Савчук В. С., доктор исторических наук, профессор кафедры квантовой макрофизики дну им. О. Гончара





Скачать 143.47 Kb.
НазваниеСавчук В. С., доктор исторических наук, профессор кафедры квантовой макрофизики дну им. О. Гончара
Дата публикации06.01.2015
Размер143.47 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА (ФАЗА II)
Базовый модуль «Образовательный менеджмент и организационное развитие»
Вариативный модуль «Организацилнное развитие вуза»

(три модульных элемента – 6 кредитов, 216 часов)

Модульный элемент «Глобализация и интернационализация высшей школы»

(2 кредита, 72 часа)

Автор

Савчук В.С., доктор исторических наук, профессор кафедры квантовой макрофизики ДНУ им. О.Гончара


Место модульного элемента в образовательном процессе

Модульный элемент «Глобализация и интернационализация высшей школы» представляет собой дисциплину, относящуюся к модулю «Организационное развитие вуза», который является одним из трех возможных (предлагаемых) модулей по выбору, изучаемых в Фазе II «Профессиональная переподготовка» по программе «Образовательный менеджмент» в соответствии с «Интегративной моделью обучения образовательных менеджеров».

Данный модульный элемент связан с модульным элементом «Менеджмент гетерогенной среды (Управление межкультурными коммуникациями), изучаемым на предшествующей фазе обучения – фазе I (Повышение квалификации)». Модульный элемент «Глобализация и интернационализация высшей школы»» взаимосвязан также с последующим модулем «Образовательный менеджмент в международном и межкультурном контекстах», предлагаемым при обучении в фазе III – Магистратура по программе «Образовательный менеджмент».

Цель и задачи

Цель.

Целью изучения дисциплины «Глобализация и интернационализация высшей школы» является теоретическое освоение и осмысление основных тенденций процессов глобализации и интернационализации высшей школы и понимание возможностей и роли этих процессов при решении различных задач образовательного менеджмента. Освоение дисциплины направлено на приобретение знаний о международном опыте трансформации образовательных услуг, приобретение навыков анализа и синтеза информационных массивов, освещающих деятельность высшей школы разных стран в контексте интернационализации высшего образования. Целью изучения данной дисциплины является также создание базового уровня для дальнейшего освоения образовательного менеджмента в международном и межкультурном контекстах

Задачи

В соответствии с поставленными целями к числу основных задач изучения модульного элемента «Глобализация и интернационализация высшей школы» относится формирование у обучающихся следующих компетенций::

  • Знать: современные тенденции развития высшей школы и концептуальные особенности воздействия процессов глобализации и интернационализации на сферу образования; зарубежный и отечественный опыт интернационализации высшего образования; основные положения Генерального соглашения по торговле услугами в сфере образования; виды, формы и категории внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества вузов разных стран; инновационные формы и технологии трансграничного (транснационального) образования как составной части процессов глобализации и интернационализации высшей школы;

  • Уметь: проводить сравнительный анализ образовательных систем разных стран, моделей университетского образования, образовательных программ высших учебных заведений Европы и мира; планировать и систематизировать виды, формы и категории внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества вузов; анализировать и оценивать, с прогностической ориентированностью на будущее, тенденции и перспективы развития процессов глобализации и интернационализации высшей школы в разных странах; осуществлять мониторинг организационно-правового механизма, процессов международного обмена и направления наднационального регулирования мирового рынка образовательных услуг;

  • . Владеть: навыками SWOT-анализа, подготовки компьютерного представления материалов по изучаемой тематике; подготовки соответствующих аналитических обзоров и рефератов, навыками анализа инновационных форм и технологий трансграничного (транснационального) образования, как составной части процессов глобализации и интернационализации высшей школы; навыками написания эссе по тематике изучаемой дисциплины; мониторинга организационно-правового механизма, процессов международного обмена и направлений наднационального регулирования мирового рынка образовательных услуг.

Структура модульного элемента

Модульный элемент содержит шесть структурных подэлементов – 2 кредита (72 час.):

  1. Глобализация и интернационализация высшей школы как новая парадигма организации высшего образования. – Всего часов 9, из них ауд. 4 час., СРС -5 час., текущая форма контроля – участие в лекции, семинаре, круглом столе и глоссарии.

  2. Трансформации рынка образовательных услуг в эпоху глобализации. - Всего часов 13, из них ауд. 6 час., СРС -7 час., текущая форма контроля – участие в лекции, семинаре- практикуме, дискуссии, аналитических выступлениях, написании рефератов.

  3. Зарубежный опыт интернационализации высшего образования. - Всего часов 14, из них ауд. 6 час, СРС - 8 час., текущая форма контроля – участие в лекции, практических занятиях, составлении таблиц, анализ ситуации, доклады студентов.

  4. Вузы стран постсоветского пространства в мировом образовательном поле. Всего часов 14, из них ауд. 6 час, СРС - 8 час., текущая форма контроля – участие в лекции, семинаре, дискуссии, доклады студентов и компьютерной презентации.

  5. Трансграничное образование как составная часть глобализации и интернационализации высшей школы. Всего часов 14, из них ауд. 6 час, СРС - 8 час., текущая форма контроля – участие в лекции, семинаре-практикуме, сравнительном анализе, обсуждении и письменный SWOT-анализ.

  6. Перспективы и проблемы глобализации и интернационализации образования. Всего часов 8, из них ауд. 4 час, СРС - 4 час., текущая форма контроля – участие в лекциях, семинаре-практикуме, обсуждении и письменный SWOT-анализ.

Итого на модульный элемент: 2 кредита , 72 часа, из них ауд. – 34 час., СРС – 38 час.

Итоговая форма контроля модульного элемента – зачет.




Дидактические единицы

Методы и формы организации

учебного процесса

Формы

контроля и оценки

Количество

часов

Литература

1

2

3

4

5


1. Глобализация и интернационализация высшей школы как новая парадигма организации высшего образования.

Глобализация и интернационализация и ее проявления в экономике и культуре. Высшее образование в условиях глобализации экономики. Понятийный аппарат. Основные тенденции глобализации высшего образования. Концептуальные особенности воздействия глобализации на сферу образования. Факторы глобализации и интернационализации, действующие в высшей школе.

Основные понятия: глобализация, интернационализация, высшая школа, философия образования.


«Глобализация и интернационализация высшей школы как новая парадигма организации высшего образования»

Семинар «Понятийный апарат глобализации и интернационализации высшей школы». Составление глоссария по изучаемой теме.


Участие в семинаре или круглом столе.

Глоссарий по изучаемой теме.


9

Л – 2

С – 2

СРС - 5


4, 6, 11, 14, 17, 20, 24, 26, 28, 35, 41, 42


2. Трансформации рынка образовательных услуг в эпоху глобализации.

Мировой рынок образовательных услуг. Образование как общественное благо. Высшее образование как товар на международном рынке образовательных услуг. Международный обмен образовательными услугами. Организационно-правовой механизм и направления наднационального регулирования международного обмена образовательными услугами. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и образование. Рынок и ценности образования. Глобализация высшего образования как противоречивый социальный процесс.

Основные понятия: общественное благо, ценности образования, рынок образовательных услуг, ВТО, ГАТС



Лекция «Мировой рынок образовательных услуг как противоречивый социальный процесс»

Семинар-практикум «Высшее образование – общественное благо или товар»

Ознакомление с официальными документами ГАТС в области образования и их анализ.


Аналитические выступления студентов, дискуссия по проблемным вопросам статуса образовательных услуг.

Реферат по теме семинара.


13

Л – 4

С – 2

СРС - 7


1, 16, 20, 25, 28, 31, 32, 37, 39, 40, 43.



1

2

3

4

5


3. Зарубежный опыт интернационализации высшего образования. Национальные системы высшего образования в процессе глобализации и интернационализации. Международные организации и их деятельность в сфере образовательных услуг. Виды и форм внешнеэкономической деятельности вузов. Институциональные аспекты глобализационных процессов в высшем образовании. Инфраструктура образовательной системы и вуза. Структурные изменения в высшей школе как результат ее глобализации и интернационализации.

Основные понятия: внешнеобразовательная деятельность вуза, межгосударственные и межвузовские соглашения и договоры, международные организации, организация деятельности.



Лекция «Интернационализация высшего образования в зарубежной высшей школе в эпоху глобализации».

Практическое занятие «Международные организации и их деятельность в сфере высшего образования».

Анализ взаимосвязей между этими организациями.


Доклады студентов о принципах реализации образовательных услуг международными организациями.

Таблица международных организаций, занимающихся проблемами высшего образования.


14

Л – 4

С – 2

СРС - 8


2, 8, 10, 33, 34, 38 41.


4. Вузы стран постсоветского пространства в мировом образовательном поле. Трансформация высшего образования: основные тенденции. Проблема определения типа высшего учебного заведения в современных условиях. Болонский процесс в странах постсоветского пространства и его «болевые точки». Интернационализация высшего образования как фактор формирования профессионального уровня специалиста. Стратегии международного сотрудничества региональных вузов: сравнительный анализ. Условия адаптации иностранных студентов. Академический аспект стратегии интернационализации вузов.

Основные понятия: новые модели университетов, международное сотрудничество, стратегии, адаптация студентов, эффективность международного сотрудничества.


Лекция «Стратегии вузов постсоветского пространства в сфере интернационализации и глобализации высшей школы».

Семинар «Новые модели университетов в эпоху глобализации и интернационализации»

Дискуссия «Современный университет – как развиваться дальше?»


Доклады студентов по базовым моделям современного университета.

Компьютерная презентация «Базовые модели университета на современном этапе»


14

Л – 4

С – 2

СРС – 8


4, 7, 10, 22, 27, 28, 39, 44




1

2

3

4


5. Трансграничное образование как составная часть глобализации и интернационализации высшей школы.

Основные термины и понятия. Организационные формы трансграничного (транснационального образования). Информационные и коммуникационные технологии трансграничного образования. Организация и контроль учебного процесса. Электронные ресурсы трансграничного образования. Мобильность образовательных программ. Технологии и оценка качества трансграничного образования. Основные тенденции развития транснационального образования. Взаимоотношения и международное партнерство провайдеров «безграничного» образования.

Основные понятия: виды трансграничного образования, учебный процесс, технологии и оценка качества трансграничного образования.


Лекция «Трансграничное образование – новая форма расширения и объединения рынка образовательных услуг».

Семинар-практикум «Международные образовательно-

профессиональные программы: достижения и проблемы создания»

Сравнительный анализ и обсуждение образовательно-профессиональных программ разных университетов


Письменный SWOT-анализ деятельности вуза в сфере интернационализации образования.


14

Л – 4

С – 2

СРС - 8


12, 13, 20, 30

6. Перспективы и проблемы глобализации и интернационализации образования

Глобализация, интернационализация и национальная культура. Национальное образование в эпоху глобализации. Модель национального университета в условиях интернационализации высшей школы. Оценка процесса интернационализации российской и украинской систем высшего образования. Глобализация и интернационализация и качество высшего образования.

Система цивилизационных ценностей как адаптивный механизм глобализации и интернационализации высшей школы.

Основные понятия: массовизация образования и его качество, международная стандартизация образования, темпы интернационализации образования, национальная культура.

Лекция «Глобализация и интернационализация высшей школы: взгляд в будущее».

Эссе по вопросам темы: Перспективы и проблемы глобализации и интернационализации образования

Зачет

8

Л – 4

СРС – 4



4, 7, 23, 27, 28, 34, 39, 44


Список рекомендуемой литературы

Основная литература


  1. Альтбах Ф. Высшее образование и WTO: безумие глобализации // Вестник высшей школы, 2001ю – № 6. – С. 39 – 42.

  2. Альтбах Ф.Г. Глобализация и университет: мифы и реалии в мире неравенства // «АМ». – 2004. – № 11. – С. 39 – 45.

  3. Бирюков А. Интернационализация российского высшего образования // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – № 10. – С. 76. – 83.

  4. Брандман Э.М. Глобализация: социокультурное измерение образовательного пространства: Монография. – М.: Изд-во ГПИБ России, 2005. – 165 с.

  5. Высшее образование в Беларуси: вызовы интернационализации / сост. В.А. Дунаев. – Вильнюс : ЕГУ, 2007. – 128 с.

  6. Высшее образование в глобализованном обществе: установочный документ ЮНЕСКО по образованию // ЮНЕСКО, 2004. – 32 с.: Электронный ресурс: www.ifap.ru/library/book389.pdf

  7. Джуринский А. Интернационализация высшего образования: тенденции и проблемы // «АМ» – 2002. – № 9.. – С. 44 – 49.

  8. Диброва М. И., Кабанова Н.М. Изменения в структуре вуза как следствие интернационализации образования // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - N 2(3

  9. Дударева Н.А. Интернационализация российской образовательной системы: экспорт образовательных услуг (по материалам Всероссийского совещания проректоров по международной деятельности, Москва, 2009) // Вестник ИГЭУ. – 2010. – Вып. 1. – С. 1 – 5.

  10. Животовская И.Г.  Глобализация и образование: институциональный и экономический аспекты // Глобализация и образование. – М., 2001. – С. 21-37.

  11. Кувалдин В.В. Глобализация и рождение мегаобщества // Практична філософія. – 2001. – № 2. – С. 3 – 23.

  12. Лукичев Г. Трансграничное образование // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 4.

  13. Лукичев Г.А. Транснациональное образование // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. – 2002. – № 1. – С. 71. – 75.

  14. Майбуров И. Глобализация сферы высшего образования // Мировая экономика и междун. отношения. – 2005. – № 3. – С. 10 – 17.

  15. Международная исследовательская группа по сравнительным исследованиям систем и образовательных стандартов высшего образования государств-участников СНГ. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 49 с.

  16. Олдермен Д. Глобалізація вищої освіти: вільний ринок і національний інтерес // Вища шк. – 2001. – № 6. – С. 113 – 118.

  17. Певзнер М.Н. Интернационализация как ведущая тенденция развития современного вуза // Вестник Новгородского госуниверситета. – 2005. – № 31. – С. 55 – 59.

  18. Петрович О.Г. Глобализация системы высшего образования России: основные направления деятельности // Известия Саратовского университета. – 2009. – Т. 9. Серия: Социология. Политология. – Вып. 2. – С. 31 – 34.

  19. Покровский Н.Е. Трансформация университетов в условиях глобального рынка // Журн. социол. и соц. антропологии. – 2004. – Т. 7, № 4. – С. 152 – 161.

  20. Поляков Н.В., Савчук В.С. Классический університет: от идей античности к идеям Болонского процесса. – Д.: Изд-во ДНУ, 2009. – 596 с.

  21. Россия и интернационализация высшего образования : материалы междунар. науч.-практ. конф. – М.: ТЕИС, 2005. – 519 с.

  22. Сагинова О. В. Проблемы и перспективы интернационализации высшего образования // Экономика образования. – 2005. – № 1. – С. 38. – 48.

  23. Сагинова О. В. Интернационализация высшего образования как фактор конкурентоспособности: Электронный ресурс: www.marketologi.ru/lib/saginova/inter_vuz2.html

  24. Сбруєва А.А. Інтернаціоналізація вищої освіти: сутність, поняття та системи зміни парадигми // Педагогічні науки; Зб. наук. праць. – Суми. – 2001. – С. 157 – 167.

  25. Серенсен О. ГАТС и образование: взгляд «посвященного //«АМ». – 2005. – № 2. – С.23 – 26.

  26. Скотт П. Глобализация и университет // «АМ». – 2001. – 4. – С. 3 – 8.

  27. Слепухин А.Ю. Глобализация высшего образования: социальные противоречия и тенденции // Журнал исследований социальной политики. – Т. 3., № 1. – С. 7 – 28.

  28. Толстых В.И. Глобализация в социокультурном измерении // Практ. філософія. – 2001. – 2. – С. 23 – 72.

  29. Федотова Н.Н. Глобализация и образование // Философские науки. – 2003. – № 4 – С. 5. – 24.

  30. Филиппов В.М., Краснова Г.А., Гриншкун В.В. Учебный курс "Тенденции и формы использования информационных и коммуникационных технологий в трансграничном образовании" в системе повышения квалификации работников образовательных учреждений // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. – 2008. – №2.

  31. Хан К. Изменение «духа времени» в немецком высшем образовании и роль Общего соглашения о торговле услугами (GATS) // Инновации в образовании. – 2004. – № 4. – С. 147 – 151.

  32. Хюфнер К. Высшее образование как общественное благо: методы и формы его предоставления // Высш. образование в Европе. – 2003. – № 3.

  33. Черноморова Т.В. Глобализация образования: роль международных организаций // Глобализация и образование. – М., 2001. – С. 115-14

  34. Globalizing practices and university responses: Europ. a. Anglo-Amer. differences / Jan Currie, Richard DeAngelis, Harry de Boer [et al.]. - Westport (Conn.); London : Praeger, 2003. – XIV, 229 с.

  35. Higher education in a globalising world : Intern. trends a. mutual observations : A Festschrift in honour of Ulrich Teichler / Ed. by Jürgen Enders a. Oliver Fulton. – Dordrecht [etc.] : Kluwer acad. publ., Cop. 2002. – XVI, 264 с

  36. Ninnes, Peter, and Meeri Hellsten (eds.). 2005. Internationalizing Higher Education: Critical Explorations of Pedagogy and Policy. Paris: OECD. http://new.sourceoecd.org/vl=475271/cl=13/nw=1/rpsv/~6678/v2004n13/s1/p1l. - . 2004b. Quality and Recognition in Higher Education. Paris: OECD.

  37. Teichler U. The Changing Debate on Internalizations of Higher Education // Higher Education: The International Journal of Higher Education and Educational Planning, Academic Publishers. – July, 2004. – Vol. 48, № 1. – P. 5 – 26.


Дополнительная литература


  1. Гленн Р. Джонс. Как перебросить мост от сложных проблем транснационального образования к аккредитации // Высшее образование в Европе. – 2001. – №1.

  2. Квієк М. Національна держава, глобалізація та університет як модерновий заклад // Філос. думка. – 2003. – № 3. – С. 8–65.

  3. Никольский В. Глобальное образование: пределы либерализации / В. Никольский; В. Никольский// Высшее образование в России. – 2004. – № 8. – С. 17. – 25.

  4. Онищенко И. Г. Глобализация высшего образования: мировые и отечественные тенденции / И. Г. Онищенко // Болонська декларація: проблеми теорії, методології і практичної реалізації: Зб. наук. пр. Міжнар. наук.-практ. конф., Стамбул (Туреччина) – Київ (Україна), 2004 р., 5–15 жовт. / Європ. ун-т. – К., 2005. – С. 84–93.

  5. Панарин А.С. Вызов глобализации // Персонал. – 2002. – № 9. – С. 24 – 30.

  6. Робинсон Д. ГАТС и ОЭСР/ЮНЕСКО: руководящие принципы и академическая профессия // «АМ». – 2005. – № 2. – С. 22 – 23.

  7. Поляков Н.В. Болонский процесс в Украине и России: болевые точки / Н.В. Поляков, В.С. Савчук // Об образовании: евразийское пространство. – М., 2009. – С. 106 – 135.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Савчук В. С., доктор исторических наук, профессор кафедры квантовой макрофизики дну им. О. Гончара iconПрофессиональная переподготовка (фаза II) Базовый модуль «Образовательный...
Хаминич С. Ю., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрою маркетинга дну им. О. Гончара
Савчук В. С., доктор исторических наук, профессор кафедры квантовой макрофизики дну им. О. Гончара iconМетодические рекомендации по курсу историография истории россии для...
Рецензенты: доктор исторических наук, профессор Н. М. Ушаков, доктор исторических наук, профессор Е. Г. Тимофеева
Савчук В. С., доктор исторических наук, профессор кафедры квантовой макрофизики дну им. О. Гончара iconМинистерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным...
Ран; Милованов В. И. — доктор исторических наук; Мистюков Н. А.; Молодых И. И. — доктор геолого-минералогических наук, профессор;...
Савчук В. С., доктор исторических наук, профессор кафедры квантовой макрофизики дну им. О. Гончара iconРоль великобритании в отечественной войне 1812 года, или был ли у...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Савчук В. С., доктор исторических наук, профессор кафедры квантовой макрофизики дну им. О. Гончара iconУчебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. В 2 История раннего христианства
Климов О. Ю., доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории древней Греции и Рима Санкт-Петербургского государственного...
Савчук В. С., доктор исторических наук, профессор кафедры квантовой макрофизики дну им. О. Гончара iconПрограмма обязательного учебного курса для специальности 030501. 65
Автор программы: доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор А. С. Туманова
Савчук В. С., доктор исторических наук, профессор кафедры квантовой макрофизики дну им. О. Гончара iconПрограмма обязательного учебного курса для специальности 030501. 65
Автор программы: доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор А. С. Туманова
Савчук В. С., доктор исторических наук, профессор кафедры квантовой макрофизики дну им. О. Гончара iconРабочая программа учебной дисциплины «история государства и права россии»
Автор программы: доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор А. С. Туманова
Савчук В. С., доктор исторических наук, профессор кафедры квантовой макрофизики дну им. О. Гончара icon«Отечественная история»
Составитель: Попов Михаил Валерьевич, доктор исторических наук, профессор, зав кафедры Отечественной истории
Савчук В. С., доктор исторических наук, профессор кафедры квантовой макрофизики дну им. О. Гончара iconМетодические указания, программа и планы семинарских занятий Для...
Составители: доктор исторических наук, профессор Н. Н. Кабытова, кандидат исторических наук, доцент В. А. Тюрин
Савчук В. С., доктор исторических наук, профессор кафедры квантовой макрофизики дну им. О. Гончара iconВ. В. Клочков тестовые задания по учебной дисциплине «История политических...
Автор программы: доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор А. С. Туманова
Савчук В. С., доктор исторических наук, профессор кафедры квантовой макрофизики дну им. О. Гончара iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Автор программы: доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор А. С. Туманова
Савчук В. С., доктор исторических наук, профессор кафедры квантовой макрофизики дну им. О. Гончара iconРабочая учебная программа по дисциплине «Отечественная история»
Составитель: Попов Михаил Валерьевич, доктор исторических наук, профессор, зав кафедры Отечественной истории
Савчук В. С., доктор исторических наук, профессор кафедры квантовой макрофизики дну им. О. Гончара iconИ. Б. Орлов
Дробница Августина Васильевна доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал...
Савчук В. С., доктор исторических наук, профессор кафедры квантовой макрофизики дну им. О. Гончара iconПояснительная записка Курс имеет целью познакомить студентов с концепцией...
Рецензенты: Вагинова Л. С., доктор культурологии, профессор кафедры Кимктяиж мггу; Ворожбитова А. А., доктор филологических наук,...
Савчук В. С., доктор исторических наук, профессор кафедры квантовой макрофизики дну им. О. Гончара iconПрограмма отражает современный уровень исторических исследований...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск