Скачать 360.22 Kb.
|
На правах рукописи Колесникова Елена Юрьевна МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИОСТРУКТУРНОЙ ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ЭТАПЫ, УСЛОВИЯ, СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ. Специальность 22.00.04. – социальная структура, социальные институты и процессы АВТОРЕФЕРАТ на соискание ученой степени кандидата социологических наук Ростов-на-Дону 2009 Работа выполнена в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Савченко Людмила Алексеевна Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор Герасимов Георгий Иванович доктор социологических наук, профессор Гуськов Игорь Александрович Ведущая организация: Южнороссийский государственный технологический университет (НПИ) Защита состоится 20 ноября 2009 г. в 10.00. часов на заседании диссертационного совета Д. 212.208.01. по философским и социологическим наукам в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г. Ростов н/Д, ул. Пушкинская, 160, ауд. 34). С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г. Ростов н/Д, ул. Пушкинская, 148). Автореферат разослан 16 октября 2009 г. Ученый секретарь диссертационного совета М.Б. Маринов ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Современные глобализационные процессы, превращающие мировое образовательное пространство в сферу острой конкуренции за инновационные ресурсы развития и роста, с особой остротой выявили доминирующее значение образовательных ресурсов для устойчивого развития общества, возрастающую роль образования как социального института, воспроизводящего базовые социальные связи общества, прежде всего – социоструктурные связи между поколениями, обеспечивающие как эволюционную инерцию воспроизводства социальной структуры современных обществ, так и ее обновление на базе новых ценностей. Трансформационные процессы, происходящие в системе образования в России, отражают общие тренды движения мирового сообщества к информационному обществу, «обществу знания». Это проявляется как в растущих масштабах и востребованности различных форм и уровней образования, возрастании значимости и самодостаточности образования как «социального лифта», так и в эволюции государственной политики в области науки и образования, вектор которой направлен на модернизацию этих важнейших социальных институтов и усиление их взаимосвязи с экономикой. Образование все в большей степени становится фактором социальной мобильности и конструктом социальной структуры. Система образования участвует в конструировании социальной структуры общества, выступая одним из факторов распределения индивидов по социальным слоям в соответствии с уровнем и качеством полученного образования. Рыночная трансформация экономической структуры российского общества, переход от планово-централизованного управления системой образования к рыночному механизму регулирования, привели к отрыву предложения от спроса на рынке квалифицированного труда, и, следовательно, – снижению уровня включенности образования в механизм воспроизводства экономических и социальных позиций (статусов) личности в обществе. В связи с этим все более актуальным становится исследование эволюции, тенденций и механизмов современной модернизации социоструктурной функции высшего образования в неоднородной, противоречивой и динамически развивающейся социально-экономической и социокультурной среде российского социума. Степень научной разработанности темы исследования. Обозначенные выше проблемы достаточно широко исследовались социологической наукой. В особую группу выделяются несколько фундаментальных работ отечественных социологов, в которых рассматриваются в комплексе основные функции этого социального института и важнейшие проблемы отечественного образования. Это, прежде всего, труды Филиппова В.М., Нечаева В.Я., Константиновского Д.Л., Зборовского Г.Е. Роль института образования на различных этапах развития общества изучалась как социологами, так и культурологами, историками, философами. Эволюция социоструктурной функции образования на исторических этапах - до революции и в советское время – исследовалась в трудах Иванова А.Е., Кинелева В.Г., Берхина И.Б. и др. Ряд историков (Милюков П.Н., Пушкарев С.Г., Соловьев С.М., Ключевский В.О., Андреев А.Ю.) рассматривают отдельные аспекты развития образования в дореволюционной России. Для данного исследования актуальными являются труды по истории образования, которые содержат богатый фактический, статистический и аналитический материал по проблемам российского образования: В.О.Ключевского, П.Н.Милюкова, Н.И.Костомарова, С.М.Соловьева. Анализ реализации социоструктурной функции образования в советский период стал одной из доминирующих тем социологии образования начиная с 60-х годов. Об этом писали Титма М.Х., Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. и др. Еще одна основная функция института образования, находящаяся под пристальным вниманием социологии образования – функция социальной мобильности. Анализу этой функции положил начало П.А.Сорокин в своей работе «Социальная и культурная мобильность». Его исследования в отечественной социологии образования продолжили Руткевич М.Н. и Филиппов В.М. Проблемы функционирования института образования, его взаимосвязь с социальной структурой общества рассматривались зарубежными социологами, в том числе такими классиками социологической мысли, как О.Конт, Э.Дюркгейм, Г.Спенсер, М.Вебер, К.Мангейм, Б.Саймон и др. Среди современных зарубежных авторов, чьи труды были использованы в данном исследовании, следует назвать К.-Х. Рота, Ч.Хенди, У.Бека, К.Поланьи, П.Дракера, М.Кастельса. Одним из наиболее авторитетных исследователей, занимающихся проблемами социологии образования, является П.Бурдье. Его фундаментальная работа «Теория капитала» легла в основу ресурсного подхода, в котором обоснована новая роль образования как основного ресурса в современном обществе. Проблемы влияния образования на модернизацию российского общества, социальную стратификацию и мобильность, экономическое развитие, социокультурные и личностные контексты социализации разрабатываются в трудах современных авторов - Нечаева В.Я., Голенковой З.Т., Гребнева Л.С., Герасимова Г.И., Глазычева В.Л., Кузьминова Я.И., Клячко Т.Л., Смолина О.Н., Шкаратана О.И., Радаева В.В., Давыдова А.Ю., Ионина Л.Г., Сорокиной Н.Д., Макаровой М.Н. и др. Изучение проблем функционирования института образования широко проводится в различных регионах России, где сформировались целые научные школы в области социологических исследований проблем образования (Санкт-Петербург, Воронеж, Екатеринбург, Новосибирск, Волгоград, Саратов, Томск, Ростов-на-Дону и т.д.) Современная эпоха ставит новые проблемы перед социальным институтом образования, особенно в России, где образование продолжает сохраняться в качестве одного из ведущих ресурсов модернизации общества. Между тем, проблема эволюции социоструктурной функции образования в сложном, противоречивом и динамично трансформирующемся российском обществе не получила должного освоения в современной литературе, чем еще раз подчеркивается актуальность выбранной темы диссертационного исследования. Цель диссертационного исследования заключается в разработке структурной социологической модели эволюционного развития социоструктурной функции образования и анализе современных механизмов ее модернизации. В соответствии с выдвинутой целью в исследовании поставлены следующие задачи, определившие его внутреннюю структуру:
Объектом исследования является система образования как социальный институт в его эволюционно-модернизационном контексте. Предмет исследования – социоструктурная функция образования, особенности, механизмы и этапы ее модернизации в современных социально-экономических условиях России. Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются классические подходы к исследованию взаимосвязи института образования и социальной структуры общества, а также, в виду недостаточности для анализа современных тенденций традиционных социологических концепций (теории социальной стратификации, анализа природы социального неравенства и т.д.), к исследованию привлечены современные концепции – теория человеческого капитала, теория постиндустриального (информационного) общества, ресурсный подход. В рамках данных подходов исследуются современные проблемы модернизации социоструктурной функции высшего образования в современной России. Эмпирическая база исследования формировалась на основе официальных данных Федеральной службы государственной статистики и ее региональных органов, статистических данных Всемирного банка и западноевропейских исследовательских центров, статистических сборников, материалов, содержащихся в монографических исследованиях и периодических научных изданиях, материалов Всероссийской базы данных НОБУС и данных мониторинга социально-экономических перемен, аналитических материалов многолетних социологических исследований в рамках мониторинга трудоустройства выпускников Южного федерального университета с участием автора в составе творческого коллектива СКНИИЭиСП и кафедры прикладной социологии факультета социологии и политологии Южного федерального университета. Нормативно-правовую основу исследования составляют федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, отраслевые нормативные акты министерств и ведомств России, региональные образовательные акты, регулирующие отношения в сфере образования. Гипотеза диссертационного исследования состоит в совокупности положений, в соответствии с которыми модернизация социоструктурной функции образования есть процесс «перенастройки» всей системы его субъектно-объектных отношений и социальных механизмов взаимодействия с обществом в соответствии с формирующейся в условиях системных рыночных трансформаций новой, глубоко дифференцированной социальной структурой российского общества. Социальным содержанием модернизации социоструктурной функции образования являются:
Научная новизна исследования состоит в обосновании особенностей эволюции и механизмов модернизации социоструктурной функции образования в российском обществе, превращения образования на современном этапе его развития в ключевой социальный институт, обеспечивающий устойчивость воспроизводства социальной структуры общества. Конкретное приращение научного знания состоит в следующем:
|
Рабочая программа социальная антропология наименование дисциплины... «общество-социальные механизмы-история-язык-человек» в условия повседневного существования | А. А. Давыдов Модернизация России, полезный опыт Китая и теория сложных систем Ключевые слова: модернизация России, Китай, теория сложных систем, системная социология | ||
Программа XX нпк «Мы будущее России» Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знать – основные социальные механизмы, которые регулируют взаимосвязь экономики, политики и социальной системы в России, а также... | ||
Содержание Введение Брак и семья как социальные институты и их функции... Характеристика русского костюма. Основа мужского и женского северного костюма | Социальные функции теневой экономики в институциональном развитии постсоветской россии Защита состоится 21 ноября 2008 г в 00 часов на заседании диссертационного совета д 212. 274. 05 при гоу впо «Тюменский государственный... | ||
Особенности образовательного процесса Школа создает все необходимые предпосылки, условия и механизмы для обеспечения возможностей получения доступного образования детям... | Программа спецкурса «Коммуникативное управление» Цель курса – исследовать когнитивные, психологические, социальные, языковые средства и механизмы, позволяющие влиять на сознание,... | ||
Публичный доклад об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности... Общая характеристика образовательного учреждения и условия его функционирования (экономические. Климатические, социальные и транспортные... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Курс предусматривает последовательный анализ разных уровней включенности человека в социальную группу: социальные установки, межличностное... | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Курс предусматривает последовательный анализ разных уровней включенности человека в социальную группу: социальные установки, межличностное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Курс предусматривает последовательный анализ разных уровней включенности человека в социальную группу: социальные установки, межличностное... | ||
Книга предназначена для культурологов, историков, социологов, всех... Софских наук, доцент. Автор более тридцати научных публикаций, посвященных проблемам модернизационных трансформаций в России, в том... | Пояснительная записка. Базисный план содержит механизмы, позволяющие создать условия для Учебный план ориентирован на двухлетний нормативный срок освоения образовательных программ основного полного образования | ||
Модернизация экономики устойчиво-депрессивного региона: стратегии... Защита состоится «5» июля 2010 года в 13. 00 часов на заседании диссертационного совета д 212. 208. 03 по экономическим наукам в... | 6 Вопросы терминологии 206 ... |