Скачать 461.77 Kb.
|
МОУ ВПО Южно-Уральский профессиональный институт Учебно-методический отдел Методические рекомендации по разработке методических указаний к семинарским занятиям по дисциплине Челябинск 2012 ЮУПИ 2012 Методические рекомендации по разработке методических указаний к семинарским занятиям по дисциплине / Составители Васильева И.Л., Киреева Г.В., Бухарина Г.П. – Челябинск: МОУ ВПО «Южно-Уральский профессиональный институт», 2012. – 29 c. Методические рекомендации по разработке методических указаний к семинарским занятиям по дисциплине, предназначены для всех направлений подготовки, реализуемых в МОУ ВПО «Южно-Уральском профессиональном институте» и его филиалах. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Положением об академической деятельности в МОУ ВПО «Южно-Уральском профессиональном институте». Содержат требования к организации и проведению семинарских занятий, к структуре, содержанию и оформлению методических указаний к семинарским занятиям по дисциплине. Содержание
1 Общие положения В методических рекомендациях представлены требования к организации, проведению семинарских занятий и разработке методических указаний к семинарским занятиям по дисциплине. Цель методических указаний: реализация требований к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки, а также рабочей программы по конкретной учебной дисциплине в условиях действия федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, оказание помощи студентам при подготовке к семинарским занятиям. В методических указаниях должны быть: даны планы семинарских занятий с разделением на темы с вопросами, перечислены темы докладов и рефератов, даны указания по подготовке к семинарам и написанию рефератов, а также дано учебно-методическое и информационное обеспечение к каждой теме семинаров (допускается учебно-методическое и информационное обеспечение семинарских занятий давать единыи списком ко всем семинарам), 2 Понятие, функции, типы и формы семинарского занятия 2.1 Сущность семинара Семинарская форма обучения возникла в древнегреческих и римских школах, где сообщения учащихся сочетались с диспутами, комментариями и заключениями преподавателей. Семинар (лат. seminarium — буквально:"рассадник", "теплица") — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому тема семинара и основные источники обсуждения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления, изучения. Цели обсуждений направлены на формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала. В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по различным наукам, так как представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления общения Семинар - это такая форма организации обучения, при которой на этапе подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и задач, а в процессе семинара идут активное обсуждение, дискуссии и выступления учащихся, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения. Комплексность данной формы занятий определяется тем, что в ходе его проведения сочетаются выступления обучающихся и преподавателя; положительное толкование (рассмотрение) обсуждаемой проблемы и анализ различных, часто дискуссионных позиций; обсуждение мнений обучающихся и разъяснение (консультация) преподавателя; углубленное изучение теории и приобретение навыков умения ее использовать в практической работе. Т.к. семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания, то главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи:
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
Трактовка семинара как завершающего звена в изучении блока взаимосвязанных тем дисциплины обусловлена тем, что во время его проведения подводятся итоги работы преподавателей, читающих лекции, и самостоятельной работы обучающихся по усвоению обсуждаемой научной проблемы. По своему назначению семинарское занятие, в процессе которого обсуждается та или иная научная проблема, способствует:
2.2 Функции семинара Основной и ведущей функцией семинара является функция познавательная. Если занятие хорошо подготовлено, в процессе обсуждения на семинаре конкретных проблем вырисовываются новые аспекты, углубляется обоснование, выдвигаются положения, не привлекшие ранее внимания студентов. Даже само углубление знаний, движение мысли от - сущности первого порядка к сущности второго порядка сообщают знаниям студентов более осмысленное и прочное содержание, поднимают их на более высокую ступень. Воспитательная функция семинара вытекает из его познавательной функции, что свойственно всему учебному процессу. Глубокое постижение величайшего теоретического богатства, формирование философского мировоззрения необходимо связаны с утверждением гуманистической морали, современных эстетических критериев. Воспитательные возможности науки, разумеется, не реализуются автоматически. Ими нужно умело воспользоваться при организации самостоятельной работы студентов, в содержательной и гибкой методике семинарских занятий. Наконец, семинару присуща и функция контроля за содержательностью, глубиной и систематичностью самостоятельной работы студентов, являющаяся вспомогательной по отношению к вышеназванным функциям. 2.3 Типы семинаров Семинары могут быть различными как по содержанию, так и по построению, организации работы. Обычно на семинарах обсуждаются заранее поставленные вопросы. Студенты заблаговременно знакомятся с планом семинарского занятия и литературой, рекомендуемой к изучению данной темы, чтобы иметь возможность подготовиться к семинару. Выделяют три типа семинарских занятий, принятых в учебных заведениях высшего профессионального образования:
Просеминар - это занятие, готовящее к семинару, проводиться на первых курсах. Цель: ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы с ними. Опыт показывает, что студенты первого курса не умеют работать с несколькими источниками и, прочитав список рекомендуемой литературы, не знают, как отобрать необходимый материал, максимально его синтезировать и изложить в соответствии с темой. Поэтому особое внимание следует обратить на развитие навыков работы с литературой, на творческую переработку материала, Второй этап работы в просеминаре - подготовка рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их с участниками просеминара с заключением руководителя. В высшей школе практикуется три типа семинаров: 1. семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним; 2. семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы семинар исследовательского типа с тематикой; 3. семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки. Семинар – это продукт педагогического общения студентов и преподавателей. Семинарские занятия могут запомниться на всю жизнь за товарищескую близость, атмосферу научного сотворчества, взаимопонимание. Такой семинар часто перерастает в систематическую научную работу дружного коллектива. Опытные преподаватели, формируя атмосферу творческой работы, ориентируют студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель дает установку на прослушивание или акцентирует внимание студентов на оценке и обсуждении в зависимости от тематики и ситуации. Учитывая характерологические качества студентов (коммуникативность, уверенность в себе, тревожность), преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли. Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам предлагаются частные, облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха. Спецсеминар – семинар, проводящийся на старших курсах, представляющий школу общения начинающих исследователей по научной теме. В ходе спецсеминара важную роль играют соответствующая ориентация студентов на групповую работу и ее оценка, использование специальных приемов, например моделирования ситуаций. На итоговом занятии преподаватель, как правило, делает полный обзор семинаров и студенческих научных работ, раскрывая горизонты дальнейшего исследования затронутых проблем и возможности участия в них студентов. На семинарских занятиях предпочтительней обсуждать:
В ходе семинара важнейшую роль играет ориентация студентов на групповую работу и ее оценка, использование специальных приемов. По итогам работы преподаватель делает выводы, раскрывает возможность студентов в научных исследованиях. 2.4 Формы семинарского занятия Выбор формы семинарского занятия зависит от ряда факторов:
Избранная форма семинара призвана обеспечить реализацию всех его функций. В практике семинарских занятий в вузах можно выделить ряд форм:
Развернутая беседа предполагает подготовку студентов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы; выступления студентов (по их желанию или по вызову преподавателя). Доклады готовятся студентами по заранее предложенной тематике, кроме общих целей учебного процесса преследует задачу привить студентам навыки научной, творческой работы, воспитать у них самостоятельность мышления, вкус к поиску новых идей и фактов, примеров. Семинар-диспут в группе или на потоке имеет ряд достоинств. Диспут как элемент обычного семинара может быть вызван преподавателем в ходе занятия или же заранее планируется им. Полемика возникает подчас и стихийно. В ходе полемики студенты формируют у себя находчивость, быстроту мыслительной реакции и, главное, отстаиваемое в споре мировоззрение складывается у них как глубоко личное. Семинар — пресс-конференция является одной из разновидностей докладной системы. По всем пунктам плана семинара преподаватель поручает студентам (одному или нескольким) подготовить краткие доклады. Комментированное чтение первоисточников на семинаре преследует цель содействовать более осмысленной и тщательной работе студентов над рекомендуемой философской литературой. Чаще всего оно составляет лишь элемент обычного семинара в виде развернутой беседы и длится всего 15—20 минут. Комментированное чтение позволяет приучать студентов лучше разбираться в философских источниках. Комментирование может быть выделено в качестве самостоятельного пункта плана семинара. Упражнения на самостоятельность мышления обычно входят в качестве одного из элементов в развернутую беседу или обсуждение докладов. Руководитель семинара выбирает несколько высказываний видных мыслителей, непосредственно относящихся к теме занятия, и в зависимости от ситуации, не называя авторов этих высказываний, предлагает студентам проанализировать последние. По желанию или по вызову преподавателя производится анализ отрывка. Коллоквиумы-собеседования преподавателя со студентами обычно проводятся с целью выяснения знаний по той или иной теме курса, их углубления. Нередко их организуют в дополнительные часы для студентов, не проявивших активности на семинарах. Чаще коллоквиумы проводятся в часы семинарских занятий. Бизнес-семинары представляет собой занятие, где учат тому, как правильно организовать и вести свой бизнес. Именно на таких занятиях изучаются законы рынка, тренируются решать те или иные проблемы, и задачи в сфере деловых отношений, на такого рода занятиях коллективно рассматривают какую либо проблему, и находят пути ее решения. Готовясь к занятиям необходимо изучать политику той или иной организации, ее действия в той или иной ситуации. Веб- конференции - это онлайн встречи в режиме реального времени для нескольких или нескольких сотен одновременных участников, в ходе которых участники могут организовывать совместные обсуждения, обучающие и маркетинговые мероприятия. Традиционный набор возможностей каждой веб- конференции - это четкая передача видео для двух и более спикеров одновременно, передача звука (телефонная конференция или VoIP), а также демонстрирование видео-файлов, рабочего стола, картинок, офисных документов и чата. Онлайн конференция – это новый шаг в проведении и организации веб- трансляции онлайн. Кроме того, онлайн конференция позволяет также проводить презентации онлайн, непрерывно работать с приложениями и документами, одновременно просматривать сайты, причем каждый из участников находится на своем рабочем месте около компьютера. Вебинар или онлайн-семинар – это название используют для обозначения презентации, лекции, семинара или курса, организованных при помощи web-технологий в режиме реального времени. Во время вебинара его участники находятся у своих компьютеров, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через web-приложение. Главная особенность вебинаров – интерактивность, возможность демонстрировать, отдавать, принимать и обсуждать информацию. 3 Методические особенности организации и проведения семинарского занятия 3.1 Подготовка преподавателя к семинарскому занятию Преподаватели кафедр в начале семестра (учебного года) должны обеспечить обучающихся методическими материалами для своевременной подготовки их к активным формам занятий, в том числе и к семинарам. Во время лекций, связанных с темой семинарского занятия, следует обратить внимание обучающихся на то, что необходимо дополнительно изучить при подготовке к семинару (новые официальные документы, статьи в периодических журналах, вновь вышедшие монографии и т. д.). План подготовки семинарского занятия: 1. Изучение требований учебной программы к теме семинарского занятия; 2. Определение целей и задач семинара, подбор систематизированного материала к семинару; 3. Разработка плана семинара; 4. Выработка различных вариантов решения основных проблем семинара; 5. Подбор литературы, рекомендуемой студентам к данной теме; 6. Разработка рекомендаций студентам по организации самостоятельной работы в ходе подготовки к семинарскому занятию (изучение литературы, подготовка индивидуальных и групповых докладов, выступление по отдельным вопросам); 7. Написание развернутого конспекта семинара, распределение пунктов плана по времени; 8. Моделирование вступительной и заключительной частей семинара. Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине. Прежде чем приступить к изучению темы, необходимо прокомментировать основные вопросы плана семинара. Такой подход преподавателя помогает студентам быстро находить нужный материал к каждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенном. Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам. Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал. На подготовительном этапе семинара ряд студентов может получить задание - подготовить рефераты и выступить с тезисами, а затем преподаватель определяет вопросы для постановки перед группой. Оживлению семинара, а значит его активизации, повышению познавательного и воспитательного потенциала способствуют не только проблемные ситуации, но и введение в его макроструктуру игровых приемов. С этой целью на семинаре правомерно использовать тесты. С помощью тестов можно выйти на анонсирование будущих тем курса дисциплины. Анализ ошибок на семинаре дает преподавателю материал для дальнейшего совершенствования и содержательной, и методической частей семинара, разработки собственных тем. Одной из задач семинаров, как уже говорилось выше, является усвоение студентами основных понятий. В усвоении их весьма эффективно проведение письменных и устных понятийных диктантов. Следует использовать различные их виды: экспресс-опрос, опрос-инверсия, диктант-персоналия, диктант-сравнение, диктант-тест, комбинированный понятийный диктант. Экспресс-опрос – это предложение раскрыть названные понятия. Опрос-инверсия, в отличие от задания пояснить значение термина, предложение поставить вопросы. Такой прием способствует не просто «узнаванию» термина, но и вводит его в активный словарь студента. Диктант-персоналия закрепляет знание имен ученых в связи с их учениями. Диктант-сравнение позволяет проводить сопоставительный и сравнительный анализ учебного материала. В рамках методики диктанта-сравнения и диктанта-персоналии можно рассматривать и учебные тексты. Эрудиция студента наиболее полно обнаруживается при использовании комбинированного понятийного диктанта. Владение понятийным аппаратом – необходимое условие усвоения предмета. Очевидны три структурные части семинаров: предваряющая (подготовка к занятию), непосредственно сам семинар (обсуждение вопросов темы в группе) и завершающая часть (послесеминарская работа студентов по устранению обнаружившихся пробелов в знаниях). В связи с этим можно предложить план проведения семинарского занятия: I. Вводная часть.
II. Основная часть.
III. Заключительная часть.
3.2 Подготовка студентов к семинарскому занятию Готовясь к семинару, студенты должны:
При такой подготовке семинарское занятие пройдет на необходимом методологическом уровне и принесет интеллектуальное удовлетворение всей группе. Методика подготовки студентов к семинарскому занятию. При подготовке, студент должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к семинарскому занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой. Каталоги – это существующие в виде брошюр либо в виде карточек списки книг, имеющихся в фондах библиотек. Существует четыре вида каталогов: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений. К алфавитному каталогу обращаются в том случае, если знают название необходимого источника и фамилию его автора. В предметном каталоге названия книг размешены не по алфавиту, а по рубрикам, каждая из которых посвящена какому-либо предмету (определенной теме). При этом сами рубрики следуют друг за другом в алфавитном порядке, как и названия книг внутри самих рубрик. В систематическом каталоге названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам. однако сами рубрики, в отличие от предметного каталога, расположены не по алфавиту, а по системе дисциплины. Каталог новых поступлений дает представление о поступивших изданиях книг за последние полгода. Более современный способ провести библиографический поиск – это изучить электронную базу данных по проблеме. Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков:
Разумеется, студент не обязан строго придерживаться такого порядка изложения, но все аспекты вопроса должны быть освещены, что обеспечит выступлению необходимую полноту и завершенность. Приводимые участником семинара примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения и в то же время не быть слишком «специализированными». Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов. 3.3 Методические особенности проведения семинарского занятия Определяющее значение для всего хода семинара имеет правильная методика его проведения. Несомненно, что методика различных семинаров (даже по одной учебной дисциплине) имеет свои особенности, которые преподаватель тщательно продумывает при составлении рабочего плана. Однако есть и некоторые общие положения, применимые для всех семинаров. Все методические трудности в проведении семинарских занятий сводятся по существу к неумению разворачивать на занятии творческую дискуссию и управлять ею так, чтобы привести участников к достижению цели изучения темы. Действия преподавателя по подготовке к проведению дискуссии на семинарском занятии можно определить следующим образом:
Если предусмотрен реферат, то:
Если к семинару студенты не готовили докладов, то преподаватель обычно предлагает выступить желающим. Но на случай отсутствия таковых необходимо заранее наметить, кого следует вызвать в обязательном порядке. Если же выступить захотели несколько студентов, рекомендуется предоставить слово слабейшему из них. Когда первым выступает сильный, хорошо подготовленный студент, то его исчерпывающий ответ может исключить всякую активность по обсуждаемому вопросу. Выступление же слабого или среднего студента всегда оставляет место для дополнений и уточнений, а это необходимое условие активности других студентов. В ходе первого выступления следует:
После того как первый студент закончит свое выступление, не рекомендуется задавать ему возникшие дополнительные вопросы, их следует ставить перед всей группой. Перед тем как сформулировать вопрос, представляется не лишним привлечь внимание группы, обратившись к ней, примерно, с такими словами: «Вопрос всей группе...». Постановка ряда вопросов необходима и тогда, когда никто не выражает желания дополнить предыдущее выступление. Если же такие студенты есть, им следует предоставить возможность выступить так, как они хотят. Это позволяет видеть, насколько внимательно группа слушала первого оратора, и в то же время повышает общую инициативу. В ходе семинара необходимо следить, чтобы не было повторений в ответах, отмечать, какие из пробелов, допущенные в первом выступлении, устранены. Затем следует поставить перед группой те вопросы, которые были упущены всеми или неверно освещены. Если же по ним не найдется желающих выступить, то можно вызвать, для ответа конкретных студентов. Труднее организовать активное обсуждение темы, когда группа слабо подготовлена. В таких случаях преподаватель вынужден сразу давать наводящие вопросы, и успех семинара во многом зависит от того, насколько умело это будет сделано. Дополнительные вопросы не только должны быть четкими и ясными, но и вызывать у студентов стремление высказаться. С этой целью очень полезно развернуть дискуссию, для чего обратиться к аудитории и спросить, все ли согласны с каким-либо неверным (а иногда и верным) положением, нет ли другого мнения по этому поводу. Иногда предложение высказаться можно адресовать конкретным студентам. Элементы дискуссии значительно оживляют семинар. Подводя итоги занятию и оценивая выступления студентов, следует исправить допущенные ими ошибки, указать недостатки, но сделать это так, чтобы мотивировать желание выступать на следующем семинаре. Особый такт нужен в отношении слабых студентов или тех, кто предпочитает отмалчиваться. Если своевременно отметить, пусть даже небольшой, прогресс в их знаниях или умении излагать свои мысли, если осторожно и в известной мере «авансом» похвалить, это укрепит их веру в свои силы, повысит дальнейшую активность. По окончании семинара преподаватель нередко выставляет оценки не только за основные выступления, но и за дополнения к ним. Не рекомендуется при этом отмечать посредственные или даже плохие знания студентов, проявивших инициативу на занятии. Целесообразнее поставить хорошие и отличные оценки лишь тем, кто в процессе ответов на дополнительные вопросы показал глубокое знание учебного материала. 3.4 Критерии оценки семинарского занятия Существует ряд критерий оценки семинарского занятия, по которым можно определить продуктивность проведенного мероприятия. Критерии оценки содержания семинарского занятия: - соответствие рабочей программе дисциплины; - качество плана семинарского занятия (план полный, детальный, перегруженный); - отчетливость постановки цели семинарского занятия; - обсуждение дискуссионных вопросов; - рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современных достижений науки, техники и культуры; - раскрытие органического единства теории и практики; - профессиональная направленность семинарского занятия, связь обсуждаемого материала с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью; - соотношение семинарского занятия с содержанием учебника (рассматривается материал, которого нет в учебнике; материал, изложенный частично, материал, изложенный полностью, и т. п.); - реализация в содержании семинарского занятия внутридисциплинарных и междисциплинарных связей. Критерии оценки методики проведения семинарского занятия: - обоснованность и правильность выбора используемой формы проведения семинара; - логическая последовательность построения семинара; - использование методов активизации мышления студентов; - использование приемов закрепления полученной информации; - использование эффективных методов контроля хода обсуждения и результатов выполнения студентами заданий семинарского занятия; - использование технических средств обучения и наглядных пособий. Критерии оценки организации семинарских занятий: - соответствие продолжительности (количества часов) семинарского занятия рабочей программе и тематическому плану; - наличие плана семинарского занятия; - четкость начала семинарского занятия (отсутствие задержки во времени, вход преподавателя в аудиторию и т.п.); - четкость окончания семинара (завершение семинара, время окончания, соблюдение установленной продолжительности занятия семинара по отношению к звонку и т.п.); - соблюдение регламентированных перерывов; - посещаемость семинара студентами; - дисциплина на семинарском занятии; - подготовка студентов к семинарскому занятию; - рациональность распределения времени на семинарском занятии; - наличие необходимого количества сборников планов семинарских занятий и других учебных изданий, обеспечивающих самостоятельную работу студентов при подготовке к семинару; - соответствие аудитории, в которой проводится семинарское занятие, существующим нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т. п.); - наличие необходимых средств наглядности и технических средств. Критерии оценки руководства работой студентов на семинарском занятии: - осуществление контроля подготовки студентами конспектов, таблиц, схем и других материалов, отражающих результаты самостоятельной работы с литературой до семинара и в ходе его проведения; - мобилизация, организация и активизация деятельности студентов в ходе вступительного слова; - побуждение студентов к высказыванию, выступлению, анализ выступлений и замечаний, сделанных по ходу семинарского занятия; - микровведение и микрозаключение до и после каждого вопроса семинара; - подведение итогов, корректировка недостатков, оценка работы студентов, советы по улучшению подготовки студентов, ответы на вопросы студентов в ходе заключительного слова; - согласование рассматриваемого на семинарском занятии материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов; - управление группой: способность устанавливать контакт со студентами (преподаватель взаимодействует со всеми студентами, опирается в работе на нескольких студентов, оставляя пассивными других, и т.п.); - постановка задания к следующему семинарскому занятию. 4 Структура методических указаний Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине должны содержать:
5 Содержание разделов методических указаний 5.1 Титульный лист должен содержать (Приложения А, Б):
Оборотная сторона титульного листа должна содержать:
5.2 В содержании методических указаний перечисляют номера и наименования разделов, семинарских занятий, приложений, помещенных в методических указаниях, и номера страниц, на которых они начинаются (Приложение В). 5.3 Пояснительная записка (Приложение Г) В данном разделе рекомендуется изложить:
5.4 Семинарское занятие содержит (Приложения Д, Е, Ж, И):
5.5 Учебно-методическое и информационное обеспечение должно быть подразделено: основная литература, дополнительная литература, периодические издания, информационно-справочные и поисковые системы. Учебно-методическое обеспечение может быть дано к каждому семинару или выпущено отдельно. В учебно-методическое и информационное обеспечение включаются учебники и учебные пособия, предусмотренные учебной программой с учетом последних изданий и наличием в библиотеке института. (Приложение К). Приложение А Пример оформления титульного листа МОУ ВПО Южно-Уральский профессиональный институт Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Русский язык и культура речи» Направление подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника Профиль подготовки 230101.62 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети Челябинск 2012 Приложение Б Пример оформления оборотной стороны титульного листа
|
Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям... Местные финансы: Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям по дисциплине «Местные финансы» для студентов... | Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и... Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям | ||
Методические указания к семинарским занятиям Часть1 И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть I / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: ктасу, 2009. 39 с | Методические рекомендации для магистрантов 27 Методические рекомендации... Программа учебной дисциплины «Публичная служба: проблемы правового регулирования» | ||
Методические указания по дисциплине «Менеджмент» содержат описание... Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний к практическим занятиям | Методические рекомендации для самоподготовки студентов к семинарским... Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника по специальности 0401... | ||
Методические рекомендации для самоподготовки студентов к семинарским... Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника по специальности 0401... | Методические указания к семинарским занятиям Часть II И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть II / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: кг асу, 2009. 23 с | ||
Курс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к... Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям Методические материалы по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов и самоконтроля | ||
Рекомендации Методические указания к семинарским занятиям, практикум, контрольные работы и задания | Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине «Культурология» Самостоятельная работа студента включает в себя: подготовку к семинарским занятиям, написание рефератов, эссе, выполнение творческих... | ||
Тема: гражданское право Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям | Методические рекомендации по изучению теоретического курса; по подготовке... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управленческое консультирование» разработан в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную... | История экономических учений методические указания к семинарским занятиям Панасенкова Т. В., Родионова Н. Д., Чернышева Н. И. История экономических учений: методические указания к семинарским занятиям Ростов-на-Дону,... |