Особенности образовательного процесса





Скачать 315.02 Kb.
НазваниеОсобенности образовательного процесса
страница1/3
Дата публикации07.07.2014
Размер315.02 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2.1. Учебный план школы.
Школа создает все необходимые предпосылки, условия и механизмы для обеспечения возможностей получения доступного образования детям с дефицитом интеллекта.

На сегодняшний день необходимо в первую очередь обеспечить плановый системный контроль за разработкой и реализацией образовательной программы школы. Основа образовательной программы – учебный план, который должен удовлетворять требования, предъявляемые как к содержанию образования, так и к организации учебного процесса:

  • сохранение обязательного базисного компонента содержания образования.

  • Целостность учебного плана.

  • Преемственность между ступенями и классами обучения.

  • Гибкость учебного плана, наличие резервов, отсутствие перегрузки учащихся.

  • Обеспеченность кадровыми, учебно-методическими, материально-техническими ресурсами.


Учебный план разработан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования умственно отсталых обучающихся, Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (приказ МО РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-11), Устава школы, утверждённым Департаментом государственной собственности ХМАО - Югры от 17.02.2006 года № 222, Письмом Министерства образования РФ № 27/2932 – 6 от 19.06.2003г. «Методические рекомендации о деятельности 10-12 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой», Письмом Министерства образования РФ от 18.09.2003г. « 29/2331 – 6, Приказом Министерства образования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» № 29/2065 – П от 10.04.2002г., санитарными правилами и нормами САНПИНа 2.4.1178 -02, утверждёнными Постановлениями главного государственного санитарного врача РФ от28.11.02г. №44.
Учебный план состоит из 3 частей:

  1. Федерального компонента: учебные предметы которого наиболее важны для развития и коррекции познавательной деятельности, развития связанной устной и письменной речи, усвоения элементарных основ математики, предметов естествоведческого и обществоведческого циклов.

  1. Регионального (национального) компонента: учебные предметы, отражающие специфику нашего региона (география ХМАО, история ХМАО, искусство, физическая культура и др.), большой объём трудового, производственного обучения с учётом местных условий.

  1. Школьного компонента: учебные предметы направлены на усиление образовательных областей, включает новые учебные предметы, имеющие практическую направленность.

Коррекционные курсы включают учебные предметы, направленные на усиление коррекционного воздействия, на личностное развитие обучающих и социальную адаптацию, развитие устной речи, социально – бытовую ориентировку.

Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные, групповые) занятия по ЛФК 1-4 класс, развитие психомоторики 1-4 класс.

Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

Учебный план определяет основные образовательные направления, перечень учебных предметов и их распределение по годам обучения с учётом специфики обучения умственно отсталых обучающихся и максимально допустимой нагрузки часов.

Продолжительность учебного года на первой, второй и третьей ступенях общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой) аттестации, в первом классе 33 недели. Занятия проводятся в форме уроков продолжительностью 40 минут в 1 – 12 классах.

Основными задачами начального обучения данной категории учащихся являются:

  • формирование основ элементарного усвоения таких образовательных областей, как язык и речь, математика, пропедевтика трудового обучения и выбор его профиля в соответствии с психофизическими возможностями учащихся;

  • реализация коррекционных мероприятий по физическому и психическому оздоровлению детей, устранение или преодоление специфических, индивидуальных нарушений в развитии.

Принципиальным для школы VIII вида является увеличение количества часов на такие разделы коррекционной работы, как язык и речь, трудовое обучение, коррекционные технологии. Перечень предметов, заложенных в названные области, определяется специфическими особенностями развития психики ребёнка с нарушением интеллекта, в частности нарушениями коммуникативной и речевой деятельности, необходимостью использования специальных коррекционных приёмов и методов по оздоровлению учащихся, приобщению их к разнообразным видам труда с их последующей ориентацией на профессиональную и общетрудовую деятельность.

Специфической формой организацией учебных занятий в начальной школе являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия, занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов и ЛФК. На коррекционные занятия отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15-20 минут. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а занятия ЛФК и в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Ещё одной особенностью учебного плана для учащихся школы VIII вида является то, что, начиная с 5 класса и далее, заметно увеличивается нагрузка по трудовому обучению, так как основная цель специального образования – подготовка учащихся к самостоятельной жизни в современном обществе. Для занятий по трудовому обучению обучающиеся V класса делятся на 2 группы.

Каждая образовательная область учебного плана реализуется системой предметов неразрывных по своему содержанию и преемственно продолжающих от начальной школы до старшей.

Каждый общеобразовательный курс в начальной школе для детей с нарушением интеллекта своим содержанием подготавливает школьников к переходу на следующую ступень в освоении учебных программ с одновременным системным стимулирующим воздействием на психическую деятельность ребёнка на данной возрастной стадии. Так, предметы «Устная речь», «Живой мир» в 1 – 4 классах готовит учащихся к усвоению более сложного материала на уроках чтения, истории, географии, биологии в среднем и старшем звене. Уроки трудового обучения в 1 – 4 классах подготавливают учащихся к овладению навыками профессионального труда. Коррекционные занятия подготавливают учащихся начальной школы к лучшему усвоению программы при обучении в среднем и старшем звене.

Учебный план для 5-9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования.

В плане отражён предметный принцип обучения.

В 5 – 9 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность. Целью профессионально – трудового обучения является подготовка учащихся к самостоятельному труду. В 6 классе введено природоведение. В 5- 9 классах один час из математики отводится на изучение элементов геометрии. Черчение, как учебный предмет, имеющий прикладной характер, включено в курс трудовой подготовки.

К коррекционным занятиям в старших классах относится учебный предмет - домоводство. На занятиях по домоводству осуществляется практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего уровня развития. Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющей личности активно включаться в различные структурные элементы социальной сферы, т.е. посильно участвовать в труде, приобщаться социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития. На уроках трудового обучения и социально – бытовой ориентировки классы делятся на подгруппы. Комплектование групп осуществляется с учётом познавательных, психофизических особенностей учащихся и рекомендации врача.

Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия по 7 класс, включительно. На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15-25 минут.

Учебный план для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой разработан исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей обучающихся, с учётом учебных программ начального профессионального образования региона. Распределение учебных часов по предметам и набор новых учебных предметов определён образовательным учреждением на основании Базисного учебного плана и социального заказа, в основе которых лежат интересы и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей. Программа включает углубленную трудовую подготовку и социально – бытовую ориентировку в обществе.
Учебный план классов для детей с глубокой умственной отсталостью разработан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования учащихся с глубокой умственной отсталостью и Базисного учебного плана общего образования учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости МО РФ от 04.091999 г.

По данным статистики, всё большее количество детей с проблемами в интеллектуальном развитии не могут справиться даже с программой коррекционного обучения в силу тяжести и глубины нарушений познавательной деятельности. После подписания Россией «Конвенции о правах ребёнка», принятия закона РФ «Об образовании» становится актуальной проблема коррекции, воспитания и социальной адаптации детей с ГУО. Образовательный стандарт для детей с ГУО направлен на коррекцию личности ребёнка, его познавательных возможностей, социальную адаптацию в современном обществе сверстников и взрослых людей. Относительно этих учащихся нецелесообразно ставить только учебные задачи в качестве основного критерия их присутствия в школе, так как продвижение их на этом пути очень проблематично. Однако, обучая детей игре, труду, самообслуживанию, развивая у них коммуникативные и другие умения, школа тем самым создаёт достаточную перспективу для социализации учащихся в обществе.

Для того чтобы дети с ГУО могли развиваться, адаптироваться в современных жизненных условиях, весь учебно – воспитательный процесс должен быть направлен:

  • стимулирование способности ребёнка к самооценке;

  • совершенствование в знаниях и навыках;

  • тренировку самостоятельности;

  • формирование активной жизненной позиции, необходимой для ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях.

Учебный план ориентирован на 10-летний срок обучения.

Обязательное обучение детей с ГУО осуществляется в 1 – 9 классах. В зависимости от условий образовательного учреждения после девяти лет обучения могут создаваться 10-12 классы. Содержание обучения на этом этапе направлено на расширение социального опыта учащихся, закрепление трудовых навыков, профессиональную ориентацию. В 1 – 4 классах обучение грамоте, счёту, развитие речи, привитие навыков самообслуживания и ручного труда направлены на общее развитие учащихся и коррекцию их познавательных возможностей. В 5 – 9 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам, начинается трудовое обучение. Учащиеся с ГУО не могут быть оставлены на повторное обучение в одном и том же классе. В случае неусвоения учеником, какого – либо общеобразовательного курса или трудового обучения его дальнейшее обучение максимально индивидуализируется или предлагаются гибкие организационные формы занятий (посещение занятий по выбору и др.). По окончании школы учащимся выдаются справки о завершении обучения. Учащиеся с ГУО не сдают экзамены.

К специальным коррекционным занятиям относятся игрокоррекция и правила социального поведения.

Для занятий по трудовому обучению и коррекционным технологиям делятся на подгруппы.

Сроки освоения образовательных программ в классах для детей с ГУО определяются индивидуальными возможностями ребёнка, но составляют не более 10 лет. Приоритетными направлениями в работе с детьми с ГУО являются:

  • укрепление и охрана здоровья;

  • формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;

  • формирование, развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;

  • формирование на доступном уровне простейших навыков счёта, письма, чтения, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности;

  • развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.


2.2. Трудовое обучение.
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школ направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства.

Как показывает практика, созданные в нашей школе условия, формы и содержание профессионально – трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально – бытовых, досуговых, нравственно-этических. Коррекционно-развивающая среда школы способствует по возможности компенсации, ограничения жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.

Этапность трудового обучения в нашей школе представлена в виде последовательностей завершенных циклов:

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую.

5 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я).

6-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе образовательной и воспитательной работы; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям. Расширение пространства информированности для обучающихся, их родителей, а так же лиц их заменяющих.

Согласно плану воспитательной работы школы содержание профориентационной работы в школе в 10-12 классах включает: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Реализация профориентационных целей и задач осуществляется комплексно всеми субъектами образовательно-воспитательного процесса: инструктор по труду, школьный психолог, классные руководители, учителя профильного труда.

По трудовому обучению в 5-12 классах по итогам учебного года проведены практические самостоятельные работы, с целью изучения динамики развития трудовых способностей учащихся.

Целенаправленное изучения качества выполненных практических изделий учителями трудового обучения вместе с другими методами наблюдения позволяет выявить слабые и сильные стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих учащимся недостатков в работе.
Анализ практических работ по трудовому обучению.
Практические самостоятельные работы выполнены со 100% успеваемости.

В спец.классах программный материал по ремеслу, хозяйственно-бытовому труду выполнен в соответствии календарно-теметическому планированию, проведены обобщающие уроки по практическим разделам программы. (учителя- Баязитова Х.В., Тонкушина Н.А., Головочесова Е.Г.)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности образовательного процесса iconДьяченко Алексей Владимирович
Содержание доклада: основные шаги по организации образовательного процесса с использованием электронной учебной среды; особенности...
Особенности образовательного процесса iconПринципы, структура и особенности нелинейного школьного расписания
Базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей...
Особенности образовательного процесса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Состав воспитанников доу кадровое обеспечение Условия осуществления образовательного процесса Особенности образовательного процесса...
Особенности образовательного процесса iconОсновная образовательная программа основного
Мобу сош с имени Восьмое Марта, характеризующим содержание образования, особенности организации образовательного процесса, учитывающим...
Особенности образовательного процесса iconПубличный доклад
Общая характеристика гимназии №1 Раздел Особенности образовательного процесса
Особенности образовательного процесса iconУчебно-методический комплекс психология и педагогика
Возрастные особенности детей. Заболеваемость. Показатели по группам здоровья. Сведения о кадрах. Реализуемая базисная программ. Приоритетные...
Особенности образовательного процесса iconОбеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными...
Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том...
Особенности образовательного процесса iconПредназначение школы и средства его реализации
Содержание образования и особенности организации образовательного процесса
Особенности образовательного процесса iconПубличный доклад руководителя по итогам работы учреждения за 2012-13 учебный год
Возрастные особенности детей. Заболеваемость. Показатели по группам здоровья. Сведения о кадрах. Реализуемая базисная программ. Приоритетные...
Особенности образовательного процесса iconВ разделе представлены порталы и сайты федерального и регионального...
Возрастные особенности детей. Заболеваемость. Показатели по группам здоровья. Сведения о кадрах. Реализуемая базисная программ. Приоритетные...
Особенности образовательного процесса iconПубличный отчет муниципального автономного образовательного учреждения...
Цель деятельности учреждения, особенности организации образовательного процесса маоу дод цдт «Юность»
Особенности образовательного процесса iconОсобенности образовательного процесса по иностранному языку в начальной школе
Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Особенности образовательного процесса iconТематическое планирование по возрастным группам Содержание психолого-педагогической...
Возрастные особенности детей. Заболеваемость. Показатели по группам здоровья. Сведения о кадрах. Реализуемая базисная программ. Приоритетные...
Особенности образовательного процесса iconДоклад государственного бюджетного образовательного учреждения города...
...
Особенности образовательного процесса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Особенности организации образовательного процесса и применяемые в нем технологии
Особенности образовательного процесса iconПояснительная записка. Особенности организации образовательного процесса...
Содержание реализуемых основных образовательных программ (федеральный компонент государственного образовательного стандарта)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск