Программа учебной дисциплины «социология»





Скачать 179.23 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины «социология»
Дата публикации08.03.2015
Размер179.23 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Экономика > Программа


ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»





Согласовано

Утверждаю


___________________

Руководитель ООП

по направлению подготовки 221700

профессор Литвинов Б.Я.



_______________________

Зав. кафедрой

Социологии и психологии

доцент Завражин В.Н.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«СОЦИОЛОГИЯ»
Направление подготовки: 221700 СТАНДАРТИЗАЦИЯ И МЕТРОЛОГИЯ

Профиль подготовки: МЕТРОЛОГИЯ И МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР

Форма обучения: ОЧНАЯ

Составители: доцент Сазонова Н.Н.

доцент Новикова Е.С.
Программа является приложением

к основной образовательной программе в соответствии с ФГОС-2009

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012

1. Цели и задачи дисциплины: целями и задачами дисциплины «Социология» является:

-развитие у студентов личностных качеств;

-формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки;

-формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности;

-формирование навыков проведения исследований, направленных на совершенствование социально-экономических процессов и явлений на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом;

-формирование универсальных и предметно-специализированных компетенций, способствующих социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Социология» входит в «Гуманитарный, социальный и экономический» цикл, базовая часть (Б1.В.2).

Для эффективного изучения дисциплины студент должен владеть знаниями в объёме средней школы, знать историю российской государственности. Владеть свободно устной и письменной речью на русском языке.

Сформированные при изучении данной дисциплины компетенции будут полезны для учебных дисциплин профессионального цикла, так как при изучении социологии студенты учатся работать с большим количеством источников информации, документами, справочной литературой, что развивает способность к восприятию, обобщению, сравнению, анализу информации, определению приоритетов и планированию.

Социальное знание способствует развитию личности, показывает важность профессиональной деятельности в структуре общественного разделения труда, обосновывает высокий статус высшего образования, формируя ответственное отношению к получаемым в вузе знаниям.

Освоение дисциплины «Социология» базируется на учебных дисциплинах «История», «Философия», а также является предшествующей дисциплиной для курса «Политология».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины бакалавр должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

-способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; готовность развивать самостоятельность, инициативу и творческие способности, повышать свою квалификацию и мастерство (ОК-5);

-готовность использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде; основные закономерности и формы регуляции социального поведения, права и свободы человека и гражданина при разработке социальных проектов (ОК-6);

-способность и готовность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности, руководить людьми и подчиняться, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений, эффективно работать индивидуально, а также в качестве члена команды по междисциплинарной тематике (ОК-9);

-способность использовать в социальной жизнедеятельности, в познавательной и в профессиональной деятельности навыки работы с компьютером, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК -16).
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:

Знать:

- закономерности и этапы исторического процесса,

- основные события и процессы отечественной истории;

- основные философские понятия и категории,

- закономерности развития природы, общества и мышления, и др.

Уметь:

-применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы социальных и гуманитарных наук в профессиональной деятельности;

-ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

-применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня и профессиональной компетенции.

Владеть:

-навыками философского мышления для выработки целостного, системного взгляда на проблемы общества;

-навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении;

-навыками извлечения необходимой информации из оригинального научного текста;

-навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.
4. Объем и виды учебной работы.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

2

Аудиторные занятия (всего)

36

36

В том числе:







Лекции

18

18

Практические занятия (ПЗ)

18

18

Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)







Самостоятельная работа (всего)

36

36

В том числе:







Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Реферат

12

12

Другие виды самостоятельной работы







Чтение литературы по дисциплине, подготовка к практическим занятиям

14

14

Подготовка к докладам на практическом занятии

10

10

Обработка материалов тестов и опросников







Подготовка к коллоквиуму по 1-2 темам







Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Зачет




Общая трудоемкость час

зач. ед.

72
2

72
2



5. Содержание дисциплины.
Раздел 1. Введение в социологию.

Тема 1. Предмет и метод социологии. Социология как наука. Место социологии среди наук об обществе.

Структура науки. Функции социологии. Цели и задачи изучения социологии в техническом университете.

Социологические дилеммы современности.

Прикладные социологические исследования. Методы сбора и анализа информации.
Тема 2. История и основные направления развития социологии.

О. Конт – основоположник современной науки об обществе. Органицизм и эволюционизм Г. Спенсера. Э. Дюркгейм об обществе как особой духовной реальности. Марксизм об основных принципах и методологических подходах к анализу общественных структур и отношений. Роль М. Вебера в развитии социологии религии, власти, государства, бюрократии.

Особенности социологии дореволюционной России. Вклад М.М. Ковалевского в развитие отечественной социологии.

Социологическая система П.А. Сорокина. Теории социальной стратификации и мобильности. Интегральная теория развития общества.

Современные социологические школы и направления; структурный функционализм и теория конфликта; символический интеракционизм; структуралистский и деятельностный подходы; гендерный анализ и др.

Раздел 2. Социология личности.

Тема 3. Личность как субъект и объект социологии. Социальное взаимодействие.

Основные понятия социологии личности.

Потребности, интересы и ценности как механизмы детерминации поведения. Личность как субъект и объект социальной жизни.

Сущность и типы социального взаимодействия. Теории взаимодействия.

Конфликт как тип взаимодействия. Дилемма консенсуса и конфликта в социологии.

Тема 4. Культура: функции и значение. Ценности и нормы. Социализация личности. Девиантное поведение.

Культура: понятие, функции и значение в обществе.

Культурные этноцентризм и релятивизм. Ценности и нормы в культуре общества. Субкультуры и контркультура.

Ценностные ориентации и социальные установки индивида. Теории развития личности. Социализация личности.

Социальный контроль. Виды норм и санкций. Конформизм и девиантное (отклоняющееся) поведение личности. Аномия.
Раздел 3. Социологический анализ общества.

Тема 5. Структура общества. Концепции строения общества.

Общество как система.

Строение общества. Статус как статическая характеристика; виды статусов. Социальная роль как динамическая характеристика.

Социальные общности и группы. Стратификация общества. Исторические типы страт. Марксизм о классовой структуре общества. Социальные институты и организации.

Тема 6. Социальная динамика и пути социального развития. Типы современных обществ.

Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества.

Демографический рост, миграция, урбанизация как факторы социальной динамики. Социальная мобильность и ее формы.

Эволюционный и революционный пути развития общества. Глобальные революции и социальный прогресс. Концепция глобализации. Глобальные проблемы современности. Механизм их разрешения.

Техногенный подход к развитию общества. Аграрное, доиндустриальное общество. Индустриальное и постиндустриальное общества. Типы модернизации.

Тема 7. Проблемы управления обществом как системой. Промышленная социология. Социальная политика государства.

Социальная сфера общества. Социальная инфраструктура.

Социальная политика государства. Социология труда. Социология политики и права.

Этносоциология как институт анализа и управления межнациональными отношениями.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7







1.

Политология

+

+

+

+

+

+

+









5.3 Разделы дисциплин и виды занятий



п/п

Наименование раздела дисциплины

лекции

Практ. зан.

Лаб. зан.

семин

СРС

Всего час.

1.

Введение в социологию

4

4







8

16

2.

Социология личности

7

7







8

22

3.

Социологический анализ общества

7

7







8

22

4.

реферат













12

12




Итого

18

18







36

72


6. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.
7. Практические занятия (семинары)




п/п

раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудоемкость

(час)

1

1

Структура и функции социологии. Цели и задачи социологии: применение на практике.

2

2

1

Развитие науки социологии в историческом аспекте. Возникновение различных направлений в аспекте разного культурного наследия.

2

3

2

Виды социальных взаимодействий.

2

4

2

Социализация личности. Виды социального контроля.

2

4

2

Культурные нормы и ценностные ориентации индивида и общества. Субкультура и контркультура.

2

5

3

Общество как система. Исторические и культурные особенности развития общественных институтов и организаций.

3

6

3

Различные подходы к пониманию развития общества.

2

7

3

Политические аспекты социологии: социальная политика государства, проблемы межнациональных и межкультурных взаимоотношений.

3


8. Примерная тематика курсовых проектов (работ):

Не предусмотрено.
Примерная тематика рефератов:

  1. Объект и предмет социологии.

  2. О. Конт как родоначальник социологии.

  3. Органицизм и эволюционизм Г. Спенсера: современное значение.

  4. Сущность формационного подхода К. Маркса к анализу общественного прогресса.

  5. Значение книги Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» для современной социологии.

  6. Роль разделения труда и религии в концепции социальной солидарности Э. Дюркгейма.

  7. Взгляд М. Вебера на роль религии в социальном развитии.

  8. Политическая социология М. Вебера.

  9. Основные направления социологии в дореволюционной России.

  10. Проблема социального прогресса в творчестве П. Лаврова и Н. Михайловского.

  11. Культурно-историческая концепция Н. Данилевского как этап в формировании цивилизационного подхода к социальному развитию.

  12. Теории социальной стратификации и мобильности П. Сорокина.

  13. Теория структурного функционализма Т. Парсонса и Р. Мертона.

  14. Теория конфликта в трудах К. Маркса, Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа, Л. Коузера.

  15. Взгляд на общественно-историческое развитие современной России через призму теорий эволюции, революции и реформ.

  16. Гражданское общество в России: реальность и перспективы.

  17. Теории социального взаимодействия.

  18. Социальный конфликт: сущность, этапы развития, возможности разрешения.

  19. Культурный этноцентризм как предпосылка национализма и межэтнических столкновений.

  20. Потребности, интересы, ценности как источники конфликтов.

  21. Концепции личности в современной социологии.

  22. Молодежь как особая социальная группа.

  23. Воспитание и образование как факторы социализации.

  24. Девиантное (отклоняющееся) поведение.

  25. Социальные регуляторы поведения: нормы и санкции.

  26. Концепция аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон) и современное российское общество.

  27. Социальная структура современного российского общества.

  28. Социальные группы – важнейший элемент социальной структуры общества.

  29. Социальная стратификация и социальная мобильность в современной России.

  30. Место и роль социальных институтов и организаций в жизни общества.

  31. Семья как социальный институт и социальная группа.

  32. Социальная политика государства.

  33. Социальная динамика общества.

  34. Миграция как проблема современного общества.

  35. Эволюционный и революционный пути развития общества.

  36. Аграрное общество: характерные черты, современное состояние.

  37. Индустриальное общество: общие черты и национальные особенности.

  38. Постиндустриальное (информационное) общество: настоящее и будущее.

  39. Этносоциология о причинах межэтнических конфликтов.

  40. Национализм и сепаратизм: сущность, происхождение, проявления в современной России.

  41. Общественное мнение и способы его изучения.


9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

А) основная литература:

  1. Исаев Б.А. Социология в схемах и комментариях. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2009.

  2. Кравченко, А.И. Социология: Учебник для студентов вузов А.И. Кравченко. – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2008.

  3. Кравченко А.И., Анупин В.Ф. Социология: Учебник для ВУЗов. - СПб.: Питер, 2009.

  4. Социология: учебно-методический комплекс (информация о дисциплине, рабочие учебные материалы, информационные ресурсы дисциплины, блок контроля освоения дисциплины)/ сост. И.Н.Лопушанский.. - СПб.: Изд-во СЗТУ, 2007.

  5. Сазонова Н.Н. и др. Социология: учебно-методический комплекс (учебное пособие) / . – СПб.: Изд-во СЗТУ, 2010.


Б) дополнительная литература:

  1. Волков Ю.Г. Социология / Ю.Г.Волков; под общ. ред. В.И. Добренькова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007.

  2. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: УРСС, 2005.

  3. Громов, И.А. Западная социология. Учебное пособие для вузов /И.А.Громов, А.Ю.Мацкевич, В.А.Семенов . – СПб., изд-воДНК, 2003.

  4. Добреньков М.И.Методы социологического исследования Учебник. Изд-во ИНФРА-М.,2004



  1. История социологии XIX - начала XX века: В 2-х чч.: Учеб. пособие. – М.: Владос, 2005. – Ч. 1: Западная социология; Ч. 2: Русская социология.

  2. Ритцер, Д. Современные социологические теории / Д. Ритцер. – СПб.: Питер, 2002.

  3. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. – М.: Феникс, 1998.

  4. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П.А. Сорокин. – СПб.: Изд-во РХГИ , 2000.

  5. Социологическая энциклопедия: В 2-х тт. / Нац. обществ. фонд; гл. ред. В.Н. Иванов, чл.-корр. РАН. – М.: Мысль, 2003. – Т. 1: А-М; Т. 2: Н-Я.


В) программное обеспечение:

Операционные системы для персональных компьютеров MS-DOS, Windows, Linux
Г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

  1. База данных ФОМ [сайт] : Фонд «Общественное мнение». – URL: http:// www.fom.ru.

  2. ВЦИОМ [сайт] : Всероссийский центр изучения общественного мнения. – URL: http://wciom.ru/.

  3. Организация Объединенных Наций [сайт] : - URL: http://www.un.org/ru/.

  4. Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации. [сайт] : – URL: http://www.gov.ru/.

  5. Социология, экономика, менеджмент [сайт] : Федеральный образовательный портал. – URL: http://www.ecsocman.edu.ru.

  6. Центральная База Статистических Данных [сайт] : Федеральная служба государственной статистики. – URL: http://www.gks.ru/.

  7. . http://gumer.ru (Библиотека Гумер (сайт). Большая коллекция книг по гуманитарным и естественным наукам.)




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Средства мультимедиа, специализированные стенды. Лекционные занятия необходимо проводить в специализированных аудиториях, оснащенных мультимедийным оборудованием.


  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Изучение дисциплины производится в тематической последовательности. Для студентов очной формы обучения практическому занятию и самостоятельному изучению материала, как правило, предшествует лекция. На лекции даются указания по организации самостоятельной работы и срокам сдачи заданий или прохождения тестирования.

Программа учебной дисциплины составлена с учётом того, чтобы способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и адаптации их в современном общественном устройстве.

Текущий контроль включает методы, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретаемых компетенций: аттестацию по результатам выполненных заданий, контрольные работы, проверочные тесты.

Самостоятельная работа предусматривает чтение основной и дополнительной литературы к занятиям, выполнение заданий, подготовку докладов и выступлений на аудиторных занятиях, подготовку к дискуссиям на семинарских занятиях.

По учебной дисциплине выполняется реферат (трудоёмкость - 12 часов самостоятельной работы).

Итоговый контроль: зачёт.

Разработчики:
Доцент Н.Н. Сазонова

Доцент Е.С. Новикова




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины «социология» iconПрограмма дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано...
Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»...
Программа учебной дисциплины «социология» iconПримерной программы наименование дисциплины: Современные социологические...
«Историческая социология», «Социология культуры», «Этносоциология», «Организация, подготовка и презентация социологического исследования»,...
Программа учебной дисциплины «социология» iconРабочая программа дисциплины «социология коммуникаций»
«Социология». Теоретической базой для основания дисциплины являются знания студентов, полученные в результате изучения дисциплин:...
Программа учебной дисциплины «социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа учебной дисциплины «социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа учебной дисциплины «социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа учебной дисциплины «социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа учебной дисциплины «социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа учебной дисциплины «социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа учебной дисциплины «социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа учебной дисциплины «социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Программа учебной дисциплины «социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социология потребления» по специальности 040201 «Социология»
Программа учебной дисциплины «социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социология образования» по специальности 040201 «Социология»
Программа учебной дисциплины «социология» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
Требование к обязательному минимуму содержания дисциплины «Социология моды» по специальности 040201 «Социология»
Программа учебной дисциплины «социология» iconРабочая программа Социология Направление подготовки: 03200 «Зарубежное регионоведение»
Рабочая программа учебной дисциплины «Социология» составлена с учётом требований фгос 3-го поколения и специфики профессиональной...
Программа учебной дисциплины «социология» iconПрограмма дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск