Моделирование поведения потребителя на рынке товаров





Скачать 104.07 Kb.
НазваниеМоделирование поведения потребителя на рынке товаров
Дата публикации26.01.2015
Размер104.07 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы


Тема 3. Моделирование поведения потребителя на рынке товаров
В предыдущей теме было принято допущения о том, что потребитель делает свой выбор лишь между двумя товарами: товаром Х и товаром Y. Попытаемся сейчас приблизить нашу модель к реальной действительности. Ведь фактически потребитель выбирает конкретный товар из всей массы предложенных ему благ. Поэтому следует проанализировать, каким образом потребитель делает выбор, противопоставляя товар Х всем другим товарам, как на его выбор влияют доход и цены, и как в результате этого формируется индивидуальный спрос на товар.
3.1. Кривые “доход-потребление”. Кривые и законы Энгеля
Если ввести в модель потребительского выбора положения о выборе между данным товаром и всеми другими товарами, то это, прежде всего, скажется на представлении о структуре затрат бюджета. В этом случае формула расширенного бюджетного ограничения будет иметь такой вид:
I = Px*Qx + Pyi*Qyi . (3.1)
Несколько иначе при этих условиях будет толковаться и линия бюджетных ограничений. В этом случае на графике, с одной стороны, будет количество товара Х, которое может приобрести потребитель, исходя из его дохода, а с другой - затраты в денежной форме на приобретение всех других товаров (рис. 3.1). Точка пересечения бюджетной линии с осью Y будет отвечать общему уровню дохода потребителя.

Рy*Qy

I



Qx


Рис. 3.1. Линия расширенного бюджетного ограничения


Наклон этой линии будет постоянным (поскольку она прямая) и будет равняться тангенсу угла :
tg  = I/Qx = Px . (3.2)
Можно также построить кривую безразличия для потребителя с учетом новых допущений (рис. 3.2). Обращаем внимание на то, что в этом случае ценность всех других товаров для потребителя приобретает денежного выражения.
Рy*Qy



Py*Qy1
Py*Qy2
Qx

Qx1 Qx2
Рис. 3.2. Кривая безразличия при выборе товара Х из

всей массы товаров
Если предположить, что предельная полезность денег для потребителя остается неизменной, то предельная норма замещения в каждой точке кривой безразличия будет равна предельной полезности товара Х, выраженной в денежной форме (MUx). Поэтому наклон кривой безразличия совпадет с наклоном линии бюджетных ограничений в той точке, где предельная полезность товара Х, выраженная в деньгах, совпадет с ценой товара Х. Иначе говоря, равновесие потребителя достигается при условии равенства ценности товара для него и затрат на его приобретение:
MUx = Px. (3.3)
При меньших объемах закупок предельная полезность товара буду большая, чем цена, которая будет создавать заинтересованность увеличить количество товара Х. Если закупки окажутся большими, чем равновесный объем, цена товара превысит его полезность. А это будет подталкивать потребитель к уменьшению закупок. Равновесие наступит тогда, когда предельная полезность, как максимальная сумма денег, от которой потребитель хотел бы отказаться ради получения дополнительной единицы товара, уравняется с его ценой.

Решение потребителя о приобретении товара Х в определенных объемах зависит не только от его вкусов и предпочтений, но и от уровня дохода. Если на графике, где показаны точки равновесия потребителя при различных уровнях его дохода, провести линию, которая проходит через эти точки, то получим кривую “доход-потребление” (рис. 3.3). Эта кривая показывает, как количество товара Х, потребляемое за определенное время, будет изменяться в зависимости от изменения дохода и только дохода.
Py*Qy

I1

I2



I3 U1

U2

U3


Qx

Рис. 3.3. Кривая “доход-потребление”


Характер кривой “доход-потребление” будет зависеть от оценки товара потребителем. Нормальные товары - это такие товары, которые человек потребляет в большем количестве при возрастании его дохода. Некачественные товары - это такие товары, потребление которых уменьшается при условии роста дохода потребителя. Следует отметить, что принадлежность товара к группе нормальных или некачественных зависит не столько от его каких-то специфических свойств, сколько от восприятия этого товара потребителем. То, что для одного потребителя будет нормальным товаром, другой будет оценивать, как некачественный товар.

Кроме того, оценка товара изменяется и в зависимости от доходов потребителя. Так, при определенном уровне дохода поездка в другой город на собственном автомобиле будет восприниматься как нормальный товар, и количество таких поездок будет увеличиваться вместе с увеличением доходов потребителя. Однако, когда доходы возрастут до определенного уровня, потребитель будет воспринимать многочасовую поездку как некачественную, будет предпочитать перелет самолетом, а потому поездка на собственном автомобиле превратится в некачественный товар.

Таким образом, для нормальных товаров кривая “доход-потребление” будет иметь возрастающий характер, для некачественных – убывающий.

Вместе с тем, есть группа товаров, которую нельзя отнести ни к нормальных, ни к некачественных. Объемы их потребления не зависят от уровня дохода потребителя. К этой группе относятся сравнительно дешевые товары, которые не имеют эффективных субститутов. Мало вероятно, что кто-то при возрастании дохода увеличит или уменьшит потребление, например, соли. Поэтому кривая “доход-потребление” для этой группы товаров будет иметь вид вертикальной прямой линии (рис. 3.4).
PyQy PyQy PyQy



Qx Qx Qx
а) нормальный товар б) некачественный товар в) нейтральный товар
Рис. 3.4 Кривые “доход-потребление” для различных категорий товаров
От кривой “доход-потребление” легко перейти к так называемым кривым Энгеля. Эрнст Энгель (1821-1896 гг.) - английский экономист, который занимался изучением того, как в Х1Х ст. характер потребления товаров и услуг изменялся в зависимости от дохода семьи. Кривая Энгеля показывает соотношение между доходом и объемом потребления определенного товара при неизменности других факторов, которые влияют на спрос (рис. 3.5).




I

Qx

Рис. 3.5. Кривая Энгеля



Для большинства нормальных товаров кривая Энгеля имеет возрастающий характер с затуханием, то есть определенный прирост дохода вызывает меньший прирост потребления товара Х. Это, прежде всего, объясняется действием закона убывающей предельной полезности. Однако для определенной группы товаров кривая Энгеля может возрастать с ускорением. К этой группе относятся предметы роскоши, потребление которых возрастает быстрее, чем возрастает доход потребителя. Эти зависимости были подмеченные Энгелем и сформулированные в виде законов, которые вошли в экономическую теорию как законы Энгеля:

1. При неизменных ценах на все блага часть семейного бюджета, расходуемая на продукты потребления, имеет тенденцию к уменьшению при возрастании доходов семьи.

2. Потребление образовательных, юридических, медицинских услуг и услуг, связанных с отдыхом, имеет тенденцию возрастать быстрее, чем возрастают доходы.

И хотя эти закономерности были выявленные больше 100 лет назад, в их справедливости легко убедиться, наблюдая сегодняшнюю экономику.
3.2. Кривые “цена-потребление” и выведение кривых спроса

Исследуя кривые “доход-потребление” и кривые Энгеля, мы исходили из предположения, что изменяется лишь доход, а все другие факторы спроса остаются неизменными. Если изменить исходные посылки, зафиксировать как неизменный доход, а ввести в модель как экономическую переменную цены, то можно построить кривую “цена-потребление”.

Снижение цен на товар Х приведет к повороту кривой бюджетных ограничений и к новой точке ее пересечения с осью Х, больше отдаленной от начала координат. Если доход и цены на другие товары остаются неизменным, то точка пересечения с осью Y останется прежней.

Qy
I
















F1 F2 F3 Qx
Рис. 3.6. Кривая “цена-потребление”


Кривая “цена-потребление” показывает, как изменяется объем закупок товара Х (точки F1, F2, F3 на рис. 3.6) при переходе к другому уровню цен на этот товар при неизменности всех других факторов спроса.

От кривой “цены-потребления” можно перейти к кривой индивидуального спроса. Тангенс угла наклона линий бюджетных ограничений отвечает цене товара Х. Легко заметить, что уменьшение угла наклона (снижение цен на товар Х) сопровождается увеличением объемов закупок этого товара. Зависимость между ценой на товар (Рx) и размером его желательных закупок для потребителя отображает кривая спроса (рис. 3.7 ).

Спрос (demand) - это те количества продукта, которые потребитель готов и в состоянии приобрести по тем или иным ценам на протяжении определенного периода. Кривая спроса и кривая “цена-потребление” - это два различных способа описание того, как приобретенное количество товара изменяется при изменении цены на него (при условии, что другие факторы не действуют).



Рx
d




Qx
Рис. 3.7. Кривая индивидуального спроса


Поскольку зависимость между ценами товара и величиной спроса на него достаточно стойка, то можно говорить о законе спроса, что провозглашает, что с возрастанием цен на товар размер спроса на него уменьшается, а снижение цен сопровождается увеличением количества товара, которое хочет приобрести потребитель.
3.3. Эффект дохода и эффект замещения. Парадокс Гиффена
Если цена товара Х изменяется, то возможности потребителя приобрести различные наборы товаров тоже изменяются. С одной стороны, снижение цен на товар Х делает его более привлекательным для потребителя, поскольку он становится дешевле относительно товаров-субститутов. С другой же стороны, высвобождение средств от удешевления покупки товара Х позволяет потребителю увеличить потребление других товаров. Таким образом, возрастает реальный доход потребителя, хотя его номинальный доход остается прежним.

Реакция потребителя на такое возрастание реального дохода будет зависеть в значительной степени от его отношения к потребительским качествам товара. Чтобы моделировать поведение потребителя, следует разграничивать действие двух эффектов, которые наблюдаются при изменении цен на один из товаров.

Эффект дохода - это только те изменения в потреблении, которые вызванные изменением реального дохода потребителя под влиянием движения цен. Как было выяснено ранее, возрастание дохода противоречиво влияет на потребление нормальных и некачественных товаров: если с увеличением дохода потребления нормальных товаров возрастает, то потребление некачественных - уменьшается.

Эффект замещения - это только те изменения в потреблении товара, которые являются результатом изменений цен на этот товар относительно цен на другие товары. Этот эффект срабатывает одинаково и относительно нормальных, и относительно некачественных товаров. В обобщенном виде действие эффектов дохода и замещения показано в табл. 3.1.
Таблица 3.1.

Действие эффектов дохода и замещения



Эффект







Нормальный товар




Некачественный товар





Эффект дохода:

цена уменьшается
цена возрастает


Потребление возрастает

Потребление уменьшается


Потребление уменьшается

Потребление возрастает

Эффект замещения:

цена возрастает
цена уменьшается


Потребление уменьшается

Потребление возрастает


Потребление

Уменьшается

Потребление возрастает


Эти два эффекта действуют синхронно. Поэтому реальная направленность изменений потребления будет выступать равнодействующей эффектов дохода и замещения. Из данных табл. 3.1 следует, что относительно нормальных товаров оба эффекты действуют в одном направлении. В этом случае прогнозировать изменения потребления в зависимости от изменений цены на товар несколько проще. Иная картина складывается при анализе влияния изменения цены на потребление некачественных товаров: направленность влияния эффектов дохода и замещения противоположная. В зависимости от того, какой эффект срабатывает сильнее, динамика цены и динамика потребления будут иметь одинаковую или противоположную направленность.

Если эффект замещения имеет большее влияние, то с возрастанием цены потребление товара Х уменьшается, а при ее снижении - увеличивается. Однако может складываться ситуация, когда преобладает эффект дохода. Тогда при возрастании цены возрастает и потребление, а уменьшение цены вызывает такие же за направленностью изменения потребления.

Последняя ситуация встречается достаточно редко. Некачественный товар, для которого эффект дохода преобладает над эффектом замещения, получил название Гиффенового товара, а возрастание потребления этого товара с повышением цены на него - парадокса Гиффена.

Роберт Гиффен (1837-1910 гг.) - английский ученый, который обнаружил, что малоимущие рабочие в Англии увеличивают потребление дешевых некачественных продуктов питания (в частности, ржаного хлеба) при их удорожании. Такую же ситуацию можно наблюдать и при анализе структуры потребления малообеспеченных слоев населения Украины во время экономического кризиса 90-х гг.

Товар Гиффена должен синхронно отвечать таким требованиям:

- быть некачественным в представлении потребителя;

  • занимать значительной частью в его затратах.

Парадокс Гиффена, на первый взгляд, кажется исключением из закона спроса. Но при более детальном исследовании, как мы выяснили, именно взаимодействие эффектов замещения и дохода есть виною такое развитие событий.

Существует еще несколько примеров мнимых исключений из закона спроса, когда с повышением цен наблюдается увеличение закупок того или иного товара. Так, некоторые потребители могут отождествлять возрастания цен с повышением качества продукции и реагировать увеличением его закупок. В условиях нестабильности экономической ситуации возрастания цен может восприниматься и как предвестник инфляционного прыжка. Поэтому для получения выигрыша потребители будут стараться приобрести больше продукта по сегодняшним ценам, пока они еще не так возросли. Однако все эти действия потребителя можно легко объяснить, исходя с теории поведения потребителя.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
Кривая “доход-потребление” Кривая “цена-потребление”

Нормальные товары Эффект изменения дохода

Некачественные товары Эффект субституции

Кривая Энгеля Товар Гиффена

Законы Энгеля Парадокс Гиффена





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моделирование поведения потребителя на рынке товаров iconСоциальные особенности поведения покупателей на рынке потребительских товаров
Основные концептуальные подходы к изучению поведения потребителей на рынке в экономической теории 6
Моделирование поведения потребителя на рынке товаров iconПрограмма дисциплины маркетинг составлена Высшей
Целью курса является получение знаний и развитие навыков планирования маркетинга, проведения маркетинговых исследований, изучения...
Моделирование поведения потребителя на рынке товаров icon«Спрос и предложение» учителя экономики мбоу сош №19 города Заволжье
«Спрос и предложение», на мой взгляд, базовая тема в изучении экономики. Только зная, как функционируют спрос и предложение, можно...
Моделирование поведения потребителя на рынке товаров iconКафедра экономической теории
Кардиналистский и ординалистский подходы к анализу поведения потребителя. Внутренний оптимум потребителя
Моделирование поведения потребителя на рынке товаров iconКафедра экономической теории
Кардиналистский и ординалистский подходы к анализу поведения потребителя. Внутренний оптимум потребителя
Моделирование поведения потребителя на рынке товаров iconТема лекции
Издержки обращения сферы торговли – это все рациональные затраты по доведению товаров от производства до потребителя
Моделирование поведения потребителя на рынке товаров iconЗакон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена;...
Переходная экономика: либерализация цен, приватизация собственности, инфраструктура хозяйствования, структурная перестройка экономики,...
Моделирование поведения потребителя на рынке товаров iconЗакон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена;...
Переходная экономика: либерализация цен, приватизация собственности, инфраструктура хозяйствования, структурная перестройка экономики,...
Моделирование поведения потребителя на рынке товаров iconСоздание бренда региональной розничной сети на рынке спортивных товаров
Работа выполнена на кафедре Маркетинга Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (мэси)
Моделирование поведения потребителя на рынке товаров iconРефератов по дисциплине «Инвестиции на рынке товаров и услуг»
Оценка бизнеса. Особенности применения метода сравнительного анализа продаж при оценке бизнеса
Моделирование поведения потребителя на рынке товаров iconРоль и место международной торговли в системе международных экономических отношений
Структура. Стандартная модель международной торговли. Ценообразование на мировом рынке товаров
Моделирование поведения потребителя на рынке товаров iconРабочая программа учебной дисциплины «информационное обеспечение...
«Товароведение и экспертиза товаров в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров»
Моделирование поведения потребителя на рынке товаров iconРабочая программа дисциплины
Изучение дисциплины «Логистика» имеет цель приобретения студентами направления 080100. 62 «Экономика» основополагающих и специальных...
Моделирование поведения потребителя на рынке товаров iconРабочая программа дисциплины мировой рынок направление подготовки
Цель дисциплины – формирование знаний и обеспечение понимания экономических процессов движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов...
Моделирование поведения потребителя на рынке товаров iconРабочая программа дисциплины мировой рынок направление подготовки
Цель дисциплины – формирование знаний и обеспечение понимания экономических процессов движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов...
Моделирование поведения потребителя на рынке товаров icon1. 1 Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с...
Нга, изучение приемов эффективной выкладки товаров в торговых точках в соответствии со спецификой магазинов, освоение методов формирования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск