Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»
Научно-информационный материал
«Проведение анкетирования различных групп населения»
Состав научного коллектива:
Гаспариан М.С., зам. директора по УМР, доцент кафедры «Прикладной информатики в экономике», к.э.н., доцент
Раудина О.Н., зам. директора по ОВР
Ершова О.Н., менеджер
Москва 2011 г.
Ключевые слова: анкета, учебный процесс, курс, слушатель, преподаватель, оценивание результатов, удовлетворённость, качество и содержание курса, качество преподавания.
Объект исследования: анкетирование.
Предмет исследования: Проведение анкетирования различных групп населения
Цель: Определение степени удовлетворенности потребителей результатами обучения в сфере информационно-коммуникационных технологий
Результаты работы:
Для определения степени удовлетворенности потребителей разработана система оценивания, включающая в себя методику оценивания и соответствующую анкету, которая может быть предложена к заполнению как по окончанию курса, так и в процессе обучения.
Оценка содержания курса и методов преподавания определяется на основе обработки результатов анкетирования.
Предложенная методика оценивания содержания курса и качества его преподавания, включающая в себя анкетирование и оценку полученных результатов, позволяет получить наиболее полную информацию для последующего анализа.
Пример анкеты для слушателя курса, которую можно заполнить как по окончанию обучения, так и поэтапно в процессе обучения, приведён в приложении 1.
Методика оценивания результатов анкетирования.
Методика оценивания результатов анкетирования обеспечивает:
Обработку и формализацию полученной информации по результатам анкетирования.
Применение методов статистического анализа для оценки результатов.
Подведение итогов, обоснование выводов и разработка рекомендаций.
Для анализа полученных результатов анкетирования используются методы графического, корреляционно - регрессионного анализов, метод группировок, метод ранжирования. Планируется использование пакетов прикладных программ, таких как - Microsoft Excel, Statistica v.6.0., для оформления - Microsoft Word. Так же предполагается ведение базы данных результатов анкетирования, вследствие чего представляется возможным оценить структуру и интенсивность изменения показателей качества преподавания и содержания курса во времени с помощью показателей, получаемых в результате сравнения уровней.
К таким показателям относятся:
- абсолютный прирост,
- темп роста,
- темп прироста,
- абсолютное значение одного процента прироста.
Система средних показателей включает:
- средний уровень ряда,
- средний абсолютный прирост,
- средний темп роста,
- средний темп прироста.
Разработанная анкета для слушателей курсов включает в себя 2 блока вопросов. Первые 4 вопроса относятся к блоку 1 и носят идентификационный характер, блок 2 состоит из вопросов 5 и 6, характеризующих качество курса и методики его преподавания, где вопрос 5 – характеризует качество и содержание курса, вопрос 6 – помогает провести оценку качества преподавания. Анкетируемым предлагается оценить вопросы 2 блока по 6 - ти бальной шкале (6 – отлично, 5 - хорошо,4 - скорее хорошо, 3 - удовлетворительно, 2 - скорее удовлетворительно, 1 – неудовлетворительно).
При анализе результатов анкетирования отдельно суммируются баллы, набранные по пунктам 5 и 6. На основании полученных результатов определяется уровень качества преподавания, а так же уровень качества содержания самого курса в оценках разных слушателей.
Если набранная сумма баллов по пункту 5 меньше 21 балла, то качество курса в оценке слушателя фиксируется как низкое; если эта сумма меньше 36, но больше или равна 21 баллу, то качество курса фиксируется как удовлетворительное; если полученная сумма больше или равна 36 баллам, то качество курса высоко оценено слушателями.
Если набранная сумма баллов по пункту 6 меньше 12 баллов, то качество преподавания курса в оценке слушателя фиксируется как низкое; если эта сумма меньше 20, но больше или равна 12 баллам, то качество преподавания курса фиксируется как удовлетворительное; если полученная сумма больше или равна 20 баллам, то качество преподавания курса высоко оценено слушателями.
Результаты позволяют внести коррективы в содержание курса, организацию учебного процесса, а так же мотивируют преподавателя к повышению эффективности его работы.
Результаты анкетирования также будут являться основой для формирования базы данных удовлетворённости потребителей, что позволит более гибко и своевременно реагировать на изменяющиеся условия и требования времени.
Таким образом, разработанные анкета и методика оценки результатов анкетирования слушателей курсов позволят повысить качество подготовки как преподавателей (за счёт анализа уровня компетентности), так и слушателей (за счёт анализа удовлетворённости курсами).
Руководитель научно-образовательного коллектива по мероприятию
| Швей В.И.
| Приложение 1.
Анкета слушателя курса _______________________________
название курса
ФИО_____________________________________________________
Пол_________________________
Возраст______________________
Место работы, учёбы_______________________________________
Оцените, пожалуйста, по 6-ти бальной шкале качество и содержание курса (6 – отлично, 5 - хорошо, 4 - скорее хорошо, 3 - удовлетворительно, 2 - скорее удовлетворительно, 1 – неудовлетворительно)
Насколько полезным для Вас было обучение
|
| Насколько сбалансированные с точки зрения полезности для Вас отдельные разделы и темы курса
|
| Как Вы оцениваете приобретенные Вами знания и навыки в области информационных технологий с точки зрения возможности их применения в Вашей практической деятельности
|
| Как Вы оцениваете новизну полученных знаний
|
| Как Вы оцениваете организацию обучения
|
| Как Вы оцениваете качество раздаточного материала курса
|
| Как Вы оцениваете обеспеченность учебного процесса современными средствами вычислительной техники и связи
|
| Оцените, пожалуйста, по 6 - ти бальной шкале качество изложения материала преподавателем (6 – отлично, 5 - хорошо,4 - скорее хорошо, 3 - удовлетворительно, 2 - скорее удовлетворительно, 1 – неудовлетворительно) Как Вы оцениваете умение преподавателя курса вызвать интерес у слушателей к теме
|
| Как Вы оцениваете отношение преподавателя к слушателям
|
| Как Вы оцениваете доступность изложения материала преподавателем
|
| Насколько внимательно преподаватель относится к Вашим вопросам
|
| Пожелания, замечания на будущее ______________________________________________________________________________________________________________________ Спасибо за Ваши ответы!
|