«Обеспечение экономической безопасности в бюджетно-налоговой системе Российской Федерации»





Скачать 226.93 Kb.
Название«Обеспечение экономической безопасности в бюджетно-налоговой системе Российской Федерации»
Дата публикации22.07.2013
Размер226.93 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат


На правах рукописи

Савин Юрий Валерьевич
«Обеспечение экономической безопасности в бюджетно-налоговой системе Российской Федерации»

Специальность:

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук
Москва – 2011

Диссертация выполнена на кафедре государственного управления и экономической безопасности Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный индустриальный университет».
Научный руководитель: Столяров Николай Сергеевич

доктор экономических наук, профессор

Официальные оппоненты: Дахов Иван Григорьевич


доктор экономических наук, профессор

Гайдаржи Сергей Иванович

кандидат экономических наук, профессор


Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Российский государственный

социальный университет»
Защита состоится 19 апреля 2011 года в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 502.006.21 в ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, г. Москва, проспект Вернадского, д. 84 (1-й учебный корпус, аудитория 3304).

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Автореферат разослан и размещён на официальном сайте ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» 18 марта 2011 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета И.Е. Москалев

кандидат философских наук

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования определяется тем, что в современных условиях, когда мировая финансовая система находится в глубоком кризисе, одной из стратегических задач страны является обеспечение экономической безопасности.

Экономическая безопасность является важнейшим элементом национальной безопасности, она выступает гарантией устойчивого, стабильного развития страны, её независимости. Подобную основополагающую роль подтверждает, хотя и опосредованное определение, данное рассматриваемому понятию в Государственной стратегии экономической безопасности России. В данном документе сказано: Цель государственной стратегии – обеспечение такого развития экономики, при котором создавались 6ы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально – экономической и военно – политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних угроз1.

На формирование экономической безопасности существенно влияет бюджетно–налоговая политика государства. Так, значение налогов в экономической безопасности определяется сущностью налогов, возникновение которых неразрывно связано с возникновением государственно организованного общества, и необходимостью формирования финансовых фондов для выполнения государством функций, важнейшей из которых исторически является обеспечение безопасности страны.

Принятый бюджет Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов свидетельствует о том, насколько нестабильно экономическое положение, что заключается в дефиците бюджета, т.е. расходы на нужды государства в течение 2011 – 2013 гг. превысят прогнозируемые доходы. Компенсация дефицита бюджета предусмотрена за счет внешних и внутренних заимствований, что несомненно является угрозой экономической безопасности.

Это и обусловливает необходимость создания государственного механизма защиты от угроз экономической безопасности. Решение этой задачи связано с необходимостью определения основных жизненно важных экономических интересов, выявления факторов, вызвавших угрозы их достижению и разработкой действенного механизма по устранению современных угроз экономической безопасности. Механизмом устранения угроз экономической безопасности страны может служить бюджетно–налоговая политика, совершенствованию функционирования которой следует уделить особое внимание.

Именно эти проблемы определяют актуальность работы и являются основным содержанием настоящего исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблеме обеспечения экономической безопасности, которая является основой обеспечения национальной безопасности России и важнейшей областью государственной экономической политики, посвящены научные труды многих отечественных ученых, являющихся ведущими специалистами в области обеспечения экономической безопасности.

Исследованием различных аспектов экономической безопасности России занимались Абалкин Л.И., Богданов И.М., Бухвальд Е.М., Ващекин Н.П., Колосов А.В., Мильнер Б.З., Олей­ников Е.А., Сенчагов В.К., Степашин С.В., Тамбовцев В.Л. и др.1 Внимание исследователей концентрировалось, прежде всего, на макроэкономических основах.

Прохожев А.А., Колосов А.В., Кушлин В.И. и Фоломьев А.Н. рассматривают экономическую безопасность как «защищенность жизненно важных интересов личности, общества, государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз»2.

В работах В. К. Сенчагова И.Я. Богданова, В.А. Богомолова Экономическая безопасность определяется как «состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов»3.

По мнению Л.С. Тарасевича «Экономическая структура любого общества не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств»1.

Взаимосвязь и взаимозависимость финансов и народного хозяйства была впервые отмечена в XVIII в. главой школы физиократов Ф. Кенэ2. Дальнейшее развитие финансовая теория нашла в труде А. Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов»3.

Проблема разработки индикаторов экономической безопасности и их пороговых значений нашла отражение в работах Криворотова В.В., А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили.4

По мнению профессора М.Я. Корнилова «Национальные экономические интересы складываются из жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства»5.

В этих работах отражены основные проблемы обеспечения экономической безопасности, в частности, выявлена сущность экономической безопасности, ее структура и место в системе национальной безопасности страны. Сформулированы концептуальные подходы к формированию системы показателей, характеризующих степень экономической безопасности на макро-, мезо- и микроуровнях функционирования хозяйственной системы страны. Разработаны критерии оценки степени экономической безопасности в разрезе отдельных уровней функционирования национальной экономики России и так далее.

Однако стремительно меняющаяся экономическая ситуация, влияние мирового финансового кризиса на российскую экономику, дефицит принятого бюджета и отсутствие достаточных финансовых ресурсов свидетельствуют о не стабильности экономического положения, что несомненно является угрозой экономической безопасности.

Научной задачей исследования является теоретическое осмысление проблемы обеспечения экономической безопасности в бюджетно-налоговой системе Российской Федерации.

Объектом исследования является бюджетно–налоговая система Российской Федерации.

Предметом исследования выступает обеспечение экономической безопасности в бюджетно–налоговой системе Российской Федерации.

Целью диссертационного исследования является научное обоснование процесса обеспечения экономической безопасности в бюджетно-налоговой системе Российской Федерации.

Поставленная цель определила конкретные задачи исследования:

– обосновать сущность и содержание экономической безопасности государства, а также её место в системе национальной безопасности;

– выявить жизненно важные экономические интересы личности, общества, государства;

– установить современные угрозы достижению жизненно важных экономических интересов;

– предложить классификацию индикаторов экономической безопасности государства, рассмотреть их пороговые значения, обосновать их роль в процессе обеспечения экономической безопасности;

– разработать рекомендации по совершенствованию бюджетно–налоговой политики государства;

– усовершенствовать действующий механизм государственного финансового контроля над сбором бюджетных средств, а также их расходованием.

Теоретическая основа диссертационного исследования базируется на положениях отечественной и зарубежной экономической науки, Конституции Российской Федерации, принятых Федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, Указах Президента, Постановлениях Правительства и других нормативно–правовых актах.

Методологическая основа исследования. В процессе исследования применялись общенаучные и специальные методы, такие как анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, исторический, логический, сравнительный, функциональный и другие. В решении поставленных задач активно использовался так же статистический метод и метод моделирования.

Информационной базой исследования являются статистические и аналитические материалы Министерства экономического развития, Министерства финансов, Центрального банка, Федеральной службы государственной статистики РФ, а также разработки ведущих научно–исследовательских институтов России и отдельных авторских коллективов.

Научная новизна результатов диссертационного исследования, полученных автором:

- доказана ведущая роль экономической безопасности в системе обеспечения национальной безопасности России. Экономическая безопасность – это своего рода материальная основа национальной безопасности, ее неотъемлемая составляющая;

- определены жизненно важные экономические интересы личности, общества, государства как ориентиры для обеспечения экономической безопасности: наличие эффективной системы управления и контроля за государственными финансами; существование эффективной налоговой системы, которая должна обеспечивать бюджеты всех уровней достаточными финансовыми ресурсами; развитость межбюджетных отношений, позволяющая эффективно перераспределять полученные финансовые ресурсы; высокая устойчивость банковской системы, исключающая возможность возникновения системных банковских кризисов. Удовлетворение данных интересов является гарантом экономической безопасности.

- установлены современные угрозы экономической безопасности: нехватка финансовых ресурсов, которая выражена в дефиците бюджета всех уровней. В особенности это затрагивает интересы субъектов регионального и местного уровня; сложность перераспределения финансовых ресурсов, нецелевое использование финансовых ресурсов, массовое распространение коррупции.

- обосновано значение индикаторов экономической безопасности как механизма своевременного выявления современных угроз обеспечению экономической безопасности, основными из них являются: темпы экономического роста (не менее 0,5 – 1,5 % в год); отношение дефицита бюджета к ВВП (не более 4 %); уровень (темп) инфляции (не менее 1 % и не более 6 %); отношение ресурсов, вовлечен­ных в теневой оборот, к ВВП (масштабы распространения теневой экономики) (не более 20 %);

- предложена государственная система обеспечения экономической безопасности на основе повышения эффективности бюджетно–налоговой политики государства в области формирования доходов бюджета и перераспределения полученных денежных средств. Предложено ввести в Налоговый Кодекс такие понятия, как: «недобросовестность», «необоснованная налоговая выгода», «фирма – однодневка»; изменения в Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части наделения регистрирующих органов полномочиями по проверке сведений указанных в документах, а соответственно об отмене уведомительного порядка регистрации. Эти меры, в том числе направлены на борьбу с теневой экономикой;

- усовершенствована система государственного финансового контроля расходования бюджетных средств, предложен действенный механизм налогового контроля, основывающийся на предварительном анализе деятельности налогоплательщика и последующем включении его в план проведения выездных (документальных) налоговых проверок.

Теоретическая и практическая значимость работы. Выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертационном исследовании, расширяют сферу научного познания о сущности и содержании экономической безопасности России, о влиянии бюджетно–налоговой системы на экономическую безопасность страны в целом.

Выработка и практическая реализация представленного в исследовании подхода к обеспечению экономической безопасности в бюджетно–налоговой системе, позволит целенаправленно сориентировать органы исполнительной власти Российской Федерации на решение задач по защите интересов экономики России от современных угроз.

Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе, при подготовке учебно–методических комплексов по дисциплинам «Национальная безопасность» и «Экономическая безопасность».

Соответствие диссертации Паспорту научной специальности. Отражённые в диссертации научные положения соответствуют области исследования специальности 08.00.05. – «Экономика и управление народным хозяйством», составной частью которой является «Экономическая безопасность», а именно п. 12.10 «Механизмы и инструменты создания эффективной системы экономической безопасности», включающего оценку современного состояния экономической безопасности и разработку обеспечивающих её механизмов.

Апробация работы: происходила в форме обсуждения полученных результатов на кафедре «Экономическая безопасность» Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный индустриальный университет», а также на кафедре «Управления социальными и экологическими системами» Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»; на научно-практических конференциях и семинарах, подготовки научных публикаций, внедрения соответствующих научных разработок в учебный процесс и практическую деятельность.

По материалам диссертационного исследования опубликованы 7 научных статей общим объемом 1,4 п.л. 4 статьи в журналах, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий рекомендованных Высшей Аттестационной Комиссией Министерства Образования Российской Федерации. Весь объём – авторский.

Структура диссертации обусловлена целью, задачами и логикой исследуемой темы. Диссертация состоит из:

Введение

Глава 1. Теоретические основы экономической безопасности

§ 1. Сущность и содержание экономической безопасности

§ 2. Анализ жизненно важных экономических интересов

Глава 2. Современная оценка состояния экономической безопасности России

§ 1. Угрозы экономической безопасности

§ 2. Индикаторы экономической безопасности и их пороговые значения

Глава 3. Пути совершенствования государственной системы обеспечения экономической безопасности

§ 1. Бюджетная политика

§ 2. Налоговая система

§ 3. Финансовый контроль в бюджетно–налоговой системе

Заключение

Список использованной литературы
II. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.
1. На основании анализа существующих теоретических подходов, уточнено содержание понятия «экономическая безопасность страны», которое, по мнению диссертанта, представляет собой достаточность обеспечения требуемого уровня национальной безопасности собственными финансовыми и другими необходимыми ресурсами, создание благоприятных условий для развития экономики и повышения уровня конкурентоспособности страны, а также защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз.

Достаточность финансово-экономического обеспечения определяет уровень национальной безопасности, но при этом требуется оптимизация затрат по критерию “затраты/эффективность”.

Структура экономической безопасности по существу представлена в предложенной развернутой формулировке и состоит, по нашему мнению, из трех частей.

        Первая часть – это достаточность финансово-экономических ресурсов для обеспечения требуемого уровня национальной безопасности страны, в первую очередь, ее обороноспособности за счет совершенствования и развития вооруженных сил. Эта составляющая присуща для всех наиболее развитых стран мира и по существу не вызывает ни у кого сомнения. Обеспечивается она государством исключительно за счет бюджетных средств.

Вторая часть – создание наиболее благоприятных условий для стабильного развития экономики в стране, причем для всех легальных секторов экономики. Эти условия должны распространяться на государственный и частный  сектора, в том числе на частное предпринимательство, т.е. на все уровни - государства, общества и личности. Создание этих условий будет одновременно способствовать росту наполняемости бюджета, т.е. обеспечению первой составляющей.

Третья часть – защита экономических интересов государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз. Эта составляющая необходима для всех стран, охваченных глобальной экономикой. В глобальной экономике в условиях международной кооперации любые изменения, в той или иной мере отражаются на всех ее участниках и поэтому требуются эффективные адекватные меры в случаях возникновения таких ситуаций.

Все три составляющие тесно взаимосвязаны, примерно равнозначны и поэтому приведены в одном определении.

Принципиально важным является баланс (гармоничное сочетание) национальной и экономической безопасности. Дело в том, что с экономической точки зрения обеспечение национальной безопасности в основной своей части – обороноспособности, это по существу расходная (затратная) часть, необходимость которой определяется гипотетически -уровнем предотвращенного ущерба в случае войны, однако одновременно для баланса должна быть и доходная часть, обеспечиваемая созданием наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности субъектов хозяйствования (физических и юридических лиц) в экономической сфере и защищенностью их интересов.

2. Определены жизненно важные экономические интересы личности, общества, государства как ориентиры для обеспечения экономической безопасности.

Экономический интерес – система экономических потребностей субъектов хозяйственной деятельности (работника, корпорации, кооперации, потребителя, государства). Отражая единство всех экономических потребностей, интерес, в отличие от потребностей, ориентированных на предметные цели (потребность в хлебе, обуви, машине и т. д.), направлен на экономические отношения, на жизненные условия в целом. Поэтому интерес выступает как стимул деятельности субъекта экономики, определяя его хозяйственное поведение и поступки. Специфика экономических интересов предопределена, с одной стороны, объективными условиями производства, с другой мерой осознания интереса субъектом экономики. Диалектическое взаимодействие двух сторон экономического интереса (объективной и субъективной) приводит к тому, что экономический интерес выступает двигателем экономической жизни.

Специфика структуры экономических интересов в современном мире определена нарастающим значением экономического интереса государства, являющегося основой национального интереса. Государство непосредственно реализует общественный экономический интерес через механизм создания государственной системы гарантий для населения; организует и финансирует социально–культурные сферы деятельности; участвует в социальном согласовании интересов работников и предпринимателей; формирует и реализует социально-экономические программы. Экономический интерес государства проявляется также в функционировании государственного сектора экономики.

Анализ жизненно важных экономических интересов позволил автору выявить основные интересы: наличие эффективной системы управления и контроля за государственными финансами; существование эффективной налоговой системы, которая должна обеспечивать бюджеты всех уровней достаточными финансовыми ресурсами; развитость межбюджетных отношений, позволяющая эффективно перераспределять полученные финансовые ресурсы; высокая устойчивость банковской системы, исключающая возможность возникновения системных банковских кризисов.

Рассмотрение всех уровней жизненно важных экономических интересов показало, что личности, обществу и государству для их устойчивого и позитивного развития необходимо стабильное обеспечение определенным объемом финансовых ресурсов. В движении же финансовых ресурсов существуют как бы два полюса: на одном в процессе хозяйственной деятельности постоянно возникают временно свободные финансовые средства, а на другом – постоянно ощущается их недостаток. Перераспределение финансовых ресурсов может происходить с помощью трех основных способов: через бюджетно – налоговую систему, банковскую систему и рынок ценных бумаг. Их стабильное и эффективное функционирование отвечает национальным интересам, поскольку способствует обеспечению экономических субъектов финансовыми ресурсами, необходимыми им для развития.

3. Выявлены современные угрозы обеспечению экономической безопасности.

Угрозы производственного и технологического характера:

- Деформированность структуры российской экономики: сырьевая направленность;

    • Изношенность основных фондов и высокая аварийная опасность: Самой крупной аварией за последние годы стала авария на Саяно-Шушенской ГЭС, последствия которой экономика страны будет ощущать еще многие годы;

- Угроза надвигающегося энергодефицита: Электроэнергетика является отраслью с доста­точно продолжительными периодами строительных циклов (8—10 лет и более) и развиваться должна заблаговременно. Поэтому, например, чтобы обеспечить ввод новых генерирующих мощностей к 2011 г., их строительство надо было начинать в 2000 г.;

Финансовые угрозы:

- Дефицит бюджета

- Невысокий уровень инвестирования российской экономики;

- Высокий уровень распространенности теневой экономики: На сегодняшний день, по мнению многих специалистов, прак­тически все российские предприятия, так или иначе используют те­невые схемы при слабом противодействии со стороны государства.

Организационно – правовые угрозы:

- Высокий уровень монополизации экономики: Практически вся добыча и распределение газа (более 90%) сосредоточено в руках ОАО «Газпром», которое, по сути, является единственным произво­дителем в России. Что касается добычи и переработки нефти, то этим занимаются несколько крупных компаний — ЛУКойл, ТНК – BP, Газпромнефть, Роснефть, Сургутнефтегаз и их действия на рынке скорее напоминают раздел сфер влияния, чем конкурентную борьбу;

- Массовое распространение коррупции: по данным, приведенным начальником Контрольного управления администрации президента Константином Чуйченко и Президентом России Дмитрием Медведевым: «На проведении государственных закупок в год может пропадать более 1 триллиона рублей»1.

- Недостаточность развития объектов инфраструктуры: транспорт (пу­ти сообщения и транспортные средства), коммунальные сети, объ­екты связи, организации, обслуживающие соответствующие объек­ты, и т.п.;

Социальные и демографические угрозы:

- Низкий уровень жизни населения: Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума от обшей численности населения по итогам 2010 г. в целом по Рос­сии составляла 13,1 %, что является достаточно высоким показате­лем;

- Усиление имущественной дифференциации населения: О дифференциации доходов населения в первую очередь судят по отношению доходов 10 % самых высокообеспеченных слоев на­селения к доходом 10 % самых низкообеспеченных слоев (иначе этот показатель называется коэффициентом фондов). Как показы­вает статистическая отчетность, в 2010 г. рассматриваемый показа­тель в целом по России составил 16,9. Данный показатель является высоким, такое расслоение может свидетельствовать о социальной напряженности в обществе.

Внешние угрозы экономической безопасности России:

- высокий уровень внешнего долга;

- преобладание сырьевых товаров в российском экспорте;

- зависимость России от импорта многих важнейших видов продук­ции, включая продовольствие: По итогам 2008 — 2010 гг. доля импорта продовольственных товаров (с учетом импор­та сырья для их производства внутри России) в их потреблении в целом по России по разным данным оценивалась в 30—70%.

- отток капитала за границу.

4. Предложена система индикаторов, с помощью которых возможно своевременное выявление современных угроз экономической безопасности.

Классификация разделена на производственно – финансовые и социально – демографические индикаторы.

Темпы экономического роста:

Нормальными темпами роста ВВП для стран с развитой рыночной экономикой являются 1,5 – 4 % в год, которые можно принять в качестве порогового значения. По итогам 2010 г. данный показатель в Российской Федерации составил 3,8 %.

Отношение дефицита бюджета к ВВП:

По оценкам специалистов, отношение дефицита бюджета к ВВП с позиций экономической безопасности не должно быть выше 3—5%.

По итогам 2010 г. дефицит бюджета составил 3,9 % ВВП. По прогнозу, заложенному в бюджете на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов, также будет наблюдаться дефицит бюджета, в 2011 году он предположительно составит 1 814,0 млрд. рублей.

Отношение ресурсов, вовлеченных в теневой оборот, к ВВП (масштабы распространения теневой экономики):

В качестве порогового уровня по индикатору отношения ресурсов, вовлеченных в теневой оборот, к ВВП применительно к Российской Федерации можно принять уровень 20%.

Оценки масштабов распространения теневой экономики в Рос­сии очень сильно отличаются. Так, данные свидетельствуют о том, что данный показатель перешел отметку в 40 % и находится у критической черты. Сходной точки зрения при­держиваются специалисты правоохранительных органов, оценивая этот уровень в 40-50 %. Оценки независимых экс­пертов колеблются в диапазонах 20-80 %, а иногда и выше.

5. Разработаны основные пути совершенствования государственной системы обеспечения экономической безопасности в бюджетно–налоговой системе России.

На сегодняшний день 58% всех налоговых поступлений страны собирается в 3 субъектах – Ханты-Мансийском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе, как ресурсодобывающих регионах, и в Москве. На остальные 80 субъектов приходится 42% всех доходов1. Однако это не означает, что подобное положение является нормой. Существует немало методов повышения бюджетной обеспеченности дотационных регионов, таких как: укрупнение экономически слабых регионов, их экономическое развитие за счет прямых инвестиций более развитых регионов и так далее. Процесс оказания финансовой помощи должен выступать вторичным по отношению к процессу установления собственной налоговой базы бюджетов разного уровня, для чего необходимо четко и качественно установить критерии распределения налоговых доходов между бюджетами всех уровней.

Предложено ввести в Налоговый Кодекс такие понятия, как: «недобросовестность», «необоснованная налоговая выгода», «фирма – однодневка»; изменения в Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части наделения регистрирующих органов полномочиями по проверке сведений указанных в документах, а соответственно об отмене уведомительного порядка регистрации. Эти меры, в том числе направлены на борьбу с теневой экономикой.

Ещё одной мерой по противодействию регистрации «фирм – однодневок» может стать внесение изменений в Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и в Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» в части увеличения минимального размера уставного капитала. Вполне разумным размером уставного капитала для Обществ с ограниченной ответственностью может быть – 100 000 рублей, для Открытых акционерных обществ – 1 млн. рублей. Кроме того, необходимо обеспечить оплату уставного капитала только в денежном выражении, а не имуществом.

6. Обосновано место государственного финансового контроля, как важнейшего фактора обеспечения экономической безопасности.

Контроль – это неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, способствующая тому, что субъект управления получает необходимую информацию о состоянии этой системы, и позволяющая ему правильно оценивать произведенные операции, выявлять отклонения от цели и вероятные нежелательные последствия. Анализ результатов контроля помогает вскрыть ранее не известные возможности и резервы системы, повысить эффективность использования управленческих решений. Благодаря такой информации субъект управления может правильно оценивать деятельность управляемой системы и принимать необходимые решения.

Разработан действенный механизм налогового контроля, опирающегося на приоритетное направление – предварительный анализ деятельности налогоплательщика с целью определения признаков ухода от налогообложения и последующее включение данного налогоплательщика в план проверок и проведение в отношении него выездной (документальной) налоговой проверки.

Функционирование и результативность предварительного анализа не возможно без создания федеральных информационных ресурсов, в которых бы отражалась деятельность налогоплательщиков, их регистрационные и учетные данные, отчетность и иные сведения, которые стали бы ориентиром для сотрудников налоговых органов при проведении как предварительных мероприятий налогового контроля, так и в рамках налоговых проверок. Данные информационные ресурсы упростят процедуру проведения проверок, так как не надо будет направлять огромное количество запросов в территориальные налоговые органы по организациям – контрагентам проверяемого налогоплательщика, отсюда и сокращение сроков и экономия сил и средств. Другой стороной вопроса является то, что необходимо придать информационным ресурсам характер доказательства в производстве по делу о налоговом правонарушении, иначе эта информация будет отклоняться судами. Соответственно, данные из информационного ресурса необходимо признать доказательством и закрепить это в Налоговом Кодексе.

III. Основные результаты диссертационного исследования нашли отражение в следующих работах автора:

В ведущих рецензируемых журналах, рекомендуемых ВАК России:


  1. Савин Ю.В. «Методологические аспекты финансовой безопасности России». – «Вестник АКСОР», 3/2009. 0,3 п.л.

  2. Савин Ю.В. «Макроэкономические показатели, как основа системы индикаторов финансовой безопасности». – «Вестник АКСОР», 4/2009. 0,1 п.л.

  3. Савин Ю.В. «Налоговый контроль, как механизм нейтрализации угроз финансовой безопасности России». – «Актуальные проблемы социально – экономического развития России», 2/2010. 0,2 п.л.

  4. Савин Ю.В. «Плюсы и минусы налоговой системы». – «Вестник АКСОР», 2/2010. 0,1 п.л.


Статьи в других научных изданиях:

  1. Савин Ю.В. «Реформирование бюджетной системы, как основной способ обеспечения финансовой безопасности России». – Межвузовский сборник научных трудов «Вопросы социально – экономического развития современной России», 6/2010. 0,2 п.л.

  2. Савин Ю.В. «Роль финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России». – «Актуальные проблемы социально – экономического развития России», 3/2009. 0,3 п.л.

  3. Савин Ю.В. «Индикаторы финансовой безопасности, как важнейший элемент предотвращения угроз её стабильного функционирования». – «Экономические Системы», 1/2010. 0,2 п.л.

1 Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности РФ (Основные положения)».

1 Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. – 1994. - №12.; Бухвальд Е.М. и др. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики. – 1994. - №12.; Ващекин Н. Экономическая безопасность: институциональный подход. - М.: МГУК, 2000.; Колосов А.В. Экономическая безопасность хозяйственных систем. - М.: Изд-во РАГС, 2001.; Мильнер Б.З. Качество управления - важный фактор экономической безопасности // Вопросы экономики. 1994. № 12.; Олейников Е.А. Основы экономической безопасности (Государство, регион, предприятие, личность). - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.; Сенчагов В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики,-1995,-№1.; Степашин C.В. Экономическая безопасность Российской Федерации. - М.-СПб.: Всероссийская государственная налоговая академия; Санкт-Петербургский университет МВД; Лань, 2001.; Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйствующих систем: структура, проблемы. // Вестник МГУ Сер.6 Экономика.-1995.

2 Прохожев А.А. «Структура системы национальный безопасности» // Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общей редакцией А.А. Прохожева. М.: Изд-во РАГС, 2006. С. 39; Колосов А.В., Кушлин В.И., Фоломьев А.Н. «Экономическая безопасность хозяйственных систем». Учебник. М.: Изд-во РАГС, 2006.

3Сенчагов В.К. «Экономическая безопасность: Производство - Финансы – Банки». Глава 1. М.: «Финстатинформ», 1998. Богомолов В.А. «Экономическая безопасность». - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009; Богданов И.М. «Россия экономика безопасность». - М.: РАН, Центр социологии экономики, 1996г.

1Тарасевич Л.С. «Финансовая система и финансовая политика общества»// Экономическая теория: учебник. / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, Л.И. Добрынина, Т.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРЛ-М, 2007.

2 Пушкарева В.М. «История финансовой мысли и политики налогов».- М.:«Финансы и статистика».2003.С.12

3 Смит А. « Исследование о природе и причинах богатства народов». - М. 1993.

4Криворотов В.В., А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили «Экономическая безопасность государства и регионов». Учебник. М.: Юнити, 2011.

5 Корнилов М.Я. «Экономическая безопасность России». - М.: Изд-во РАГС, 2006

1«Контрольная госзакупка Дмитрия Медведева». Совещание по исполнению поручений главы государства, 29.10.2010 // http://www.gazeta.ru/politics/2010/10/29_a_3433119.shtml.


1 См.: Материалы конференции «Экономика и Институты», Санкт – Петербург, 12-13 февраля 2010 г. Информационное Агентство REGNUM Новости, 14.02.2010.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Обеспечение экономической безопасности в бюджетно-налоговой системе Российской Федерации» iconНалоговой системы российской федерации
Аннотация. Доклад посвящен налоговому законодательству, рассмотрены особенности формирования налоговой системы. Проведен анализ действующей...
«Обеспечение экономической безопасности в бюджетно-налоговой системе Российской Федерации» iconДоклад Председателя Налогового комитета мф рк для заседания Сената...
То есть налоговое администрирование в широком его понимании представляет собой инструмент, который, в конечном итоге, определяет...
«Обеспечение экономической безопасности в бюджетно-налоговой системе Российской Федерации» iconПравительства области
Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, Федеральной налоговой службой, Министерством...
«Обеспечение экономической безопасности в бюджетно-налоговой системе Российской Федерации» iconМетодическая разработка по дисциплине "Бухгалтерский учет в системе...
Целью изучения дисциплины является формирование у магистрантов представления об экономической безопасности, как важнейшем условии...
«Обеспечение экономической безопасности в бюджетно-налоговой системе Российской Федерации» iconАннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по специальности...
«Экономическая безопасность», специализация «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»
«Обеспечение экономической безопасности в бюджетно-налоговой системе Российской Федерации» iconРешение трех проблем
Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики. Мультипликаторы государственных расходов и налогов
«Обеспечение экономической безопасности в бюджетно-налоговой системе Российской Федерации» iconМеждународные суды и обеспечение международной безопасности: уроки...
О. В. Дамаскин, профессор кафедры национальной безопасности Российской академии государственной службы при Президенте Российской...
«Обеспечение экономической безопасности в бюджетно-налоговой системе Российской Федерации» iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
«Обеспечение экономической безопасности в бюджетно-налоговой системе Российской Федерации» iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (обж)...
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности...
«Обеспечение экономической безопасности в бюджетно-налоговой системе Российской Федерации» iconРеферат Тема: Методы и средства защиты экономической информации Автор: студентка группы 11БД133
Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической,...
«Обеспечение экономической безопасности в бюджетно-налоговой системе Российской Федерации» iconЗакон российской федерации о безопасности 2 Раздел I. Общие положения...
Статья 14. Состав Совета безопасности Российской Федерации и порядок его формирования 5
«Обеспечение экономической безопасности в бюджетно-налоговой системе Российской Федерации» iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (далее...
Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, на основе Федерального компонента государственного стандарта по основам...
«Обеспечение экономической безопасности в бюджетно-налоговой системе Российской Федерации» iconПравила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта...
Российской Федерации (далее кввт) и Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными Приказом мвд россии от...
«Обеспечение экономической безопасности в бюджетно-налоговой системе Российской Федерации» iconМетодические рекомендации по проведению Дня медиа-безопасности в...
Президент России. Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, психического здоровья, человеческого...
«Обеспечение экономической безопасности в бюджетно-налоговой системе Российской Федерации» iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности управления...
Цель Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения...
«Обеспечение экономической безопасности в бюджетно-налоговой системе Российской Федерации» iconМинистерство Министерство Экономического развития образования и торговли...
Прослушав курс «Экономической теории», студенты должны знать основные понятия экономической теории и уметь их применять для решения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск