Модернизация антимонопольной политики в россии





Скачать 417.71 Kb.
НазваниеМодернизация антимонопольной политики в россии
страница1/6
Дата публикации21.03.2015
Размер417.71 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6
С. АВДАШЕВА,

доктор экономических наук, профессор ГУ~ВШЭ

А. ШАСТИТКО,

доктор экономических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова,


МОДЕРНИЗАЦИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В РОССИИ



Экономическое развитие обусловлено определенной структурой стиму­лов участников экономического обмена, так же, как и их спо­собностью к адаптации к непредвиденным обстоятельствам. В свою очередь, стимулы и способности к адаптации определяются структу­рой существующих институ­тов — формальных и неформальных правил, созданных людьми и выпол­няющих функцию ограничений г ситуациях выбора, а также механизмов, обес­печивающих соблюдение данных правил. Один из важнейших компонентов формализован ных институциональных рамок обширного множества экономи­ческю обменов — антимонопольное законодательство, устанавливают^ рамки дозволенной хозяйственной деятельности в сферах, которые принято считать рынками.

В течение почти пятнадцати лет в России действует зако "О конку­ренции и ограничении монополистической деятельности н товарных рынках", в который многократно вносились изменения дополнения. Их анализ, в том числе сквозь призму правопримен! ния, не входит в нашу задачу1. Доста­точно лишь вспомнить, что профессиональном сообществе недостатки этого закона обсуждаю ся вот уже десять лет, и последние пять все чаще звучат мнения необходимости коренной модернизации конкурентного законодатель­ства. В начале этого года вынесен на обсуждение проект нового федераль­ного закона "О защите конкуренции", дополненный проек­том закона с предложениями об изменениях и дополнениях в Ко­декс об администра­тивных правонарушениях.

Цель данной статьи состоит в критическом анализе предложенного за­конопроекта. Мы исходим из того, что основные требования, предъяв­ляемые к правовому акту, связаны с адекватным решением следующих вопросов: (1) вычленение сфер и субъектов, на которых распространя­ются правовые нормы, (2) определение прав тех, чьи интересы призван защищать закон, (3) выделение запрещенных действий, (4) фиксация санкций и механизма их применения, способных воспрепятствовать по­тенциальным нарушителям со­вершать запрещенные действия2.

Недостатки антимонопольного регулирования



Естественно, любое, даже сколь угодно развитое антимонополь­ное законодательство не свободно от недостатков. Некоторые проб­лемы, свя­занные с неэффективностью антимонопольной политики вне зависимости от особенностей национального законодательства, а так­же механизмов, обеспе­чивающих его соблюдение, были суммированы Р. Крэндаллом и К. Уинсто­ном3. В их числе:

— слишком большая длительность судебных процессов по анти­моно­польным делам (проблема дисконтирующих эффектов, особенно в специфи­ческих во времени видах трансакций);

— большие трудности с определением мер, которые предотвра­щали бы негативные последствия монополизации, что отчасти связано с проблема­тичностью идентификации соответствующих шагов для того или иного слу­чая;

— значительные издержки разграничения слияний (сделок эко­номи­ческой концентрации), повышающих эффективность использова­ния ресур­сов, и слияний, ограничивающих конкуренцию, ведущих к снижению бла­госостояния потребителей;

— сложности, связанные с формулированием и реализацией мер ан­тимонопольного регулирования в условиях "новой экономики", ко­торая ха­рактеризуется динамичной конкуренцией, быстрыми техно­логическими из­менениями, высоким значением интеллектуальной соб­ственности;

— существенное влияние политической составляющей на дела, свя­занные с нарушением антимонопольного законодательства (в том числе злоупотребление правом)4;

— неширокое поле для антимонопольной политики, если учесть силу рынков в развитии конкуренции и блокировании антиконкурент­ных злоупот­реблений5.

Проблемы, связанные с разработкой и применением антимонополь­ного за­конодательства, обусловлены рядом обстоятельств, которые да­леко не всегда яв­ляются прямым отражением столкновения различных групп интересов. Цель антимонопольного законодательства — пред­отвратить ограничивающие кон­куренцию действия. Однако у лее в са­мой постановке вопроса содержится не­сколько проблем. Общая для хозяйственного законодательства в системе ко­дифицированного права проблема состоит в необходимости совместить богат­ство хозяйственной практики, которую должны регулировать нормы законода­тельства, с юридической четкостью и точностью самих норм. Но в аспекте раз­ра­ботки антимонопольного законодательства есть своя специфика.

Во-первых, само понимание конкуренции, а следовательно, и анти­конку­рентных действий, допускает различные интерпретации. Если использовать понимание конкуренции исключительно как "процесс открытия новых спо­собов использования ограниченных ресурсов", то многие действия, признаваемые в большинстве стран незаконными, слож­но будет отнести к антиконкурентным. Возьмем, например, отказ моно­полиста — оператора газопроводного транспорта предоставить возмож­ность использовать газопровод независимому поставщику газа. Строго говоря, монополист не создает препятствий строительству альтерна­тив­ного газопровода или изобретению альтернативного способа транспор­тировки газа, поэтому и антиконкурентным это действие назвать нельзя5. Во-вторых, хозяйст­венная практика, оказывающая отрицательное воздействие на конкурен­цию, многообразна, поэтому законодатель вы­нужден группировать возможные антиконкурентные действия. Закон не может содержать исчерпывающий пере­чень всех возможных дей­ствий участников рынка и поэтому применяющие за­кон органы всегда стоят перед сложной проблемой квалификации поведения продавцов. В-третьих, хозяйственная практика, оказывающая отрицательное воздействие на конкуренцию, может одновременно положительно вли­ять на эффективность. Так, соглашение компаний о совместных исследованиях и разработках и их последующем использовании, безусловно, может не только повышать эффективность инвестиций в разработки, но и ограничивать при этом конкуренцию на рынке ко­нечной продукции. Не менее показатель­ным является пример с вер­тикальными ограничивающими контрактами. На­пример, предписание в контракте рамок цены перепродажи со стороны произ­водителя мо­жет ограничивать конкуренцию, но может и стимулировать нецено­вую конкуренцию между участниками рынка6. Поэтому антимонопольное зако­нодательство в большинстве случаев предусматривает сопостав­ление анти­конкурентных эффектов хозяйственной практики с поло­жительным воз­действием этой практики на эффективность в рамках так называемого "взвешенного подхода" {rule of reason) в отличие от применения закона "по букве" (per se)7.

Однако здесь возникает существенная проблема-, связанная с из­держ­ками правоприменения. Практически любая хозяйственная прак­тика, огра­ничивающая конкуренцию, сопровождается какими-то до­полнительными выигрышами. Требование сопоставлять положитель­ные и отрицательные эффекты хозяйственной практики в каждом случае обусловливало бы слишком высокие издержки участников пра­воприменения — рыночных агентов, судов и антимонопольных орга­нов. Поэтому законодатель вынуж­ден проводить границу между теми типами хозяйственной практики, кото­рые анализируются в рамках "взвешенного подхода", и теми, к которым за­кон применяется "по бук­ве". Как правило, в последнем случае законодатель утверждает не то, что хозяйственная практика никогда не может сопрово­ждаться по­ложительными эффектами, а то, что сопоставление положи­тельных и отрицательных эффектов в каждом конкретном случае окажет худ­шее воздействие на благосостояние, нежели ее запрещение. Способы проведения границы между указанными типами хозяйственной прак­тики различаются для разных типов законодательства: суды в США руково­дствуются сложившимися (в том числе, безусловно, под воздей­ствием дея­тельности Министерства юстиции и Федеральной комис­сии по торговле) традициями применения закона "по букве" или в соответствии с правилом "взвешенного подхода"; Европейская комис­сия по конкуренции в рамках ко­дифицированного конкурентного права во многих случаях пользуется раз­граничением видов хозяйственной практики на разрешенные, запрещенные и требующие специального анализа. В общем случае стремление ограни­чить сферу применения "взвешенного подхода" связано и с тем, что анализ влияния конкрет­ной хозяйственной практики на конкуренцию требует зна­чительных экспертных ресурсов, а выводы такого анализа всегда носят предпо­ложительный характер. Кроме того, в ряде случаев (в том числе и в России) это обусловлено и желанием ограничить "поле свободы" ор­ганов исполнительной власти как источник коррупции.

Таким образом, ни одна система норм, нацеленных на защиту кон­ку­ренции, и ни один антимонопольный орган не могут полностью избежать в своей деятельности так называемых ошибок первого и второго рода: при­знания законной практики, ограничивающей конку­ренцию и не компенси­рующей при этом потери благосостояния, с од­ной стороны, и признания не­законной практики, которая не ограни­чивает конкуренцию либо компен­сирует потери благосостояния — с другой. Целью дизайна законодатель­ства может быть лишь мини­мизация подобных ошибок.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Модернизация антимонопольной политики в россии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На тему «Эволюция антимонопольной политики государства и её влияние на развитие конкуренции (на примере России и Китая)»
Модернизация антимонопольной политики в россии iconРабочая программа дисциплины антимонопольное регулирование и антимонопольное...
Основная цель курса заключается в изучении и усвоении студентами основных направлений и принципов антимонопольной политики как в...
Модернизация антимонопольной политики в россии iconА. А. Давыдов Модернизация России, полезный опыт Китая и теория сложных систем
Ключевые слова: модернизация России, Китай, теория сложных систем, системная социология
Модернизация антимонопольной политики в россии iconРешение «18»
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование – Карельское уфас россии)...
Модернизация антимонопольной политики в россии iconВ. М. Гальперина и Н. А. Зенкевича Рынки и рыночная власть, теория организации промышленности
Книга предназначена для студентов старших курсов, научных работников, преподавателей и аспирантов, специализирующихся в области экономической...
Модернизация антимонопольной политики в россии icon2. Эволюция внешней политики России в 1990-е 2010-е годы 9 Тема Формирование...
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации
Модернизация антимонопольной политики в россии iconКнига предназначена для культурологов, историков, социологов, всех...
Софских наук, доцент. Автор более тридцати научных публикаций, посвященных проблемам модернизационных трансформаций в России, в том...
Модернизация антимонопольной политики в россии iconЧувашской республики-чувашии
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, г. Чебоксары к Управлению Федеральной антимонопольной службы...
Модернизация антимонопольной политики в россии icon«Московский государственный университет культуры и искусств» «утверждаю» Проректор по научной
Ключевые слова: модернизация, социальная модернизация, человеческий потенциал, социокультурные изменения, факторы модернизации
Модернизация антимонопольной политики в россии iconРешение изготовлено в полном объеме 04 августа 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике Чувашии по контролю в сфере размещения заказов, созданная...
Модернизация антимонопольной политики в россии iconРешение изготовлено в полном объеме 20 августа 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике Чувашии по контролю в сфере размещения заказов, созданная...
Модернизация антимонопольной политики в россии iconПрограмма XX нпк «Мы будущее России»
Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики
Модернизация антимонопольной политики в россии iconМодернизация социоструктурной функции образования в россии: этапы, условия, социальные механизмы

Модернизация антимонопольной политики в россии iconТезисы доклада Председателя Антимонопольного комитета Украины В. П. Цушко
Проводимый Федеральной антимонопольной службой День конкуренции в России открывает ее участникам широкие возможности непосредственно...
Модернизация антимонопольной политики в россии iconКраткая информация о деятельности Ассамблеи народов России
России создана 8 июля 1998 года в соответствии с Концепцией государственной национальной политики рф, утвержденной Указом Президента...
Модернизация антимонопольной политики в россии iconТематическое планирование Курса истории России
Модернизация экономики и оборонной системы страны в 1930-е г. Культурная революция


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск