Модернизация социоструктурной функции образования в россии: этапы, условия, социальные механизмы





Скачать 360.22 Kb.
НазваниеМодернизация социоструктурной функции образования в россии: этапы, условия, социальные механизмы
страница1/3
Дата публикации09.01.2015
Размер360.22 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи


Колесникова Елена Юрьевна


МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИОСТРУКТУРНОЙ ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ЭТАПЫ, УСЛОВИЯ, СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ.


Специальность 22.00.04. – социальная структура,

социальные институты и процессы

АВТОРЕФЕРАТ

на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

Ростов-на-Дону

2009

Работа выполнена в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Савченко Людмила Алексеевна
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Герасимов Георгий Иванович

доктор социологических наук, профессор

Гуськов Игорь Александрович
Ведущая организация: Южнороссийский государственный технологический университет (НПИ)

Защита состоится 20 ноября 2009 г. в 10.00. часов на заседании диссертационного совета Д. 212.208.01. по философским и социологическим наукам в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г. Ростов н/Д, ул. Пушкинская, 160, ауд. 34).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г. Ростов н/Д, ул. Пушкинская, 148).

Автореферат разослан 16 октября 2009 г.




Ученый секретарь

диссертационного совета М.Б. Маринов



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Современные глобализационные процессы, превращающие мировое образовательное пространство в сферу острой конкуренции за инновационные ресурсы развития и роста, с особой остротой выявили доминирующее значение образовательных ресурсов для устойчивого развития общества, возрастающую роль образования как социального института, воспроизводящего базовые социальные связи общества, прежде всего – социоструктурные связи между поколениями, обеспечивающие как эволюционную инерцию воспроизводства социальной структуры современных обществ, так и ее обновление на базе новых ценностей.

Трансформационные процессы, происходящие в системе образования в России, отражают общие тренды движения мирового сообщества к информационному обществу, «обществу знания». Это проявляется как в растущих масштабах и востребованности различных форм и уровней образования, возрастании значимости и самодостаточности образования как «социального лифта», так и в эволюции государственной политики в области науки и образования, вектор которой направлен на модернизацию этих важнейших социальных институтов и усиление их взаимосвязи с экономикой. Образование все в большей степени становится фактором социальной мобильности и конструктом социальной структуры.

Система образования участвует в конструировании социальной структуры общества, выступая одним из факторов распределения индивидов по социальным слоям в соответствии с уровнем и качеством полученного образования. Рыночная трансформация экономической структуры российского общества, переход от планово-централизованного управления системой образования к рыночному механизму регулирования, привели к отрыву предложения от спроса на рынке квалифицированного труда, и, следовательно, – снижению уровня включенности образования в механизм воспроизводства экономических и социальных позиций (статусов) личности в обществе.

В связи с этим все более актуальным становится исследование эволюции, тенденций и механизмов современной модернизации социоструктурной функции высшего образования в неоднородной, противоречивой и динамически развивающейся социально-экономической и социокультурной среде российского социума.

Степень научной разработанности темы исследования.

Обозначенные выше проблемы достаточно широко исследовались социологической наукой. В особую группу выделяются несколько фундаментальных работ отечественных социологов, в которых рассматриваются в комплексе основные функции этого социального института и важнейшие проблемы отечественного образования. Это, прежде всего, труды Филиппова В.М., Нечаева В.Я., Константиновского Д.Л., Зборовского Г.Е.

Роль института образования на различных этапах развития общества изучалась как социологами, так и культурологами, историками, философами. Эволюция социоструктурной функции образования на исторических этапах - до революции и в советское время – исследовалась в трудах Иванова А.Е., Кинелева В.Г., Берхина И.Б. и др.

Ряд историков (Милюков П.Н., Пушкарев С.Г., Соловьев С.М., Ключевский В.О., Андреев А.Ю.) рассматривают отдельные аспекты развития образования в дореволюционной России. Для данного исследования актуальными являются труды по истории образования, которые содержат богатый фактический, статистический и аналитический материал по проблемам российского образования: В.О.Ключевского, П.Н.Милюкова, Н.И.Костомарова, С.М.Соловьева. Анализ реализации социоструктурной функции образования в советский период стал одной из доминирующих тем социологии образования начиная с 60-х годов. Об этом писали Титма М.Х., Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. и др. Еще одна основная функция института образования, находящаяся под пристальным вниманием социологии образования – функция социальной мобильности. Анализу этой функции положил начало П.А.Сорокин в своей работе «Социальная и культурная мобильность». Его исследования в отечественной социологии образования продолжили Руткевич М.Н. и Филиппов В.М.

Проблемы функционирования института образования, его взаимосвязь с социальной структурой общества рассматривались зарубежными социологами, в том числе такими классиками социологической мысли, как О.Конт, Э.Дюркгейм, Г.Спенсер, М.Вебер, К.Мангейм, Б.Саймон и др.

Среди современных зарубежных авторов, чьи труды были использованы в данном исследовании, следует назвать К.-Х. Рота, Ч.Хенди, У.Бека, К.Поланьи, П.Дракера, М.Кастельса. Одним из наиболее авторитетных исследователей, занимающихся проблемами социологии образования, является П.Бурдье. Его фундаментальная работа «Теория капитала» легла в основу ресурсного подхода, в котором обоснована новая роль образования как основного ресурса в современном обществе.

Проблемы влияния образования на модернизацию российского общества, социальную стратификацию и мобильность, экономическое развитие, социокультурные и личностные контексты социализации разрабатываются в трудах современных авторов - Нечаева В.Я., Голенковой З.Т., Гребнева Л.С., Герасимова Г.И., Глазычева В.Л., Кузьминова Я.И., Клячко Т.Л., Смолина О.Н., Шкаратана О.И., Радаева В.В., Давыдова А.Ю., Ионина Л.Г., Сорокиной Н.Д., Макаровой М.Н. и др.

Изучение проблем функционирования института образования широко проводится в различных регионах России, где сформировались целые научные школы в области социологических исследований проблем образования (Санкт-Петербург, Воронеж, Екатеринбург, Новосибирск, Волгоград, Саратов, Томск, Ростов-на-Дону и т.д.)

Современная эпоха ставит новые проблемы перед социальным институтом образования, особенно в России, где образование продолжает сохраняться в качестве одного из ведущих ресурсов модернизации общества. Между тем, проблема эволюции социоструктурной функции образования в сложном, противоречивом и динамично трансформирующемся российском обществе не получила должного освоения в современной литературе, чем еще раз подчеркивается актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке структурной социологической модели эволюционного развития социоструктурной функции образования и анализе современных механизмов ее модернизации.

В соответствии с выдвинутой целью в исследовании поставлены следующие задачи, определившие его внутреннюю структуру:

  • определить сущность и особенности проявления социоструктурной функции образования как социального института общества;

  • проанализировать основные теоретико-методологические подходы в западноевропейской, американской и отечественной социологии к исследованию социоструктурной функции образования;

  • выявить траекторию и особенности эволюции социоструктурной функции системы отечественного образования посредством анализа и выделения исторических этапов ее развития;

  • охарактеризовать общие тенденции и противоречия в реализации социоструктурной функции образования в трансформационный период;

  • рассмотреть особенности институциональной среды функционирования российской системы образования;

  • оценить роль негосударственного сектора образования и предпринимательских форм деятельности государственных вузов в эволюции и диверсификации социоструктурной функции образования;

  • выявить характер влияния асимметричного роста системы высшего образования на механизмы реализации социоструктурной функции образования;

  • проанализировать роль системы высшего образования в воспроизводстве среднего класса как ее ключевой социоструктурной функции;

  • выявить каналы и механизмы трудоустройства выпускников Южного федерального университета в качестве типовой эмпирической модели, отражающей особенности реализации социоструктурной функции образования на современном этапе; определить основные направления и социальные механизмы расширения связей образования с бизнес-сообществом и работодателями в контексте антикризисных мер.

Объектом исследования является система образования как социальный институт в его эволюционно-модернизационном контексте.

Предмет исследования – социоструктурная функция образования, особенности, механизмы и этапы ее модернизации в современных социально-экономических условиях России.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются классические подходы к исследованию взаимосвязи института образования и социальной структуры общества, а также, в виду недостаточности для анализа современных тенденций традиционных социологических концепций (теории социальной стратификации, анализа природы социального неравенства и т.д.), к исследованию привлечены современные концепции – теория человеческого капитала, теория постиндустриального (информационного) общества, ресурсный подход. В рамках данных подходов исследуются современные проблемы модернизации социоструктурной функции высшего образования в современной России.

Эмпирическая база исследования формировалась на основе официальных данных Федеральной службы государственной статистики и ее региональных органов, статистических данных Всемирного банка и западноевропейских исследовательских центров, статистических сборников, материалов, содержащихся в монографических исследованиях и периодических научных изданиях, материалов Всероссийской базы данных НОБУС и данных мониторинга социально-экономических перемен, аналитических материалов многолетних социологических исследований в рамках мониторинга трудоустройства выпускников Южного федерального университета с участием автора в составе творческого коллектива СКНИИЭиСП и кафедры прикладной социологии факультета социологии и политологии Южного федерального университета. Нормативно-правовую основу исследования составляют федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, отраслевые нормативные акты министерств и ведомств России, региональные образовательные акты, регулирующие отношения в сфере образования.

Гипотеза диссертационного исследования состоит в совокупности положений, в соответствии с которыми модернизация социоструктурной функции образования есть процесс «перенастройки» всей системы его субъектно-объектных отношений и социальных механизмов взаимодействия с обществом в соответствии с формирующейся в условиях системных рыночных трансформаций новой, глубоко дифференцированной социальной структурой российского общества. Социальным содержанием модернизации социоструктурной функции образования являются:

  • приоритетное развитие элитарного сегмента образования, обеспечивающего индивиду восходящую социальную мобильность;

  • превращение функции воспроизводства «среднего класса» в ключевую составляющую социоструктурной функции образования, вызвавшую массовизацию образования и временное снижение его качества;

  • переход роли доминирующего фактора на рынке образовательных услуг от экономического (институционального) спроса к социальному (населения, домашних хозяйств, личности), что обусловливает воспроизводство структурного дисбаланса между спросом и предложением на рынке квалифицированного труда и как следствие – нисходящие потоки социальной мобильности.

Научная новизна исследования состоит в обосновании особенностей эволюции и механизмов модернизации социоструктурной функции образования в российском обществе, превращения образования на современном этапе его развития в ключевой социальный институт, обеспечивающий устойчивость воспроизводства социальной структуры общества.

Конкретное приращение научного знания состоит в следующем:

  • обосновано, что социоструктурная функция образования связана с легитимацией и конвертацией более развитых способностей и социального капитала индивидов в более высокий социальный статус, их распределением и закреплением в социальной структуре общества;

  • показано, что на каждом историческом этапе развития России (выделены четыре «волны» модернизации) социоструктурная функция систем образования всегда являлась ключевой, ведущей по сравнению с прагматической - производительной – функцией, противоречия между которыми обусловили формирование бинарного характера систем образования, в которых институционально оформлялось два его сегмента – массовое и элитарное;

  • определено, что диверсификация социоструктурной функции образования в трансформационный период выразилась в приоритетном развитии, с одной стороны, сектора элитарного образования, гарантирующего восходящую социальную мобильность, с другой – массовизации некачественного образования, потребители которого попадают в нисходящие «потоки» социальной мобильности;

  • показано, что ключевой фигурой на рынке образовательных услуг в результате развития и расширения предпринимательски ориентированных сегментов образования становится «средний класс», воспроизводство которого обеспечивает системе образования устойчивую стабильность и расширение в период трансформации общества в конце ХХ - начале ХХI вв.;

  • выявлено, что социоструктурная функция образования реализуется в России в условиях институциональных дефицитов, обусловившие разбалансированность экономического и социального спроса на рынке образовательных услуг и возрастание нисходящих форм социальной мобильности.

  • установлено, что в условиях асимметричного роста системы высшего образования его социоструктурная функция все более отрывается от потребностей экономики, порождая феномен «отложенности» социальной мобильности; также определено, что существующие экспертные оценки «избыточности» высшего образования в России являются относительными, а по ряду направлений подготовки специалистов – неадекватными;

  • разработана концептуальная модель модернизации социоструктурной функции образования в условиях современного российского общества, включающая снятие институциональных дефицитов во взаимодействии образования и экономики, сокращение массовизации некачественного образования, развитие социального партнерства бизнеса и образования, диверсификацию каналов трудоустройства выпускников вузов;

  • теоретически выстроена и эмпирически верифицирована на базе репрезентативных материалов многолетних социологических исследований структурная эмпирическая модель трудоустройства выпускников вузов, отражающая высокий уровень дифференциации и неравномерности реализации выпускниками восходящих форм социальной мобильности, а также доминирующее значение в этом процессе социально-статусных мотивов по сравнению с профессионально-функциональными;

  • обоснован и предложен комплекс мер по антикризисному регулированию спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг, основанный на технологиях сопряжения и диверсификации форм взаимодействия вузов, институтов государства, институтов гражданского общества, корпоративных структур и бизнес-сообщества.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Модернизация социоструктурной функции образования в россии: этапы, условия, социальные механизмы iconРабочая программа социальная антропология наименование дисциплины...
«общество-социальные механизмы-история-язык-человек» в условия повседневного существования
Модернизация социоструктурной функции образования в россии: этапы, условия, социальные механизмы iconА. А. Давыдов Модернизация России, полезный опыт Китая и теория сложных систем
Ключевые слова: модернизация России, Китай, теория сложных систем, системная социология
Модернизация социоструктурной функции образования в россии: этапы, условия, социальные механизмы iconПрограмма XX нпк «Мы будущее России»
Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики
Модернизация социоструктурной функции образования в россии: этапы, условия, социальные механизмы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать – основные социальные механизмы, которые регулируют взаимосвязь экономики, политики и социальной системы в России, а также...
Модернизация социоструктурной функции образования в россии: этапы, условия, социальные механизмы iconСодержание Введение Брак и семья как социальные институты и их функции...
Характеристика русского костюма. Основа мужского и женского северного костюма
Модернизация социоструктурной функции образования в россии: этапы, условия, социальные механизмы iconСоциальные функции теневой экономики в институциональном развитии постсоветской россии
Защита состоится 21 ноября 2008 г в 00 часов на заседании диссертационного совета д 212. 274. 05 при гоу впо «Тюменский государственный...
Модернизация социоструктурной функции образования в россии: этапы, условия, социальные механизмы iconОсобенности образовательного процесса
Школа создает все необходимые предпосылки, условия и механизмы для обеспечения возможностей получения доступного образования детям...
Модернизация социоструктурной функции образования в россии: этапы, условия, социальные механизмы iconПрограмма спецкурса «Коммуникативное управление»
Цель курса – исследовать когнитивные, психологические, социальные, языковые средства и механизмы, позволяющие влиять на сознание,...
Модернизация социоструктурной функции образования в россии: этапы, условия, социальные механизмы iconПубличный доклад об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности...
Общая характеристика образовательного учреждения и условия его функционирования (экономические. Климатические, социальные и транспортные...
Модернизация социоструктурной функции образования в россии: этапы, условия, социальные механизмы iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Курс предусматривает последовательный анализ разных уровней включенности человека в социальную группу: социальные установки, межличностное...
Модернизация социоструктурной функции образования в россии: этапы, условия, социальные механизмы iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Курс предусматривает последовательный анализ разных уровней включенности человека в социальную группу: социальные установки, межличностное...
Модернизация социоструктурной функции образования в россии: этапы, условия, социальные механизмы iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Курс предусматривает последовательный анализ разных уровней включенности человека в социальную группу: социальные установки, межличностное...
Модернизация социоструктурной функции образования в россии: этапы, условия, социальные механизмы iconКнига предназначена для культурологов, историков, социологов, всех...
Софских наук, доцент. Автор более тридцати научных публикаций, посвященных проблемам модернизационных трансформаций в России, в том...
Модернизация социоструктурной функции образования в россии: этапы, условия, социальные механизмы iconПояснительная записка. Базисный план содержит механизмы, позволяющие создать условия для
Учебный план ориентирован на двухлетний нормативный срок освоения образовательных программ основного полного образования
Модернизация социоструктурной функции образования в россии: этапы, условия, социальные механизмы iconМодернизация экономики устойчиво-депрессивного региона: стратегии...
Защита состоится «5» июля 2010 года в 13. 00 часов на заседании диссертационного совета д 212. 208. 03 по экономическим наукам в...
Модернизация социоструктурной функции образования в россии: этапы, условия, социальные механизмы icon6 Вопросы терминологии 206
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск