Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Бузулукский гуманитарно-технологический институт
(филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин
| УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета экономики и права
________________Т.М. Ожерельева
«____»__________________ 2009 г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Специальность: 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Факультет экономики и права, заочного обучения Форма обучения: очная, заочная
Бузулук 2009
Рецензент: старший преподаватель кафедры ГСД Кузяева Н. А.
Рабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи»/ сост. Сергеева С.И. Бузулук: БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, 2009.- 26 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины обще гуманитарного и социально-экономического цикла студентам очной и заочной форм обучения специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» в 1 семестре.
Рабочая программа составлена с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных специалистов 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», утвержденного 17.03.2000 Министерством образования Российской Федерации.
Составитель: _________________ Сергеева С.И.
©Сергеева С.И., 2009
©БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, 2009
Содержание
1 Цели и задачи дисциплины……………………………………………………
2 Место дисциплины в учебном процессе……………………………………….
3 Организационно-методические данные дисциплины…………………………...
4 Содержание дисциплины …………………………………………………………
4.1Выписка из ГОСВПО «Требования к обязательному минимуму по дисциплине»………………………………………………………………………….
4.2 Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий ……………………….
5 Тематический план изучения дисциплины………………………………………
5.1Практические (семинарские) занятия …………………………………………..
5.2 Темы рефератов………………………………………………………………….
5.3 Методические указания по написанию рефератов………………...………….
5.4 Самостоятельное изучение разделов дисциплины...………………………….
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………..
6.1 Рекомендуемая литература………………………………………………….
6.1.1 Основная литература………………………………………………………….
6.1.2 Дополнительная литература………………………………………………….
6.2 Средства обеспечение освоения дисциплины………………………………..
6.2.1 Контрольные вопросы к зачету и экзамену………………………………..
6.2.2 Тесты контроля качества усвоения дисциплины……………………………
6.2.3 Критерии оценки знаний, умений и навыков………………………………..
7 Материально-техническое обеспечение дисциплины………………………….
7.1 Технические и электронные средства обучения и контроля знаний студентов……………………………………………………………………………..
8 Методические рекомендации студентам по организации изучения дисциплины…………………………………………………………………………
9 Методические рекомендации преподавателям по проведению основных видов учебных занятий……………………………………………………………..
Лист согласования……………………………………………………………….
| 4
5
5
6 6
7
13
13
13
14
15
16
16
16
17
18
18
21
23
23 23 24 24
26
|
1 Цели и задачи курса
В результате изучения дисциплины:
Студент будет иметь представление:
О сущности языка, его месте в жизни общества и основных функциях.
О структуре и разновидностях речевой деятельности, правилах общения и речевом этикете.
О языке и речи с лингвистической и психологической точек зрения.
О тесной связи культуры речи с общей культурой человека
Студент будет знать:
Значение, состояние русского языка в современном мире и происходящие в нем процессы.
Функции языка как средства формирования и трансляции мысли
Специфику устной и письменной речи
Оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в соответствии с целями и содержанием речи.
О языковых особенностях функциональных стилей (лексике, морфологии, синтаксисе), о жанрах.
Особенности структуры научного текста, специфические черты научного стиля.
Владеть навыками оформления официально-деловой документации.
Язык и стиль коммерческой корреспонденции, распорядительных документов.
Языковые формулы официальных документов, приемы унификации языка в служебных документах.
Об ораторском искусстве и публичном выступлении.
Владеть навыками публичного выступления, участия в дискуссии, разговора по телефону.
Кратко, логично, выразительно и аргументированно излагать свои мысли.
Конспектировать текст, составлять тезисы, составлять реферат по одному или нескольким источникам.
Сокращать текст, выделяя главную и второстепенную информацию
Нормы современного русского литературного языка.
Проблемы языка на рубеже веков.
Студент будет уметь:
1 Пользоваться различными лингвистическими словарями, справочниками.
2 Анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности
3 Находить и устранять речевые ошибки, определять их характер, причины нарушения норм литературного языка, строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами
4 Систематизировать и обобщать информацию по вопросам профессиональной деятельности. Студент будет иметь навыки:
1 Успешной коммуникации в бытовой, правовой, научной, политической, социально-государственной деятельности. 2 Место дисциплины в учебном процессе. Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Основная цель курса состоит в формировании у студентов основных навыков, которые должен иметь профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности и каждый член общества – для успешной коммуникации в разных сферах – бытовой, правовой, научной, политической, социально-государственной.
В ходе изучения курса студенты должны не просто укрепить знания в перечисленных областях, но и научиться практически применять их для продуктивного участия в процессе общения, достижения своих коммуникативных целей.
Дисциплина базируется на гуманитарных базовых науках:
Стилистика (художественные и литературные стили).
Логика (логичность изложения мысли словом).
Современный русский язык (лингвистические нормы и приемы).
История (история развития культуры речи как науки) и т.д.
3 Организационно-методические данные дисциплины Таблица 1 - очная форма, полный срок обучения
Виды работы
| Трудоемкость в часах
| 1 семестр
| Общая трудоемкость
| 54
| Аудиторная работа
| 36
| Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
| 18
18
| Самостоятельная работа
| 18
| Вид итогового контроля
| Зачет
|
Таблица 2 - заочная форма, полный срок обучения
Виды работы
| Трудоемкость в часах
| 1 семестр
| Общая трудоемкость
| 134
| Аудиторная работа
| 14
| Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
| 10
4
| Самостоятельная работа
| 120
| Вид итогового контроля
| зачет
| Таблица 3 - заочная форма, сокращенный срок обучения
Виды работы
| Трудоемкость в часах
| 1 семестр
| Общая трудоемкость
| 84
| Аудиторная работа
| 4
| Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
| 2
2
| Самостоятельная работа
| 50
| Переаттестация
| 30
| Вид итогового контроля
| зачет
|
4 Содержание дисциплины 4.1 Выписка из ГОС ВПО «Требования к обязательному минимуму содержания по дисциплине» Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.
Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности.
Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.
Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.
Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.
Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
4.2 Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий Распределение по видам занятий и характеру учебной деятельности. Разделы дисциплины, изучаемые студентами очной формы, полного срока обучения в 1 семестре
№ раздела
| Наименование разделов
| Количество часов
| Внеауд. работа
| Всего
| Аудиторная работа
| Л
| ПЗ
| 1
| Введение
Предмет и задачи курса «Русский язык и культура речи», его теоретические и прикладные аспекты. Особенности современной языковой ситуации.
| 3
| 1
| 1
| 1
| 2
| Структурные и коммуникативные свойства языка
Язык как знаковая система. Единицы языка. Уровни языка. Язык и речь. Функции языка. Формы существования языка. Литературный язык.
| 3
| 1
| 1
| 1
| 3
| Современная коммуникация и правила речевого общения
Основные единицы общения: речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие. Эффективность речевой коммуникации. Культура несловесной речи.
| 6
| 2
| 2
| 2
| 4
| Культура речи
Характеристика понятия «культура речи». Аспекты культуры речи. Уровни культуры речи.
| 6
| 2
| 2
| 2
| 5
| Нормативный аспект культуры речи
Понятие о языковой норме. Виды норм. Вариантность норм как следствие развития языка. Классификация языковых вариантов.
| 24
| 8
| 8
| 8
| 6
| Коммуникативные качества речи
Понятие точности речи. Лексические нормы как регуляторы точности речи. Закономерности лексической сочетаемости. Типология речевых ошибок.
| 6
| 2
| 2
| 2
| 7
| Функциональный аспект культуры речи
Функционально-стилевая дифференциация русского литературного языка. Характеристика стилей.
| 6
| 2
| 2
| 2
|
| Итого:
| 54
| 18
| 18
| 18
|
Разделы дисциплины, изучаемые студентами заочной формы, полного срока обучения в 1 семестре
№ раздела
| Наименование разделов
| Количество часов
| Внеауд. рабо
та
| Всего
| Аудиторная работа
| Л
| ПЗ
|
| 1
| Введение
Предмет и задачи курса «Русский язык и культура речи», его теоретические и прикладные аспекты. Особенности современной языковой ситуации.
| 11
| 1
|
| 10
| 2
| Структурные и коммуникативные свойства языка
Язык как знаковая система. Единицы языка. Уровни языка. Язык и речь. Функции языка. Формы существования языка. Литературный язык.
| 22
| 2
|
| 20
| 3
| Современная коммуникация и правила речевого общения
Основные единицы общения: речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие. Эффективность речевой коммуникации. Культура несловесной речи.
| 22
| 2
|
|
20
| 4
| Культура речи
Характеристика понятия «культура речи». Аспекты культуры речи. Уровни культуры речи.
| 12
| 2
|
|
10
| 5
| Нормативный аспект культуры речи
Понятие о языковой норме. Виды норм. Вариантность норм как следствие развития языка. Классификация языковых вариантов.
| 24
|
| 4
| 20
| 6
| Коммуникативные качества речи
Понятие точности речи. Лексические нормы как регуляторы точности речи. Закономерности лексической сочетаемости. Типология речевых ошибок.
| 16
| 1
|
| 15
| 7
| Функциональный аспект культуры речи
Функционально-стилевая дифференциация русского литературного языка. Характеристика стилей.
| 27
| 2
|
| 25
| Итого:
| 134
| 10
| 4
| 120
|
Разделы дисциплины, изучаемые студентами заочной формы, сокращенного срока обучения в 1 семестре
№ раздела
| Наименование разделов
| Количество часов
| Внеауд. рабо
та
| Всего
| Аудиторная работа
| Л
| ПЗ
|
| 1
| Введение
Предмет и задачи курса «Русский язык и культура речи», его теоретические и прикладные аспекты. Особенности современной языковой ситуации.
| 9
| 2
| -
| 7
| 2
| Структурные и коммуникативные свойства языка
Язык как знаковая система. Единицы языка. Уровни языка. Язык и речь. Функции языка. Формы существования языка. Литературный язык.
| 7
| -
| -
| 7
| 3
| Современная коммуникация и правила речевого общения
Основные единицы общения: речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие. Эффективность речевой коммуникации. Культура несловесной речи.
| 7
| -
| -
|
7
| 4
| Культура речи
Характеристика понятия «культура речи». Аспекты культуры речи. Уровни культуры речи.
| 7
| -
| -
|
7
| 5
| Нормативный аспект культуры речи
Понятие о языковой норме. Виды норм. Вариантность норм как следствие развития языка. Классификация языковых вариантов.
| 11
| -
| 2
| 9
| 6
| Коммуникативные качества речи
Понятие точности речи. Лексические нормы как регуляторы точности речи. Закономерности лексической сочетаемости. Типология речевых ошибок.
| 9
| -
| -
| 9
| 7
| Функциональный аспект культуры речи
Функционально-стилевая дифференциация русского литературного языка. Характеристика стилей.
| 4
| -
| -
| 4
| Итого:
| 84
(П/А - 30)
| 2
| 2
| 50
|
|