Научно-информационный материал





Скачать 61.67 Kb.
НазваниеНаучно-информационный материал
Дата публикации12.08.2013
Размер61.67 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»


Научно-информационный материал

«Аттестационные материалы по оценке уровня аналитической компетентности решения профессиональных задач»

Автор: Дуброва Т.А., д.э.н., профессор кафедры МСиЭ

Москва 2011 г.

Ключевые слова: оценка аналитической компетентности, аттестационные материалы, измерительные материалы, компетентностный подход, практико-ориентированный характер обучения, статистический инструментарий, статистические пакеты прикладных программ.

Объект исследования: уровень аналитической компетентности студентов.

Предмет исследования: методические подходы к оценке уровня аналитической компетентности студентов при решении профессиональных задач с помощью разработанных аттестационных материалов.

Цель: разработка и апробация аттестационных материалов для оценки уровня аналитической компетентности студентов (по направлению подготовки "экономика") при решении профессиональных задач.

Методология проведения работы:

Теоретические методы научного исследования: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, формализация.

Эмпирические методы научного исследования: измерение, экспертиза, оценка, тестирование, статистические методы обработки данных.

Результаты работы:

курс на модернизацию российской экономики повышает требования к качеству подготовки экономистов. Выпускники вузов, современные специалисты должны обладать высоким уровнем аналитической компетентности, чтобы отвечать потребностям рынка труда и быть конкурентоспособными.

Принятие научно обоснованных управленческих решений в современных условиях должно опираться на тщательный анализ имеющейся информации, позволяющий оценивать взаимосвязи, выявлять закономерности, зависимости между различными явлениями и процессами, определять управляющие параметры.

Воздействие внешней среды, высокий динамизм происходящих изменений требуют от специалистов умения предвидеть дальнейший характер развития социально-экономических процессов. Аналитическая деятельность экономистов должна включать и прогностическую составляющую, позволяющую обеспечивать органы управления сигнальной, предупреждающей информацией. Все это определяет возрастающую роль методов прикладной статистики и эконометрики при подготовке студентов экономических вузов.

Вузы сталкиваются с необходимостью постоянной актуализации курсов статистического, эконометрического блока, а также поиска новых методик преподавания этих дисциплин, так как потребности практики диктуют новые требования к подготовке в этой сфере. Обучение должно быть направлено как на формирование знаний, умений и навыков, так и на развитие исследовательской составляющей, различных компетенций студентов, позволяющих успешно применять полученные знания в области прикладной статистики и эконометрики при решении конкретных задач.

Разработанные измерительные материалы для оценки уровня аналитической компетентности имеют практико-ориентированный характер, могут быть использованы как для оценки компетенций студентов вузов экономического профиля при решении профессиональных задач, так и специалистов, занятых статистическими исследованиями социально-экономических процессов.

Измерительные материалы включают в себя комплекс заданий, связанных с применением наиболее востребованных на практике процедур и методов статистической обработки данных. Задания опираются на реализацию современных процедур разведочного анализа данных, применение корреляционно-регрессионного анализа, использование методов анализа временных рядов и прогнозирования и т.д.

Измерительные материалы направлены на оценку уровня аналитической компетентности студентов, связанной с практическим применением современного статистического инструментария при решении экономических задач на макро-, мезо- и микроуровне.

Применение разработанных аттестационных материалов должно способствовать построению обучающего процесса в вузе как процесса с обратной связью. Результаты применения разработанных измерительных материалов позволят выявить сильные стороны учебного процесса при формировании аналитических компетенций выпускников, а также определить "узкие места", что будет способствовать впоследствии выработке соответствующих компенсирующих воздействий.

Все предлагаемые задания должны выполняться в компьютерной аудитории, так как требуемые для их решения методы опираются на использование современного программного обеспечения. При выполнении заданий студент вправе самостоятельно выбрать программное обеспечение из представленного в компьютерной аудитории.

Некоторые задания могут быть выполнены в среде Microsoft Excel (с применением статистической надстройки "Пакет анализа"), однако для части заданий требуется использование специализированного статистического программного обеспечения (эти задания отмечены знаком "*").

В МЭСИ учебный процесс осуществляется при поддержке статистических пакетов прикладных программ "Statistica", "SPSS" ("IBM SPSS Statistics") - мировых лидеров в области статистической обработки данных, востребованных современным рынком труда. Применение этих программных продуктов существенно сокращает время выполнения предлагаемых студентам заданий, расширяет круг используемых методов и аналитических процедур.

Результаты выполнения заданий оформляются на компьютере в виде аналитической записки, что способствует сочетанию общекультурных компетенций и профессиональных.

Для выполнения предлагаемых заданий студент должен знать: закономерности экономического развития, функционирования экономики (на макро-, мезо- и микроуровне), современные экономико-статистические методы обработки данных и программные продукты, необходимые для их реализации.

Для выполнения предлагаемых заданий студент должен уметь: применять современный статистический инструментарий при решении задач из экономической практики, использовать для этого статистические пакеты прикладных программ, проводить грамотную содержательную интерпретацию полученных результатов.

По итогам выполнения заданий уровень аналитической компетентности может быть оценен как высокий (набрано не менее 9 баллов из 10), средний (6 - 8 баллов) и низкий (не более 5 баллов).

Высокий уровень аналитической компетентности предполагает, что студент провел правильную спецификацию моделей; осуществил оценку параметров с использованием соответствующих программных продуктов; выполнил проверку адекватности и оценку точности моделей (их верификацию); провел сравнительный анализ моделей, представил содержательную экономическую интерпретацию результатов; продемонстрировал навыки комплексного использования различных статистических процедур и методов, составил логично построенную аналитическую записку, содержащую ответы на все поставленные вопросы.

Средний уровень аналитической компетентности предполагает, что студент правильно выполнил 60-80% заданий. При этом допускается наличие отдельных замечаний по полученным результатам, в том числе по представленной аналитической записке - составлена недостаточно логично и не содержит полных ответов на все поставленные вопросы.

Если выполнение половины заданий вызывает серьезные затруднения, то это указывает на низкий уровень аналитической компетентности.

Применять подобные аттестационные материалы предполагается ежегодно, осуществляя мониторинг за развитием аналитических компетенций студентов. Такой подход должен опираться на регулярную актуализацию заданий, включение новых интересных задач, опирающихся на имеющийся опыт аналитических исследований (в рамках дипломных, диссертационных работ, научно-исследовательских работ преподавателей и сотрудников вуза).

Область применения: аттестационные материалы могут быть использованы в учебном процессе подготовки студентов по направлению «Экономика», для промежуточного или итогового контроля знаний. Кроме того, этот инструментарий может быть использован в рамках программ ДПО.

Значимость работы оценивается как очень высокая, что объясняется актуальностью обновления банка контрольно-измерительных материалов в связи с переходом на компетентностно-ориентированное образование и недостаточным количеством компетентностных аттестационных заданий в настоящее время.


Руководитель научно-образовательного коллектива по мероприятию

Дмитриевская Н.А.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Научно-информационный материал iconНаучно-информационный материал рассмотрение новых полупроводниковых технологий на примере Intel
Основные права и обязанности работников Финансового университета
Научно-информационный материал iconНаучно-информационный материал
Михеева Е. В. Информационные технологии: Учеб пособие для сред проф образования – М.: Издательский центр «Академия», 2005
Научно-информационный материал iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу...
Учебно-методический комплекс подготовлен: Арефинкиной Е. Г. кандидатом юридических наук
Научно-информационный материал iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу...
Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
Научно-информационный материал iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу...
Основная образовательная программа по направлению 040104. 65 – «Организация работы с молодежью»
Научно-информационный материал iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу...
Социальная геронтология: Учебная программа дисциплины / Сост. Т. В. Коробицина; сфу, 2009
Научно-информационный материал iconИнформационный бюллетень №13. (конкурсы, гранты, конференции) Сентябрь...
Центрально-черноземный региональный информационный центр по научно-технологическому сотрудничеству с ес
Научно-информационный материал iconИнформационный бюллетень №15 (конкурсы, гранты, конференции) Ноябрь 2006 Содержание: «Горящие»
Центрально-черноземный региональный информационный центр научно-технологического сотрудничества с ес
Научно-информационный материал iconИнформационный бюллетень №7. (конкурсы, гранты, конференции) Апрель...
Центрально-черноземный региональный информационный центр по научно-технологическому сотрудничеству с ес
Научно-информационный материал iconИнформационный бюллетень №8. (конкурсы, гранты, конференции) Май 2006 Содержание: I. «Горящие»
Центрально-черноземный региональный информационный центр по научно-технологическому сотрудничеству с ес
Научно-информационный материал iconИнформационный бюллетень №10. (конкурсы, гранты, конференции) Июнь...
Центрально-черноземный региональный информационный центр по научно-технологическому сотрудничеству с ес
Научно-информационный материал iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Задачи: формирование знаний учащихся о развитии животных, учить рассуждать, делать выводы, умение работать с текстом
Научно-информационный материал iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу...
Республике Дагестан и за ее пределами в целях обеспечения потребностей внутреннего и внешнего рынка, укрепления национальной экономики...
Научно-информационный материал iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу...
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по вопросам...
Научно-информационный материал iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа «Окружающая...
Научно-информационный материал iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу...
Российской Федерации, Правительства Москвы, Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, Всемирной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск