Инструменты и методы монетарной политики. Монетарное правило. Реализация рецептов монетаризма в современных условиях.

4. Содержание практических занятий (семинаров):


4.1. Вопросы к коллоквиуму по книге А. Смита “Исследование о природе и причинах богатства народов”

  1. История создания книги, её структура.

  2. А. Смит об общественном разделении труда и специализации производства.

  3. Теория стоимости А Смита. Парадокс Смита.

  4. Догма Смита.

  5. Смит о зарплате.

  6. Смит о капитале.

  7. Смит о прибыли.

  8. Смит о земельной ренте.

  9. Изменение стоимости серебра в течение последних четырех столетий.

  10. Смит о деньгах.

  11. Смит об естественной и рыночной цене товаров.

  12. Смит о действительной и номинальной цене товаров.

  13. Смит о составных частях цены товаров.

  14. Смит об экономической роли государства.

  15. Смит о государственных доходах и расходах.

  16. Смит о торговле, её формах и видах.

  17. Смит о разрядах сырых продуктов и изменении их стоимости.

  18. Смит о производительном и непроизводительном труде.

  19. Отношение Смита к меркантилистам и физиократам.

  20. Смит о формах и видах спроса.

  21. “Невидимая рука” у Смита.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

5.1. Тематика рефератов


  1. Предпосылки возникновения и сущность меркантилизма.

  2. Теория воспроизводства школы физиократов.

  3. Вклад У. Петти в экономическую теорию.

  4. Сущность экономической теории П. Буагильбера.

  5. Общая характеристика классического направления.

  6. Проблемы общественного разделения труда в книге А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».

  7. Теория стоимости А. Смита.

  8. Категории «производительного» и «непроизводительного» труда в разработке А. Смита.

  9. Д. Рикардо. Теория стоимости.

  10. Разработка теории земельной ренты и налогов в работе Д. Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения».

  11. Ж.-Ш.-С. Де Сисмонди - родоначальник мелкобуржуазного направления в экономической теории. Теория реализации общественного продукта.

  12. Своеобразие русской экономической мысли. Первые русские экономисты (Ю. Крижанич, А.Л. Ордин-Нащекин).

  13. Программа развития производительных сил России в работе И.Т. Посошкова «Книга о скудости и богатстве».

  14. Представители радикального направления в экономической теории России XVIII -XIX веков (А.И. Радищев, И.И. Пестель).

  15. Реформистские идеи преобразования экономики России в XVIII - XIX веках (М.М. Сперанский, Н.И. Тургенев, Н.С. Мордвинов).

  16. "Крестьянский социализм" А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского.

  17. Идеи народничества в экономической теории России в XIX веке.

  18. Вклад И.В. Вернадского и М.Н. Вернадской в развитие экономической теории России.

  19. Т. Мальтус. Закон народонаселения и его современная интерпретация.

  20. Теория "последнего часа" У.С. Сениора и теория производительного труда.

  21. Теория трех факторов производства Ж.-Б. Сэя.

  22. Догма Ж.-Б. Сэя.

  23. "Экономические гармонии" Ф. Бастиа.

  24. Представители "старой" исторической школы в Германии (Ф. Лист, К. Книс).

  25. Теория ценности хозяйственных благ в австрийской школе (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бём-Баверк).

  26. Заслуги У.С. Джевонса в развитии экономической теории.

  27. Теория экономического равновесия Л. Вальраса.

  28. Экономический смысл "кривых безразличия" В. Парето.

  29. Теория равновесной цены А. Маршалла.

  30. Д.Б. Кларк и его идея распределения.

  31. Д. Кейнс. Проблема эффективного спроса в книге "Общая теория занятости, процента и денег".

  32. Программа регулирования воспроизводства в книге Д. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег".

  33. Динамизация теории Д. Кейнса (Хикс, Хансен, Харрод, Домар).

  34. Западногерманский неолиберализм (Фрайбургская школа).

  35. Современный монетаризм (М. Фридмен, И. Фишер) (Чикагская школа).

  36. Основные проблемы книги П. Самуэльсона "Экономикс".

  37. Стадии экономического роста У. Ростоу.

  38. Общая характеристика институционализма, этапы развития.

  39. Теория индустриального общества Д.К. Гэлбрейта.

  40. Будущее мировой экономики в работах Д. Белла и О. Тоффлера.

  41. Теория рациональных ожиданий Лаффера.

  42. Теория благосостояния А. Пигу.

  43. "Ортодоксальный рыночник" А. Хайек.

  44. "Теория экономического развития" Й. Шумпетера.

  45. Новая (молодая) историческая школа в Германии (Г. Шмоллер, Л. Брентано, В. Зомбарт).

5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену

  1. Предмет и задачи курса истории экономических учений.

  2. Меркантилизм, его сущность, этапы, особенности в различных странах.

  3. Школа физиократов. Теория воспроизводства Ф. Кенэ.

  4. Общая характеристика классической школы в экономической науке.

  5. У. Петти: основные идеи. Количественный анализ.

  6. А. Смит: теория стоимости.

  7. Производительный и непроизводительный труд по А. Смиту.

  8. Д. Рикардо: вклад в теорию стоимости, земельной ренты и налогов.

  9. С. Сисмонди: теория реализации общественного продукта.

  10. Своеобразие экономической мысли в России. Первые русские экономисты. Ю. Крижанич, А.Л. Ордин-Нащекин.

  11. И.Т. Посошков «Книга о скудости и богатстве».

  12. М.В. Ломоносов: программы развития производительных сил в России.

  13. М.М. Сперанский: реформы экономики и управления.

  14. П.И. Пестель. Радикальные идеи «Русской правды».

  15. Экономические взгляды А.Н. Радищева.

  16. Вклад Н.И. Тургенева в русскую экономическую науку.

  17. Экономические идеи А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского.

  18. Марксизм: основные идеи. Современная оценка достижений и просчетов марксизма. «Капитал» К. Маркса.

  19. Вклад Ф. Энгельса в экономическую науку.

  20. Сущность маржинализма и особенности подхода к анализу экономических процессов.

  21. «Шкала потребностей» К. Менгера и Е. Бём-Баверка.

  22. Верхняя и нижняя граница цены по Бём-Баверку.

  23. Функциональный анализ У.С. Джевонса.

  24. Л. Вальрас: теория общего экономического равновесия.

  25. Теория потребительского предпочтения В. Парето.

  26. Неоклассическое направление: сущность и основные идеи.

  27. Старая и новая историческая школа в Германии.

  28. Институционализм: сущность и особенности. Т. Веблен «Теория праздного класса».

  29. Д. Коммонс. Правовой институционализм.

  30. И.В. Вернадский. Экономические идеи.

  31. Либеральное направление в русской экономической мысли конца XIX - начале XX веков.

  32. А.В. Чаянов. Типология крестьянских хозяйств.

  33. Н.Д. Кондратьев. Теория длинных волн.

  34. Н.И.Бухарин «Политическая экономия рантье».

  35. Вклад М.И. Туган-Барановского в русскую и мировую экономическую науку.

  36. А. Маршалл. Теория цены и факторов, ее определяющих.

  37. Д.Б. Кларк. Теория производительности факторов производства.

  38. Д.М. Кейнс: склонность к сбережению, потреблению, инвестированию.

  39. Государственное регулирование экономики по Д.М. Кейнсу.

  40. Динамизация теории Д.М. Кейнса (Дж. Хикс, Э. Филлипс, Э. Хансен).

  41. Задачи экономического роста в уравнении Р. Харрода и Е. Домара.

  42. Западногерманский неолиберализм. Социальное рыночное хозяйство.

  43. Рыночная экономика Ф. фон Хайека.

  44. Американский монетаризм. Чикагская школа М. Фридмена.

  45. Теория индустриального общества Д.К. Гэлбрейта.

  46. Стадии экономического роста в работах У. Ростоу.

  47. «Экономикс» А. Самуэльсона. Основные идеи.

  48. Современные западные футурологи (Белл, Тоффлер и др.); основные закономерности «информационного века».

  49. Монополистическая конкуренция в работах Д. Робинсон и Э. Чемберлина.

  50. Ж.-Б. Сэй. «Закон Сэя».

  51. Т. Мальтус. Закон народонаселения.

  52. Теория рациональных ожиданий Р. Лукаса.

  53. Теория общественного выбора Д. Бьюкенена.

  54. Математическая школа в русской экономической теории (В. Дмитриев, Е. Слуцкий, В Новожилов, Л. Канторович).

  55. Д.С. Милль - “малый классик” английской экономической мысли XIX века.

  56. Содержание модели “затраты - выпуск” В. Леонтьева.

  57. Старая и новая историческая школа в Германии.

6. Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература

1. Адамович Т., Лемещенко П. Современная политическая экономия. – М., 2005.

2. Антология экономической классики. – М.: Наука, 1993.

3. Блауг М. 100 великих экономистов до Кейнса. – М., 2008.

4. Блауг М. Методология экономической науки или как экономисты объясняют. – М., 2004.

5. Бартенев С.А. История экономических учений. – М.: Юристъ. 2007.

6. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Пределы капитализма: методология и онтология. Реактуализация классической философии и политической экономии (избранные тексты). – М., 2009.

7. Гусейнов Р.М., Горбачева Ю.В., Рябцева В.М. История экономических учений. Учебник для ВУЗов. / Под ред. Ю.В. Горбачевой. – М.: Инфра - М, – Сибирское соглашение, 2000.

8. Гусейнов Р.М., Семенихина В.А. Экономическая история. История экономических учений. – М., 2008.

9. Жид Ш, Рист Ш. История экономических учений. / Пер. с фр. – М.: Экономика, 1995.

10. История экономических учений. под ред. Марковой А., Федулова Ю. – М.: Юнити-Дана, 2009.

11. История экономических учений. Учебник. / Под ред. В. Автономова, О. Ананвина, Н. Макашевой. – М.: Инфра - М, 2002.

12. Классика экономической мысли. – М.: ЭКСМО – ПРЕСС, 2000.

13. Негпши Т. История экономической теории. – М.: Аспект - пресс, 1995.

14. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М.: Прогресс, 1968.

15. Хрестоматия по экономической теории. / Под ред. Е. Борисова. – М., 2001
6.2. Дополнительная литература

    1. Аникин А.В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей и экономистов до Маркса. – М.: Политиздат, 1995.

    2. Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994.

    3. Харрис Л. Денежная теория. / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1990.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Новосибирский филиал iconНовосибирский филиал
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
Новосибирский филиал iconИнвестиции Лекции Новосибирск 2008 г Оглавление
Автономная некоммерческая организация «Российская академия предпринимательства» Новосибирский филиал
Новосибирский филиал iconМетодические указания по выполнению контрольных работ
Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал
Новосибирский филиал iconПрограмма дисциплины "Международная экономика" для направления
Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал
Новосибирский филиал iconОсновной образовательной программы по направлению магистров 080100 Экономика
Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал
Новосибирский филиал iconНаучная школа: Устойчивое развитие социально-экономической системы
Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал
Новосибирский филиал iconНовосибирский филиал
Цель дисциплины «Антикризисное управление»: дать студентам систему теоретических знаний и практических навыков по антикризисному...
Новосибирский филиал iconПресс-релиз 17 октября 2013 г
Новосибирский филиал Почты России подвел итоги областного этапа Всероссийского конкурса «Лучший урок письма»
Новосибирский филиал iconНовосибирский филиал
Для освоения дисциплины «Инновационный менеджмент» необходимы знания в области экономики предприятия, управления персоналом, управления...
Новосибирский филиал iconНовосибирский филиал
Целью дисциплины является формирование у студентов представления о закономерностях геополитических процессов в усвоении и углублении...
Новосибирский филиал iconНовосибирский филиал
...
Новосибирский филиал iconНовосибирский филиал
Дать представление об основных психологических свойствах, процессах и явлениях, о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным,...
Новосибирский филиал iconРеферат по курсу медицинской энтомологии Тема: лихорадка паппатачи
«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, нгу)
Новосибирский филиал iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, нгу)
Новосибирский филиал iconРеферат по курсу энтомологии студентка медф гр. 13451. 1
«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, нгу)
Новосибирский филиал iconНовосибирской области «новосибирский аграрный колледж» утверждаю...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск