Программа дисциплины для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»





Скачать 118.62 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
Дата публикации15.12.2014
Размер118.62 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины для направления/ специальности
[код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет экономики

Программа дисциплины

Дополнительные главы теории игр



для направления 080100.62 – Экономика

подготовки бакалавра

Автор программы: Захаров А.В., PhD. (al.v.zakharov@gmail.com)

Одобрена на заседании департамента теоретической экономики

Руководитель департамента С.Э. Пекарский
Утверждена УС факультета экономики «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Т.В. Коссова ________________________ [подпись]

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Данный курс предназначен для студентов экономических специальностей НИУ ВШЭ (направление 080100.62– Экономика). Теория игр – это набор математических методов для моделирования поведения нескольких взаимодействующих субъектов принятия решений.

Требования к студентам

Курс опирается на знания, полученные студентами в курсах математического анализа, линейной алгебры, теории вероятностей, методов оптимальных решений, и курса «Теория игр». Курс предназначен для слушателей 3-4 курса бакалавриата (по направлению экономики). Используется в курсах микро и макроэкономики, институциональной экономики.

1Цели освоения дисциплины


Основная цель данной дисциплины заключается в изучении теории игр как набора математических методов для моделирования поведения нескольких взаимодействующих субъектов принятия решений. Теория игр является основой формального подхода к анализу поведения во многих областях знаний – в первую очередь, в экономике и политической науке. Знание методов теоретико-игрового анализа необходимо любому, кто хочет серьезно изучать экономику; понимание теоретико-игрового похода может помочь и при принятии решений в реальной жизни.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать

    - содержательную сторону задач, требующих принятия экономических решений, возникающих в практике менеджмента и маркетинга, т.е. уметь идентифицировать проблему – сформулировать ее на языке теории игр с целью применения изучаемых методов на практике.



  • Уметь:

    -использовать полученные знания для осуществления анализа управленческих ситуаций:

    - уточнять совместно с лицом, принимающим решения (ЛПР) постановку задачи,

    - выбирать метод принятия решений,

    - собирать необходимую информацию,

    - строить модель задачи,

    - интерпретировать полученные результаты и представлять их ЛПР.

  • Иметь навыки (приобрести опыт):

    - использования математических методов принятия решений, с помощью которых в

    современных условиях формируются и анализируются варианты управленческих

    решений.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в

соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и

обосновать полученные выводы

ПК-5

-выбирать метод принятия решений;

- умеет использовать аналитический инструментарий

- имеет навыки использования моделей теории игр

- ознакомление с базовой и дополнительной литературой

- подготовка домашнего задания

- обсуждение практических ситуаций на семинарах

способен на основе описания экономических процессов и явлений строить теоретические

и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать

полученные результаты

ПК-6

- владеет навыками построения теоретических и эконометрических моделей

Подготовка домашнего задания

- работа на занятиях



2Тематический план учебной дисциплины






Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Введение




4

4




16

2

Динамические и повторяющиеся игры





4

4




16

3

Игры с неполной информацией




6

6




16

4

Задача дизайна механизмов




6

6




16

5

Введение в теорию аукционов




6

6




17

6

Динамические игры с неполной информацией




6

6




17




ИТОГО:




32

32




98


3Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)

Контрольная работа





































Эссе



















Реферат



















Коллоквиум



















Домашнее задание



















Промежу­точный

Зачет



















Экзамен




*










Например: письменный экзамен 90 мин.

Итоговый

Зачет/ Экзамен

[Оставьте нужное]





















3.1Критерии оценки знаний, навыков


По итогам обучения студенты должны будут сдать экзамен.

Ожидается, что студенты будут активно участвовать в занятиях в ходе обучения.

4Содержание дисциплины


Тема 1: Введение.

Статические и динамические игры в экономике, политике, и других областях. Примеры из жизни.

Тема 2: Повторяющиеся игры

Конечно и бесконечно повторяющиеся игры. Народная теорема и совершенное по подыграм равновесие. Бесконечные игры с различными состояниями. Модель дележа ресурса, коллегиальное принятие решений

Тема 3: Игры с неполной информацией

Теорема об очищении равновесий. Равновесие дискретного отклика.

Тема 4: Задача дизайна механизмов

Нэш-реализуемость и реализуемость в доминирующих стратегиях. Теорема Гиббарда-Саттертуэйта. Задача общественного выбора и теорема Эрроу.

Тема 5: Введение в теорию аукционов

Теорема об эквивалентности доходов. Примеры аукционов: минимальная заявка, коррелированные оценки, аукционы со всеобщей выплатой.

Тема 6: Динамические игры с неполной информацией.

Секвенциальные, байесовы, и совершенные равновесия. Сигнализирование в играх: рынок труда. Интуитивный критерий. Игры с сообщениями. Примеры: моральный риск, подотчетность политиков, кредитно-денежная политика, раскрытие информации в играх с сообщениями.

5Образовательные технологии


Работа по курсу состоит из лекций. В ходе обучения студенты обсуждают научные труды мировых ученых.

6Порядок формирования оценок по дисциплине



Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  1. Работа на занятиях

  2. Письменный экзамен.


Если за итоговую зачетную работу студент получил отметку от 4-х баллов и выше, тогда итоговая оценка выставляется по совокупности баллов, полученных за 1 модуль, но с учетом коэффициентов значимости того или иного вида выполненных работ:

- Оценка за работу на занятиях в течение модуля (Ос) – с коэффициентом 0,2;

- Оценка за экзаменационную работу (Оэкз) – с коэффициентом 0,8.

Накопленная оценка рассчитывается по формуле:

Онакопленная= 0,2* Ос + 0,8* Оэкз

где О- оценки, полученные студентом за соответствующий вид работы.

7Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1Базовый учебник


  1. А. В. Захаров. Теория игр в общественных науках.


Дополнительная литература:

  1. Данилов В.И. Лекции по теории игр. - М.: Российская экономическая школа, 2002.

  2. С.Л. Печерский, А.А. Беляева. Теория игр для экономистов: Вводный курс. Учебное пособие – СПб.: Издание Европейского Ун-та в Санкт-Петербурге, 2001. 342 с.

  3. Douglas G Baird, Robert H. Gertner, and Randal C. Picker. Game Theory and the Law. Harvard University Press. 1994.

  4. Robert Bates et.al. Analytic Narratives. Princeton University Press. 1998.

  5. Ken Binmore. Fun and Games. A Text on Game Theory. D.C. Heath and Company. 1992.

  6. Morton A. Davis. Game Theory: A Nontechnical Introduction. Dover Publications, Inc. 1983.

  7. Anivash Dixit and Barry Nalebuff. Thinking strategically: The Competitive Edge in Business, Politics, and Everyday Life. W.W. Norton & Company. 1993.

  8. Anivash Dixit and Susan Skeath. Games of Strategy. 2nd edition. W.W. Norton & Company. 1999.

  9. Robert Gibbons. Game theory for applied economists. Princeton University Press. 1991.

  10. Pankaj Ghemawat. Games Businesses Play: Cases and Models. MIT Press. 1997.

  11. Roger Myerson. Game Theory: Analysis of Conflict. Harverd University Press. 1991.

  12. Jean Tirole and Drew Fudenberg. Game theory. MIT Press. 1999.

  13. Bruce Wydick. Games in economic development. Cambridge University Press. 2008.

  14. Games People Play: Game Theory in Life, Business, and Beyond. Video course taught by Scott P. Stevens. The Teaching Company. 2008.

  15. Evolutionary game theory. Jorgen Weibull. The MIT press. 1997

  16. Game Theory Evolving. Herbert Gintis. Princeton University Press 2000

  17. Auctions: Theory and Practice. P. Klemperer. Princeton University Press. 2000

  18. Auction Theory, Second edition. Vijay Krishna. Academic Press, 2004.


Тематика заданий по различным формам текущего контроля
1.

N свиней толкаются у корыта с кормом. В каждый момент времени, у корыта может

находиться только одна свинья. У этой свиньи есть два варианта действий: пассивный

(быстро поесть и отбежать в сторону, получив выигрыш V за этот момент времени), либо

агрессивный (защищать свое место у корыта от посягательства соседей, получив выигрыш

V −c > 0). Другие свиньи в этот момент времени не предпринимают никаких действий (и

получают нулевой выигрыш). Если свинья выбирает агрессивный вариант действий, то в

следующий момент времени она снова окажется у корыта. Если нет, то у корыта окажет-

ся одна из N свиней, выбранная наугад. Игра повторяется бесконечное число периодов;

фактор дисконта равен δ. Найдите условия существования каждого из двух возможных

стационарных равновесий в чистых стратегиях (в первом таком равновесии свиньи всегда

ведут себя агрессивно, во втором _ всегда пассивно). Объясните, почему при некоторых

значениях параметров δ, N, V , c будут существовать оба равновесия.
2.

По соседству расположены два государства населением V1 и V2, в каждом государстве проживает континуум граждан. Граждане каждого государства говорят на своем национальном языке. Рассмотрим однопериодную игру, в которой гражданин каждого государства принимает решение, следует ли ему выучить язык другого государства. Пусть полезность каждого гражданина равна числу людей (в обоих государствах) с которыми он может общаться, возможно минус издержки c > 0 на изучение иностранного языка. Найдите все P∗ 1 и P∗ 2 _ проценты людей в каждом государстве, выучивших иностранный язык. Найдите оптимальные Po1 и Po2 - то есть такие, которые максимизируют суммарное благосостояние граждан обоих государств. Почему они могут отличаться от равновесных значений?
3.

Докажите, что во всех аукционах с резервационной ценой, в которых покупатель с наи-

большей оценкой приобретает товар с вероятностью 1 при условии, что его оценка выше

резервационной, доходы покупателей и продавца одинаковы.
4.

Владимир и Михаил - партнеры по бизнесу. Доля Владимира составляет s, доля Михаила - 1 − s. Они решили прекратить партнерство. Согласно договоренностям, сначала Владимир должен назвать Михаил свою оценку стоимости всего бизнеса p. Затем Михаил должен решить - либо купить долю Владимира за ps рублей, либо продать ему свою долю за p(1 − s) рублей. Величина, в которую каждый партнер оценивает бизнес - частная информация, однако известно, что оценки - независимые случайные величины, равномерно распределенные на [0, 1]. Найдите совершенное байесово равновесие.

Автор программы Захаров А.В.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности,...
Программа дисциплины для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Т. Г. Морозова, доктор географических наук, профессор взфэи, кафедра «Региональная экономика»
Программа дисциплины для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Учебно-методическое пособие по курсу «Философия права». Таганрог: Изд-во трту, 2005. 23 с
Программа дисциплины для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную...
Программа дисциплины для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную...
Программа дисциплины для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров...
Программа дисциплины для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров...
Программа дисциплины для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
Программа дисциплины для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 010300. 62...
Программа дисциплины для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск