Роль государственного регулирования в решении проблемы неравенства и распределения
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы государственного регулирования неравенства и распределения благ в обществе 5
1.1. Понятие социально-экономической дифференциации 5
1.2. Причины, последствия и факторы проблем неравенства доходов и неравномерного распределения благ в обществе 6
Введение
Развитие сложных и противоречивых процессов, происходящих в жизни современного российского общества, все глубже трансформирует экономические отношения, затрагивает интересы различных групп населения. Для описания системы неравенства между группами (общностями) людей в общественных науках широко применяют понятия «неравенство доходов» и «экономическая стратификация». В 90-е годы ХХ века российское общество развивалось в рамках принципиально иной экономической системы. В связи с этим изучение проблем трансформации старых и формирования новых принципов распределения доходов в период модернизации экономической системы российского общества приобретает особую актуальность, так как дает возможность анализировать тенденции развития экономического неравенства и разрабатывать инструментарий государственной социальной политики на основе новых демократических принципов.
Высокий уровень дифференциации доходов, чрезмерный разрыв между самыми богатыми и самыми бедными, фактическое отсутствие у значительной части населения, имеющей доходы ниже прожиточного минимума, возможностей полноценного питания, получения качественной медицинской помощи и качественного образования предопределяют полярные ценностные ориентации и мотивы поведения различных социальных групп.
В результате могут развиться такие негативные социальные последствия поляризации, как усиление дезинтеграции общества, проявление агрессии и нестабильности, активизация массового девиантного поведения, истощение человеческого капитала.
Проблемы неравенства доходов в отечественной и зарубежной науке принадлежат к числу важнейших. Необходимо отметить, что степень научной разработанности темы достаточно высока с позиций общих оснований процессов экономической стратификации стабильных обществ и практически не разработана с точки зрения познания экономического неравенства в странах с переходной экономикой, таких как современная Россия.
Целью работы является изучение природы неравенства доходов и богатства и способов их смягчения.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:
раскрыть основные теоретические концепции экономического неравенства;
раскрыть механизм формирования неравенства доходов и богатства;
определить особенности экономического неравенства в современных российских условиях;
выявить пути смягчения экономического неравенства и определить роль государства в регулировании экономической стратификации.
Структура работы. Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
1. Теоретические основы государственного регулирования неравенства и распределения благ в обществе 1.1. Понятие социально-экономической дифференциации
Еще древнегреческий философ Платон размышлял над расслоением людей на богатых и бедных. Платон спроектировал высокостратифицированное общество, в котором характерными чертами правящего класса являются равенство возможностей (шансов), полное устранение частной собственности и концентрация на общем благосостоянии. Аристотель в «Политике» также рассмотрел вопрос о неравенстве. Он писал, что во всех государствах есть три элемента: один класс — очень богат; другой — очень беден; третий — средний — наилучший, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу.
Томас Гоббс подчеркивал значимость равенства всех людей. Позднее социальные философы, включая Д. Локка, И. Бентама, Ж. Ж. Руссо, Г. Гегеля, признавали, что появление социальных классов или слоев, основанных на врожденных или на приобретенных различиях, может создать проблемы в социальном развитии.
Дальнейшее изучение неравенства проходит уже в рамках экономической науки. К. Маркс и Ф. Энгельс на основе материалистического понимания истории проанализировали социальную структуру добуржуазных обществ и капитализма.
Основы современного понимания социальной стратификации были заложены М. Вебером. Вебер был согласен с утверждением Маркса, что экономический фактор является важным в определении места человека в классовой структуре, но не считал его единственным. Он рассматривал общество как многомерную систему, важное место в которой занимают классы, отношения собственности, власть и социальный статус.
Ключевым моментом исследования проблем неравенства дохода и богатства стало творчество П.А. Сорокина. По П.А. Сорокину экономическая стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге, выражается в существовании высших и низших слоев, неравномерном распределении благ,прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.
Современные исследователи определяют дифференциацию доходов как объективно обусловленное соотношение в доходах различных социально-демографических групп (страт) населения. Она есть результат комплексного взаимодействия экономических, демографических, социальных и географических факторов.
Основой социальной дифференциации является социально-экономическая неоднородность дифференциации труда, которая обусловлена профессиональным, технико-технологическим разделением труда, отраслевыми и квалификационными различиями, уровнем образования, уровнем дохода и др.
1.2. Причины, последствия и факторы проблем неравенства доходов и неравномерного распределения благ в обществе
В разных странах и в разные периоды действуют различные системы формирования доходов населения. Чаще всего выделяют следующие четыре основных принципа распределения:
Уравнительное распределение. Оно имеет место, когда все члены общества (или его определённая часть) получают равные доходы или блага. Такой принцип характерен для первобытных социумов, а также для стран с режимом, который Маркс и Энгельс определили как «казарменный коммунизм». В литературе можно встретить и другое, книжное название этого принципа – эгалитарное распределение. Поскольку люди по своим способностям и энергии различаются, то уравниловка вознаграждении их труда неизбежно порождает ситуацию, когда «один сажает виноградник, а другой ест его плоды».
Рыночное распределение предполагает, что каждый из владельцев того или иного фактора производства (рабочей силы, предпринимательских способностей, земли, капитала) получает разный доход - в соответствии с хозяйственной полезностью продуктивностью своего фактора. Так, по отношению к обладателям рабочей силы (то есть наёмным работникам) действует известный принцип распределения по труду. Он означает, что размер доходов каждого трудящегося зависит от конкретной рыночной оценки значимости данного вида труда, а также от его конечных результатов (сколько, чего, как и какого качества произведено).
Распределение по накопленному имуществу. Он проявляется в получении дополнительных доходов теми, кто накапливает и передаёт по наследству какую-либо собственность (землю, предприятия, дома, ценные бумаги и другое имущество).
Привилегированное распределение особенно характерно для стран с неразвитой демократией и граждански пассивным обществом. Там правители самоуправно перераспределяют общественные блага в свою пользу, устраивая для себя повышенные оклады и пенсии, улучшенные условия жизни, труда, лечения, отдыха и другие льготы. Монтень прав: «не нужда, но скорей изобилие порождает в нас жадность».
В реальности все четыре рассмотренных принципа нередко по-разному сочетаются. Например, в СССР для «трудящихся масс» преобладала уравниловка, а для верхушки компартии (КПСС) и госаппарата существовали многообразные привилегии. В то время как «массы» испытывали на себе тяготы низких доходов, товарных дефицитов, перенаселенных коммунальных квартир, общежитий, подвалов и пр., номенклатурная элита имела высокие доходы, шикарные квартиры, машины, дачи, прекрасные питание и быт. Однако, какая бы система распределения ни была, в любом современном обществе неизбежно неравенство доходов.
Рыночное распределение доходов на основе конкурентного механизма спроса и предложения на факторы производства приводит к тому, что вознаграждение каждого фактора происходит в соответствии с его предельным продуктом. Естественно, указанный механизм не гарантирует равенства в распределении доходов, и в реальности в странах с развитой рыночной экономикой наблюдается значительное неравенство в их распределении.
В рамках позитивной экономической теории ответа на вопрос, какое именно распределение доходов справедливо, просто не существует.
Вспомним, что критерий Парето-эффективности (когда ни один участник рынка не сможет улучшить своего положения, не ухудшив тем самым положение других) не может дать нам теоретическую основу решения проблемы справедливости. Одним из проявлений фиаско рынка является невозможность справедливого распределения доходов, поскольку рынок - социально нейтральный механизм. Математически можно определить эффективность по Парето, но понятие справедливости - это нормативное суждение, т. к. под словом под словом «распределение» понимается не только распределение доходов, но и распределение ресурсов. Вот почему вопрос справедливого распределения доходов не оставляет равнодушными ни политиков, ни простых граждан: здесь затрагивается моральная, этическая проблема.
Любая система социально-экономической дифференциации формируется и развивается под влиянием определенных факторов.
Масштабы и глубина трансформации социально-экономической дифференциации в современной России определяются рядом факторов, которые можно разделить на четыре большие группы.
Прежде всего, это экономические факторы. Структурные изменения в экономике оказывают влияние на стратификационную систему общества, что проявляется в следующем. Возникают новые социальные общности на основе плюрализации форм собственности: специфические слои наемных рабочих и инженерно-технических работников, занятые в полугосударственном и частном секторах экономики по трудовым соглашениям или постоянно занятые в них по найму, работники смешанных предприятий и организаций с участием иностранного капитала и тому подобное. Затем наблюдается трансформация государственной формы собственности и изменение положения традиционных классово-групповых общностей; их границ, количественно-качественных характеристик, возникают пограничные и маргинальные слои1. И, наконец, появляются слои и страты на основе взаимодействия различных форм собственности: менеджеры — новый управленческий слой, новая элита, средние слои, безработные и так далее.
Политические факторы связаны с перераспределением власти, с изменением состава номенклатуры и политической элиты, с трансформацией механизмов реализации власти. Особенностью переходного периода явилось кардиальное изменение роли государства в социальной сфере, которое перестало выполнять стабилизирующую функцию в обществе. Падение производства, ВВП, национального дохода оказало огромное влияние на бюджетные возможности государства по обеспечению социальных гарантий, что привело к существенному падению уровня жизни подавляющего большинства населения, к возрастанию масштабов бедности и, естественно, резкому расслоению, поляризации общества.
|