Скачать 145.01 Kb.
|
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ВВЕДЕНИЕ В XX веке происходит углубление общего кризиса колониализма. В период после первой мировой войны укрепляется суверенитет многих стран Востока (Турция, Иран, Афганистан, Китай, Монголия), а национально-освободительное движение превратилось в массовую политическую силу, о чем свидетельствует возникновение массовых политических партий ИНК, Гоминьдан, ВАФТ и др. Постепенно ослабевали экономические и политические позиции метрополий, параллельно укреплялись позиции национальной буржуазии (особенно в Индии). Во второй половине XX века происходит крах системы колониализма. После второй мировой войны усиливаются тенденции неоколониализма, причем западные страны настойчиво ищут экономические рычаги воздействия на бывшие колонии. В послевоенный период на Востоке существовало три типа производительных сил. 1) доиндустриальные, представленные отсталым аграрным производствами. 2) индустриальные. 3) постиндустриальные, ярко проявившиеся в Японии и странах, получивших название «азиатских тигров». Сейчас страны Азии и Африки резко отличаются друг от друга по уровню развития, и даже в наиболее развитых передовых странах региона, достигших уровня развитого индустриального и постиндустриального общества, сохраняются многие черты традиционного общества, особенно в социальной и духовных сферах. К тому же страны даже одной цивилизационной модели идут по разным путям в зависимости от степени влияния религии на жизнь общества (например, Турция и Иран). На семинары выносятся проблемы истории наиболее крупных стран Востока, Китая (темы 1 и 6), Монголии (тема 2), Индии (темы 3 и 8), Турции (тема 5), Ирана (тема 10), Японии (темы 4 и 9), а также тема о горячих точках Востока. ТЕМА 1. КИТАЙ НАКАНУНЕ РЕВОЛЮЦИИ 1925–1927 гг. План:
а) особенности регионального развития Китая; б) развитие сельского хозяйства. Аграрные отношения; в) развитие городской экономики. Особенности формирования новых общественных классов.
а) переходный характер политической надстройки. Роль милитаристских группировок в жизни страны; б) идеологическая борьба в Китае в 1914-1915 гг. Новая молодежь.
а) патриотическое движение 4 мая 1919 г. и его значение; б) роль активности Коминтерна на Востоке. Распространение идей марксизма-лени-низма в Китае. Образование КПК. I и II съезды КПК; в) политическая деятельность Сунь-Ятсена. Эволюция его взглядов и установок. Сближение Гоминдана и Коминтерна; г) складывание предпосылок для образования единого фронта в Китае. Превращение провинции Гуандры в территориальную базу революции. 4. Особенности развития революционного процесса в Китае. Источники и литература:
Приступая к изучению данной темы, следует рассмотреть, чем проблемы, стоявшие перед Китаем в конце первой четверти ХХ в. отличаются от тех проблем, которые решали буржуазные революции в Европе XIX в. Рассматривая китайское общество, следует уделить внимание формированию новых общественных классов буржуазного общества, которое происходило в особых условиях Востока. А говоря о роли политической надстройки в Китае, нужно обратить внимание на противоречие между милитаристской политической надстройкой и потребностями формирующегося буржуазного общества. Следует также обратить внимание на движение новой молодежи, из левой фракции которого возникает компартия. и ответить на вопрос почему новейшую историю Китая следует вести с движения 4 мая 1919 г. ТЕМА 2. Монгольский вопрос в российско-китайских отношениях 1911–1915 гг. План:
Литература:
В данной теме рекомендуется рассмотреть ситуацию, сложившуюся в Монголии к началу ХХ в. Ослабление Цинской династии, ее затруднения в осуществлении контроля над вассальными территориями как причина возникновения идеи борьбы за независимость среди монгольского духовенства. Необходимо также выявить причины, по которым царское правительство России посчитало выгодным оказаться на стороне Монголии в данном вопросе. Определить значение термина «буферное государство» применительно к Монголии. Рассматривая монголо-советские отношения, следует указать сильное влияние на Монголию позиций советских руководителей. На занятии не рекомендуется использовать устаревшие учебники по истории МНР, т.к. содержание их зачастую не соответствует реальному положению вещей. ТЕМА 3. НОВЫЙ ЭТАП БОРЬБЫ НАРОДОВ ИНДИИ ЗА НАЦИОНАЛЬНУЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ (1918–1928 ГГ.) План:
Источники и литература:
Данный этап ознаменовался превращением буржуазно-национального движения в массовую политическую силу, появились новые методы борьбы и ослабевали позиции колониального режима в стране. При изучении этой темы желательно ответить на вопросы: 1) Почему гандизм стал ведущим направлением в национально-освободительном движении? 2) Какова сущность гандизма? 3) В чем причины успеха данного движения, потрясшего основы колониального режима? 4) Почему усиливается левое крыло в ИНК и компартия после компании гражданского неповиновения? ТЕМА 4. ЯПОНИЯ В ПЕРИОД ВОЙНЫ НА ТИХОМ ОКЕАНЕ (ДЕКАБРЬ 1941 – АВГУСТ 1945 ГГ.) План:
Литература:
На данных семинарах следует рассмотреть довоенную внешнюю политику, подумать, на что надеялась Япония, вступая в войну с более сильным противником – США. Необходимо изучить ход военных операций в 1941--1942 гг. на Тихоокеанском театре в южно-азиатских морях. Была ли реализована программа территориальной экспансии? При изучении военной экономики Японии следует обратить внимание на то, что многое было достигнуто в довоенный период, а также на профиль военной экономики. Изучая четвертый вопрос, нужно показать различие в оккупационной политике Японии в разных странах.. Чем она отличалась от германской оккупационной политики? При изучении седьмого вопроса следует обратить внимание на большое влияние войны СССР на манчжурском театре военных действий. ТЕМА 5. ТУРЕЦКАЯ РЕСПУБЛИКА В 1923–1939 ГГ. План:
а) борьба с засильем иностранного капитала; б) поощрение развития национального частного предпринимательства; в) мировой кризис 1929-1933 гг. и экономическая политика турецкого правительства. Политика этатизма; г) развитие современных форм частного предпринимательства. Процесс концентрации национального капитала.
Литература:
Следует заметить, что Турция первой из зависимых в прошлом стран Востока приступила к решению задач по преодолению экономической отсталости. В межвоенный период государство в Турции сыграло большую роль в экономическом и социальном развитии страны (политика этатизма, поощрение частного предпринимательства). Важно проследить поэтапное вытеснение капитала из страны. Впервые на Ближнем Востоке создана светская республика Турция. ТЕМА 6. КИТАЙ В ПЕРИОД 1949–1957 ГГ. ПОПЫТКА ПОСТРОЕНИЯ ОСНОВ СОЦИАЛИЗМА План: 1. Преобразования в восстановительный период (1949–1952 гг.). Пять секторов экономики. а) аграрные преобразования; б) преобразования в промышленности; в) национальная политика и основы государственного строительства. 2. Курс на преодоление многоукладности. Первый пятилетний план и его выполнение: а) промышленность и торговля; б) социалистические преобразования в сельском хозяйстве. 3. Помощь СССР социалистическому строительству в Китае. Реферат: «Конфуцианство и построение социализма в Китае». Литература:
При изучении данной темы следует обратить внимание на два этапа преобразований: т.н. общедемократический и социалистический. Что касается «построения основ социализма» в Китае, то его основным содержанием был курс на ликвидацию многоукладности, рассчитанный на три пятилетки. Во главу угла была поставлена задача первоначальной социалистической индустриализации. Успехи и проблемы этих реформ должны быть рассмотрены на занятиях, как и ускоренная коллективизация, которую обусловили различные факторы. Изучая третий вопрос, надо учесть не только положительное влияние СССР на развитие Китая, но и отрицательное (сталинская модель социализма и просоветская внешняя политика). ТЕМА 7. Республика Китай и исторические аспекты тайваньской проблемы План:
Литература:
Цель занятия – рассмотреть особенности экономических реформ в Китайской республике (КР). При этом рекомендуется руководствоваться теорией У. Ростоу о фазах развития экономики Тайваня. Важно сравнить темпы экономического КНР и Тайваня за 1949–1997 гг. и учесть, что уровень развития обеих стран к началу данного периода примерно одинаков. Кроме того, необходимо отметить особенности взаимоотношений КР и КНР в контексте формулы «Один Китай – две системы», дипломатические отношения КР с другими государствами или отсутствие таковых. ТЕМА 8. РЕСПУБЛИКА ИНДИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В 1950–1980 ГГ. План:
Реферат: «Индуизм и современность». Литература:
Важно рассмотреть концепцию «конгрессистского социализма» и учесть две тенденции в ИНК по вопросу об экономическом развитии Индии. Неру верил в преимущества социалистического сектора, которое должно проявиться на практике, причем был взят курс на импортозамещающую индустрию. Рассматривая аграрные преобразования, следует учесть, что была ликвидирована монополия класса помещиков на землю и государство взяло курс на поддержку индивидуальных крестьянских хозяйств. При изучении 3 и 4 вопросов следует сформулировать особенности политического развития в Индии и особенности национальной ситуации (длительное пребывание у власти одной партии, сложный процесс формирования народностей в нацию и др.). ТЕМА 9. ЯПОНИЯ В ПЕРИОД ОККУПАЦИИ (1945–1952 ГГ.) План:
а) социальное законодательство; б) аграрная реформа; в) новая конституция.
Литература:
Поражение Японии в войне и происшедшее разрушение производительных сил поставили перед страной проблему выживания. Впервые Япония оказалась под режимом оккупации, особенности которой следует рассмотреть, как и цели оккупационного режима. Политика оккупационного режима была противоречива ( курс на ослабление потенциального соперника сочетался с пониманием необходимости приобретения надежного союзника на Дальнем Востоке). И перед лицом северного соседа – СССР, к которому у Японии имеются территориальные претензии, она поддерживает «холодную войну» с СССР. Тема 10. «БЕЛАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» В ИРАНЕ. РЕФОРМЫ 1960–70-Х ГГ. И ИХ ЗНАЧЕНИЕ План: 1. Реформы в экономике: а) сельское хозяйство ; б) промышленность. 2. Реформы в политической области и сфере быта. 3. Причины иранской революции 1978–1979 гг. Реферат: «Аятолла Хомейни». Литература:
Реформы шаха (т.н. «белая революция») явились столкновением процесса вестернизации с традиционным исламским обществом. При этом экономическое развитие опережало социальное, высокие темпы преобразований ускорили общественный взрыв. Главным противоречием в развитии Ирана в то время было противоречие между целями реформ и их конкретной реализацией в условиях общества восточного, глубоко религиозного и сравнительно отсталого. И в ходе реформ режим постепенно становился преградой на пути поступательного развития иранского общества. ТЕМА 11. КРАСНЫЕ КХМЕРЫ И ВЬЕТНАМСКИЕ КОММУНИСТЫ План:
Реферат: «Пол Пот и Иенг Сари» Литература:
Цель занятия – рассмотреть историю взаимоотношений кхмеров и коммунистов Индокитая. Недостаточная изученность этой проблемы оставляет широкие возможности для творческого подхода. Необходимо дать оценку кхмерскому красному террору, вводу вьетнамских войск в Кампучию. Следует озвучить и позицию Москвы в отношении Индокитая в целом и Кампучии в частности. ТЕМА 12. ГОРЯЧИЕ ТОЧКИ ПОСЛЕВОЕННОГО ВОСТОКА План:
Литература:
При изучении данного комплекса внешнеполитических проблем следует обратить внимание на следующие вопросы: 1) Была ли альтернатива плану ООН 1947 г. о разделе Палестины? 2) Каковы цели, которых добивались Израиль и арабские государства, участвуя в серии войн на Ближнем Востоке? 3) В чем сходство и различие афганской и вьетнамской войны? 4) Какие позиции заняли арабские соседи Ирака и Кувейта во время военного конфликта 1990 г.? |
Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям... Орлов И. И., Половинкина М. Л. Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям по курсу «История культуры и искусств»... | Методические рекомендации по разработке методических указаний к семинарским... Методические рекомендации по разработке методических указаний к семинарским занятиям по дисциплине / Составители Васильева И. Л.,... | ||
Планы семинарских и практических занятий методические рекомендации Целесообразно готовиться к семинарским и практическим занятиям за 1-2 недели до их начала: на основе изучения рекомендованной литературы... | Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям... Местные финансы: Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям по дисциплине «Местные финансы» для студентов... | ||
Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и... Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям | Методические указания к семинарским занятиям Часть1 И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть I / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: ктасу, 2009. 39 с | ||
Методические рекомендации для магистрантов 27 Методические рекомендации... Программа учебной дисциплины «Публичная служба: проблемы правового регулирования» | Методические указания к семинарским занятиям Часть II И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть II / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: кг асу, 2009. 23 с | ||
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям Методические материалы по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов и самоконтроля | Рекомендации Методические указания к семинарским занятиям, практикум, контрольные работы и задания | ||
Тема: гражданское право Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям | Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную... | ||
История экономических учений методические указания к семинарским занятиям Панасенкова Т. В., Родионова Н. Д., Чернышева Н. И. История экономических учений: методические указания к семинарским занятиям Ростов-на-Дону,... | Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям Рабочая программа курса «конституционное (государственное) право зарубежных стран» | ||
Методические указания для подготовки к семинарским занятиям для студентов... История государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) [Текст]: методические указания для подготовки к семинарским... | Методические рекомендации по подготовке к контрольным работам и семинарским... Методические рекомендации по подготовке к контрольным работам и семинарским занятиям, зачету и экзамену по предметам: «История и... |