Скачать 150.43 Kb.
|
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Экономика, муниципальный этап Автор-составитель: Переломова Ирина Геннадьевна, доцент кафедры мировой экономики и статистики экономического факультета ЯрГУ им. П.Г.Демидова, кандидат экономических наук Олимпиада состоит из двух частей: тестовых заданий и задач. Тест 1. Тест включает 10 вопросов типа «Верно/Неверно». «Цена» каждого вопроса – 1 балл. Итого по тесту 1 - 10 баллов. Тест 2. Тест включает 15 вопросов типа «5:1». Из нескольких вариантов ответов нужно выбрать единственно верный ответ. Вопросы с 11 по 25 включительно оцениваются в 2 балла. Итого по тесту 2 – 30 баллов.Тест 3. Тест включает 10 вопросов типа «5:N». Из нескольких вариантов ответов нужно выбрать все верные ответы. Вопросы с 26 по 35 включительно оцениваются в 3 балла. Итого по тесту 3 – 30 баллов.Итого по тестам можно набрать 70 баллов. Время – 60 минут. Тестовые задания Правильные ответы Тест 1 Выберите единственный верный ответ (Всего 10 баллов: 1 балл за верный ответ и 0 баллов при неверном ответе)
1) да 2) нет
1) да 2) нет
1) да 2) нет Тест 2 Выберите единственный верный ответ (Всего 30 баллов: 2 балла за верный ответ и 0 баллов при неверном ответе)
1) нормальными; 2) комплиментами; 3) субститутами; 4) низшими; 5) независимыми в потреблении.
1) равен нулю; 2) равен единице; 3) больше единицы; 4) отрицательной величиной; 5) недостаточно информации.
1) спрос эластичнее предложения; 2) предложение эластичнее спроса; 3) если эластичность спроса и предложения одинаковая; 4) спрос абсолютно неэластичен; 5) недостаточно информации.
1) изменение выручки товаропроизводителей, вызванное изменением рыночной конъюнктуры; 2) изменение излишка потребителей; 3) изменение излишка производителей; 4) изменение выручки посредников от реализации товара; 5) изменение величины спроса на товар, происходящее под влиянием изменения реального дохода потребителя.
1) кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товаров; 2) кривые безразличия пересекаются между собой; 3) товарные наборы, принадлежащие более высокой кривой безразличия, предпочтительнее для потребителя; 4) кривая безразличия имеет отрицательный наклон; 5) кривые безразличия выпуклы к началу координат.
1) кривая предельных издержек пересекает кривую средних общих издержек в точке минимума средних общих издержек; 2) если предельные издержки меньше средних, то величина средних издержек убывает по мере увеличения объема выпуска; 3) если предельные издержки меньше средних, то величина средних издержек возрастает по мере увеличения объема выпуска; 4) если предельные издержки больше средних, то величина средних издержек возрастает по мере увеличения объема выпуска; 5) соотношения предельных и средних издержек характерны не только для короткого, но и для длительного периода.
1) внутренними; 2) альтернативными; 3) экономическими; 4) внешними; 5) вмененными.
1) кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы абсолютно эластична; 2) каждая дополнительная единица продукции, проданная конкурентной фирмой, приносит доход, равный ее рыночной цене; 3) максимизация прибыли конкурентной фирмой достигается при условии равенства предельных издержек и цены товара на восходящем отрезке кривой предельных издержек; 4) максимизация прибыли конкурентной фирмой достигается при условии равенства предельных издержек и предельного дохода на восходящем отрезке кривой предельных издержек; 5) предельный доход конкурентной фирмы снижается с увеличением объема выпускаемой продукции.
1) с восходящей частью кривой ее средних переменных издержек; 2) с восходящей частью кривой ее средних общих издержек; 3) с восходящей частью кривой ее предельных издержек; 4) с восходящей частью кривой ее предельных издержек выше точки минимума средних переменных издержек; 5) с восходящей частью кривой ее предельных издержек выше точки минимума средних общих издержек.
1) выросла примерно на 11%; 2) выросла примерно на 6%; 3) выросла примерно на 5%; 4) не изменилась; 5) недостаточно информации.
1) уменьшится приблизительно на 1,71 ден. ед.; 2) увеличится приблизительно на 1,71 ден. ед.; 3) уменьшится приблизительно на 0,19 ден. ед.; 4) увеличится приблизительно на 0,19 ден. ед.; 5) не изменится.
1) 50 тысяч рублей; 2) 100 тысяч рублей; 3) 75 тысяч рублей; 4) 25 тысяч рублей; 5) 15 тысяч рублей.
1) увеличился на 20%; 2) увеличился на 25%; 3) сократился на 20%; 4) сократился на 25%; 5) не изменился.
1) 25%; 2) примерно 16%; 3) примерно 11%; 4) 5%; 5) не достаточно информации.
1) увеличился на 20%; 2) сократился на 20%; 3) увеличился на 10%; 4) сократился на 10%; 5) не изменился. Тест 3 Выберите все верные ответы. (Всего 30 баллов: 3 балла за вопрос, если в точности указаны все верные варианты (и не отмечено ничего лишнего), 0 баллов в противном случае)
1) начало сезона отпусков; 2) уменьшение стоимости перевозки туристов; 3) появление на рынке новых туристических компаний; 4) одновременного роста доходов потребителей и уменьшения стоимости перевозки туристов; 5) начало действия программы субсидирования отдыха пенсионеров за счет средств государственного бюджета.
1) чем больше заменителей имеет товар, тем более неэластичен спрос на него; 2) чем более необходим товар потребителю, тем ниже степень его эластичности; 3) чем большую долю составляют расходы на товар в общих расходах потребителя, тем менее эластичен спрос на этот товар; 4) чем больше срок использования товара и его ремонтопригодность, тем более эластичен спрос на этот товар; 5) чем продолжительнее временной период, тем выше эластичность спроса на товар.
1) страна А будет экспортировать кукурузу и пшеницу; 2) взаимовыгодная торговля между этими странами невозможна; 3) страна А будет экспортировать пшеницу, а В будет экспортировать кукурузу; 4) страна А будет импортировать кукурузу; 5) страна В будет импортировать кукурузу.
1) расходы на строительство новых автодорог; 2) пенсии гражданам страны; 3) стипендии студентам государственных вузов; 4) заработная плата депутатов Государственной Думы; 5) пособия малообеспеченным семьям.
1) постоянные издержки упадут до нуля (FC); 2) переменные издержки упадут до нуля (VC); 3) общие издержки (ТС) совпадут с постоянными издержками (FC); 4) предельные издержки (МС) упадут до нуля; 5) общие издержки (ТС) совпадут с переменными издержками (VC).
1) на рынке есть только одна фирма-продавец и много покупателей; 2) барьеры входа на рынок отсутствуют; 3) отсутствуют близкие заменители (субституты) для товаров, производимых монополистом; 4) фирма-монополист контролирует цену своей продукции; 5) монополист является ценополучателем.
1) квалифицированный аудитор увольняется по собственному желанию с целью поиска более высокооплачиваемой работы; 2) рабочий плавильного цеха ожидает восстановления на прежней работе; 3) кондуктор, потерявший работу вследствие внедрения автоматической системы контроля пассажиров; 4) мастер автомобильного завода был уволен в связи с внедрением промышленных роботов; 5) правительственный чиновник не вышел на работу вследствие болезни.
1) измеряется в постоянных (неизменных) ценах; 2) всегда сокращается на стадии экономического спада; 3) измеряется в текущих ценах; 4) его темпы роста всегда ниже темпов роста номинального ВВП; 5) представляет собой агрегированный показатель.
1) акциз; 2) подоходный налог: 3) налог на имущество; 4) налог на добавленную стоимость; 5) налог с владельцев транспортных средств.
1) Центральный банк повышает норму обязательных резервов; 2) Центральный банк понижает норму обязательных резервов; 3) Центральный банк покупает государственные облигации; 4) Центральный банк продает государственные облигации; 5) Центральный банк понижает ставку рефинансирования. Задачи Задание включает 5 задач. Необходимо привести наиболее полное обоснованное решение каждой из них. Итого по задачам можно набрать 60 баллов. Время – 1 час 40 минут.
Решения задач оформляются на отдельных листах. Условие не переписывается, решение приводится обязательно. Ответ к задаче без соответствующего пояснения не засчитывается как выполненное задание. Задачи могут записываться в произвольном порядке с обязательным указанием их номера. Оценивание задач Максимальный балл, присваиваемый за выполнение задачи, зависит от уровня ее сложности. Решение каждой задачи должно быть выполнено максимально подробно, поскольку итоговая оценка учитывает то, какой процент приведенного решения является верным. Верным должно признаваться любое корректное решение приведенной задачи, независимо от того, насколько оно совпадает с авторским. Более подробные и полные решения оцениваются большим количеством баллов. Если жюри приходит к выводу, что задача скорее решена, чем не решена, то оценка должна быть больше половины от максимально возможной, в противном случае — меньше. Рекомендуется присваивать баллы за каждый шаг в решении задачи. Арифметические ошибки не должны приводить к существенному сокращению баллов, поскольку на олимпиаде, в первую очередь, проверяется не умение хорошо считать, а умение нестандартно мыслить. Это накладывает высокую ответственность на преподавателей, выполняющих проверку, поскольку в каждой работе необходимо не столько проверить правильность ответа, сколько оценить полноту и корректность выполняемых действий, а при наличии ошибки найти ее и снизить балл исходя из степени ее существенности. Задача 1 В регионе, дающем 50% всего урожая, из-за плохих погодных условий у каждого фермере погибло 20% урожая по сравнению с прошлым годом. В других регионах урожай остался на прошлогоднем уровне. Как измениться совокупная выручка всех фермеров при точечной эластичности спроса на зерно, равной (-0,6). Решение: В прошлом году выручка фермеров составила: TR = P Q. В новых условиях величина урожая фермеров составит: Q1 = 0,5 · 0,8 Q + 0,5 Q = 0,9 Q. Следовательно, величина предложения сократиться на 10%. С учетом значения коэффициента эластичности спроса по цене определим процентное изменение цены: Определим новое значение цены: Тогда, новое значение выручки фермеров составит: Ответ: выручка фермеров вырастет на 5%. Задача 2 Дана функция спроса на продукцию монополиста: QD = 25 – Р. Известна функция общих затрат: TC(Q) = 0,5Q2 + 4Q + 50. Какое количество прибыли теряет монополист, если правительство ограничит цену на его продукцию уровнем 15 денежных единиц? Решение: Определим оптимальный выпуск продукции, цену и прибыль монополиста до государственного вмешательства. QD = 25 – Р => Р = 25 – Q TR = P Q = (25 – Q) Q = 25 Q - Q2 => MR = TR/ = 25 – 2Q MC = TC/ = Q +4 Определим оптимальный объем выпуска для монополиста при условии, что MR = MC: 25 – 2Q = Q +4 => Q*= 7 => Рм = 18 ден.ед. 10 Q* Тогда величина прибыли монополиста до государственного вмешательства составит: πм = 18 · 7 – 50 – 4·7 – 0,5 · 72 = 23,5 ден.ед. Если правительство установит цену на уровне 15 ден. ед., то величина спроса на продукт монополиста составит: QD = 25 – Р = 25 – 15 = 10 единиц товара. Тогда значение прибыли будет равно: π = 15 · 10 – 50 – 4·10 – 0,5 · 102 = 10 ден.ед. Таким образом, потери монополиста составят: ∆ π = π - πм = 10 – 23,5 = - 13,5 ден ед. Ответ: ∆ π= - 13,5 ден ед. Задача 3 Арендная плата за производственное помещение, составлявшая 40% постоянных издержек малого предприятия, повысилась на 150%. Прочие составляющие постоянных издержек, средние переменные издержки и объем выпуска продукции не изменились. До повышения арендной платы средние постоянные издержки равнялись 700 руб., цена товара составляла 2800 руб. На сколько процентов малому предприятию следует изменить цену, чтобы сохранить прежнюю величину прибыли на единицу продукции? Решение: Первоначально прибыль предприятия на единицу продукции составляла: π = 2800 – AFC – AVC = 2800 – 700 – AVC = 2100 – AVC. Выразим значение прибыли после повышения аренды: π = Р1 – AFC1 – AVC = Р1 – 700·1,6 – AVC = Р1 – 1120 – AVC. Приравняем значение прибыли до и после повышения аренды: 2100 – AVC = Р1 – 1120 – AVC Р1 = 3220 ден.ед. Тогда: Ответ: ∆Р = 15%. Задача 4 Величины амортизационных отчислений, национального дохода и валового национального продукта некоторой страны (в трлн д.е.) относятся как 2 : 7 : 1 0 . Величина косвенных налогов составляет 1,5 трлн д.е., а чистые факторные доходы из-за рубежа равны 2 трлн д.е. Определите размер ВВП этой страны. Решение: ВНП – амортизация = ЧНП ЧНП – косвенные налоги = НД Тогда: ВНП – амортизация – косвенные налоги = НД Используя данные задачи получим: 10х – 2х – 1,5 = 7х => х = 1,5 Определим значение ВВП: ВВП + чистые факторные доходы = ВНП ВВП = ВНП – чистые факторные доходы ВВП = 10 · 1,5 – 2 = 13 трлн д.е. Ответ: 13 трлн д.е.. Задача 5 Потенциальный объем выпуска при уровне естественной безработицы в 6% равен 6000 млрд. ден. ед., а при появлении циклической безработицы в 1% происходит отклонение фактического объема выпуска от потенциального на 120 млрд. ден. ед. Уровень фактической безработицы равен 8, 5%. Определить потери общества от безработицы. Дано: Y*= 6000 млрд ден.ед u*= 6% (0,06) uц =1% (0,01) Y- Y*= 120 млрд. ден.ед. uф =8,5% (0,085) Найти: Y1- Y*- ? Решение: => => β = 2 => Y1= 5700 млрд. ден.ед. Y- Y*= 5700 – 6000 = 300 млрд. ден.ед. |
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников... На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 астрономических часа (180 мин.) | Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников... Вступительное тестирование по биологии для абитуриентов, поступающих в 8-ой класс | ||
Всероссийская олимпиада школьников по химии Требования к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников 2010/2011 учебного года по химии | Школьный этап всероссийской олимпиады школьников Всероссийская олимпиада школьников по истории (школьный этап, 2013– 2014 учебный год) 6 класс | ||
Сероссийская олимпиада школьников по истории 2010/2011 гг. Муниципальный этап Приуральский район, решением Районной Думы муниципального образования Приуральский район от 18 апреля 2013 года №17 «О структуре... | В 2011-12 учебном году муниципальный этап Всероссийской олимпиады... Ведётся работа по выявлению творческой молодёжи через следующие организационные формы | ||
Место для шифра всероссийская олимпиада школьников по истории 2010/2011... Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли... | Всероссийская олимпиада школьников по астрономии – 2011. Школьный этап «Гений М. В. Ломоносова проявился в его многогранном таланте, благодаря которому он смог стать «первым нашим университетом». (А.... | ||
Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку 2010-11 год | Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку 2010-11 год | ||
Всероссийская олимпиада по экономике для школьников. Районный этап Учебно-методический комплекс «Финансы, денежное обращение и кредит» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Всероссийская олимпиада школьников по французскому языку требования... Написать открытку своему французскому другу \ подруге, рассказать о погоде и о том, чем вы занимаетесь во время каникул | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Всероссийская олимпиада школьников по географии для учащихся 9-11 классов. Окружной этап | Участие школьников в олимпиадах: Всероссийская олимпиада школьников Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 030600. 62 – журналистика (квалификация журналист) | ||
Приказ №134 «Об утверждении перечня общеобразовательных предметов,... Министерства образования и науки Российской Федерации от 02. 12. 2009 №695, приказом Министерства образования и науки Российской... | Департамент образования Ярославской области Краеведческий календарь юбилейных дат Ярославской области на 2015 год составлен и подготовлен к публикации специалистами отдела краеведения... |