Скачать 222.28 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ) Кафедра экономики и управления на предприятиях торговли Одобрено УМС факультета _____________ Протокол №__от «___»___________20__г. Председатель _________________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ/ МОДУЛЯ/ Наименование программы дисциплины/модуля/ « Бизнес-планирование» Рекомендуется для направления подготовки специальности
«Менеджмент»080200 Квалификация /степень/выпускника бакалавр Москва 201—г. 1. Цели и задачи дисциплины: целью усвоения учебной дисциплины «Бизнес-планирование» является приобретение знаний и умений по обоснованию ,разработке и созданию бизнес-плана организации ,формированию общекультурных и профессиональных компетенций ,необходимых для осуществления этого вида деятельности. 2.Место дисциплины в структуре ООП: - Усвоение основных понятий в области бизнес-планирования ; - Изучение содержания процесса бизнес-планирования; - Разработка и внедрение комплекса бизнес-плана ; - Приобретение умений и навыков использования теоретических знаний в практических ситуациях, а также формирования необходимых для профессиональной деятельности компетенций. Дисциплина базовой части профессионального цикла ОПД ФГОС ВПО. Дисциплина имеет предшествующие связи с дисциплинами: Экономическая теория; Экология; Информатика; Экономика организации; Статистика; Менеджмент; Правовое регулирование профессиональной деятельности. Последующие межпредметные связи дисциплина «Бизнес-планирование» имеет с дисциплинами: Коммерческая деятельность, Логистика, Рекламная деятельность ,Маркетинг ,Финансы предприятия. Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов Студент должен: Знать: основные экономические понятия, законы и теории, макро- и микроэкономические показатели, организационно-правовые формы предприятий, статистические методы оценки и прогнозирования;; принципы, функции и методы менеджмента; нормативно-правовую базу хозяйственной деятельности. Уметь: применять основные законы и положения социальных, гуманитарных, экономических, естественных, правовых и технологических дисциплин. Владеть: основными понятиями, определенными в предшествующих дисциплинах, экономическими, статистическими, товароведными и управленческими методами, а также информационными технологиями и нормативно- правовой базой профессиональной деятельности. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: общекультурных: владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способностью свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-2); готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе, способностью работать в команде и самостоятельно, а также быть коммуникативным, толерантным и честным; способностью проявлять организованность, трудолюбие, исполнительскую дисциплину (ОК-3); способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно принимать решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-4); общепрофессиональных: - умением пользоваться нормативными документами в своей профессиональной деятельности, готовность к соблюдению действующего законодательства и требований нормативных документов (ПК – 2); - готовность к выявлению и удовлетворению потребностей покупателей товаров, их формированию с помощью маркетинговых коммуникаций, способностью изучать и прогнозировать спрос потребителей, анализировать маркетинговую информацию, конъюнктуру товарного рынка (ПК-10); - способность осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления профессиональной деятельностью (ПК-31); - готовность работать с технической документацией, необходимой для профессиональной деятельности (ПК –42). - способность проводить научные исследования в профессиональной деятельности (ПК-31); - способность участвовать в разработке инновационных методов, средств и технологий в области профессиональной деятельности (ПК-42). В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: цели, принципы, функции, объекты бизнес-планирования ,основные инструменты комплекса бизнес-плана, экономическую среду и её анализ, стратегическое планирование, методы сбора информации, подходы к организации деятельности специфических служб по разработке бизнес-плана. Уметь: проводить анализ окружающей среды и анализ ресурсного потенциала организации ,определять миссию ,цели и задачи развития планируемого объекта ,определять выбор стратегии. Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: умениями и навыками организации деятельности по разработке бизнес-плана и оценки ее эффективности. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание модулей дисциплины Модуль I. Методологические основы бизнес-плана Тема 1 .Основы бизнес-плана. Планирование –средство реализации принципов стратегии развития организации.. Определение бизнеса и бизнес-планирования.Цели ,задачи и предмет бизнес-планирования. Профессиональные компетенции, формируемые при освоении дисциплины Значение дисциплины в подготовке специалистов по направлению «Менеджмент». Структура дисциплины. Функции и принципы планирования. Формируемые компетенции: ПК-19 Тема 2. Структура и основные разделы бизнес-плана. Отражение в бизнес-плане внутренней и внешней среды. История возникновения и развитие маркетинга. Виды рынков: рынок продавца и рынок покупателя. Бизнес-план – основа управления предприятием /фирмой/. Особенности различных типов и видов бизнес-проектов. Классификация бизнес-проектов . Формируемые компетенции:,ПК-19 Тема 3. Разработка бизнес-плана. Порядок разработки бизнес-плана .Структура бизнес-плана и содержание основных позиций структуры . Определение сметы и стоимости бизнес-проекта..Типичные ошибки в бизнес-планировании. Формируемые компетенции:, ПК-19, Модуль II. Содержание основных разделов бизнес-плана и их детализация . . Тема 4. Анализ рынка. Общие понятия ,классификация и сегментация рынка.. Рынок сбыта. Рынок товаров и услуг .Виды цен..Экономический анализ рынка. Формируемые компетенции:,ПК-10 Тема5. Финансовая политика предприятия. Сущность ,функции и определение финансов .Комплекс маркетинга: понятие, составные элементы (продукция, цена, распределение, продвижение). Финансовая система государства и хозяйствующий субъект. Финансовые инструменты .. Финансовые рынки . Финансы и налоговая система .. Финансы и кредит .,.. Финансовый анализ. . Формируемые компетенции: , ПК- 11 Тема 6. Анализ и планирование финансовой деятельности предприятия .. . Анализ финансового состояния предприятия Финансовое планирование .. Основы бухгалтерского учета и отчетности .. Финансовые сведения Формируемые компетенции: ПК- 11, Тема7. Маркетинговая программа бизнес-плана . Основы маркетинга ., Маркетинговые исследования.. Предпринимательские риски в маркетинговых программах . Реклама .. Формируемые компетенции:,ПК-10, Тема 8. Предприятие в рыночных условиях . Индивидуальные и акционерные предприятия.:. Местонахождение предприятия ... Оценка воздействия на окружающую среду .,. Партнерские связи предпринимательства . Конкуренция ., Стратегическое планирование на предприятии . Анализ хозяйственной деятельности предприятия .. Формируемые компетенции: ПК-19, Модуль III. Инвестиционные проекты ,риски и страхование . Тема 9. Оценка инвестиционного проекта Общие понятия ., Общие требования к показателям эффективности инвестиционных проектов .Коммерческая эффективность Бюджетная эффективность . Экономическая эффективность .Источники инвестиций .Разработка инвестиционной стратегии .Финансовый анализ .,. Формируемые компетенции, ПК-31- Тема10. Риски и страхование . Общие понятия и классификация рисков . Методология выявления и анализа рисков Финансовый механизм управления риском . Страхование Формируемые компетенцииПК-42, 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Темы практических и семинарских занятий
7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) – курсовые работы не предусмотрены. 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература 1. Бизнес-планирование . Учебник ./под ред.Черняка В.З./. Юнити, М.:2007 2. Бизнес-планирование.Учебник ./под ред.Попова В.М. и др./М.: Финансы и статистика ,2009 3.Липсиц И.В.,Коссов В.В.Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа:Учебное пособие.М.:БЕК,1996 б) дополнительная литература
6.Смирнов Л.А. Организация финансирования инвестиционного проекта. М.: Консалтбанкир ,1993 7.Хоскинг А.Курс предпринимательства:практ.пособие: Пер.с англ.м.: Международные отношения ,1993 в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы Программа для математико-статистической обработки результатов бизнес- исследований, специализированные сайты Интернет.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы Консультант Плюс 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: Образовательные технологии При чтении лекций используются объяснительно-иллюстративный метод с элементами проблемного изложения учебной информации (монологической, диалогической или эвристической). При проведении практических занятий применяются активные и интерактивные методы: разбор конкретных ситуаций (кейсы), деловые игры, решение ситуационных задач, дискуссии. Удельный вес занятий в активных и инерактивных формах должен составлять не менее 25%. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости). .тест1: ? что понимается под стратегическими зонами хозяйствования 1.Региональная деятельность фирмы 2.Определенные сегменты среды ,на которые имеет выход фирма 3.Доля фирмы на рынке ТЕСТ 2: ?какие факторы используются при разработке и проверке локальных стратегий 1.Внутренней среды 2«.Внешней среды 3.Стратегической зоны хозяйствования 4.1+2 Тест3. ?структура бизнес-плана 1.Четко регламентирована и не должна меняться 2.Может меняться как угодно 3.Меняется при сохранении основных разделов ТЕСТ 4. .?как называется рынок на котором спрос превышает предложение 1.Покупателя 2.Продавца 3.Производителя ТЕСТ 5 ?какое планирование относится к долгосрочному 1.планирование на срок до 5 лет 2.планирование на срок от 5 и более лет 3.планирование на срок от 3 лет и более 4.планирование на срок до10 лет ТЕСТ 6 ? Какие способы планирования используются в практике 1.прогрессивный ,ретроградный ,встречное планирование 2.планирование сверху вниз и снизу вверх 3.прогрессивный ,регрессивный ТЕСТ 7 ?в чем заключается принцип научности планирования 1.В скоординированности всех видов деятельности 2.В использовании современных методов при составлении плана 3.В выделении основного вида деятельности ,обеспечивающего большую долю прибыли ТЕСТ 8. ? раскрыть значение показателей правила «4Р»и указать какой из них приносит реальный доход. 1-1 2-2 3-3 4-4 Модуль 2 Контрольные вопросы для аттестации студентов: 1.В чем заключается экономическая сущность финансов 2.Сравните понятия «финансы» и «финансовые ресурсы» 3.Перечислите источники финансовых ресурсов государства и хозяйствующих субьектов 4.Какие функции выполняют финансы Вопросы для проведения круглого стола: 1.Прямые и портфельные инвестиции 2 ..Методы расчета эффективности инвестиций 3.Финансовые источники простого и расширенного воспроизводства основных средств 4.Показатели эффективности использования основных средств. Модуль 3. Темы рефератов и эссе студентов: 1.Понятие экономической состоятельности предприятия 2.Анализ экономических результатов деятельности предприятия. 3.Анализ факторов , определяющих экономические результаты деятельности предприятия. 4.Подходы к анализу и оценке риска деятельности предприятия. Разработчики: Профессор кафедры Желудов В.К. Эксперты: Должность,звание Ф.И.О ФИО Должность,звание |
Рабочая программа дисциплины (модуля) морфология с. Х. Животных (наименование... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины (модуля) основы ветеринарии (наименование... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Структура рабочей программы дисциплины (модуля). Наименование дисциплины... Цель дисциплины – формирование общепрофессиональной компетентности путем развития теоретического мышления будущих бакалавров, ведущего... | Рабочая программа Дисциплины (модуля) Пакеты прикладных программ... Форма обучения Очно-заочнаяУчебный цикл Б2 (Математический и естественнонаучный) | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) б в политические идеологии... Цели освоения дисциплины Данный курс читается как одна из специальных дисциплин, которая призвана дать студентам системные знания... | Структура рабочей программы дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Проблема обеспечения безопасности неотрывна от проблемы обеспечения успеха человека в жизни, его самореализации в ней, самоутверждения,... | ||
Рабочая программа Дисциплины (модуля) Математическое модел ирование... «Программная инженерия» на кафедре «Информационные системы» факультета Информационных систем и технологий | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Инновационные... «Преподавание филологических дисциплин (с указанием языка / языков и литературы/литератур)» | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) р4 Политическое консультирование... Цели освоения дисциплины Данный курс читается как одна из базовых специальных дисциплин, которая призвана дать студентам системные... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... |