Закономерности и принципы обучения





Скачать 116.76 Kb.
НазваниеЗакономерности и принципы обучения
Дата публикации07.07.2014
Размер116.76 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > История > Закон
Содержание государственного экзамена по педагогике и психологии

1 вопрос: Объект, предмет и структура педагогической науки. Внедрение ее достижений в практику обучения и воспитания.

Общие представления о педагогике как о науке. Историческое развитие научно-педагогического знания. Педагогика — наука о воспитании. Теоретическая и технологическая функции педагогики. Описательный, диагностический и прогностический уровни теоретической функции педагогики. Проективный, преобразовательный и рефлексивно-корректировочный уровни технологической функции педагогики. Основные категории педагогики. Связь педагогики с другими науками и ее структура.

2 вопрос: Система образования в современной России.

Основные направления, общие закономерности, специфические особенности развития советско-российской школы в истории. Вопросы развития школы в программных документах. Проблема создания системы непрерывного образования. Сущность современной системы образования. Структура системы образования страны и управление ею.

3 вопрос: Содержание образования в современной школе. Государственный образовательный стандарт

Сущность содержания образования и его исторический характер. Теории формирования содержания образования. Источники и факторы формирования содержания образования. Содержание общего среднего образования (государственный образовательный стандарт). Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.

4 вопрос: Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Его логика, движущие силы.

Обучение как способ организации педагогического процесса. Функции обучения. Методологические основы обучения. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения. Виды обучения и их характеристика. Движущие силы процесса обучения.

5 вопрос: Концепции и технологии обучения.

Современные теории обучения (дидактические концепции). Развивающее обучение. Опыт педагогов-новаторов. Теория проблемного обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий. Технология обучения (постановка диагностических целей обучения, обучающий цикл, обратная связь, объективный контроль знаний).

6 вопрос: Закономерности и принципы обучения.

Понятие о закономерностях и принципах обучения. Состав принципов обучения и пути их реализации. Значение комплексной реализации дидактических принципов для эффективного обучения.

7 вопрос: Средства и методы обучения. Классификация методов обучения.

Средства обучения и их классификация. Материальные средства обучения. Средства материализации умственных усилий. Понятие и сущность метода обучения. Классификация методов обучения. Выбор методов обучения.

8 вопрос: Формы организации обучения. Урок как основная форма целостного педагогического процесса

Понятие о формах организации обучения и основная их классификация. Развитие форм организации обучения. Урок как целостная система. Типология и структура уроков. Организация деятельности учащихся на уроке. Требования к уроку. Анализ урока.

9 вопрос: Проверка, оценка и учет результатов обучения. Проверка и оценка знаний, умений и навыков как педагогическая проблема. Функции и принципы проверки. Виды, формы и методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. Психологические особенности применения различных видов оценки, содержательного оценивания.

10 вопрос: Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Деятельность как средство развития личности, ее структура. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся как дидактическое явление. Основные требования к организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке. Формы и виды организации самостоятельной работы учащихся. Уровни самостоятельной продуктивной деятельности учащихся. Ценности самостоятельной познавательной деятельности.

11 вопрос: Дифференциация обучения в современной школе. Дифференцированный подход, дифференциация и индивидуализация обучения. Внешняя (структурно-предметная) и внутренняя (внутриклассная) дифференциация. Виды и формы дифференциации (по способностям и не способностям, по интересам и склонностям, по проектируемой профессии, по темпу обучения, по степени оказываемой помощи и т.д.).

12 вопрос: Дидактическая система К.Д. Ушинского.

К.Д. Ушинский — основоположник отечественной научной педагогики. Педагогика в обширном и узком смысле; педагогика как наука и искусство. Преднамеренное и непреднамеренное воспитание. Задачи воспитания. Дидактика К.Д. Ушинского (содержание, пути, методы и приемы обучения). Учитель и его подготовка. Значение К.Д. Ушинского в истории педагогической мысли.

13 вопрос: Дидактическая система Я.А. Коменского.

Я.А. Коменский — основоположник научной педагогики. Цели и задачи воспитания. Гуманизм и пансофичность — основы системы Я.А.Коменского. Природосообразность воспитания. Возрастная периодизация, система и содержание образования. Классноурочная система. «Золотое правило» дидактики. Принципы обучения. Методы обучения. Учитель и его подготовка. Значение деятельности педагогического творчества Я.А. Коменского в истории образования и педагогической мысли.

14 вопрос: Цели и задачи воспитания

Всестороннее и гармоническое развитие личности как цель воспитания. Социально-личностная обусловленность целей воспитания. Различные подходы к определению целей и задач воспитания.

15 вопрос: Воспитание в целостном педагогическом процессе.

Характер, закономерности, противоречия, движущие силы. Содержание и результат воспитания. Основные подходы к определению содержания воспитания. Понятие содержания и его компонентов. Виды деятельности, в которые включен ребенок. Диалектика взаимодействия компонентов процесса воспитания. Характеристика программ воспитания: «Здоровье», «Ученики», «Общение», «Досуг», «Образ жизни».

16 вопрос: Закономерности и принципы воспитания.

Понятие о закономерностях и принципах воспитания, их взаимосвязь. Система принципов воспитания и пути их реализации.

17 вопрос: Методы воспитания и их классификация.

Методы. Понятие о методах и приемах воспитания, их место в целостном педагогическом процессе. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания, организации деятельности и формирования социального поведения: требование, приучение, упражнение и т.д. Методы самовоспитания, стимулирования деятельности и поведения. Взаимосвязь методов воспитания. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.

18 вопрос: Воспитательная система школы.

Понятие, структура воспитательной системы школы, динамика ее становления и развития. Авторские воспитательные системы. Гуманистическая направленность современных воспитательных систем.

19 вопрос: Теории и концепции воспитания и развития человека.

Развитие человека — процесс становления его индивидуальности, личности, формирование организма под влиянием различных факторов. Движущие силы развития человека. Факторы, влияющие на развитие личности. Концептуально-теоретические подходы к проблеме развития личности зарубежной и отечественной школами.

20 вопрос: Теория формирования ученического коллектива. Понятие о коллективе. Парное воспитание и воспитание в коллективе и через коллектив. Законы (принципы), этапы, пути формирования ученического коллектива. Коллектив и личность.

21 вопрос: Взаимодействие школы и семьи.

Сущность взаимодействия педагогов и семьи. Стили семейного воспитания и их эффективность. Психологическое просвещение в школе. Формы взаимодействия педагогов и родителей: классное собрание, формы познавательной деятельности, формы трудовой деятельности. Организация совместной деятельности родителей и детей.

22 вопрос. Проблема профориентации учащихся.

Система профориентационной работы. Основные этапы этой работы: профдиагностика, профпросвещение, профконсультации, профотбор, профадаптация. Психолого-педагогическая помощь учащимся в выборе профессии. Профессиональное самоопределение личности.

23 вопрос: Профессия учителя. Развитие педагогических способностей и мастерства учителя

Возникновение и становление педагогической профессии. Особенности педагогической профессии. Гуманистическая функция педагогической профессии. Профессиограмма как модель личности учителя.
Профессионально-педагогическая направленность личности учителя. Педагогические способности (дидактические, конструктивные, перцептивные, коммуникативные, гностические, организаторские и т.д.). Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя.

24 вопрос: Деятельность классного руководителя в школе.

Функции классного руководителя в современной школе. Система работы классного руководителя, организация и планирование воспитательной деятельности (основные блоки деятельности классного руководителя: здоровье, учеба, досуг, защита). Различные виды классного руководства в современной школе (освобожденный классный руководитель, классный воспитатель, социальный педагог).

25 вопрос: Самоуправление в школе.

Что такое ученическое самоуправление? Условия развития самоуправления. Функции ученического самоуправления. Органы самоуправления и содержание их деятельности.

26 вопрос: Внутришкольный контроль и руководство. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе. Сущность внутришкольного контроля и руководства, его функции, принципы. Виды и формы внутришкольного контроля. Социально- психологический климат в педагогическом коллективе, его основные составляющие. Стиль руководства и его эффективность.

27 вопрос: Аттестации в системе повышения квалификации учителя.
Аттестация педагогических кадров как комплексное оценивание и иитегративная форма выявления подготовки педагога. Категории профессиональной подготовки, требования к ним. Этапы подготовки аттестации и ее содержание.

28 вопрос: Мотивация учения школьников. Развитие познавательных интересов в процессе учебно-воспитательной работы.

Понятие мотивации. Внешняя и внутренняя мотивация. Познавательные и социальные мотивы учения. Типы отношения школьников к учению. Особенности развития учебной мотивации на разных этапах школьного возраста. Развитие мотива достижения.

29 вопрос: Психологические особенности младшего школьного возраста и их учет в процессе учебно-воспитательной работы.

Социальная ситуация развития. Личностные новообразования. Характеристика учебной деятельности. Особенности развития познавательных процессов. Особенности самооценки в младшем школьном возрасте. Характеристика общения со сверстниками и взрослыми.

30 вопрос: Психологические особенности среднего школьного возраста и их учет в процессе учебно-воспитательной работы.

Социальная ситуация развития. Психосексуальное развитие подростка. Характеристика учебной деятельности. Особенности развития познавательных процессов. Личностные новообразования. Развитие самосознания. Характеристика общения со сверстниками и взрослыми.

31 вопрос: Психологические особенности старшего школьного возраста (ранний юношеский возраст) и их учет, в процессе учебно-воспитательной работы Социальная ситуация развития. Личностные новообразования. Характеристика учебной деятельности. Особенности развития познавательных процессов. Развитие процесса целеполагания в старшем школьном возрасте. Характеристика общения со сверстниками и взрослыми.

32 вопрос: Развитие личности школьника.

Понятие и структура личности. Представление о личности в отечественной и зарубежной психологии (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая, когнитивная психология). Социализация личности учащегося. Основные личностные новообразования на различных этапах школьного возраста.

33 вопрос: Мышление и его развитие в процессе учебно-воспитательной работы.

Понятие мышления. Основные мыслительные операции. Виды мышления. Особенности развития мышления на различных этапах школьного возраста. Творческое мышление. Развитие мышления учащихся в учебном процессе.

34 вопрос: Способности. Развитие общих и специальных способностей в процессе учебно-воспитательной работы.

Способности. Вопрос о роли среды и наследственности в развитии способностей. Механизмы формирования и развития способностей (сенситивные периоды). Зона ближайшего развития. Общие и специальные способности. Виды интеллекта. Развитие способностей в процессе обучения школьников. Проблема одаренности.

35 вопрос. Внимание и его организации на уроке

Понятие внимания. Свойства и функции внимания. Виды внимания и их сравнительная характеристика. Особенности развития внимания на различных этапах школьного возраста. Учет индивидуальных особенностей внимания и способы его организации на уроке.

36 вопрос: Память. Развитие памяти учащихся в процессе обучения.
Память. Физиологические основы. Теории памяти. Виды памяти и их особенности. Характеристика процессов памяти. Особенности развития памяти на различных этапах школьного возраста. Условия улучшения запоминания.

37 вопрос: Психология групп и коллективов. Учет межличностных отношений при организации учебно-воспитательной работы. Классификация групп, признаки группы. Развитие малой группы, ролевая структура малой группы. Влияние группы на человека. Структура школьного класса, методы диагностики.

38 вопрос: Умственное воспитание школьников.

Цели и задачи умственного воспитания. Умственное воспитание и развитие. Факторы и источники умственного развития. Характерные черты развитого цикла. Умственное воспитание в процессе усвоения наук. Значение материального и формального образования в умственном развитии.

39 вопрос: Формирование мировоззрения учащихся.
Мировоззрение как педагогическая категория. Сущность научного мировоззрения человека. Сущность процесса формирования мировоззрения Формирование научного мировоззрения в процессе усвоения основ наук. Влияние активной деятельности школьника на его мировоззрение.

40 вопрос: Нравственное воспитание школьников.

Мораль и нравственность. Цели и задачи нравственного воспитания школьников. Содержание, методы и формы нравственного воспитания. Нравственное воспитание как процесс интериоризации нравственных ценностей. Критерии нравственной воспитанности школьников.

41 вопрос: Эстетическое воспитание школьников.

Сущность, функции, задачи. Эстетическое воспитание как система. Эстетическое воспитание в процессе обучения и во внеклассной работе. Критерии эстетической воспитанности.

42 вопрос: Политехническое обучение и трудовое воспитание школьников.

Политехническое обучение и трудовое воспитание в современной школе. Сущность политехнического обучения, его предпосылки. Содержание и пути осуществления политехнического обучения в современной школе, его взаимосвязь с трудовым воспитанием школьников.

43 вопрос: Экологическое воспитание и образование школьников.
Цель, задачи, содержание экологического воспитания. Экологическоевоспитание школьников в органичном единстве учебной и внеурочной деятельности. Формы природоохранительной деятельности учащихся.

44 вопрос: Физическое воспитание школьников.

Физическое воспитание в школе и проблема формирования здорового образа жизни. Физическая культура как цель физического воспитания. Задачи и функции физического воспитания. Сущность и система физического воспитания. Физические и нравственные аспекты антиалкогольного и антиникотинного воспитания. Взаимосвязь физического воспитания с другими сторонами воспитательного процесса (умственной, эстетической, трудовой и т.д.). Ценностно-ориентационный подход в физическом воспитании школьников.

45 вопрос: Воспитание гражданственности школьников.
Гражданственность как синтез политического, нравственного, правового сознания и поведения членов общества, выражающих их отношение к Отечеству как объективной (социально значимой) и субъективной (личностно-значимой) ценности. Цели и функции гражданского воспитания: формирование политической, демократической, нравственной, правовой культуры подрастающего поколения; патриотическое и планетарное воспитание школьников. Принципиальная мировоззренческая и активная поведенческая позиция личности как критерий гражданского воспитания. Воспитание гражданственности в учебном процессе и во внеучебной деятельности школьников.

46 вопрос: Методология и методы научно-педагогического исследования.

Понятие о методологии педагогики и ее уровнях. Дескриптивная и прескриптивная методология. Философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический уровни методологического знания. Организация педагогического исследования. Система методов и методика педагогического исследования. Традиционно-педагогические методы: наблюдение, изучение опыта, анализ школьной документации, изучение продуктов ученического творчества, беседа, интервьюирование. Педагогический эксперимент как научно-поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Педагогическое тестирование. Методы изучения коллективных явлений: анкетирование, шкалирование, социо

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закономерности и принципы обучения iconПринципы муниципального избирательного права
«принципы избирательной системы», «принципы выборов», «принципы организации и проведения выборов», «принципы избирательных прав»....
Закономерности и принципы обучения iconМетодические рекомендации для студентов заочного отделения обучающихся по специальности
Составьте конспект по теме «Законы, правила, закономерности, принципы и аспекты охраны окружающей среды»
Закономерности и принципы обучения iconАннотации программ учебных дисциплин профиля
Микроэкономика – это наука, изучающая принципы и закономерности функционирования предприятия (фирмы, организации) как хозяйственной...
Закономерности и принципы обучения iconМетодика обучения учащихся 5-7х классов элементам графической грамоты...
Методика это теория обучения, раскрывающая закономерности процесса обучения.[8]
Закономерности и принципы обучения iconОбщие вопросы специальной дошкольной педагогики
Специальная дошкольная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы, формы органи­зации процесса...
Закономерности и принципы обучения iconРеферат по дисциплине «Групповое проектное обучение»
В данной работе были изучены история, текущие проекты и перспективы развития квантовой электроники, общие принципы и закономерности,...
Закономерности и принципы обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель практики подготовка к целостному выполнению функций учителя-воспитателя начальных классов, знающего закономерности и принципы...
Закономерности и принципы обучения iconТеория социального управления: Монография. К.: Мауп, 1996. 408 с
Рассмотрены основные социальные законы и закономерности социального управления, концепции власти и научные школы мирового менеджмента,...
Закономерности и принципы обучения iconОдс. 08 Частные методики адаптивной физической культуры
Цель дисциплины: освоить студентами закономерности, основные принципы и особенности методики адаптивной физической культуры в работе...
Закономерности и принципы обучения iconРешение кафедры
Принципы современного производственного обучения. Особенности производственного обучения?
Закономерности и принципы обучения iconПринципы построения и архитектура ЭВМ история развития компьютеров – 2ч
В нашу эпоху компьютер занимает важное место в жизни человека. Кто-то использует компьютер для игр, кто-то для обучения, некоторые...
Закономерности и принципы обучения iconАндрагогика: принципы практического обучения для взрослых
Являясь сформировавшейся личностью, он ставит перед собой конкретные цели обучения и стремится к самостоятельности, самореализации,...
Закономерности и принципы обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тематическое планирование по биологии «общие закономерности» в 9 классе интегрированного обучения
Закономерности и принципы обучения iconОгромен и разнообразен окружающий нас мир природы. Но каждый человек...
Содержанием ее являются основные идеи наук о природе, принципы, закономерности, не оторванные друг от друга, а составляющие единство...
Закономерности и принципы обучения iconЗакономерности и процессы развития городского (сельского) расселения: региональный аспект
Мгиу. Темы рефератов по экон географии /для студентов очной формы обучения всех специальностей
Закономерности и принципы обучения iconПлан: Введение Error: Reference source not found Введение 3 Закон...
Целью работы является общее представление о закономерностях развития биологических систем. И как можно было увидеть, закономерности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск