Скачать 179.23 Kb.
|
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИОЛОГИЯ» Направление подготовки: 221700 СТАНДАРТИЗАЦИЯ И МЕТРОЛОГИЯ Профиль подготовки: МЕТРОЛОГИЯ И МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР Форма обучения: ОЧНАЯ Составители: доцент Сазонова Н.Н. доцент Новикова Е.С. Программа является приложением к основной образовательной программе в соответствии с ФГОС-2009 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2012 1. Цели и задачи дисциплины: целями и задачами дисциплины «Социология» является: -развитие у студентов личностных качеств; -формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки; -формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности; -формирование навыков проведения исследований, направленных на совершенствование социально-экономических процессов и явлений на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом; -формирование универсальных и предметно-специализированных компетенций, способствующих социальной мобильности и устойчивости на рынке труда. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Социология» входит в «Гуманитарный, социальный и экономический» цикл, базовая часть (Б1.В.2). Для эффективного изучения дисциплины студент должен владеть знаниями в объёме средней школы, знать историю российской государственности. Владеть свободно устной и письменной речью на русском языке. Сформированные при изучении данной дисциплины компетенции будут полезны для учебных дисциплин профессионального цикла, так как при изучении социологии студенты учатся работать с большим количеством источников информации, документами, справочной литературой, что развивает способность к восприятию, обобщению, сравнению, анализу информации, определению приоритетов и планированию. Социальное знание способствует развитию личности, показывает важность профессиональной деятельности в структуре общественного разделения труда, обосновывает высокий статус высшего образования, формируя ответственное отношению к получаемым в вузе знаниям. Освоение дисциплины «Социология» базируется на учебных дисциплинах «История», «Философия», а также является предшествующей дисциплиной для курса «Политология». 3. Требования к результатам освоения дисциплины: В результате изучения дисциплины бакалавр должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): -способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; готовность развивать самостоятельность, инициативу и творческие способности, повышать свою квалификацию и мастерство (ОК-5); -готовность использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде; основные закономерности и формы регуляции социального поведения, права и свободы человека и гражданина при разработке социальных проектов (ОК-6); -способность и готовность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности, руководить людьми и подчиняться, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений, эффективно работать индивидуально, а также в качестве члена команды по междисциплинарной тематике (ОК-9); -способность использовать в социальной жизнедеятельности, в познавательной и в профессиональной деятельности навыки работы с компьютером, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК -16). В результате изучения дисциплины бакалавр должен: Знать: - закономерности и этапы исторического процесса, - основные события и процессы отечественной истории; - основные философские понятия и категории, - закономерности развития природы, общества и мышления, и др. Уметь: -применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы социальных и гуманитарных наук в профессиональной деятельности; -ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; -применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня и профессиональной компетенции. Владеть: -навыками философского мышления для выработки целостного, системного взгляда на проблемы общества; -навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении; -навыками извлечения необходимой информации из оригинального научного текста; -навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии. 4. Объем и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5. Содержание дисциплины. Раздел 1. Введение в социологию. Тема 1. Предмет и метод социологии. Социология как наука. Место социологии среди наук об обществе. Структура науки. Функции социологии. Цели и задачи изучения социологии в техническом университете. Социологические дилеммы современности. Прикладные социологические исследования. Методы сбора и анализа информации. Тема 2. История и основные направления развития социологии. О. Конт – основоположник современной науки об обществе. Органицизм и эволюционизм Г. Спенсера. Э. Дюркгейм об обществе как особой духовной реальности. Марксизм об основных принципах и методологических подходах к анализу общественных структур и отношений. Роль М. Вебера в развитии социологии религии, власти, государства, бюрократии. Особенности социологии дореволюционной России. Вклад М.М. Ковалевского в развитие отечественной социологии. Социологическая система П.А. Сорокина. Теории социальной стратификации и мобильности. Интегральная теория развития общества. Современные социологические школы и направления; структурный функционализм и теория конфликта; символический интеракционизм; структуралистский и деятельностный подходы; гендерный анализ и др. Раздел 2. Социология личности. Тема 3. Личность как субъект и объект социологии. Социальное взаимодействие. Основные понятия социологии личности. Потребности, интересы и ценности как механизмы детерминации поведения. Личность как субъект и объект социальной жизни. Сущность и типы социального взаимодействия. Теории взаимодействия. Конфликт как тип взаимодействия. Дилемма консенсуса и конфликта в социологии. Тема 4. Культура: функции и значение. Ценности и нормы. Социализация личности. Девиантное поведение. Культура: понятие, функции и значение в обществе. Культурные этноцентризм и релятивизм. Ценности и нормы в культуре общества. Субкультуры и контркультура. Ценностные ориентации и социальные установки индивида. Теории развития личности. Социализация личности. Социальный контроль. Виды норм и санкций. Конформизм и девиантное (отклоняющееся) поведение личности. Аномия. Раздел 3. Социологический анализ общества. Тема 5. Структура общества. Концепции строения общества. Общество как система. Строение общества. Статус как статическая характеристика; виды статусов. Социальная роль как динамическая характеристика. Социальные общности и группы. Стратификация общества. Исторические типы страт. Марксизм о классовой структуре общества. Социальные институты и организации. Тема 6. Социальная динамика и пути социального развития. Типы современных обществ. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества. Демографический рост, миграция, урбанизация как факторы социальной динамики. Социальная мобильность и ее формы. Эволюционный и революционный пути развития общества. Глобальные революции и социальный прогресс. Концепция глобализации. Глобальные проблемы современности. Механизм их разрешения. Техногенный подход к развитию общества. Аграрное, доиндустриальное общество. Индустриальное и постиндустриальное общества. Типы модернизации. Тема 7. Проблемы управления обществом как системой. Промышленная социология. Социальная политика государства. Социальная сфера общества. Социальная инфраструктура. Социальная политика государства. Социология труда. Социология политики и права. Этносоциология как институт анализа и управления межнациональными отношениями. 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3 Разделы дисциплин и виды занятий
6. Лабораторный практикум Не предусмотрен. 7. Практические занятия (семинары)
8. Примерная тематика курсовых проектов (работ): Не предусмотрено. Примерная тематика рефератов:
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: А) основная литература:
Б) дополнительная литература:
В) программное обеспечение: Операционные системы для персональных компьютеров MS-DOS, Windows, Linux Г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Средства мультимедиа, специализированные стенды. Лекционные занятия необходимо проводить в специализированных аудиториях, оснащенных мультимедийным оборудованием.
Изучение дисциплины производится в тематической последовательности. Для студентов очной формы обучения практическому занятию и самостоятельному изучению материала, как правило, предшествует лекция. На лекции даются указания по организации самостоятельной работы и срокам сдачи заданий или прохождения тестирования. Программа учебной дисциплины составлена с учётом того, чтобы способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и адаптации их в современном общественном устройстве. Текущий контроль включает методы, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретаемых компетенций: аттестацию по результатам выполненных заданий, контрольные работы, проверочные тесты. Самостоятельная работа предусматривает чтение основной и дополнительной литературы к занятиям, выполнение заданий, подготовку докладов и выступлений на аудиторных занятиях, подготовку к дискуссиям на семинарских занятиях. По учебной дисциплине выполняется реферат (трудоёмкость - 12 часов самостоятельной работы). Итоговый контроль: зачёт. Разработчики: Доцент Н.Н. Сазонова Доцент Е.С. Новикова |