МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный университет»
Рубцовский институт (филиал)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РИТОРИКА
Уровень основной образовательной программы: базовый
Специальность: 230103.51
Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)
Форма обучения: очная
Срок освоения ОПОП: нормативный
Кафедра общественных дисциплин
Рубцовск –2011
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены:
1) ГОС СПО по специальности 230103.51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)», утвержденный Министерством образования РФ «13» февраля 2002 г., протокол № 04-2202-Б.
2) Учебный план по специальности 230103.51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)», утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12. Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г. протокол № 6.
СОДЕРЖАНИЕ
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9
4.1 Самостоятельная работа студента 10
4.2 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 12
Проверочные тесты 16
«Функциональные стили современного русского языка» 16
«Риторика как наука» 18
«Виды красноречия» 19
«Публичная речь» 21
«Способы изложения материала» 23
«Выразительные средства языка» 25
«Оратор и его аудитория» 27
Глоссарий 29
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 39
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа дисциплины «Риторика» является продолжением программы дисциплины «Русский язык и культура речи» и в процессе изучения основ ораторского искусства, полемического мастерства предусматривает использование полученных студентами знаний.
Значение дисциплины «Риторика» определяется тем, что она направлена на обучение умению грамотно общаться в учебной и профессиональной деятельности, в повседневной жизни.
Главной целью изучения дисциплины является формирование образцовой языковой личности, высокообразованного специалиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой.
Задачи, стоящие перед студентами в процессе изучения дисциплины:
сформировать основные навыки, необходимые для успешной коммуникации в различных сферах;
закрепить и совершенствовать навыки владения нормами современного русского литературного языка;
развить речевое мастерство для подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(распределение часов курса по разделам и видам работ)
Очная форма обучения
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование разделов
| Максимальная нагрузка студентов, час.
| Количество аудиторных часов при очной форме обучения
| Самостоятельная работа студентов, час.
| Лекции
| Семинары
| Лабораторные работы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ДЕ 1 Основы ораторского искусства
| 1.Ораторское искусство как социальное явление
| 14
| 6
| 2
| -
| 6
| 2.Оратор и его аудитория
| 14
| 6
| 2
| -
| 6
| 3. Подготовка и составление речи
| 18
| 8
| 4
| -
| 6
| Промежуточный контроль
| Публичное выступление
| ДЕ 2 Проблема стиля ораторской речи
| 4. Культура речи оратора
| 24
| 10
| 6
| -
| 8
| Промежуточный контроль
| Публичное выступление
| ДЕ 3 Основы полемического мастерства
|
5. Культура спора
| 22
| 10
| 6
| -
| 6
| Промежуточный контроль
| Публичное выступление
| Итоговый контроль
| Зачет
| Итого часов
| 92
| 40
| 20
| -
| 32
|
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
(дидактические единицы) 3.1 Содержание разделов учебной дисциплины ДЕ 1 Основы ораторского искусства
Тема 1. Ораторское искусство как социальное явление
Аудиторное изучение:
Причины возникновения ораторского искусства. Ораторское искусство – явление историческое. Античная риторика. Развитие риторических традиций в России. Виды ораторского искусства.
Самостоятельное изучение:
Ораторское искусство. Риторика. Красноречие
Требования к знаниям: знать определения терминов «ораторское искусство», «риторика», «красноречие»; знать классификацию видов красноречия, историю возникновения и развития красноречия.
Требования к умениям: уметь определять вид ораторского искусства, анализировать причины зарождения ораторского искусства. Тема 2. Оратор и его аудитория
Аудиторное изучение:
Оратор. Типы ораторов. Особенности аудитории. Интеллектуальное и эмоциональное сопереживание. Показатели взаимопонимания между оратором и аудиторией.
Самостоятельное изучение:
Способы определения уровня взаимопонимания между оратором и аудиторией.
Требования к знаниям: знать классификацию типов ораторов, особенности аудитории.
Требования к умениям: определять признаки сопереживания аудитории и оратора, определять уровень взаимопонимания между оратором и аудиторией. Тема 3. Подготовка и составление речи
Аудиторное изучение:
Основные этапы подготовки речи. Составление речи. Способы словесного оформления публичного выступления.
Самостоятельное изучение:
Методы избавления от «ораторской лихорадки». Методы работы с книгой.
Требования к знаниям: знать основные этапы подготовки и составления речи, требования к словесному оформлению речи.
Требования к умениям: уметь самостоятельно составлять речь, контролировать ее словесное оформление для представления аудитории. ДЕ 2 Проблема стиля ораторской речи
Тема 4. Культура речи оратора
Аудиторное изучение:
Требования к речи оратора. Проблема стиля ораторской речи. Система норм русского литературного языка. Коммуникативные качества литературной речи. Условия функционирования и языковые особенности книжных стилей. Устная и письменная форма литературной речи. Понятие стилистической нормы, стилистической ошибки и стилистического недочета. Лексическая стилистика. Стилистика частей речи. Синтаксическая стилистика.
Самостоятельное изучение:
Публицистический стиль. Сфера применения. Языковые функции. Особенности словообразовательные, лексические, грамматические. Жанровое своеобразие. Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.
Требования к знаниям: знать систему норм современного русского литературного языка, особенности функциональных стилей, стилистические нормы русского языка.
Требования к умениям: различать понятия «стилистическая норма», «стилистическая ошибка», «стилистический недочет», составлять и представлять речь с учетом норм современного русского литературного языка. ДЕ 3 Основы полемического мастерства
Тема 5. Культура спора
Аудиторное изучение:
Спор. Классификация споров. Полемика. Культура спора. Логическая культура оратора. Основные формально-логические законы. Доводы в споре. Полемические приёмы. Классификация вопросов. Виды ответов. Уловки в споре. Доказательство. Доказывание. Убеждение.
Самостоятельное изучение:
Из истории спора. Особенности поведения полемистов.
Требования к знаниям: знать классификацию видов спора, требования к культуре спора, основные формально-логические законы, приемы ведения полемики.
Требования к умениям: участвовать в различных видах спора, аргументированно отстаивать свою позицию. 3.2 Содержание практических занятий Занятие 1. Ораторское искусство как социальное явление
Ораторское искусство. Риторика. Красноречие.
Причины возникновения ораторского искусства.
Ораторское искусство – явление историческое.
Античная риторика.
Развитие риторических традиций в России.
Виды ораторского искусства.
Занятие 2. Оратор и его аудитория
Оратор. Типы ораторов.
Особенности аудитории.
Интеллектуальное и эмоциональное сопереживание.
Показатели взаимопонимания между оратором и аудиторией.
Способы определения уровня взаимопонимания между оратором и аудиторией.
Занятия 3-4. Подготовка и составление речи
Основные этапы подготовки речи.
Составление речи.
Способы словесного оформления публичного выступления.
Занятия 5-7. Культура речи оратора
Требования к речи оратора.
Проблема стиля ораторской речи.
Система норм русского литературного языка.
Коммуникативные качества литературной речи.
Условия функционирования и языковые особенности книжных стилей. Устная и письменная форма литературной речи.
Стилистические нормы современного русского литературного языка.
Занятия 8-10. Основы полемического мастерства
Спор. Классификация споров. Полемика.
Культура спора.
Логическая культура оратора.
Основные формально-логические законы.
Доводы в споре.
Полемические приёмы.
Классификация вопросов. Виды ответов.
Уловки в споре.
Доказательство. Доказывание. Убеждение.
|