Скачать 359.14 Kb.
|
На правах рукописиТРЕТЬЯК НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНАРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЕ ЛИКЕРОВОДОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономикапредпринимательства) Москва - 2011 Работа выполнена на кафедре менеджмента ГОУ ВПО «Тихоокеанский государственный экономический университет»
Защита состоится 29 июня 2011 г. в 16:00 на заседании диссертационного совета Д850.006.01 при Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы по адресу 125319, Москва, ул. Планетная, д. 36, ауд. 203 (зал заседаний Диссертационного совета). C диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы по адресу 125319, Москва, ул. Планетная, д. 36, ауд. 203 Автореферат разослан 27 мая 2011 г. Ученый секретарь диссертационного совета кандидат экономических наук, доцент Е.В. Киреева
Актуальность исследования. Качественное развитие предпринимательской среды ликероводочного производства в рыночных условиях предполагает наличие эффективной и динамически развивающейся конкуренции. Важным аспектом в ее формировании является создание эффективного механизма регулирования конкуренции. Вместе с тем существует объективная потребность государственного регулирования конкуренции в этой отрасли. Она определяется особым положением ликероводочного производства в социально – экономическом пространстве России. Регламентирование деятельности всех его участников осложняет конкуренцию в отрасли. Государственный контроль над предпринимательской деятельностью в ликероводочной промышленности России свидетельствует практически о государственной монополии на этом рынке. Так, Федеральное государственное унитарное предприятие «Росспиртпром» контролирует около 60% легального производства спирта и около 80% его производителей. Законодатели и Правительство РФ в 2006-2010 гг. предпринимали активные меры по дальнейшему развитию конкуренции на всех отраслевых рынках. Однако, проблемы, возникающие при осуществлении рыночной деятельности хозяйствующими субъектами, свидетельствуют о неподготовленности, а подчас и беспомощности институциональных структур, в оказании благотворного влияния на развитие конкуренции в этой сфере. Использование существующих рычагов механизма регулирования, из-за неудовлетворительности развития научных основ воздействия на процессы конкуренции приводит к неразрешимости конфликтов между субъектами механизма, вместо обеспечения условий для предпринимательства и производства качественной продукции по приемлемым для потребителей ценам. Институциональное регулирование конкуренции опирается на комплекс последовательных мер, осуществляемых государством и направленных на обеспечение условий для состязательности хозяйствующих субъектов. В настоящее время в Российской Федерации особенно недостает научно обоснованных подходов к оценкам состояний конкуренции на рынках. Это затрудняет оценку эффективности и целесообразности мер государственного регулирования, в том числе, предлагаемых правительственной Программой развития конкуренции. Нормативно-правовой основой выработки конкурентной политики служит оценка состояния конкуренции в соответствии с Приказом ФАС России № 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». Однако в данном документе отсутствует какое-либо толкование понятия состояние конкуренции, что делает это инструмент малоэффективным. Размытость сущности процессов конкуренции в этом документе обусловлена отставанием традиционных теоретических подходов к ее регулированию от новых требований. Укоренившиеся постулаты относительно оценки конкуренции показателями концентрации и Герфиндаля-Гиршмана не позволяют адекватно исследовать состояние конкурентной среды предпринимательства, а следовательно, позитивно и своевременно решать задачи организации эффективного функционирования экономики. Неудовлетворительность научных основ официально действующей нормативной методики по оценке состояний конкуренции затрудняет регулирующие воздействия Министерства экономического развития Российской Федерации и требует безотлагательного внесения методических уточнений. Противоречие между традиционной методологией поведенческого и структурного подходов оценки состояний конкуренции отмечено в отчете Международной конкурентной сети в 2008 г. Недостаток теоретически проверенных принципов в обосновании способов оценки состояний конкуренции часто приводит к промахам в подборе методов анализа и приемов регулировании этого явления. В целом, политика государства по регулированию рынка алкогольной продукции, призванная решать социально – экономические проблемы, идет в разрез с развитием рыночных отношений. Это свидетельствует о неэффективности существующего состояния конкуренции в предпринимательской среде алкогольной отрасли. Поэтому, содействие развитию конкурентных процессов в отрасли, а также оздоровление состояния конкуренции экономически оправдано. Актуальность представленного исследования определяется необходимостью развития методологии и потребностями практики в эффективном регулировании конкуренции в предпринимательской среде ликероводочного производства. Степень научной разработанности проблемы. Теме подходов к оценке и регулированию конкуренции, посвящено достаточное количество научных работ и публикаций, что позволило сформировать широкую методологическую базу выполненного исследования. Значительный вклад в разработку теории и прикладных проблем сущности, оценки и способов регулирования конкуренции внесли классики и современные зарубежные авторы: У. Джевонс, Дж. Кларк, О. Курно, К. Маркс, А. Маршалл, Ф. Найт, М. Портер, Д. Рикардо, Дж. Робинсон, А. Смит, Дж. Стиглер, М. Фридмен, Э. Чемберлин, Ф. Эджуорт, и др. Кроме этого вклад в разработку данной проблематики внесли советские и российские экономисты В.Л. Абрамов, Г.Л. Азоев, А.В. Грачев, Л.А. Жигун, С.Г. Светуньков, Б.А. Соловьев, Ф.И. Шамхалов, Р.А. Фатхутдинов, А.Ю. Юданов и др. Вместе с тем отдельные направления требуют дальнейшей разработки. Это в первую очередь касается вопросов, связанных с оценкой состояний конкуренции на отраслевых предпринимательских рынках, разработки методики выбора адекватных подходов к регулированию конкуренции, а также наличием проблем несовпадения оценок состояний конкуренции при использовании различных показателей. Цель и задачи исследования. Целью диссертации является методическое обоснование динамического подхода к оценке состояний конкуренции на отраслевом рынке и совершенствование на этой основе механизма регулирования конкуренции в предпринимательской среде. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: - определить степень достоверности отражения состояний конкуренции традиционными теоретическими и методологическими подходами и выявить проблемы структурных связей действующего механизма конкуренции в предпринимательской среде, в условиях государственного регулирования; - исследовать тенденции и характер изменения состояний конкуренции предпринимателей в ликероводочной промышленности Приморского края, оценить влияние факторов, определяющих эти состояния, выявить ключевые направления конкурентных приоритетов участников конкуренции;
Область исследования. Работа выполнена в соответствии с паспортом специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством, п. 8.10. Методология, теория обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур. Формы современной конкуренции и их влияние на содержание предпринимательской деятельности. Объектом исследования являются механизмы регулирования и оценки состояний конкуренции в предпринимательской среде ликероводочного производства России. Предметом исследования выступают принципы, методы и формы механизма оценки состояний конкуренции на предпринимательских рынках в ликероводочной отрасли России, выявление новых методологических возможностей динамических оценок и регулирования конкуренции. Теоретической и методологической основой исследования диссертационной работы стали: классическая и современная экономические теории, работы российских и зарубежных ученых и специалистов в исследуемой области, теории конкуренции, а также организации управления экономикой и др. В диссертации используется системный подход, общенаучные и специальные методы познания: исторический и логический, системно-структурный, сравнительно-аналитический, а также методы экспертных оценок, графоаналитические методы, экономико-статистический анализ, методы линейной алгебры, математического анализа, теории систем и теории автоматического управления. Кроме того, при выполнении исследования использовались материалы научных конференций, а также положения, разработанные лично автором. Информационной и правовой базой исследования явились законы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные материалы Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации, данные Приморского краевого комитета государственной статистики РФ, первичная информация промышленных предприятий, материалы специальных исследований предприятий ликероводочной промышленности. Научная новизна диссертационного исследования определяется следующими основными результатами:
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработанные теоретико-методологические положения расширяют представления о состояниях конкуренции, уточняют роль численности конкурентов и их функцию на рынке; опровергают, предположение о том, что число конкурентов на рынке может служить характеристикой состояния конкуренции; позволяют разрабатывать новые методологические подходы к оценке и регулированию конкуренции на товарных рынках. Практическое значение работы заключается в возможности использования предлагаемого динамического подхода к регулированию конкуренции в решении проблем оценки состояния конкуренции, повышения эффективность прогнозов изменения состояний конкуренции на товарных рынках, а также регулирования поведения предпринимателей на товарных рынках. Разработанная функциональная схема механизма регулирования по состояниям конкуренции на рынке позволяет систематизировать и упорядочить последовательность процесса регулирования конкуренции государственными органами. Апробация результатов исследования осуществлена в публикациях по теме диссертации в количестве 7 печатных работ, общим объемом 2,86 п.л., в том числе 3 работы в журналах, рекомендуемых ВАК РФ. Результаты работы используются ведущим ликероводочным предприятием Приморского края – ОАО «Уссурийский бальзам», при выполнении дипломного проектирования по теме «Повышение конкурентоспособности предприятия», а также при выполнении хоздоговорной темы по оценке состояния конкуренции на рынках производителей, что подтверждается справками о внедрении. Структура и объем диссертации. Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования, а также избранной автором логикой их раскрытия и включает введение, три главы, библиографию (наименования), приложение, 32 таблицы и 23 рисунка. Общий объем – 167 страниц. СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Методологические основы оценки и регулирования конкуренции 1.1 Сущность явления, виды и характер изменения состояний конкуренции 1.2 Механизм регулирования конкуренции в предпринимательской среде в условиях государственного регулирования 1.3 Принципы, приемы и методы оценки состояний конкуренции в предпринимательской среде производителей, в пищевой промышленности Глава 2. Исследование состояния конкуренции в предпринимательской среде ликероводочного производства Приморского края 2.1. Тенденции изменения состояний конкуренции в предпринимательской среде ликероводочного производства Приморского края 2.2 Оценка факторов, определяющих состояние конкуренции в предпринимательской среде ликероводочного производства 2.3 Выявление ключевых направлений конкурентных приоритетов производителей ликероводочной продукции Глава 3. Развитие конкуренции в предпринимательской среде ликероводочного производства Приморского края на основе динамического подхода 3.1 Построение и идентификация динамической модели конкуренции 3.2 Использование динамического подхода к регулированию конкуренции в предпринимательской среде ликероводочного производства Приморского края 3.3 Разработка методики динамического подхода к оценке и регулированию конкуренции Заключение Список использованных источников Приложение |
Рекомендации по оформлению представлений к поощрению Почетной грамотой... Тора Приморского края, утвержденным Постановлением Губернатора Приморского края от 23 мая 2003 года №166 «Об утверждении положения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На основании Устава Приморского края, в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 13 апреля 2012 года n 88-па... | ||
Доклад о законодательстве Приморского края и мониторинге правоприменения Приморского края, принятых Законодательным Собранием Приморского края, за 2014 год | Об утверждении программы противодействия коррупции в приморском крае на 2012 2015 годы На основании Устава Приморского края, Закона Приморского края от 10 марта 2009 года n 387-кз "О противодействии коррупции в Приморском... | ||
Постановление от 25 января 2008 г. N 3 О конкурсе на замещение вакантной... Кз "О государственной гражданской службе Приморского края", Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года n 112 "О... | Рабочая программа дисциплины Правовое регулирование предпринимательской... Рабочая программа дисциплины «Правовое регулирование предпринимательской деятельности» предназначена для магистрантов юридического... | ||
Доклад «Перспективы развития отрасли культуры в Приморском крае» Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые депутаты Законодательного Собрания Приморского края, главы муниципальных образований Приморского... | Приморский край наименование субъекта Департамент образования и науки... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной итоговой аттестации студентов д/о и з/о | ||
Законодательное регулирование предпринимательской деятельности Нтп и повышения качества продукции; с экономической сущностью форм организации производства и оценкой их эффективности; с результатами... | Инвестиционная стратегия приморского края на период до 2018 года Наблюдательного совета Автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от... | ||
Закон приморского края о стратегии социально-экономического развития Утвердить Стратегию социально-экономического развития Приморского края до 2025 года (прилагается) | Постановление От 9 февраля 2007 г. N 26-па о конкурсе на замещение... Фз "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года n 112... | ||
Управление культуры Приморского края Краевое государственное образовательное... Краевой конкурс «Музыкальный эрудит» проводится Краевым государственным образовательным автономным учреждением среднего профессионального... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгос ноо для 1-х классов, приказом Департамента образования и науки Приморского края №164-а от 20. 02. 2012 г. «О внесении изменений... | ||
Пошаговые действия соискателей для получения лицензии на осуществление... Административном регламентом, утвержденным приказом госжилинспекции края от 23 декабря 2014 года №79 с текстом Административного... | Доклад муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного... «Дом детского творчества с. Ракитное». Сегодня это муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования... |