Скачать 0.51 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН АКТЮБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. К. ЖУБАНОВА КАФЕДРА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ» Глоссарий по дисциплине «МАКРОЭКОНОМИКА» для группы специальностей 050506 «Экономика», 050507 «Менеджмент», 050508 «Учет и аудит», 050509 «Финансы», 050510 «Государственное и местное управление». Составители: к.э.н., профессор Жунусов Б.А. ст.преп. Тасмамбетова А.Ж. ст.преп. Калюжная Н.В. АКТОБЕ - 2010 Глоссарий по дисциплине ''МАКРОЭКОНОМИКА'' для группы специальностей 050506 «Экономика», 050507 “Менеджмент”, 050508 “Учет и аудит”, 050509 “Финансы”, 050510 “Государственное и местное управление”, обучающихся по кредитной технологии – Актобе, 2010 – 30 с. Составители: к.э.н., профессор Жунусов Б.А. ст.преп. Тасмамбетова А.Ж. ст.преп. Калюжная Н.В. Рецензент к.э.н., профессор Байжомартов У. С. Утверждено на заседании Методического Совета Актюбинского Государственного университета им. К. Жубанова Протокол №___от __________________2010г. ПРЕДИСЛОВИЕ Макроэкономическая теория изучает экономическое поведение и политику, влияющую на объем потребления и инвестиций, валютные курсы и торговый баланс, а также факторы, определяющие изменения зарплаты и цен, денежную и фискальную политику, объем наличной массы денег, бюджет, изменение ставки процента, государственный долг. Иными словами, все ключевые экономические проблемы сегодняшнего дня. В связи с этим возрастает значение данной дисциплины для студентов – будущих специалистов – экономистов. Экономика как наука стремится привести в систему и обобщить наблюдаемые экономические явления и факты в форме экономических теорий и моделей. Макроэкономика изучает экономику, рассматривая ее как единое целое, общий объем и рост выпуска товаров и услуг, темп инфляции и уровень безработицы, обменные курсы валют и состояние платежного баланса. Она выделяет такие ее крупные составные части, как сектор домохозяйств, частный, государственный и внешний сектора. Макроэкономика исследует как долгосрочные изменения объемов производства, занятости, так и краткосрочные колебания экономических переменных. В курсе макроэкономики студенты должны получить знания, которые могут им понять процессы, протекающее в экономике. В частности, они должны помочь им в поисках ответов на вопросы: почему происходит рост цен, почему имеет место спад производства и растет безработица и др. С момента независимости Республикой Казахстан и перехода к рыночным отношениям прошло несколько лет. Если раньше для страны были характерны кризис экономики, инфляция, безработица, которые потребовали проведения жесткой макроэкономической политики, то на сегодняшний день главным приоритетом стал экономический рост и устойчивое экономическое развитие национальной экономики. В свете данных тенденций в экономике становится ясно, что подготовка экономистов требует овладения ими принципами макроэкономического анализа. Основной задачей изучения данной дисциплины является интенсивное обучение студентов главным принципам современного макроэкономического анализа, с уделением особого внимания методологии использования основных макроэкономических показателей, таких, как валовой внутренний продукт, национальный доход, факторы производства, потребление, сбережения, инвестиции, макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках, бюджетная и денежная политика, экономический рост, модели открытой экономики. Опыт развития промышленно развитых стран продемонстрировал важность предвидения всех – ближайших и самых отдаленных – последствий проведения той или иной политики, поэтому следующей задачей макроэкономики является научный прогноз и анализ растущего бюджетного дефицита и сбалансированного подхода как с кратко-, так и с долгосрочных позиций. Другая задача заключается в том, чтобы обучаемые смогли успешно применить и сочетать полученные знания на практике как на микро-, так и, особенно, на макроуровнях. При этом они должны освоить основные подходы к анализу конкретных ситуаций, опираясь на взаимосвязи между экономическими переменными и на экономико-математические модели, представленные в данном курсе. Преподавание дисциплины «Макроэкономика» по типовой программе предполагает знание студентов по основам высшей математики, экономической теории, мировой экономике, международным экономическим отношениям, информатики Опыт показывает, что приступая к изучению темы, студенты в начале испытывают значительные затруднения, не умея выделить из массы материала (первоисточников, учебников и другой рекомендованной литературы) самое главное, определяющее глубокое понимание проблемы в целом. Данное методическое пособие представляет собой комплекс лекционных курсов и самостоятельных заданий и имеет своей целью помочь студентам высших учебных заведений при подготовке к экзаменам. Цель рабочего конспекта – повысить эффективность самостоятельной работы студентов, особенно в период подготовки к промежуточно-государственному контролю. Использование примерных тестов при изучении макроэкономики облегчает усвоение теории и позволяет теснее увязать теорию с практикой. Оно дает возможность эффективнее использовать время на аудиторных и внеаудиторных занятиях, вовлечь в активную работу студентов, вызвать у них интерес к рассматриваемым вопросам. Решая тестовые задания, студенты учатся анализировать экономическую политику государств, получают определенные навыки экономического расчета, привыкают мыслить самостоятельно. Студентам рекомендуется читать работу казахстанских ученых: Мамыров Н.К., Тлеужанова М.Э. «Макроэкономика»: Оќулыќ – Алматы, Экономика, 2003; Бисенгазиев М.Б. Макроэкономика. Лекционный курс – Орал, 2001; Смагулова Ш.А., Баспакова А.Д.. Макроэкономика –Алматы, «Жеты Жаргы», 1999 г. Особо следует подчеркнуть изучения законов нашей страны, Указов и Послания Президента Республики Казахстан по вопросам модернизации национальной экономики, а также других нормативных материалов, положений и т.д. Раздаточный материал для контроля знаний студентов является вспомогательным средством при изучении экономической теории и рассчитано в основном на индивидуальное пользование. Что изучает макроэкономика? Макроэкономика молодая наука, детище ХХ столетия. Однако корни ее уходят более чем на два века назад. Первую попытку описания ее закономерностей предпринял представитель французской школы физиократов Франсуа Кенэ, в своей знаменитой «экономической таблице» (1758 г.), рассмотревшей движение общественного продукта с единой народнохозяйственной точки зрения. В ХIХ веке появились схемы простые и расширенного производства Карла Маркса и теория общего равновесия Леона Вальраса. Но все – это именно предыстория макроэкономической теории, в науку она оформилась примерно к середине ХХ века. Для обработки и систематизации экономических явлений надо было создавать информационный банк данных, который начал стремительно развиваться при активной поддержке правительственных структур. Важным толчком к этому послужила первая мировая война, а также научное обоснование факта, что деловые циклы в экономике регулярно повторяются и содержат несколько фаз – пики, спады, кризисы и подъему. К концу 20-х началу 30-х гг. многие развитые страны мира, такие, как Германия, Франция, Великобритания и США, переживали большой экономический кризис, впоследствии названный Великой депрессией. Данный катаклизм был вызван сосредоточением объема производства и высоким уровнем безработицы. Уроки Великой депрессии доказали несостоятельность прежних экономических методов и рыночных механизмов. Встал вопрос необходимости поиска совершенно новых способов и приемов в борьбе с всеобщим кризисом 30-х гг. Эту теоретическую проблему в основном успешно решил английский ученый-экономист Джон Мейнард Кейнс. Впоследствии Д.М.Кейнс стал лауреатом Нобелевской премии (посмертно) за обоснованный идеи колебаний в экономике и, что очень существенно, им проанализирована макроэкономическая ситуация тех лет, высокий уровень безработицы и обоснована необходимость государственного вмешательства с помощью бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики. На протяжении более чем двух десятилетий (вплоть до 70-х гг.) учение Д.М.Кейнса о государственном регулировании рыночной экономики оставалось одним из основных. К сожалению, в соответствии с циклическим развитием национального хозяйства, сменив стадию подъема, экономики и промышленно развитые страны столкнулись с стагфляцией. В 70-х гг. она была вызвана нестабильностью функционирования рыночного хозяйства, выражавшаяся наличием высокой степени инфляции с одной стороны, а с другой – ростом уровня безработицы. Кейнсианцы не смогли разрешить эту макропроблему и предположить эффективные макроэкономические меры для стабилизации населения. Выход из создавшейся ситуации был найден одним из лучших американских ученых Милтоном Фридманом (лауреат Нобелевской премии 1976г.). Он начал последовательно развивать свои идеи, посвященные «монетаризму» в книге, изданной в соавторстве с Анной Шварц «история монетаризма в США», где содержатся следующие научные выводы:
2) активная государственная политика является составной частью проблемы, а не ее решением; 3) отмечается стремление предпринимателей к капиталовложениям, новациям и риску; 4) ключом к устойчивой экономике должна быть стабильная (а не переменная) денежная масса в обращении1. Однако подобные утверждения не оставили ученых-экономистов-последователей неоклассической макроэкономики во главе с Робертом Лукасом (лауреат Нобелевской премии 1995г.) из Чикагского университета и Роберта Барро из Гарвардского университета, других видных западных ученых. Например, в конце 70-х середине 80-х гг. Р.Лукас и Р.Барро разработали концепцию “рациональных ожиданий”, основанную на формулировании потребительских ожиданий относительно будущих экономических событий “рациональным способом”. Данная теория, в частности, предполагает, что: а) население использует в своих интересах всю доступную информацию, включая новейшие данные; б) в экономике существуют гибкие цены и зарплата, учитывающие быстрое реагирование на изменение соотношения между спросом и предложением. Одновременно ученые-экономисты всего мира предлагали иные пути в решении вопроса устойчивого развития экономики. Так, была выдвинута теория реального делового цикла, смыслом чего является следующее: объяснение экономических колебаний заложено на сфере спроса, а в технологических шоках. Последующая научная разработка Дж. Бьюкенена (лауреат Нобелевской премии 1986 г.) посвящалась теории общественного выбора. Последователи данной теории отрицают подход к государству как единому органическому целому, но они и не рассматривают его как механизм, автоматически корректирующий недостатки рыночного процесса. Более того, существуют и другие течения. К примеру, «неокейнсианцы» стоят за активное государственное регулирование с целью стимулирования стабильности в секторах экономики. Наиболее существенный вклад в фундаментальные основания макроэкономики как науки внесли также Р.Аллен, Дж.К.Гэлбрейт, Э.Деннисон, Е.Домар, Н.Кальдор, С.Кузнец, В.Леонтьев, Дж.Робинсон, П.Самуэльсон, А.Сови, Р.Солау, Р.Стоперю, Р.Стоун, Я.Тинберген, Э.Хансен, Р.Харрод, К.Эрроу и др. Существенные и международно-призванные результаты в макроэкономических исследованиях получены российскими учеными, среди которых следует в первую очередь назвать М.Д.Кондратьева и В.С.Немчикова. Макроэкономика – это наука, которая изучает поведение экономики в целом или ее крупных совокупностей (агрегатов), при этом экономика рассматривается как сложная большая иерархически организованная система, как совокупность экономических процессов и явлений и их показателей. Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая такие крупномасштабные экономические явления, как инфляция, безработица и экономический рост. Если макроэкономика больше тяготеет к стабильности, равновесию, то микроэкономика – к динамике, росту. Макроэкономика, как и микроэкономика, представляет собой раздел экономической теории. В переводе с греческого слово «макро» означает «большой» (соответственно «микро» - «маленький»), а слово «экономика» - «ведение хозяйства». Впервые термин «макроэкономика» употребил в своей статье в 1933 году известный норвежский ученый – экономист-математик, один из основоположников эконометрики, лауреат Нобелевской премии Рагнар Фриш. Однако содержательно современная макроэкономическая теория ведет свое начало от фундаментального труда выдающегося английского экономиста, представителя Кэмбриджской школы, Джона Мейнарда Кейнса. В 1936 году вышла его книга «Общая теория занятости, процента и денег», в которой Дж.Кейнс заложил основы макроэкономического анализа. Значение работы его было так велико, что в экономической литературе возник термин «кейнсианская революция» и появилась кейнсианская макроэкономическая модель или кейнсианский подход в противовес традиционному единственно существовавшему до того времени классическому подходу к изучению экономических явлений, т.е. микроэкономическому анализу (классическая модель). В отличие от микроэкономики, которая изучает экономическое поведение отдельных хозяйствующих субъектов (потребителя или производителя), макроэкономика исследует проблемы, общие для всей экономики, и оперирует совокупными величинами, такими как валовой внутренний продукт, национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, совокупное потребление, инвестиции, общий уровень цен, уровень безработицы, государственный долг и др. Все эти проблемы невозможно решить с позиций микроэкономического анализа, т.е. с уровня отдельного потребителя, отдельной фирмы и даже отдельной отрасли. Именно потому, что существует целый ряд таких обще- или макроэкономических проблем, появляется необходимость в возникновении самостоятельного раздела экономической теории, самостоятельной дисциплины – макроэкономики. Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики, как единого целого с точки зрения обеспечения условий экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции. Макроэкономика изучает экономическое состояние, «здоровье» страны в целом. В макроэкономике все величины рассматриваются в совокупном виде, такие как национальный объем производства, ВНП, совокупный спрос, совокупное предложение, занятость и норма безработицы, уровень инфляции и т.д. Макроэкономика занимается изучением связи совокупного спроса и совокупного предложения, из влияния на национальный объем производства, проблем установления общего равновесия на товарном, денежном, ресурсном рынках, часто вмешивается в экономику и проводятся экономические политики, инфляции, безработицы, Макроэкономика позволяет дать ответ и на такие вопросы: почему одна нация богаче или беднее другой? Как можно справиться с инфляцией? Какие причины вызывают безработицу? Почему в наше время доходы выше, чем в 50-е гг. ХХ века; почему в 50-е годы они были выше, чем в на рубеже нашего столетия? Почему в некоторых странах наблюдается высокий темп инфляции, а в других – цены остаются стабильными? Какие причины вызывают депрессии и спады – периоды, на протяжении которых снижаются доходы и растет безработица, и какая политика может помочь избежать таких периодов? Явления, изучаемые макроэкономикой, затрагивают жизнь каждого из нас. Управляющие предприятиями, прогнозирующие спрос на свои товары, должны предвидеть, как быстро будут расти доходы потребителей. Граждан пожилого возраста, живущих на фиксированный доход, интересует, как быстро будут увеличиваться цены. Люди, ищущие работу, надеются, что экономика вступит в период подъема, и фирмы начнут набирать работников. Состояние экономики оказывает влияние на всех людей. Макроэкономика исследует происхождение и природу доходов населения, богатства нации в целом, производительность общего труда и факторы, ее определяющие, движение процента, безработицу и ее природу, инфляцию. Следовательно, она изучает крупном экономические процессы и ищет решения общеэкономических проблем: как создать новые рабочие места и ослабить негативные последствия безработицы, как защитить экономику от инфляции, как повысить общий уровень жизни населения страны, как разрешить возникающие социальные и экономические противоречия в обществе. Из макроэкономики можно узнать, на чем основана правительственная налоговая политика и какую цель она преследует, что такое бюджетный дефицит и государственный долг и какие и какие социально-экономические последствия имеет их рост, как функционирует национальная финансовая система и какое значение имеют для страны в целом здоровые кредитно-банковская и денежная системы. ГЛОССАРИЙ ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ
|
Казахская академия труда и социальных отношений социально-гуманитарный факультет Специальности – 050301 «Юриспруденция», 050508 «Учет и аудит», 050509 «Финансы», 050506 «Экономика», 050507 «Менеджмент» | Сборник тестов по курсу финансы, денежное обращение и кредит для группы специальностей Экономика и бухгалтерский учет, 080112. 51 Маркетинг, 080501. 51 Менеджмент, 080108. 51 Банковское дело, 080504. 51 Государственное... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «деньги, кредит, банки» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы» для специальностей 060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгалтерский учет, анализ... | Учебно-методический комплекс по курсу «Страхование» составлен в соответствии... «Экономика» и специальностей «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика и управление на предприятии» очной... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Математические методы в экономике, экономика труда, экономика организаций и предприятий, бухгалтерский учет, анализ и аудит, налоги... | Методические рекомендации по дисциплине «Менеджмент» предназначены... Основывается на таких дисциплинах как экономическая теория; финансы, денежное обращение и кредит; политология, этика деловых отношений,... | ||
Рабочая программа По дисциплине «Технология производства продукции... «Экономика и управление на предприятии апк» и 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» | Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине... Маркетинг (080111), Менеджмент (080500), Экономика и управление на предприятии (по отраслям) (080502), Антикризисное управление (080503),... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины (СД. Ф 02) Деньги, кредит, банки Для специальностей Для специальностей: (080105) «Финансы и кредит»,(080102) Мировая экономика, (080109) Бухгалтерский учет, анализ и аудит | Рабочая программа по дисциплине информационные системы (технологии)... Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальностей:... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика» относится... «Анализ рисков и экономическая безопасность», «Банковское дело и рынок ценных бумаг», «Международные финансы», «Налоги и налогообложение»,... | Рефератов по дисциплине «Бухгалтерский учет» ... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «теория принятия управленческих решений» «Экономика и управление на предприятии» 080105. 65 «Финансы и кредит», 080301. 65 «Коммерция (торговое дело)», 080109. 65 «Бухгалтерский... | Экзаменационный тест по информатике. Курс «Программирование и алгоритмизация»... Для специальностей: (080105) «Финансы и кредит»,(080102) Мировая экономика, (080109) Бухгалтерский учет, анализ и аудит | ||
Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» «История российского предпринимательства» составлен в соответствии с примерной программой по дисциплине по специальностям 080109... | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Математические методы в экономике, экономика труда, экономика организаций и предприятий, бухгалтерский учет, анализ и аудит, налоги... |