Скачать 315.02 Kb.
|
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 2.1. Учебный план школы. Школа создает все необходимые предпосылки, условия и механизмы для обеспечения возможностей получения доступного образования детям с дефицитом интеллекта. На сегодняшний день необходимо в первую очередь обеспечить плановый системный контроль за разработкой и реализацией образовательной программы школы. Основа образовательной программы – учебный план, который должен удовлетворять требования, предъявляемые как к содержанию образования, так и к организации учебного процесса:
Учебный план разработан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования умственно отсталых обучающихся, Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (приказ МО РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-11), Устава школы, утверждённым Департаментом государственной собственности ХМАО - Югры от 17.02.2006 года № 222, Письмом Министерства образования РФ № 27/2932 – 6 от 19.06.2003г. «Методические рекомендации о деятельности 10-12 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой», Письмом Министерства образования РФ от 18.09.2003г. « 29/2331 – 6, Приказом Министерства образования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» № 29/2065 – П от 10.04.2002г., санитарными правилами и нормами САНПИНа 2.4.1178 -02, утверждёнными Постановлениями главного государственного санитарного врача РФ от28.11.02г. №44. Учебный план состоит из 3 частей:
Коррекционные курсы включают учебные предметы, направленные на усиление коррекционного воздействия, на личностное развитие обучающих и социальную адаптацию, развитие устной речи, социально – бытовую ориентировку. Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные, групповые) занятия по ЛФК 1-4 класс, развитие психомоторики 1-4 класс. Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Учебный план определяет основные образовательные направления, перечень учебных предметов и их распределение по годам обучения с учётом специфики обучения умственно отсталых обучающихся и максимально допустимой нагрузки часов. Продолжительность учебного года на первой, второй и третьей ступенях общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой) аттестации, в первом классе 33 недели. Занятия проводятся в форме уроков продолжительностью 40 минут в 1 – 12 классах. Основными задачами начального обучения данной категории учащихся являются:
Принципиальным для школы VIII вида является увеличение количества часов на такие разделы коррекционной работы, как язык и речь, трудовое обучение, коррекционные технологии. Перечень предметов, заложенных в названные области, определяется специфическими особенностями развития психики ребёнка с нарушением интеллекта, в частности нарушениями коммуникативной и речевой деятельности, необходимостью использования специальных коррекционных приёмов и методов по оздоровлению учащихся, приобщению их к разнообразным видам труда с их последующей ориентацией на профессиональную и общетрудовую деятельность. Специфической формой организацией учебных занятий в начальной школе являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия, занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов и ЛФК. На коррекционные занятия отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15-20 минут. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а занятия ЛФК и в соответствии с медицинскими рекомендациями. Ещё одной особенностью учебного плана для учащихся школы VIII вида является то, что, начиная с 5 класса и далее, заметно увеличивается нагрузка по трудовому обучению, так как основная цель специального образования – подготовка учащихся к самостоятельной жизни в современном обществе. Для занятий по трудовому обучению обучающиеся V класса делятся на 2 группы. Каждая образовательная область учебного плана реализуется системой предметов неразрывных по своему содержанию и преемственно продолжающих от начальной школы до старшей. Каждый общеобразовательный курс в начальной школе для детей с нарушением интеллекта своим содержанием подготавливает школьников к переходу на следующую ступень в освоении учебных программ с одновременным системным стимулирующим воздействием на психическую деятельность ребёнка на данной возрастной стадии. Так, предметы «Устная речь», «Живой мир» в 1 – 4 классах готовит учащихся к усвоению более сложного материала на уроках чтения, истории, географии, биологии в среднем и старшем звене. Уроки трудового обучения в 1 – 4 классах подготавливают учащихся к овладению навыками профессионального труда. Коррекционные занятия подготавливают учащихся начальной школы к лучшему усвоению программы при обучении в среднем и старшем звене. Учебный план для 5-9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования. В плане отражён предметный принцип обучения. В 5 – 9 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность. Целью профессионально – трудового обучения является подготовка учащихся к самостоятельному труду. В 6 классе введено природоведение. В 5- 9 классах один час из математики отводится на изучение элементов геометрии. Черчение, как учебный предмет, имеющий прикладной характер, включено в курс трудовой подготовки. К коррекционным занятиям в старших классах относится учебный предмет - домоводство. На занятиях по домоводству осуществляется практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего уровня развития. Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющей личности активно включаться в различные структурные элементы социальной сферы, т.е. посильно участвовать в труде, приобщаться социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития. На уроках трудового обучения и социально – бытовой ориентировки классы делятся на подгруппы. Комплектование групп осуществляется с учётом познавательных, психофизических особенностей учащихся и рекомендации врача. Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия по 7 класс, включительно. На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15-25 минут. Учебный план для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой разработан исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей обучающихся, с учётом учебных программ начального профессионального образования региона. Распределение учебных часов по предметам и набор новых учебных предметов определён образовательным учреждением на основании Базисного учебного плана и социального заказа, в основе которых лежат интересы и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей. Программа включает углубленную трудовую подготовку и социально – бытовую ориентировку в обществе. Учебный план классов для детей с глубокой умственной отсталостью разработан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования учащихся с глубокой умственной отсталостью и Базисного учебного плана общего образования учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости МО РФ от 04.091999 г. По данным статистики, всё большее количество детей с проблемами в интеллектуальном развитии не могут справиться даже с программой коррекционного обучения в силу тяжести и глубины нарушений познавательной деятельности. После подписания Россией «Конвенции о правах ребёнка», принятия закона РФ «Об образовании» становится актуальной проблема коррекции, воспитания и социальной адаптации детей с ГУО. Образовательный стандарт для детей с ГУО направлен на коррекцию личности ребёнка, его познавательных возможностей, социальную адаптацию в современном обществе сверстников и взрослых людей. Относительно этих учащихся нецелесообразно ставить только учебные задачи в качестве основного критерия их присутствия в школе, так как продвижение их на этом пути очень проблематично. Однако, обучая детей игре, труду, самообслуживанию, развивая у них коммуникативные и другие умения, школа тем самым создаёт достаточную перспективу для социализации учащихся в обществе. Для того чтобы дети с ГУО могли развиваться, адаптироваться в современных жизненных условиях, весь учебно – воспитательный процесс должен быть направлен:
Учебный план ориентирован на 10-летний срок обучения. Обязательное обучение детей с ГУО осуществляется в 1 – 9 классах. В зависимости от условий образовательного учреждения после девяти лет обучения могут создаваться 10-12 классы. Содержание обучения на этом этапе направлено на расширение социального опыта учащихся, закрепление трудовых навыков, профессиональную ориентацию. В 1 – 4 классах обучение грамоте, счёту, развитие речи, привитие навыков самообслуживания и ручного труда направлены на общее развитие учащихся и коррекцию их познавательных возможностей. В 5 – 9 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам, начинается трудовое обучение. Учащиеся с ГУО не могут быть оставлены на повторное обучение в одном и том же классе. В случае неусвоения учеником, какого – либо общеобразовательного курса или трудового обучения его дальнейшее обучение максимально индивидуализируется или предлагаются гибкие организационные формы занятий (посещение занятий по выбору и др.). По окончании школы учащимся выдаются справки о завершении обучения. Учащиеся с ГУО не сдают экзамены. К специальным коррекционным занятиям относятся игрокоррекция и правила социального поведения. Для занятий по трудовому обучению и коррекционным технологиям делятся на подгруппы. Сроки освоения образовательных программ в классах для детей с ГУО определяются индивидуальными возможностями ребёнка, но составляют не более 10 лет. Приоритетными направлениями в работе с детьми с ГУО являются:
2.2. Трудовое обучение. Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школ направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства. Как показывает практика, созданные в нашей школе условия, формы и содержание профессионально – трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально – бытовых, досуговых, нравственно-этических. Коррекционно-развивающая среда школы способствует по возможности компенсации, ограничения жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях. Этапность трудового обучения в нашей школе представлена в виде последовательностей завершенных циклов: 1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую. 5 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я). 6-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе образовательной и воспитательной работы; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям. Расширение пространства информированности для обучающихся, их родителей, а так же лиц их заменяющих. Согласно плану воспитательной работы школы содержание профориентационной работы в школе в 10-12 классах включает: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. Реализация профориентационных целей и задач осуществляется комплексно всеми субъектами образовательно-воспитательного процесса: инструктор по труду, школьный психолог, классные руководители, учителя профильного труда. По трудовому обучению в 5-12 классах по итогам учебного года проведены практические самостоятельные работы, с целью изучения динамики развития трудовых способностей учащихся. Целенаправленное изучения качества выполненных практических изделий учителями трудового обучения вместе с другими методами наблюдения позволяет выявить слабые и сильные стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих учащимся недостатков в работе. Анализ практических работ по трудовому обучению. Практические самостоятельные работы выполнены со 100% успеваемости. В спец.классах программный материал по ремеслу, хозяйственно-бытовому труду выполнен в соответствии календарно-теметическому планированию, проведены обобщающие уроки по практическим разделам программы. (учителя- Баязитова Х.В., Тонкушина Н.А., Головочесова Е.Г.) |
Дьяченко Алексей Владимирович Содержание доклада: основные шаги по организации образовательного процесса с использованием электронной учебной среды; особенности... | Принципы, структура и особенности нелинейного школьного расписания Базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Состав воспитанников доу кадровое обеспечение Условия осуществления образовательного процесса Особенности образовательного процесса... | Основная образовательная программа основного Мобу сош с имени Восьмое Марта, характеризующим содержание образования, особенности организации образовательного процесса, учитывающим... | ||
Публичный доклад Общая характеристика гимназии №1 Раздел Особенности образовательного процесса | Учебно-методический комплекс психология и педагогика Возрастные особенности детей. Заболеваемость. Показатели по группам здоровья. Сведения о кадрах. Реализуемая базисная программ. Приоритетные... | ||
Обеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными... Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том... | Предназначение школы и средства его реализации Содержание образования и особенности организации образовательного процесса | ||
Публичный доклад руководителя по итогам работы учреждения за 2012-13 учебный год Возрастные особенности детей. Заболеваемость. Показатели по группам здоровья. Сведения о кадрах. Реализуемая базисная программ. Приоритетные... | В разделе представлены порталы и сайты федерального и регионального... Возрастные особенности детей. Заболеваемость. Показатели по группам здоровья. Сведения о кадрах. Реализуемая базисная программ. Приоритетные... | ||
Публичный отчет муниципального автономного образовательного учреждения... Цель деятельности учреждения, особенности организации образовательного процесса маоу дод цдт «Юность» | Особенности образовательного процесса по иностранному языку в начальной школе Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | ||
Тематическое планирование по возрастным группам Содержание психолого-педагогической... Возрастные особенности детей. Заболеваемость. Показатели по группам здоровья. Сведения о кадрах. Реализуемая базисная программ. Приоритетные... | Доклад государственного бюджетного образовательного учреждения города... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Особенности организации образовательного процесса и применяемые в нем технологии | Пояснительная записка. Особенности организации образовательного процесса... Содержание реализуемых основных образовательных программ (федеральный компонент государственного образовательного стандарта) |