Принципы, структура и особенности нелинейного школьного расписания Согласно ФГОС образовательное учреждение самостоятельно в организации образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т.д.). Хотя очевидно, что в рамках так называемой урочной деятельности все эти виды деятельности оказываются привязанными к предмету, классу и уроку. Все же в этой ситуации общественно-активная школа, открытая внешнему миру, постоянно и системно корреспондирующая свою обучающую и воспитывающую деятельность с противоречивыми потоками социализации подрастающих поколений, протекающими за ее стенами, а также опирающаяся в своей педагогической работе на все многообразие жизненного опыта ребенка, имеет значительно больше возможностей использовать при организации образовательного процесса тот потенциал, который содержит окружающее школу сообщество. Это может выражаться:
при отборе содержания урочной деятельности в использовании элементов культуры, элементов, знакомых детям по их повседневной жизни и формирующих их личностный опыт, а также порождающих их личностные проблемы;
при организации их учебной работы на уроках в использовании того конструктивного опыта социального общения и взаимодействия, которым они естественным образом овладевают в повседневной жизни вне школы;
при создании благоприятных условий осуществления урочной деятельности (кадровых, материально-технических, финансово-экономических, информационных) в использовании соответствующих ресурсов местного сообщества на основе развитой системы социального партнерства.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная деятельность. В ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, т.е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным. Для этого мы организуем процесс обучения, т.е., определяем, когда, где, кто и как обучается, с помощью нелинейной модели расписания. Что такое нелинейная модель расписания в нашем понятии? Это «переход к нелинейному расписанию, к нелинейной образовательной программе, где ни один класс не сидит в одном и том же месте в одно и то же время. Должны создаваться группы людей. Мы в школе эти группы назвали центрами (мастерскими) по интересам – кто-то идет на рисование, кто-то на экскурсию. Обучение не сплошные уроки - это комбинация уроков, театральных, спортивных, индивидуальных занятий, социальных проектов, экскурсий и походов (образовательные путешествия тоже должны стать частью программы, легальными занятиями). Разнообразие занятий - это и условие сохранения здоровья, и достижение необходимых результатов.
Изменение режима и форм организации образования нам позволяет решить проблему: Отсутствие (локальность) практики достижения нового качества образования.
У нас закреплена система оплаты труда учителя, при которой оплачиваются не только уроки, но и все занятия, которые он или она проводит с детьми, в том числе и индивидуальные занятия, и экскурсии, и походы, и ведение школьного театра, и т. д.
Ведущий замысел нашего проекта нелинейной формы обучения:
отказ от единообразия и шаблонности в педагогической деятельности и взятие курса на вариативность содержания и способов обучения учащихся;
выстраивание образовательного пространства, адекватного возрастным особенностям ребёнка через создание условий для социального и образовательного самоопределения, для получения школьниками качественного современного образования позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию.
Ключевые идеи проекта:
Вариативность как множественность форм, приемов и способов построения модели обучения;
Моделирование как эффективный метод преобразования школьного расписания;
Субъективность и социальное партнерство как выражение необходимости компетентности, творческого личностно-значимого участия школьных администраций, учителей, учащихся, родителей, общественности в работе по формированию модели обучения ( акцент должен делаться на развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, с окружающей действительностью и с собой, через развитие детских инициатив).
Цель проекта: изменение условий образовательного процесса в школе, через создание нелинейной структуры школьного расписания.
Основа принципа – учет ритмов учебной деятельности. Показателем качественного расписания является эффективность образовательного процесса…..
Те условия, в которых живет младший школьник, влияют на здоровье, физическое и психическое развитие, эмоциональное состояние ребенка, социально-психологическую адаптацию. Если учитывать, что младший школьник проводит в школе 40-70 %, то важно грамотно распределить время на учебу, отдых, прогулку, занятия кружковой работы.
Нелинейная модель расписания в школе является способом изменения условий образовательного процесса, через изменение расписания, с целью «обучения детей навыкам общения и сотрудничества, поддержания оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширения опыта самостоятельного выбора, формирования желания учиться и основ умения учиться — постоянно расширяя границы своих возможностей».
Нелинейная динамическая модель образовательного процесса решает следующие задачи:
1. Отказ от предметно-урочной системы как основной формы учебного процесса. Появляются новые формы занятий: творческие мастерские, образовательные путешествия, педагогические мастерские, проекты и другие.
2. Переход от ЗУН-овского содержания образования к развитию универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия соотнесены с проектом «Федерального государственного образовательного стандарта общего образования», и определены как умение, при котором ребенок осваивает несколько образовательных областей.
3. Создание условий, при которых ребенок будет получать опыт, самоопределяться по интересам. Ребенок выбирает занятие по интересам из предложенных кружков внеурочной деятельности.
Учебный процесс в начальных классах организован таким образом, чтобы учебная деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, гармонично сочеталась с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Поэтому занятия нестандартной (инновационной) формы выделены отдельно в виде мастерских.
Для осуществления проекта надо внести:
изменения в Типовое положение об образовательном учреждении;
изменения в Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях «СанПиН 2.4.2.1178-02»;
изменения в существующие стандарты образования (принятие нового ФГОС, соответствующего современным вызовам, ожиданиям со стороны государства, общества, семьи, бизнеса);
изменение компетенции и компетентности педагога;
изменения в БУП.
Виды деятельности младшего школьника:
Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами)
Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.)
Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях )
Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Типы занятий: аудиторные и внеаудиторные:
Урок,
экскурсия,
творческая мастерская,
конференция,
спортивные соревнования,
образовательное путешествие,
познавательная лаборатория,
школьная театральная студия,
спортивные секции,
поход,
индивидуальные занятия,
социальные проекты,
занятия в центрах и клубах.
По ООП Соотношение Федерального и школьного компонентов:
начальное общее образование 80/20 (%),
основное общее образование 60/40 (%),
среднее (полное) общее образование 40/60%.
Соотношение учебной/внеучебных видов деятельностей
начальное общее образование 90/10(%),
основное общее образование 75/25%,
среднее (полное) общее образование 60/40 %.
Соотношение аудиторных занятий и самостоятельной работы учащихся 40/60 (%).
Короче говоря, нелинейное школьное расписание подразумевает организацию работы образовательного учреждения в режиме, позволяющем объединить учебную и внеучебную деятельности ребенка, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, объединить в единый функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы.
Нелинейное расписание составляется на день, на одну учебную неделю. По нему ребёнок не сидит 6 часов за партой. У него есть возможность активно двигаться, заниматься творчеством, работать индивидуально.
Учебный день школьника – «это комбинация уроков, театральных, спортивных, индивидуальных занятий, экскурсий и походов, социальных проектов».
| 1класс
| 2класс
| 3класс
| 4класс
| понедельник
| К Р У Г
| К Р У Г
| Чтение
| Матем
| Матем
| Технол
| З а в т р а к
| Худ.-эстетическая деятельность
| Англ
| Музыка
| Физ-ра
| Физ-ра
| ИВТ
| Матем
| О б е д
| П р о е к т н а я деятельность
| Музыка
| Чтение
| Матем
| Родной
|
Клубы по интересам
| Спортивно – оздоровительный час
| П о л д н и к
| Музыка
| Чтение
| Клубы по интересам
| вторник
| К Р У Г
| К Р У Г
| Матем
| Матем
| Технол
| Матем
| З а в т р а к
| Научно –познавательная деятельность
| русский
| русский
| Родной
| Англ
| матем
| Англ.яз
| О б е д
| Русск
| Окр.мир
| Чтение
| Родной
| Физ-ра
| Музыка
| Клубы по интересам
| П о л д н и к
| среда
| К Р У Г
| К Р У Г
| Матем
| Русск
| Родной
| Русск
| З а в т р а к
| Спортивно –оздоровительный час
| Матем
| ИВТ
| Родной
| родной
| Англ
| Матем
| О б е д
| русский
| Матем
| русский
| Родной
| Чтение
| Чтение
| Физ-ра
| Физ-ра
| Общественно-полезная деятельность
| Клубы по интересам
| П о л д н и к
| Окр.мир
| Физ-ра
| Клубы по интересам
| четверг
| Русский
| Родной
| Матем
| ИЗО
| родной
| Русский
| Родной
| Англ
| З а в т р а к
| Военно-патриотическая деятельность
| Русск
| русский
| Матем
| Матем
| Физ-ра
| Матем
| П р о е к т н а я деятельность
| Окр.мир
| чтение
| О б е д
| Родной
| Англ
| Клубы по интересам
| Художественно-эстетическая деятельность
|
| Физ-ра
| П о л д н и к
| пятница
| К Р У Г
| К Р У Г
| Родной
| Русск
| Физ-ра
| русский
| З а в т р а к
| Общественно-полезная деятельность
| Чтение
| Родной
| русский
| ИЗО
| Русск
| Физ-ра
| Окр.мир
| родной
| Родной
| Окр.мир
| О б е д
| Физ-ра
| Чтение
| Клубы по интересам
| П о л д н и к
|
|
|
| суббота
|
| родной
| Окр.мир
| Русск.
|
| русский
| Русск
| Физ-ра
|
| Технол
| Технол
| Окр.мир
|
| Окр.мир
| ИЗО
| ОРКиСЭ
|
|
|
|
|
|
|
|
| |