Скачать 208.32 Kb.
|
Методика оценки потребительской лояльности как элемента оценки стоимости организации (на примере коммерческих банков) Т.Э. Гасанов аспирант кафедры финансов и кредита СГУПС (Новосибирск) Актуальность темы исследования. В мировом сообществе в течение последних 20-ти лет очень активно обсуждаются вопросы выявления нематериальных преимуществ организаций, которые способны приносить материальные выгоды и в связи с этим должны быть оценены. Такое внимание к нематериальным аспектам функционирования организаций, в том числе и кредитных, связано c все более заметной ролью сферы услуг, информации, информационных технологий в последние десятилетия. Основные причины, обусловившие все большее доминирование нематериальных ресурсов в экономике развитых стран, заключаются в совместном действии двух факторов: – усилившаяся деловая конкуренция, вследствие глобализации экономики; – широкое использование информационных технологий. Данные факторы выдвинули нематериальные ресурсы на роль главного «потенциала стоимости» бизнеса в условиях современной рыночной экономики. В связи с этим особое значение принимает проблема управления нематериальными преимуществами как одной из основных составляющих стоимости бизнеса. Степень разработанности проблемы. Проблемам оценки и управления нематериальными преимуществами в современной экономики посвящены работы отечественных и зарубежных авторов. В своих исследованиях диссертант опирался на труды зарубежных учёных: Г. Беккер (G. Becker), Р. Каррол (R. Carrol), А. Дамодаран (A. Damodaran), Л. Эдвинссон (L. Edvinsson), Т. Шульц (Т. Schultz), Р. Тэнеси (R. Tanesey) и отечественных учёных: Л.Е. Басовский, С.А. Бороненкова, П.Л. Виленский, О.Н. Волкова, В.В. Ковалев, А.Н. Козырев, В.Н. Лившиц, Е.В. Негашев, В.П. Привалов, Р.С. Сайфулин, С.А. Смоляк, А.Д. Шеремет. Исследования названных учёных затрагивают проблемы идентификации, оценки, управления и учета нематериальных преимуществ организаций. Однако, проблемы оценки нематериальных преимуществ, в части преимуществ от сформированной организацией потребительской лояльности, как элемента оценки стоимости организации, в их исследованиях представлены не были. Целью диссертационной работы, таким образом, является разработка инструментария оценки нематериальных преимуществ организации в частности потребительской лояльности на примере коммерческого банка. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи. – исследовать экономическую природу потребительской лояльности, как составной части нематериальных преимуществ и интеллектуального капитала коммерческой организации. – разработать систему методических приемов, используемых для оценки потребительской лояльности как частного случая оценки нематериальных преимуществ коммерческой организации на примере кредитного учреждения. – выявить влияние оценки потребительской лояльности на повышение эффективности оценки бизнеса организации на примере кредитного учреждения. Объектом исследования в диссертации являются кредитные учреждения, зарегистрированные в Российской Федерации. Предметом исследования в диссертационной работе выступают методические приёмы оценки эффектов от нематериальных преимуществ, в части преимуществ от потребительской лояльности, как элемента оценки стоимости организации. Область исследования. Работа соответствует п. 5.3 «Теория и методология оценки стоимости бизнеса» и п. 5.6 «Проблемы и перспективы оценки интеллектуального капитала» паспорта специальности ВАК (специальность 08.00.10 – «Финансы, денежное обращение и кредит»). Информационная база исследования опирается на формы банковской отчетности 0409101 (оборотно-сальдовая ведомость), 0409102 (отчет о прибылях и убытках) и 0409134 (отчет о собственных средствах). Обработка и изучение собранных данных осуществлялись при помощи стандартного программного обеспечения – MS Excel. Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов обеспечивается применением системного анализа и экономико-математического моделирования, адекватных специфике изучаемой проблемы. Обоснованность научных результатов и выводов опирается на практическую проверку предложенных методик и подходов. Научная новизна диссертации: – разработана методика оценки потребительской лояльности как вида интеллектуального капитала, включаемого в итоговую стоимость организации; – основной упор сделан на оценку преимуществ от операционной деятельности, позволяющих формировать большую, чем в среднем по рынку, доходность; – предложена модель определения доли среднего годового чистого операционного дохода, приходящейся на потребительскую лояльность кредитной организации на примере ОАО «Транскредитбанк». Отличие научных результатов от полученных другими авторами заключается в том, что предложены методы оценки интеллектуального капитала, в части потребительской лояльности, в то время как, в выше приведенных источниках, данный объект исследований не используется. Практическая значимость диссертационного исследования. Результаты диссертационного исследования используются ОАО «МДМ Банк» в целях определения инвестиционной стоимости кредитных организаций. Предложенная автором методика используется ОАО «МДМ Банк» при оценке долей участия в банках и НКО, особенно в тех случаях, когда кредитные организации не имеют акций, свободно обращаемых на фондовых площадках. Апробация работы. ОАО «МДМ Банк» использует результаты в процессе разработки методик оценки справедливой стоимости кредитных организаций, а также при разработке инвестиционных стратегий, связанных с банковским бизнесом. Некоторые материалы диссертации используются в учебном процессе в Сибирском государственном университете путей сообщения. Публикации. По теме диссертации автором опубликовано в открытой печати 2 работы в журналах, включённых Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий. Структура работы. Основной текст диссертации содержит 130 страниц; диссертация состоит из введения, трёх глав основного текста, заключения, списка использованной литературы из 150 наименования, включает 55 таблиц. Содержание работы. Проблематика оценки стоимости потребительской лояльности достаточно широко обсуждается в мировой экономической науке – в основном в рамках сбытовых стратегий (brand loyalty) [1]. Лояльность потребителей по отношению к конкретной организации можно рассматривать как один из результатов ее деятельности, или некий эффект, полученный благодаря слаженным действиям всех ее сотрудников. Участвуя в формировании объема продаж, этот эффект влияет на показатели деятельности, а следовательно, и на стоимость самой организации. Таким образом, стоимость потребительской лояльности является одной из составляющих инвестиционной стоимости организации. При оценке стоимости организации обычно используют соотношение чистого денежного потока на инвестированный капитал и средневзвешенных затрат на капитал (модель Гордона) [2]: , (1) где V – стоимость организации; FCF – свободный денежный поток в прогнозном периоде; q – предполагаемый (прогнозируемый) темп роста денежного потока на бесконечный по времени период; WACC – средневзвешенная стоимость капитала: , (2) где E – собственный капитал; D – сумма заемных средств; y – требуемая или ожидаемая доходность от собственного капитала; b – требуемая или ожидаемая доходность от заемных средств; Xc – ставка налога на прибыль. В рамках предлагаемой методики расчет стоимости потребительской лояльности представляет собой приведение к моменту оценки стоимостей будущих эффектов от приверженности клиентов данной организации, то есть такую часть доходов, которая была сформирована ею за счет неких конкурентных преимуществ, позволяющих получить большую, чем в среднем по рынку, доходность по проводимым операциям. За количественно выраженную оценку стоимости бизнеса компании ее прямыми потребителями примем чистые операционные доходы. Иными словами, если в рыночных условиях цена/стоимость товара или услуги определяется на основании компромисса в интересах потребителя и производителя, тогда приобретение потребителем товара либо услуги есть не что иное, как признание им справедливости назначенной производителем цены. В таком случае суммарные продажи организации служит справедливой количественной оценкой рынком ее деятельности, а чистый операционный доход следует понимать как чистые потоки денежных средств, поступающих от основной деятельности, за вычетом расчетов с внешними контрагентами: , (3) где Vcl – рыночная оценка потребительской лояльности; NOP – предполагаемая (прогнозируемая) доля чистого операционного дохода, приходящаяся на потребительскую лояльность. Рыночная оценка потребительской лояльности как части нематериальных активов выражается в тех же единицах, что и оценка стоимости организации. Для апробирования данной методики в условиях реального рынка в качестве объекта оценки взята отчетность ОАО «Транскредитбанк» с использованием квартальной формы 0409102 (F102) и выделением четырех групп (статей) доходов: – проценты, полученные по кредитам, депозитам и иным размещенным средствам; – доходы от операций с ценными бумагами; – доходы от операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями; – другие доходы (комиссия полученная; доходы от операций с драгоценными металлами; доходы от проведения лизинговых, факторинговых, фарфейтинговых, форвардных, фьючерсных, опционных, СВОП-операций и операций по доверительному управлению имуществом). Операционные расходы также можно разделить на группы (статьи): – проценты, уплаченные по кредитам, депозитам и иным привлеченным средствам; – расходы по операциям с ценными бумагами; – расходы по операциям с иностранной валютой и другими валютными ценностями; – другие расходы (комиссия уплаченная, расходы по операциям с драгоценными металлами, расходы по проведению лизинговых, факторинговых, фарфейтинговых, форвардных, фьючерсных, опционных, СВОП-операций и операций по доверительному управлению имуществом). С помощью данных о сумме квартальных операционных доходов и расходов определен поквартально чистый операционный доход в течение трех лет и его прирост в течение квартала. Таблица 1 Динамика чистого операционного дохода ОАО «Транскредитбанк», тыс. руб.
По указанным в табл. 1 данным был вычислен средний годовой чистый операционный доход банка, который составил 5044 млн руб. (для расчетов использована формула средней хронологической величины). В свою очередь, из чистого операционного дохода была выделена доля, составляющая эффект от потребительской лояльности, позволяющей объекту анализа получать большую доходность, чем в среднем по группе сопоставимых с ним организаций: ; , где NОP – предполагаемый (прогнозируемый) чистый операционный доход объекта анализа; NOPc – чистый операционный доход условной, сопоставимой с объектом анализа организации, не получающей дохода, основанного на эффекте от потребительской лояльности; – доходность, приходящаяся на эффект от потребительской лояльности. Дополнительную доходность, приходящуюся на эффект от потребительской лояльности, можно рассчитать как разность маржинальной доходности объекта анализа и маржинальной доходности условной, сопоставимой с ним организации без дополнительного эффекта потребительской лояльности, которая может быть определена как средняя маржинальная доходность по группе организаций, сопоставимых с рассматриваемой: ; (4) где – маржинальная доходность организации; – средняя маржинальная доходность по группе организаций, сопоставимых с объектом анализа. ; ; . С учетом произведенных выше расчетов формулу (4) можно преобразовать: (5) Для определения доли среднего годового чистого операционного дохода, приходящейся на потребительскую лояльность, следует рассчитать общую (маржинальную) доходность: , (6) где rl – доходность по размещенным средствам; rd – стоимость привлеченных средств. Доходность размещенных средств рассчитывается как сумма парциальных доходностей по видам размещенных операций: , (7) где ri – доходность по i-м видам размещенных операций; i – доля i-го вида размещенных операций в структуре размещенных средств. Стоимость привлеченных средств рассчитывается аналогично доходности размещенных средств – как сумма парциальных доходностей по видам источников привлечения средств: , (8) где rj – доходность по j-м видам источников финансирования; j – доля j-го вида источников финансирования в структуре привлеченных средств. Таблица 2 Определение маржинальной доходности ОАО «Транскредитбанк», г. Москва
После определения значения маржинальной доходности ОАО «Транскредитбанк» (табл. 2) так же был рассчитан данный показатель для сопоставляемых с ним банков. Были выбраны следующие критерии сопоставимости: – универсальность деятельности кредитной организацией (предоставление широкого спектра банковских услуг); – разветвленная региональная сеть, включающая свыше 30 территориальных подразделений в более чем в 100 городах и населенных пунктах России – объем1 чистых активов кредитных организаций, превышающий 100 млрд. руб. С учетом описанных выше критериев было принято решение о сопоставлении ОАО «Транскредитбанк» с 21-ой2 кредитной организацией России. Примем во внимание, что основной причиной высокой доходности от операций могут быть не столько некие конкурентные преимущества конкретного банка, сколько более высокие риски, соответствующие его деятельности. В отчетности банков риски операционной деятельности учтены на счетах баланса в виде формируемых резервов по операциям (порядок формирования резервов регламентирован положениями Центрального банка РФ 254-П и 283-П). В связи с этим рассчитанная величина Транскредитбанка скорректирована на отношение его резервов на возможные потери к величине размещенных им средств: , (8) где – маржинальная доходность объекта анализа, скорректированная на величину рисков; R – объем резервов; TL – объем размещаемых средств. Таблица 3 Динамика маржинальной доходности ОАО «Транскредитбанк»
Динамику маржинальной доходности Транскредитбанка иллюстрирует табл. 3. Таким же способом были определены новые значения показателей маржинальной доходности группы банков, сопоставимых с рассматриваемой кредитной организацией: Таблица 4
В соответствии с вычислениями на основе формулы (5) предполагаемая доля чистого операционного дохода, приходящаяся на потребительскую лояльность, для Транскредитбанка составила: 5 044 млн руб.(4,10 % – 1,54 %) / (1 + (4,10 % – 1,54 %)) = 126 млн руб. На основе формулы (3) была получена рыночная оценка потребительской лояльности банка на дату анализа:
Итак, количественное значение потребительской лояльности ОАО «Транскредитбанк» составляет 2313 млн руб. Стоимость потребительской лояльности может использоваться не только для принятия управленческих решений менеджментом при введении новых бизнес-стратегий, подходов к производству и стимулированию сбыта, но и как составная часть стоимости интеллектуального капитала, конкурентных преимуществ организации. Как видим, использование данного метода позволяет более объективно оценить бизнес организации. Литература 1. Reichheld F.F. Loyalty-Based Management // New York Harvard Business Review. 1993. 2. Evans C.F., Bishop D.M. Valuation for M&A: Building Value in Private Companies. N.Y.: John Wiley & Sons, Inc., 2001. 332 p. 1 В основу расчета объема чистых активов взята методика агентства «Интерфакс» по состоянию на 1 января 2008 г. 2 Из списка были исключены ОАО «Сбербанк России», г. Москва, в связи с более высокими показателями по сравнению с другими банками группы; а также дочерние структуры иностранных финансовых организаций (ЗАО «Райффайзенбанк», г. Москва и ЗАО КБ «Ситибанк», г. Москва), тесно взаимодействующие с материнскими компаниями. 3 При расчете из общей выборки удалено значение показателя банка «Русский Стандарт». |
«Формирование потребительской лояльности бренду как фактор рыночного развития компаний» Степченко Т. С. «Формирование потребительской лояльности бренду как фактор рыночного развития компаний»// Дисс канд экон наук – Кр.,... | Рабочая программа по дисциплине «История международных отношений... Методика формирования результирующей оценки: итоговая оценка складывается из оценки результатов участия в семинарских занятиях, итогов... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины р. 2 «Оценка стоимости бизнеса» Целью изучения дисциплины «Оценка стоимости бизнеса» является получение и закрепление студентами знаний в области теории и практики... | «Философия» ивыставления по нему оценки для бакалавриата вшэ Итоговая вычисленная оценка складывается в равных долях по 1/3 из трех составляющих: оценки за активность на семинарах, оценки за... | ||
Лекция по теме «операции коммерческих банков» 1 вопрос. Пассивные операции коммерческих банков А. Операции по формированию собственных средств кб включают в себя внесение средств учредителями в уставный капитал и формирование... | Отчет о результатах оценки соответствия Проекта Канкунской гэс критериям... Методика оценки соответствия гидроэнергетических Проектов критериям Устойчивого развития | ||
Применение современных ит в анализе эффективности функционирования банков рб Использование информационных технологий для оценки эффективности функционирования банков рб 13 | Конкурсная работа на тему: использование методик рейтинговой оценки... Целью данной работы является разработка практических рекомендаций касательно усовершенствования методик рейтинговой оценки деятельности... | ||
Методика оценки сформированности компетенций на уровне учебной дисциплины... В статье описываются основные характеристики компетенции; анализируются сложности создания методики оценки сформировнности компетенций... | 1. Понятия, цели и принципы оценки бизнеса По мере развития рыночных отношений потребность в оценке стоимости объектов собственности существенно возрастает. При этом может... | ||
Реферат Тема предстоящей дипломной работы сформулирована как «Совершенствование... Ав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава работы – теоретическая. В ней рассмотрены вырезанооспособность его заемщиков.... | Концепция региональной системы оценки качества образования ленинградской области Механизмы организации и проведения оценки качества образования | ||
Концепция региональной системы оценки качества образования челябинской области Механизмы организации и проведения оценки качества образования | Система оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ноо Моу «Песочнодубровская средняя общеобразовательная школа» разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных... | ||
Проект программы «внутришкольная система оценки качества образования» В связи с этим возникла необходимость пересмотреть подходы к организации внутришкольного контроля и определить подходы к построению... | Положение о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов Настоящее положение регламентирует использование балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов при организации учебного... |