Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике для учащихся 9 -11 –х классов





Скачать 136.05 Kb.
НазваниеЗадания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике для учащихся 9 -11 –х классов
Дата публикации24.07.2013
Размер136.05 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы

Пермь 2011 г.


Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике для учащихся 9 -11 –х классов
I

Тестовые задания

Тест №1 (верно/неверно)

За каждый правильный ответ - 1 балл. Всего - 10 баллов.
1. Для того чтобы увеличить потребление какого-либо одного блага, потребитель обязательно должен сократить потребление какого-либо другого блага.

Верно + Неверно
2. Если суммарная выручка продавцов выросла в два раза, то это значит, что они в два раза больше продали товара.

Верно + Неверно
3. Во время экономического кризиса и депрессии все точки КПВ общества сдвигаются к началу координат.

Верно + Неверно
4. Если конкурентная фирма в долгосрочном периоде получает нулевую экономическую прибыль, то это не является основанием для прекращения ее работы.

+ Верно Неверно
5. Существуют такие функции спроса, для которых при любых изменениях цены и объема спроса общая выручка продавцов остается постоянной.

+ Верно Неверно
6. Общая сумма банковских резервов может оставаться неизменной даже в случае, если банки при прочих равных условиях по каким-либо причинам увеличивают свои избыточные резервы.

+ Верно Неверно
7. При линейной функции спроса монополист всегда выбирает такую цену, которая больше половины максимально возможной цены, и такой объем выпуска, который меньше половины максимально возможного объема.

+ Верно Неверно
8. Площадь, ограниченная КПВ общества, численно равна реальному ВВП.

Верно + Неверно
9. Площадь, ограниченная кривой Лаффера, численно равна общей сумме собранных налогов.

Верно + Неверно
10. Через точку рыночного равновесия проходят индивидуальные кривые спроса всех покупателей.

Верно + Неверно
II

Тест №2 (5:1)

За каждый правильный ответ - 2 балла. Всего - 20 баллов.
1. Предположим, предложение товара абсолютно эластично при цене, равной Р. В этом случае при построении общей (рыночной) функции спроса учитываются функции спроса только тех покупателей, которые

а) могут купить какое-нибудь количество товара при цене, равной Р;

б) могут купить какое-нибудь количество товара при цене, которая находится в интервале [0; Р];

в) при покупке товара по цене Р получают выигрыш потребителя;

г) могут затем перепродать товар по цене, равной (Р + Р);

+ д) могут предъявить спрос на данный товар хотя бы на каком-нибудь интервале цены.
2. Если функция полезности потребителя представлена в виде функции Кобба-Дугласа (U = XY), а цены товаров постоянны, то эластичность спроса по доходу на товар Х будет равна

а) – 1;

+ б) + 1;

в) – ∞;

г) + ∞;

д) 0.
3. Отрицательное влияние монополии на экономику связано с тем, что

+ а) сокращается равновесный объем выпуска;

б) монополия совершенно не заинтересована в сокращении издержек;

в) растет дифференциация товара;

г) устраняются барьеры для входа на рынок;

д) увеличивается выпуск никому не нужных товаров.
4. Если на товар Х будет введена потоварная импортная пошлина в размере внутренней равновесной цены, то

а) то весь производимый внутри страны товар Х будет экспортироваться;

б) доходы бюджета обязательно увеличатся;

в) внутри страны возникнет дефицит, покрываемый за счет импорта;

г) общая сумма поступлений от сбора пошлины будет равна общей выручке продавцов;

+ д) импорт будет равен 0.

5. Если для потребителей вводится налог в процентах от цены товара, то график функции спроса смещается следующим образом:

P

Q

a)

P


Q

б)

P

Q

+ в)

P


Q

г)

P

Q

д)


6. Если КПВ каждой из двух стран, имеющие вид прямых линий, пересекаются в одной точке, то

а) эта точка всегда обозначает оптимальную для обеих стран пропорцию обмена;

б) эта точка всегда обозначает оптимальные для обеих стран объемы обмениваемых товаров;

в) эта точка определяет равновесные объемы товаров в торговле двух стран;

г) по крайней мере, одна из КПВ построена неправильно;

+ д) это всего лишь точка выбора, в которой страны производят одинаковые объемы благ.
7. Если карта кривых безразличия для пары благ представлена в виде концентрических окружностей (причем координаты центра являются положительными числами), то это означает, что

+ а) полезность набора благ может иметь некое максимальное значение (которое не может быть превышено даже при неограниченном увеличении бюджета);

б) потребности индивида не имеют пределов насыщения;

в) бюджетная линия ни при каких условиях не должна проходить через центр окружностей;

г) треугольник, образуемый бюджетной линией и осями координат, должен быть вписан в одну из окружностей;

д) длина каждой окружности численно равна соответствующему ей значению функции полезности.
8. Постоянные издержки (FC) необратимы в том смысле, что

а) их ни при каких условиях невозможно возместить из выручки;

б) они в любом случае будут записаны в убытки;

в) их можно возместить лишь закрыв предприятие;

г) их можно возместить лишь распродав оборудование;

+ д) их можно возместить лишь в процессе производства того товара, который первоначально предполагалось выпускать.
9. Если доходность государственных облигаций быстро растет, то это, по мнению экономистов, свидетельствует о том, что

а) финансовое положение государства улучшается;

+ б) финансовое положение государства ухудшается;

в) приближается срок погашения облигаций по номинальной цене;

г) отдаляется срок погашения облигаций по номинальной цене;

д) снижается доверие вкладчиков к частным коммерческим банкам.
10. ВВП не может быть больше, чем

а) государственный бюджет;

б) денежная база;

в) денежная масса;

+ г) сумма добавленной стоимости, созданной на территории страны;

д) государственный долг.

III

5: N (Выбрать все правильные ответы)

За каждый правильный ответ – 3 балла. Всего - 30 баллов.
1. На монополизированном рынке излишек потребителя может сократиться по следующим причинам:

а) введение для монополиста налога на прибыль;

б) + введение для монополиста потоварного налога;

в) + использование монополистом ценовой дискриминации;

г) отказ монополиста от ценовой дискриминации;

д) + введение потоварного налога для покупателей.
2. Рост спроса на рынке отдельного товара может быть вызван следующими причинами:

а) + рост доходов покупателей;

б) + введение субсидий для покупателей;

в) + снижение налогов для покупателей;

г) снижение рыночной цены товара;

д) увеличение общего дохода продавцов при увеличении рыночной цены.
3. Денежная база увеличивается всякий раз. когда

а) какой-либо гражданин получает зарплату в виде наличных денег;

б) какой-либо гражданин увеличивает свой депозит;

в) + центральный банк скупает государственные ценные бумаги;

г) + центральный банк открывает кредит частному коммерческому банку;

д) один частный коммерческий банк открывает кредит другому частному коммерческому банку.
4. Вследствие инфляции, как правило, значительно обесцениваются:

а) + личные сбережения граждан в виде наличных денег;

б) земельные участки и садово-огородный инвентарь;

в) акции крупнейших корпораций («голубые фишки»);

г) объекты недвижимости;

д) + фиксированные доходы граждан.
5. «Недобросовестной» можно назвать такую рекламу, которая

а) + приписывает товару несуществующие полезные качества;

б) + дискредитирует конкурентов;

в) + эксплуатирует человеческие слабости и предрассудки;

г) + использует политически некорректные методы воздействия на покупателей;

д) переманивает покупателей к новому продавцу, тем самым уменьшая доходы других продавцов.

6. В сказке «Приключения Чиполлино» синьор Помидор заставляет крестьян платить налог на дождь (причем размер налога дифференцируется в зависимости от силы дождя, наличия грома, молний, града и т.п.). Результатом введения этого налога является то, что

а) дождь становится чистым общественным благом, так как он оплачивается из налоговых поступлений;

б) дождь становится частным благом, так как предоставляется за плату крестьянам-арендаторам со стороны частных владельцев поместья – графинь Вишен;

в) + дождь остается свободным благом (каким он и был до введения налога);

г) крестьяне сокращают производство продуктов, требующих интенсивного полива, и переходят на выращивание кактусов;

д) дождь как редкое природное благо присваивается частными собственниками (в данном случае – графинями Вишнями) и таким образом становится экономическим благом.
7. Товары Х и Y называются субститутами, если они

а) состоят из одной и той же субстанции;

б) + могут заменять друг друга в потреблении;

в) имеют одинаковую предельную полезность для потребителя;

г) имеют одинаковую цену;

д) не продаются отдельно друг от друга.
8. Долгосрочный период – это период, в течение которого

а) конкуренция сменяется монополией;

б) убывающая отдача от масштаба обязательно сменяется возрастающей;

в) переменные издержки сокращаются до минимума;

г) + производитель может изменять объемы всех факторов производства;

д) + не существует разделения издержек на постоянные и переменные.
9. Оптимальная комбинация ресурсов может быть достигнута при условии, что

а) обеспечивается максимум продукции на минимум затрат;

б) выручка равна издержкам;

в) издержки равны нулю;

г) + обеспечивается максимальный выпуск при заданных издержках;

д) + минимизируются издержки при заданном выпуске.
10. В условиях чистой конкуренции предельный доход отдельной фирмы равен

а) + среднему доходу;

б) прибыли от реализации одной единицы продукции;

в) средней прибыли;

г) + рыночной цене единицы продукции;

д) нулю.
Всего за три части теста 60 баллов.

Задачи
(1) Долгое время на рынке клюковалок, продукта традиционного народного промысла, существовали следующие функции спроса и предложения: Qd = 120 – P; Qs = 0,5P. Все покупатели имели идентичные индивидуальные функции спроса. К сожалению, в настоящее время половина покупателей ушла с рынка, в результате чего традиционный народный промысел приходит в упадок.

Правительство рассматривает следующие два варианта стимулирования спроса для того, чтобы принять один из них:

1) введение для покупателей субсидии в процентах от цены единицы товара;

2) введение для покупателей потоварной субсидии.

Каким должен быть размер той и другой субсидии для того, чтобы восстановить прежний равновесный объем спроса? Каким должен быть общий размер той и другой субсидии в расчете на всех покупателей, вместе взятых?
Решение

Простой расчет показывает, что первоначально равновесная цена была равна 80, а равновесный объем 40. Очевидно, после ухода половины покупателей функция спроса будет иметь следующий вид: Qd = 60 – 0,5P. Рассмотрим оба варианта субсидии.

1) Предположим, для покупателей введена субсидия в виде доли х от цены товара. Тогда новая функция спроса изменится следующим образом: Qd = 60 – 0,5(PРх). График этой функции должен проходить через точку, обозначающую прежний уровень равновесия (Р = 80; Q = 40). 40 = 60 – 0,5(80 – 80х). Отсюда х = 0,5. Общий размер субсидии: 80 0,5  40 = 1600.

2) Предположим, для покупателей введена потоварная субсидия в размере s. Тогда новая функция спроса изменится следующим образом: Qd = 60 – 0,5 (Ps). График этой функции так же должен проходить через точку, обозначающую прежний уровень равновесия (Р = 80; Q = 40). 40 = 60 – 0,5 (80 – s). Отсюда s = 40. Общий размер субсидии: 40  40 = 1600.
Ответ: 1) субсидия в процентах от цены товара должна быть равна 50%, общий размер субсидии 1600; 2) потоварная субсидия должна быть равна 40, общий размер субсидии 1600.

20 баллов
(2) Два предпринимателя напилили и нарубили машину дров, причем длина каждого полена была равна 1 метру, после чего поехали продавать эти дрова в Китай. Как оказалось, такие длинные дрова в Китае не пользуются спросом, так как не помещаются ни в одну китайскую печку. Максимальная длина полена, которое можно продать, должна быть не больше 0,8 м. Поэтому предприниматели решили распилить каждое полено на две части.

Китайские коллеги, также торгующие дровами, любезно сообщили им следующую информацию. Оказывается, рыночная цена полена в общем и целом подчиняется простой закономерности: P = LF, где L – длина полена в метрах (0  L  0,8). Проблема только в том, что показатель степени F точно не известен. А его величина определяет, на какие отрезки вы будете распиливать ваши сверхдлинные поленья для того, чтобы максимизировать суммарную рыночную цену двух полученных отрезков.

Определите, на какие два отрезка распилят каждое полено предприниматели в случае, если: 1) F > 1; 2) 0 < F < 1.


Решение

Предположим, мы распилили полено на два отрезка: х и (1 – х). Тогда их суммарная рыночная цена будет равна: Р = x F + (1 – x) F. P' = Fx F-1F(1 – x) F-1 = 0. x = 1 – x. Таким образом, максимум или минимум цены достигается при х = 0,5. К сожалению, мы не знаем, что же именно здесь достигается – максимум или минимум. Для тех, кто умеет определять максимум или минимум методом сравнения знаков производной или методом высших производных, сообщим, что здесь мы наблюдаем такой редкий случай, когда все эти методы не работают. Можете проверить.

Вернемся еще раз к нашему значению х = 0,5. Это значение х мы получили не случайно. Оно указывает на единственное в своем роде значение функции P = x F + (1 – x) F. Все остальные значения являются парными. Например, если мы отпилили от полена отрезок х = 0,4, то длина второго отрезка будет равна 0,6. А если мы отпилим отрезок, равный 0,6, то длина второго отрезка будет 0,4. Совершенно очевидно, что в обоих этих случаях значение Р будет одинаковым – правда, мы пока еще не знаем, каким именно – больше или меньше, чем значение Р при х = 0,5.

Учитывая это, рассмотрим первый случай, когда F > 1. Предположим снова, что мы распилили полено на два отрезка: х и (1 – х), причем х > 0,5. В этом случае их суммарная рыночная цена будет равна: Рx = x F + (1 – x) F. Докажем, что Px больше, чем суммарная цена отрезков для случая, когда х = 0,5 и P0,5 = 0,5 F + 0,5 F .

Предположим, x F + (1 – x) F > 0,5 F + 0,5 F . 2F [ x F + (1 – x) F ] > 2. Очевидно, при F = 1 величина [ x F + (1 – x) F ] = 1.

Если же F > 1, то 2F > 2, x F > x, (1 – x) F > (1 – x), [ x F + (1 – x) F ] > 1. Это значит, что наши неравенства выполняются и, следовательно, при F > 1 и х = 0,5 достигается минимальная суммарная цена отрезков полена. А максимальная цена обеспечивается для пары значений, которые находятся на границах допустимого интервала, т.е. при х = 0,2 или х = 0,8.

Аналогично можно доказать, что для случая, когда 0 < F < 1, при х = 0,5 достигается максимальная цена.

Ответ. 1) если F > 1, каждое полено распиливается на два отрезка – длиной 0,2 и 0,8 метра;

15 баллов
2) если 0 < F < 1, каждое полено распиливается на два отрезка по 0,5 метра.

15 баллов

За два ответа 30 баллов
(3) Каждый из двух производителей имеет линейную функцию предельных издержек (при Q = 0 MC = 0). Функция спроса также линейна. Если первый производитель монополизирует весь рынок, то он выберет такой объем выпуска, при котором эластичность спроса по цене равна (3). Аналогично второй производитель единолично монополизирует рынок при эластичности, равной (2). Производителям не удалось договориться о каких-либо согласованных действиях на рынке, поэтому им пришлось вступить в конкуренцию. В результате на рынке установилась конкурентная цена, равная 24 при эластичности спроса ( 2/3). Какие цены (P1 и P2) установили бы производители, если бы они – либо тот, либо другой – оказались монополистами на данном рынке?


Решение

Известно, что р = . Тогда при цене конкуренции Рс = 24 выполняется:

=  ; a = 60b. При р = 3 выполняется: 3 = ; 3 = ; P1 = 45. При р = 3 выполняется: 2 = ; 2 = ; P2 = 40.

Ответ: P1 = 45, P2 = 40.

20 баллов
(4) Один мальчик очень любит желтые и красные витаминки в драже. Первая желтая витаминка имеет для него предельную полезность, равную 28, каждая последующая - на 1 единицу меньше предыдущей. Первая красная витаминка имеет предельную полезность, равную 78, каждая последующая – на 3 единицы меньше предыдущей. Цена желтой витаминки 2 копейки, красной - 3 копейки. Сумма денег, которой располагает мальчик, равна 111 копейкам. Сколько желтых и сколько красных витаминок купит мальчик для того, чтобы максимизировать общую полезность?
Решение

Предположим, общая полезность максимизируется, если куплено Х желтых витаминок и Y красных.

Бюджетное ограничение: 111 = 2Х + 3Y. 3Y = 111 – 2X.

Критерий оптимума потребителя:

= . = . 3 (29 – X ) = 2 (81 – 3Y ).
3 (29 – X ) = 2 (81 – 111 + 2X ). X = 21. Y = (111 – 2X ) : 3 = 23.
Ответ: 21 желтая и 23 красных.

15 баллов
(5) Один завод специализируется на производстве камнедробилок. Если он в течение года соберет одну камнедробилку, то затраты (ТС) составят 100 миллионов рублей. При увеличении годового выпуска на каждую последующую камнедробилку предельные затраты (МС) будут возрастать на 5 миллионов рублей. Рыночная цена камнедробилки равна 200 миллионам рублей. Сколько камнедробилок выпустит завод за год?
Решение

Предельные затраты, связанные с выпуском N-й камнедробилки: MC = 5 (N – 1). Условие максимизации прибыли: MC = P. 5 (N – 1) = 200. N = 41.
Ответ: 41.

10 баллов
(6) Функция полезности потребителя U = XY, Px = 20 руб. Известно, что первая единица товара Y обходится потребителю в 1 рубль, вторая – в два рубля, третья – в три рубля и т.д. Хватит ли потребителю 60 рублей для того, чтобы обеспечить уровень полезности, равный 12 единицам?


Решение

Используя формулу суммы Y членов арифметической прогрессии, определим расходы потребителя на товар Y: .

Бюджет потребителя в целом: I = 60 = 20X + . X = 3  .

Определим значение Umax, которое может быть достигнуто при заданном бюджете.
U = [3  ]Y = 3Y. Umax достигается при условии: U = 0.
– 0,075Y2 – 0,05Y + 3 = 0. Решая уравнение, получаем: Y1 = 6, Y2 =  6,667. Естественно, второй корень отбрасываем. X = 3  = 1,95. При таких значениях Х и Y достигается значение функции полезности Umax = XY = 1,95  6 = 11,7  12.
Ответ. 60 рублей не хватит для достижения уровня полезности, равного 12.

25 баллов
ИТОГО: 120 баллов
Максимальное количество баллов за тесты и задачи: 180

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике для учащихся 9 -11 –х классов iconЗадания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по...
«Финансы и кредит», «Экономическая оценка инвестиций», «Менеджмент», «Организация производства на предприятиях отрасли»
Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике для учащихся 9 -11 –х классов iconМинистерство образования Пермского края Экология Ответы муниципального...
Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап...
Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике для учащихся 9 -11 –х классов iconМетодические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской...
В муниципальном этапе Олимпиады принимают участие обучающиеся 9–11 классов общеобразовательных учреждений – победители и призеры...
Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике для учащихся 9 -11 –х классов iconПравила проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников...
Дата проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике 2011-2012 года (Олимпиады): 20 ноября 2012...
Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике для учащихся 9 -11 –х классов iconО проведении школьного этапа всероссийской предметной олимпиады школьников
Пермского края от 03. 10. 201 № сэд-26-01-20-682 «О проведении школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников...
Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике для учащихся 9 -11 –х классов iconИнструкция о порядке организации и проведения муниципального этапа...
Об утверждении инструкции о порядке организации и проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике для учащихся 9 -11 –х классов iconМетодические рекомендации для школьного и муниципального этапов всероссийской...
Методические рекомендации предназначены для организаторов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Этот этап...
Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике для учащихся 9 -11 –х классов iconМетодические рекомендации для организаторов муниципального этапа...
...
Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике для учащихся 9 -11 –х классов iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного...
Форма и порядок проведения школьного (или муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии
Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике для учащихся 9 -11 –х классов iconМосковский государственный областной университет институт лингвистики...
Для проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников создаются оргкомитет и жюри муниципального этапа
Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике для учащихся 9 -11 –х классов iconМетодические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской...
Олимпиада включает четыре конкурса: понимание устного текста, лексико-грамматический тест, понимание письменных текстов, продуцирование...
Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике для учащихся 9 -11 –х классов iconАналитическая справка по итогам муниципального этапа всероссийской...
Правоведение. Тестовые задания: Методические указания для студентов / Сост. Е. В. Прищепа. Хти, Абакан, 2007. – с
Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике для учащихся 9 -11 –х классов iconПриказ «16» октября 2013 года №159 о проведении муниципального этапа...
О проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады «Созвездие» научно-исследовательских, учебно-исследовательских проектов...
Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике для учащихся 9 -11 –х классов iconТесты для муниципального (городского) этапа IX всероссийской олимпиады школьников по экономике
Тест включает 10 вопросов типа «5: 1». Из нескольких вариантов ответов нужно выбрать единственно верный ответ. Вопросы с 6 по 15...
Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике для учащихся 9 -11 –х классов iconТесты для муниципального (городского) этапа IX всероссийской олимпиады школьников по экономике
Тест включает 10 вопросов типа «5: 1». Из нескольких вариантов ответов нужно выбрать единственно верный ответ. Вопросы с 6 по 15...
Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике для учащихся 9 -11 –х классов iconПриказ «23» ноября 2012 год №155 о проведении муниципального этапа...
О проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады «Созвездие» научно-исследовательских, учебно-исследовательских проектов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск