Высшего профессионального образования





НазваниеВысшего профессионального образования
страница1/6
Дата публикации19.11.2014
Размер0.95 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Экономика > Программа
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Всероссийский заочный финансово-экономический институт»


Рабочая программа учебной дисциплины


Общая теория систем
Для студентов, обучающихся по направлению

080500.62 «Бизнес-информатика»
КВАЛИЦИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – “БАКАЛАВР ЭКОНОМИКИ ”

МОСКВА 2012

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Всероссийский заочный финансово-экономический институт»


Рабочая программа учебной дисциплины


Общая теория систем
Для студентов, обучающихся по направлению

080500.62 «Бизнес-информатика»
КВАЛИЦИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – “БАКАЛАВР ЭКОНОМИКИ ”


Учетно-статистический факультет

Кафедра аналитических информационных систем

МОСКВА 2012

Рабочую программу учебной дисциплины разработал:



доктор экономических наук, профессор И.Н. Дрогобыцкий


Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры «Аналитические информационные системы», протокол № 3 от 15 марта 2011 г.

Зав. кафедрой доктор экономических наук,

Профессор Дрогобыцкий И.Н.



Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании

Учебно-методического совета ФГОБУ ВПО ВЗФЭИ

И. о проректора, председатель УМС В.П. Белгородцев



Общая теория систем. Рабочая программа учебной дисциплины для студентов бакалавров, обучающихся про направлениям подготовки 080500.62 «Бизнес информатика», квалификация (степень) бакалавр. – М.: ВЗФЭИ, 2012




Ó Всероссийский заочный

финансово-экономический

институт (ВЗФЭИ), 2012



1 .Цели и задачи дисциплины

Программа разработана в соответствии с

  • ФГОС-3 ВПО по направлению подготовки бакалавров «Бизнес-информатика» (квалификация «бакалавров» (080500); утвержденным приказом Минобранауки от 14 января 2010 г. №27);

  • Учебным планом института по направлению подготовки 080500.62

Дисциплина «Общая теория систем» преследует цель сформировать у студентов современное представление и системности окружающего мира, процессов его познания и практической деятельности человека, привить им навыки системного подхода при изучении и/ или анализе любого экономического объекта, явления, процесса или проекта и вооружить их методологией и инструментарием системного анализа.

Достижение отмеченной цели предполагается обеспечить посредством реализации следующих образовательных задач:

  1. Освоение теоретических основ приобретение компетенций в области общей теории систем и применение ее методологии к исследованию хозяйствующих субъектов, территориальных образований и др. организационно-экономических структур;

  2. Выработка навыков структурирования, моделирования, анализа, диагностирования текущего состояния и формирования стратегии развития экономических систем различного названия;

  3. Освоение процедур системного анализа и приемов их реализации;

  4. Приобретение практических навыков проведения системного анализа конкретных проблемных ситуаций на различных этапах жизненного цикла исследуемой системы и генерирования управленческих решений, призванных устранить проблему или уменьшить ее неблагоприятное влияние;

  5. Качественное выполнение и успешная защита курсовой работы.


2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП )



Настоящая дисциплина относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла подготовки бакалавров НПО направлению 080500.62 «Бизнес-информатика».

Для эффективного освоения дисциплины «Общая теория систем» студенты должны обладать знаниями в области классической математики, обществоведения, и информатики в объеме программы средней школы.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины «Общая теория систем» студенты должны в той или иной мере овладеть следующими компетенциями:

  • культурой мышления, обобщения и анализа, искусством определения целей исследуемой системы и выбора эффективного пути их достижения (ОК-1);

  • способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

  • умением находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);

  • осознанием сущности и значения информации в развитии современного общества, владением основными методами, способами и средствами ее получения, хранения и переработки (ОК-12);

  • умением анализировать архитектуру предприятия (ПК-1);

  • навыками анализа инноваций в экономике, управлении и ИКТ (ПК-4);

  • навыками обследования деятельности и ИТ-инфраструктуры предприятия

(ПК-5);

  • навыками выполнения технико-экономического обоснования проектов по совершенствованию регламентации бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия (ПК-14);

  • умением использовать математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования (ПК-20);

  • способностью консультировать заказчиков по вопросам совершенствования бизнес- процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия (ПК-22);


В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

  • закономерности развития природы, общества и мышления;

  • общую теорию систем;

  • основные категории и понятия экономики и менеджмента предприятия;

  • основы психологии межличностных отношений в коллективе;



уметь:

  • применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня и профессиональной компетентности;

  • анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

  • применять системный подход к анализу и синтезу сложных систем;

владеть:

  • навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества;

  • основами моделирования прикладных задач, решаемых аналитическими методами;

  • методами системного анализа.


4. Критерии оценки знаний по дисциплине
Для оценки степени освоения программы дисциплины «Общая теория систем» используется следующие формы контроля:

  • опросы студентов и проведение дискуссий на практических занятиях;

  • компьютерное тестирование;

  • промежуточный контроль в процессе подготовки и защиты курсовой работы;

  • итоговый контроль на экзамене.

Каждому виду контроля соответствует определенный критерий оценки. Предельные знания критериев приведены в таблице 1. Итоговая оценка знаний по данной дисциплине формируется в процессе работы студента на протяжении всего семестра и представляет собой простую сумку оценок по каждому виду контроля


Таблица 1. Предельные значения критериев оценки знаний студента



п\п

Вид контроля

Баллы

1.

2.

3.

4.

Активность студента на практических занятиях

Результаты компьютерного тестирования

Оценка курсовой работы

Экзамен

10

10

30

50




Итого:

100


5. Трудоемкость (объем) дисциплины в зачетных единицах

Трудоемкость (объем) дисциплины «Общая теория систем» составляет 3 (три) зачетные единицы. Распределение общей трудоемкости по видам работы приведено в табл. 2.

Таблица 2. Трудоемкость дисциплины по видам работы (в часах)



п/п

Вид учебной работы

Всего

часов/зачетных

единиц

1.

2.
3.

Аудиторные занятия (всего).

В том числе:

  • лекции

  • практические занятия

  • интерактивные занятия

Самостоятельная работа (всего).

В том числе:

  • курсовая работа

  • компьютерное тестирование

  • работа с образовательными ресурсами репозитория

  • прочая

Экзамен

20
4

12

4

124
36

12

17

23

36




Итого:

144/4 зач. ед.


6. Содержание дисциплины

6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)

Основные разделы учебной программы дисциплины «Общая теория систем» приведены в табл. 3.
Таблица 3. Разделы дисциплины и виды занятий в часах


Тема



Всего

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Лекции

Практи-ческие занятия

Интерак-тивные занятия

Компьютерное тестирование, работа с образовательными ресурсами Интернет-репозитория ( КОПР и пр.)

1. Основные

положения терии систем

24

2

2




20

2. Моделирование систем

26




2

2

22

3. Процедуры системного анализа

24




2




22

4. Организационный менеджмент с позиции общей теории систем

25




2

2

21

5. Организационная структура экономических систем

21




2




19

6. Методология системных исследований

24

2

2




20

Итого:

144

4

12

4

124



6.2. Содержание разделов дисциплины по темам в текстовом формате

Раздел 1. Основные положения теории систем

Системность как общее свойство материи: системность в практической деятельности человека, системность окружающего мира, системность познавательных процессов. Основные категории, понятия и определения теории систем: система как философская категория, фундаментальные свойства системы, состав, структура и границы системы, понятия надсистема, подсистема и их взаимосвязи с системой, функционирование и поведение системы, понятия равновесие, устойчивость, бифуркация и фазовый переход в теории систем, классификация систем, особенности экономических систем. Жизненный цикл системы: рождение, развитие и гибель системы, причины гибели экономических систем, роль противоречий в системе.
Раздел 2. Моделирование систем

Моделирование как основной подход к исследованию систем: структурирование процессов моделирования, иерархия моделей, классификация методов и средств моделирования, проблемы моделирования экономических систем, статические и динамические модели, модель «черного ящика», модель состава, структурная модель системы. Информационное моделирование экономических систем: специфика информационной модели, техника информационного моделирования, формирование словаря данных, определение логики процессов, определение накопителей данных, использование информационных моделей в системных исследованиях.
Раздел 3. Процедуры системного анализа

Целеполагание: определение цели, сложности целеполагания, структурные и иерархические цели. Вскрытие системности: прямые и обратные связи, усиливающие уравновешивающие и предвосхищающие связи, язык системных диаграмм, техника построения системных диаграмм. Декомпозиция: единство и обособленность анализа и синтеза в системных исследованиях, техника декомпозиции, алгоритмизация процесса декомпозиции. Агрегирование: агрегирование и эмерджентность, техника агрегирования, агрегирование данных. Измерения: измерительные шкалы, выбор и трансформирование измерительной шкалы, экономические измерения. Выбор: проблематика выбора, однокритериальные и многокритериальные задачи выбора, выбор в условиях неопределенности, методы экспертизы и группового выбора.
Раздел 4. Организационный менеджмент с позиции общей теории систем

Парадигма организационного менеджмента: системность и теоретическая база организационного менеджмента, проблемность организационного управления, новое определение организационного менеджмента, начала теории управления изменениями по Адизесу, комплементарная управленческая команда. Структурная сложность организационного менеджмента: функциональные и энергетические императивы управления, квадрат ответственности, управленческая энергетика (полномочия, принуждение, воля, влияние) и ее гибридные формы, эффективность организационного и инженерия организационного управления. Конфликты в организационном менеджменте: естественная природа управленческих конфликтов, пути и способы разрешения управленческих конфликтов, проблемы коммуникативности, корпоративная культура как среда разрешения управленческих конфликтов. Психоэнергетическая природа организационного менеджмента: вариативность организационного менеджмента, императивны организационного развития, эмоциональная составляющая организационного менеджмента, лидерство в менеджменте, выбор лидера, самосовершенствование в менеджменте.
Раздел 5. Организационная структура экономических систем

Роль организационной структуры в жизни системы: понятие оргструктуры, координация в управлении экономической системой, структурообразующие блоки экономической системы, централизация и децентрализация управления. Проектирование и реорганизация организационных структур: параметры организационного проектирования, типовые конфигурации организационных структур (простая структура, механическая бюрократия, профессиональная бюрократия, дивизиональная организация, адхократия), силовое поле структурных построений.
Раздел 6. Методология системных исследований

Основные положения системной методологии: целостное восприятие, итерационное мышление, самоорганизация, интерактивное моделирование. Методы обнаружения и идентификации проблем в экономических системах: итерационность системных исследований, поиск и выделение характерных свойств системы, описание и интерпретация беспорядка. Базовая методика системного анализа: формулировка проблемы, формирование проблематики, конфигурирование проблемы, постановка задачи, определение целей, выбор критериев, генерирование альтернатив, моделирование, синтез решения, реализация решения. Особенности системного решения экономических задач: проблемы представительства и конфликтности заинтересованных сторон, недооценка будущего, объективность целей и точность критериев, знаниевооруженность системного анализа, особенности внедрения результатов системного анализа, этики систем и системного анализа, особенности внедрения результатов системного анализа, этика систем и системного анализа.

6.3 Практические занятия

Практические знания предполагается проводить в традиционной форме и посвятить их темам, материал которых в наибольшей степени будет востребован при подготовке курсовых работ (табл. 4)

Таблица 4. Тематика и формы проведения практических занятий



п/п

Тема занятия

Форма проведения

Коды сформированных компетенций

1.

2.

Целеполагание и вскрытие системности

Методология системных исследований

Разбор конкретных ситуаций

Обсуждение результатов работы исследовательских групп

ОК-1, ОК-4

ПК-5, ПК-20

6.4 Интерактивные занятия

Интерактивные знания предполагается проводить в форме групповых дискуссий и интерактивных лекций (табл. 5)

Таблица 5. Тематика и формы проведения интерактивных занятий



п/п

Тема занятия

Форма проведения

Коды сформированных компетенций

1.

2.

Информационное моделирование экономических систем

Системность, теоретическая база, структурная сложность и конфликтность организационного менеджмента

Интерактивная лекция

Групповая дискуссия

ОК-12, ПК-14

ОК-8, ПК-4



6.5. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами

Дисциплина «Общая теория систем» носит интеграционный характер и выстроена по принципу навигатора. Каждой методологической проблеме отводится отдельная тема, в рамках которой эта проблема «раскручивается» до конкретных постановок задач с определением методов их решения и указания дисциплин, где эти методы будут детально изучаться. Основные междисциплинарные связи данной дисциплины приведены в таблице 6.

Таблица 6. Основные междисциплинарные связи дисциплины «Общая теория систем»



п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин





1

2

3

4

5

6



Теория вероятностей и математическая статистика







*












Исследование операций




*















Имитационное моделирование




*










*



Архитектура предприятия













*






Моделирование бизнес-процессов




*















Управление жизненным циклом ИС

*


















Базы данных




*















Деловые коммуникации










*









Менеджмент










*









Аналитические информационные системы
















*


7. Организация самостоятельной работы

В ходе самостоятельной работы с учебно-методической литературой и электронными образовательными ресурсами студент должен закрепить теоретические знания, освоить методологию системных исследований и сформировать практические навыки системного аналитика в объеме достаточном для самостоятельного выполнения курсовой работы. Распределение бюджета времени самостоятельной работы приведено в таблице 7.


Таблица 7. Распределение бюджета времени самостоятельной работы ( в часах)



п/п

Наименование

темы

Виды самостоятельной работы

С участием преподавателя

Без участия

преподавателя


Работа с УМК-С, КОПР

Индивидуальные консультации

Контрольное тестирование

Подготовка к практическому занятию

Изучение литературы

Выполнение курсовой работы

Подготовка к экзамену

Итог

1

Основные положения теории систем

3

1

2

-

2

6

6

20

2

Моделирование систем

3

1

2

2

2

6

6

22

3

Процедуры системного анализа

3

1

2

2

2

6

6

22

4

Организационный менеджмент с позиции общей теории систем

3

1

2

2

1

6

6

21

5

Организационная структура экономических систем

3

1

2

-

1

6

6

19

6

Методология системных исследований

2

1

2

2

1

6

6

20




Итого по дисциплине

17

6

12

8

9

36

36

124


8. Методические рекомендации преподавателю по организации изучения дисциплины

Чтение лекций по дисциплине рекомендуется проводить в форме презентации с использованием мультимедийных средств. Это позволит значительно уплотнить учебный материал и повысить его качество. Презентационный материал можно подготовить самостоятельно или взять из централизованного фонда кафедры аналитических информационных систем.

Основное внимание следует обратить тем темам учебной программы, материал которых ляжет в основу подготовки курсовых работ. В первую очередь сюда целесообразно отнести отдельные темы и дидактические единицы из разделов «Моделирование систем», «Процедуры системного анализа» и «Методология системных исследований». Предполагаемая тематическая направленность курсовых работ и перечень рекомендуемых тем для тех студентов, которые не смогут самостоятельно их сформулировать исходя из рода своих профессиональных обязанностей, научных интересов или других предпочтений, приведены в методических рекомендациях по выполнению курсовых работ, дополняющих настоящую разработку.

Учитывая специфику заочной формы обучения преподавателю стоит вести строгий мониторинг процесса освоения программы дисциплины каждым студентом, а при определении итоговой оценки на экзамене руководствоваться результатами мониторинга и критериями, приведенными в таблице 1. К экзамену следует допускать только тех студентов, которые успешно прошли все контрольные процедуры и успешно защитили курсовую работу.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

  1. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике: учебник/ – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

б) дополнительная литература

  1. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике: учебное пособие/ - М.: Финансы и статистика, 2007.

  2. Адизес И. Управляя изменениями: как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2007

  3. Акофф Р. Планирование будущего корпорации: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1985

  4. О’Коннор Дж., Макдермотт И. Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем: Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006

  5. Гараедаги Дж. Системное мышление: как управлять хаосом и сложными процессами: Пер. с англ. – Минск: Гревцов Паблишер, 2007

  6. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Основы системного анализа: учебник/ - Томск: изд-во НТЛ, 1997

  7. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: справочник/ - М.: Финансы и статистика, 2009


в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы


  1. Электронно-библиотечная система (ЭБС) ООО "Издательский Дом ИНФРА-М" доступ через Интернет-репозиторий образовательных ресурсов нашего института.
    Адрес: http://repository.vzfei.ru

Доступ по логину и паролю.

  1. Федеральная ЭБС "Единое окно доступа к образовательным ресурсам".   

Адрес: http://window.edu.ru
Доступ свободный
.

  1. Интернет-репозиторий образовательных ресурсов ВЗФЭИ, который является специфично организованной ЭБС, дополненной развитой системой функций обучения.
    Адрес: http://repository.vzfei.ru
    Доступ по логину и паролю.

  2. Электронные каталоги АИБС МАРК-SQL: "Книги", "Статьи", "Диссертации",

"Учебно-методическая литература", "Авторефераты", "Депозитарный фонд". Общее количество записей в электронном каталоге - 201991.
Адрес: http://www.vzfei.ru/rus/library/elect_lib.htm

Доступ свободный.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ
Методические указания

по выполнению курсовой работы

Для самостоятельной работы

студентов I курса направления

подготовки «Бизнес-информатика»

МОСКВА 2011
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное Государственное бюджетное образовательное...
«руководство студией декоративно-прикладного творчества» в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального...
Высшего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 №686 “Об утверждении государственных...
Высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (фгос впо) по специальности 060101...
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального...
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Высшего профессионального образования национальный исследовательский университет
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОбразовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки
Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Нормативные документы, являющиеся основой для основной образовательной программы высшего профессионального образования 4
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск