Скачать 149.96 Kb.
|
Министерство образования Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный политехнический университет УТВЕРЖДАЮДиректор МВШУ _____________ Окороков В.Р. “_____” ____________2003г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ МАРКЕТИНГ Составлена Высшей международной школой управления для подготовки менеджеров высшей квалификации по программе Мастер делового администрирования» Санкт-Петербург2003 1. Цели изучения дисциплины Маркетинг – это экономическая дисциплина, в рамках которой изучаются процессы и методология исследования рыночных возможностей развития фирмы и их активного использования для достижения целей фирмы. Целью курса является получение знаний и развитие навыков планирования маркетинга, проведения маркетинговых исследований, изучения потребительских рынков и маркетинговой среды, позиционирования фирмы и ее товаров на рынке сбыта, разработки комплекса маркетинговых мероприятий, включающих в себя разработку новых товаров/услуг, формирование ценовой политики и системы дистрибуции, разработку комплекса мероприятий по продвижению товаров на рынке сбыта. По окончании данного курса слушатели получают:
2. Место дисциплины в учебном плане Преподавание дисциплины ведется для слушателей MBA. Изучение базируется на знаниях, полученных слушателями при освоении дисциплин «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Экономика фирмы», а также общенаучных и других специальных дисциплин. Знания и навыки, полученные при изучении данной дисциплины, потребуются студентам при изучении большинства специальных экономических дисциплин, в том числе «Международный маркетинг», «Логистика». 3. Объем дисциплины по видам учебной работы и формы контроля Виды занятий и формы контроля
Общая трудоемкость дисциплин составляет 32 час. 4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплин и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Введение в маркетинг. Процесс управления маркетингом на предприятииОпределение маркетинга. Основные понятия маркетинга: нужда, потребность, спрос, товар, обмен, сделка, рынок. Управление маркетингом, или маркетинг-менеджмент. Пять концепций управления маркетинговой деятельностью: снижение производственных затрат, совершенствование товара, интенсификация сбыта, концепция маркетинга, концепция социально-этического маркетинга. Три точки зрения на маркетинг: покупатель – продавец – гражданин. Социальные цели и критика маркетинга. Использование маркетинга коммерческими и некоммерческими организациями. Основные этапы процесса управления маркетингом на предприятии. Выявление, анализ и оценка маркетинговых возможностей фирмы. Оценка емкости рынка. Сегментирование рынка. Стратегии охвата рынка, выбор целевых сегментов рынка. Потребительские предпочтения и товарное позиционирование. Комплекс маркетинга (маркетинг-микс). Концепция четырех «P». Реализация маркетинговых мероприятий: система планирования маркетинга и организация маркетинговой службы: по функциям, по географическому принципу, по товарным линиям, по рынкам. Система контроля маркетинга. Тема 2. Маркетинговая информационная система. Маркетинговые исследованияОпределение маркетинговой информационной системы (МИС). Общая схема МИС и ее подсистемы. Предпосылки формирования МИС на предприятии. Подсистема внутренней отчетности предприятия. Подсистема сбора текущей внешней маркетинговой информации (подсистема маркетинговой разведки). Подсистема анализа маркетинговой информации. Подсистема маркетинговых исследований. Виды и темы маркетинговых исследований. Этапы маркетинговых исследований. Источники сбора данных. Методы исследований и сбора информации. Инструменты исследований. Проблемы, возникающие при сборе маркетинговой информации. Тема 3. Анализ маркетинговой среды. Конкуренция и стратегии конкурентной борьбы Понятия маркетинговой среды. Микро- и макросреда. Основные факторы микросреды, влияющие на фирму. Внутренняя среда фирмы. Внешнее окружение фирмы. Виды конкуренции: внутри сегмента, со стороны новых конкурентов и товаров-заменителей, при монополии поставщиков или покупателей. Виды конкуренции при усилении рыночного влияния покупателей и поставщиков. Концепции отраслевой и рыночной конкуренции. Типы конкурентных рынков и их характеристики. Анализ деятельности конкурентов. SWOT-анализ. Модели ответных действий конкурентов. Стратегии конкурентной борьбы: лидеры рынка, претенденты на лидерство, фирмы-последователи, обители рыночных ниш. Самостоятельная работа: Основные факторы макросреды, влияющие на фирму: социально-демографические, экономические, экологические, научно-технические, политико-правовые, культурные. Тема 4. Поведение покупателей на потребительских и деловых рынкахПонятие потребительского рынка. Модель поведения конечного потребителя. Факторы, влияющие на поведение потребителя: культурные, социальные, личностные, поведенческие. Стратификация общества по классам (высший, средний, низший) в России и США. Процесс принятия потребителем решения о покупке товара: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку. Варианты использования товара покупателем после приобретения. Понятия делового рынка, институционального рынка и рынка государственных организаций. Сравнительная характеристика деловых и потребительских рынков. Понятие организационных закупок и их виды. Лица, принимающие решения о покупках. Структура закупочного центра. Основные факторы, влияющие на поведение покупателей на деловых рынках: внешние, организационные, межличностных отношений, личностные. Стадии процесса принятия решения покупателем об осуществлении организационной закупке. Тема 5. Стратегия целевого маркетингаПонятия массового, товарно-дифференцированного и целевого маркетинга и их характеристика. Основные этапы целевого маркетинга. Понятия сегмента рынка и рыночной ниши. Структура потребительских предпочтений. Процедура сегментирования рынка. Критерии сегментирования рынка: географические, демографические, психографические, поведенческие. Стратегия охвата рынка и выбор целевых сегментов рынка. Позиционирование товара на рынке. Тема 6. Управление товарным ассортиментом. Разработка нового товараПонятия товара и товарной единицы. Три уровня товара. Классификация потребительских товаров: товары повседневного спроса, предварительного выбора, особого спроса, пассивного спроса. Товары промышленного назначения: материалы и детали, капитальные сооружения, прочие товары. Коммерческие риски при разработке нового товара. Виды товаров-новинок. Диффузия товара-новинки. Этапы жизненного цикла товара (ЖЦТ): внедрение, рост, зрелость, упадок. Сравнительная характеристика этапов ЖЦТ по критериям дохода, издержек и прибыли, категориям потребителей и уровню конкуренции. Маркетинговые стратегии на различных этапах ЖЦТ. Неклассические кривые ЖЦТ. Самостоятельная работа: Понятие товарной линии и товарного ассортимента. Характеристика товарного ассортимента. Анализ товарных линий и управление ассортиментом. Понятия торговой марки и брэнда. Решения относительно торговой марки. Упаковка и этикетка. Стадии разработки нового товара: от идеи до комплексной подготовки коммерческого производства товара. Тема 7. Политика и стратегии ценообразованияСостав и структура цена товара. Цели ценовой политики. Основные виды стратегий ценообразования. Стадии процесса ценообразования: постановка целей, изучение спроса, оценка издержек, анализ цен конкурентов, выбор метода ценообразования, определение конечной цены товара. Методы ценообразования: затратные («издержки + надбавка», обеспечение целевой прибыли), на основе воспринимаемой ценности товара, следования за конкурентом, метод тендерного ценообразования. Тема 8. Оптовые и розничные торговые посредники. Управление дистрибуциейПонятие и виды каналов распределения. Функция дистрибьютера. Потоки внутри канала распределения. Уровни канала. Понятия розничной торговли и розничного торговца. Классификация розничных торговцев. Альянсы и объединения в розничной торговле. Маркетинговые решения розничных торговцев. Мерчандайзинг: планировка и дизайн магазина, POS-материалы, space-management. Понятия оптовой торговли и оптового торговца. Функции оптовых посредников. Классификация оптовых посредников. Маркетинговые решения оптовых торговцев. Логистика и маркетинг: складирование, транспортировка, управление запасами, прием заказов. Самостоятельная работа: Проектирование канала: постановка целей, выбор посредников, определение длины канала, оценка различных вариантов системы распределения. Управление каналом распределения: отбор, налаживание отношений и обучение посредников, мотивация, оценка деятельности посредников и корректировка соглашений. Виды систем распределения. Улаживание конфликтов в системе распределения. Тема 9. Управление системой продвижения и маркетинговыми коммуникациямиСистема маркетинговых коммуникаций: реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью, личные продажи, прямой маркетинг. Стадии процесса построения эффективных маркетинговых коммуникаций. Комплекс продвижения товара (promotion-mix). Разработка и управление рекламной кампанией. Концепция пяти «М» рекламы. Понятие личных продаж. Функции торгового представителя. Типы торговых представителей. Принцип активных продаж. Некоторые методики активных продаж. Эффективные переговоры. Самостоятельная работа: Проектирование отдела продаж: постановка целей, разработка стратегии, формирование структуры отдела продаж, определение штата, система вознаграждения. Управление торговым персоналом: поиск и отбор торговых представителей, обучение персонала, организация и мотивация персонала, оценка работы персонала. Виды и классификация promotion-акций. Этапы управление стимулированием сбыта. Виды и классификация PR-акций. Этапы управления связями с общественностью. ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ 1. Маркетинг как философия и инструментарий предпринимательства. 2. Роль маркетинга в рыночных преобразованиях российской экономики. 3. Сравнительный анализ концепции маркетинга. 4. Понятие и сущность маркетинга. Его цели и функции. 5. Некоммерческий маркетинг: специфика и сфера применения. 6. Эволюция стратегий маркетинга. 7. Система маркетинга и ее особенности в России. 8. Методы исследования рынков. 9. Проблема прогнозирования в маркетинге. , 10.Концепция «жизненного цикла» товара. Разработка продукции. 11.Конкурентные стратегии предприятий. ^.Сегментирование рынков как стратегия маркетинга. 13.Ценовая политика в системе маркетинга. 14.Товарная политика в системе маркетинга. 15.Смешанный маркетинг (маркетинг-микс) и маркетинговый контроль. 16.Методы формирования спроса. 17.Сбыт и продвижение продукции. 18.Реклама как инструмент формирования спроса и стимулирования сбыта. 19. Проблема коммуникационной и коммерческой эффективности рекламы. 20. Организация и деятельность маркетинговой службы предприятия. 21.Маркетинговая коммуникация. 22.Международный маркетинг. 23.Специфика международного маркетинга в России. 24.Контроллинг в системе маркетинга. 25.Государственное регулирование маркетинга. 7. Рекомендуемая литература Основная литература Ф. Котлер. Маркетинг менеджмент. – СПб.: Питер, 2003. – 752 с.
Дополнительная литература
Вопросы к экзамену по маркетингу
|
Программа по дисциплине дс. Ф. 4 «Маркетинговые коммуникации» Специальность... «Маркетинговые коммуникации» федерального компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом... | Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Маркетинг территорий»... Дисциплина «Маркетинг территорий» относится к обязательным дисциплинам вариативной части учебного цикла Б1 – Дисциплины (модули) | ||
Программа дисциплины «Стратегический маркетинг» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080111. 65 «Маркетинг»,... | Реферат по дисциплине «Маркетинг» на тему: «Международный маркетинг» Международный маркетинг – это маркетинг товаров и услуг за пределами страны размещения головного представительства компании | ||
Рабочая программа дисциплины «Маркетинг» «Маркетинг» по специальности 230101. 65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети | Программа дисциплины Территориальный маркетинг для направления 080200. 68 Менеджмент «Маркетинг» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Маркетинг Г-85 Абросимова А. А., Шалабаев П. С. Маркетинг: Учебная программа дисциплины. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014.... | Рабочая программа дисциплины Специальность 061500 «Маркетинг» Программа дисциплины предназначена для лиц, обучающихся в высших учебных заведениях по специальности «Маркетинг». Она включает в... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Менеджмент и маркетинг Направление... Целью курса «Менеджмент и маркетинг» является формирование у студентов понимания роли и места менеджмента и маркетинга в рыночной... | Рабочая программа по дисциплине «маркетинговые коммуникации» для... Рабочая программа дисциплины «Маркетинговые коммуникации» цикла дс составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Памятка для студентов по изучению дисциплины «Маркетинг персонала» (5 семестр) Тема 1 Маркетинг персонала: подходы к определению, принципы, уровни и виды- 2часа[1,2,3,7] | Рабочая программа по дисциплине «конкурентоспособность товаров и... Рабочая программа дисциплины «Конкурентоспособность товаров и фирм» цикла дс составлена в соответствии с Государственным образовательным... | ||
Рабочая программа по дисциплине «ценообразование» для специальности... Рабочая программа дисциплины «Ценообразование» компонента Ф. 09 цикла опд составлена в соответствии с Государственным образовательным... | Рабочая программа по дисциплине «управление качеством» для специальности... Рабочая программа дисциплины «Управление качеством» компонента в цикла ен составлена в соответствии с Государственным образовательным... | ||
Программа промежуточной аттестации дисциплины Рекламная деятельность... Основной целью промежуточной аттестации является выявление уровня понимания и усвоения изучаемой дисциплины «Рекламная деятельность... | Программа дисциплины «Маркетинговые исследования» для направления 080200. 68 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... |