Скачать 0.75 Mb.
|
ПРАКТИКА ПЕРВЫЕ ДНИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ для студентов 4,5 курса специальность «Педагогика и методика начального образования»
ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ЦЕЛЬ ПРАКТИКИ - подготовка к целостному выполнению функций учителя-воспитателя начальных классов, знающего закономерности и принципы образовательного процесса и умеющего использовать их в своей профессиональной деятельности. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ 1. ПЕДАГОГИКА: - наблюдение, дидактический анализ урока (Задание № I), комментарий организационно-педагогической деятельности учителя в первые дни пребывания ребенка в школе; - проведение игрового “часа общения”, описание содержания и структуры игры-тренинга (Задание № 2); - изготовление информационно-педагогического бюллетеня для родителей первоклассников (Задание № 3); - проведение прогулки с младшими школьниками (см. алгоритм) (Задание № 4). 2. ПСИХОЛОГИЯ: - изучение психологических особенностей адаптации первоклассников к школе. ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ 1. ПЕДАГОГИКА: - дневник педагогической практики. - приложения: а) протокол наблюдаемого урока с дидактическим анализом и комментарием к нему; б) карточки с описанием содержания игры-тренинга; в) информационно-педагогический бюллетень (формат -1/4 ватмана); г) описание прогулки. 2. ПСИХОЛОГИЯ: - отчет о выполнении задания по психологии - “психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе”. Внимание! Отчетная документация по педпрактике сдается на кафедру педагогики. П. ПЕДАГОГИКА. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ. Ключевые слова: дидактическая цель, учебная задача, форма, метод, средство, структура, познавательная деятельность, дифференциация, вариативность, оценка, самооценка, самоанализ, комментарий. Задание 1. УРОК: НАБЛЮДЕНИЕ, АНАЛИЗ, КОММЕНТАРИЙ При наблюдении и анализе уроков обращается внимание на особенности организации уроков в первую неделю сентября. Дидактическая цель - применение разнообразных форм, методов, средств обучения, организация воспитательного процесса и их взаимодействие; активизация познавательной деятельности учащихся. Схема анализа урока
Комментарий организационно-педагогической деятельности учителя в первые дни пребывания детей в школе проводится по следующим параметрам:
- усвоение элементарных правил поведения ученика в учебном процессе (уметь тихо вставать из-за парты; изъявлять желание отвечать на вопросы учителя; сидеть за партой; показать, что хочешь вы сказаться; выходить из класса и входить в класс; просить у учителя ручку; знать, насколько громко отвечать знать; и пр.);
- наблюдение за работой учителя по оформлению доски на уроке, проведению физкультминутки, учету индивидуальных особенностей детей, организации режима дня первоклассника. Размышляя о своем педагогическом будущем... Если бы я был на месте учителя, я бы Какие профессиональные задачи-проблемы я хочу поставить перед собой на ближайшее будущее: знать уметь прогнозировать ЛИТЕРАТУРА
10.Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей // Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать... - М., 1994. Задание 2. ОБЩЕНИЕ, КОММУНИКАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ Ключевые слова: коммуникация, тренинг, общение, сотрудничество, анкетирование, игра, эмпатия, аутентичность. Умение общаться, готовность к общению в значительной мере определяют роль и место человека в обществе и формируются в семье и учителем в школе. Профессионализм учителя в организации общения в классе проявляется в следующем:
Цель воспитательной работы в первые месяцы пребывания ребенка в школе -формирование внутриклассных отношений. Учитель стремится познакомить детей, подружить, вызвать у них доверительные чувства, доброе отношение друг к другу, заинтересовать совместной деятельностью, привить желание трудиться в коллективе. Новый для первоклассников вид деятельности - учение, а также вся внеурочная работа (и, прежде всего, совместные игры) способствуют формированию коммуникативных умений и навыков, развивают качества, важные для общения. К ним относятся: эмпатия, доброжелательность, аутентичность, конкретность, инициативность, непосредственность, открытость, принятие чувств другого человека, конфронтация, умение слушать. Лучший способ познакомить детей друг с другом, подружить, объединить в общность - совместная деятельность, построенная на сотрудничестве и взаимопонимании. Педагогический практикум I. Обсуждение с ребенком решения следующих этических задач:
II. Анкета для родителей.
Разборчиво подпишите анкету. Спасибо! III. Давайте играть! Задание 1. “Это я” С помощью бумаги, клея и ножниц сделайте автопортрет и представьте его всем. Задание 2. Выдуманная автобиография Придумайте автобиографию (вы можете жить в любое время, в любой стране или, может, вообще вы не с нашей планеты). Задание 3 .Духовная природа человека Напишите на доске большими буквами слово ЛЮБОВЬ. Попросите детей дать по одному определению значения этого слова. Например: нежная, светлая, радостная, волшебная, трогательная и пр. Предложите каждому назвать одно слово, которое для него (нее) связано с любовью. Например: мама, свет, ласка, тепло и пр. Все ответы записываются на доске и считаются правильными. Затем всем классом из записанных на доске определений выводим общее понятие любви. Предложите детям завести тетрадь для таких определений. Задание 4. Игра “Кинолента” Учитель объявляет название фильма, который сейчас будет создаваться классом (например, “Мой любимый город Мурманск”). Каждый говорит по одному слову, чтобы воссоздалась ситуация, связанная с данной темой. Например: сопка, порт, северное сияние и др. Задание 5. Игра “Наши любимые дела” Попросите детей нарисовать четыре своих любимых дела и рассказать о них. После того, как все дети выполнят это задание, предложите им сделать стенд “Наши любимые дела”. Задание 6. Игра “Самый умный” (добрый, счастливый, мужественный и т.д.) Представьте, что вы разговариваете с самым умным человеком на земле. Какие бы три вопроса вы задали ему? Размышляя о своем педагогическом будущем…. Если бы я был классным руководителем, то я бы обсудил: а) с детьми ................................................ . ................. б) с родителями ............................................................ Владею ли я коммуникативными навыками?. Какие мне следует развить? ЛИТЕРАТУРА
Задание 3. ШКОЛА-РОДИТЕЛИ-ДЕТИ. Ключевые слова - родительское собрание, консультация, памятка, тест, конфликт, традиции, режим дня, Кольское Заполярье, отношения. Всегда союзником школы в деле воспитания ребенка были и есть родители, семья. Однако, как показывает опыт, родители не всегда достаточно педагогически подготовлены к проблемам, с которыми сталкивается ученик в стенах школы. Помогает разобраться во взаимоотношениях семьи и школы учитель, который рассказывает о разных аспектах жизни и деятельности ученика в школе, разъясняет особенности социально-педагогической адаптации ребенка к ее условиям, раскрывает пути и средства становления личности школьника. В данном разделе студентам предлагаются следующие направления для работы с родителями:
Учитель включает родителей в работу педагогического всеобуча, проводит консультации, организует изучение памяток и работу с ними, проводит тестирование. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Семья в гражданском воспитании личности. - Воспитание у младших школьников уважительного и заботливого отношения к родителям. - Как воспитать у ребенка готовность к общению? - Родительские надежды и реальные способности ребенка. - Роль родителей в половом воспитании детей. - Семейные конфликты и их влияние на становление личности мальчика и девочки. - Влияние родителей и сверстников на становление личности девочек и мальчиков. -Семейные и культурно-этнические традиции в воспитании детей, населяющих Кольское Заполярье. - Особенности воспитания детей в семье моряка, военнослужащего, учителя и т.д. - Молодая семья - формирование традиций семейного воспитания. - Старшее поколение (бабушки, дедушки...) в воспитании детей. - Аспекты семейного воспитания в странах мира. II. Главное — сохранить здоровье ребенка.
III. Научить учиться - общая задача школы и семьи.
- О рабочих принадлежностях. - Как привить детям любовь к чтению. - Как помочь ребенку более успешно усвоить материал по математике. - Домашняя учебная работа младшего школьника - путь к самостоятельности. - Воспитание у младших школьников ответственного отношения к учению. - Телевидение: друг или враг? Телевидение и книга. Примерная тематика консультаций для родителей:
• Как учить уроки дома. Памятка для родителей 1. Только в союзе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель - ваш первый советчик. Поддерживайте его авторитет. 2.Старайтесь посещать каждое родительское собрание и занятие. Оперативно реагируйте на приглашение прийти в школу. Если не можете прийти, сообщите, пожалуйста, об этом учителю заблаговременно. 3.Систематически интересуйтесь школьными делами ребенка. Радуйтесь успехам маленького школьника. Не огорчайтесь его временными неудачами. 4.В случае необходимости оказывайте ребенку разумную помощь. Помощь и контроль не должны обижать ребенка. Главная задача сейчас - помочь ему обрести уверенность в своих силах, полюбить учение. 5.Нацеливайте ребенка на умение отвечать на вопросы: “Почему?”, “Как?”, “Можно ли это сделать по-другому?”. 6.Терпеливо и заинтересованно выслушивайте рассказы ребенка. Делиться с близкими своими переживаниями - естественная потребность младших школьников. 7.Оказывайте школе посильную помощь в организации досуга детей. Не ждите просьбы учителя. Проявите инициативу. Ваша помощь школе поможет вам овладеть искусством семейного воспитания и положительно скажется на ваших отношениях с детьми. 8.Важное условие повышения уровня педагогической культуры семьи - регулярное педагогическое самообразование. Не жалейте времени на чтение книг по семейному воспитанию. Они помогут вам избежать ошибок. Заповеди первоклассника
• По-чаще говори: “Давай дружить”, “Давай играть”, “Давай водиться”, “Давай вместе пойдем”. • Не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты любимый мамин ребенок. Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а мама будет ждать и думать о тебе. Дорогу переходи внимательно, не торопись! Практикум для родителей “Знаете ли вы своего ребенка?”
Тест “Педагогическая баллада” В качестве приема, помогающего родителям в решении проблемы - НАСКОЛЬКО ПЕДАГОГИЧНО ИХ СОБСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ, целесообразно использовать тест, который разработал польский психолог Ежи Камински.
(Да, часто - 1 балл; иногда - 3; принципиально нет - 5.) 6. Хотели бы вы, чтобы у вашего ребенка никогда не было от вас тайн? (Да - 1 балл; иногда - 3; нет, не хочу - 5.) 7. Ваш ребенок послушен? (Всегда - 5 баллов; иногда - 3; нет - 1). 8. Требуете ли вы от ребенка выполнения всех обязанностей, которые, по вашему мнению, он должен выполнять? (Да, всегда - 5 баллов; иногда - 3; нет - 1.) 9. Следите ли вы за специальной педагогической литературой? (Да - 5 баллов; иногда - 3; нет - 1). А теперь подсчитайте набранные баллы. От 10 до 23 баллов. Боимся, что вы неверно воспитываете детей. Причем, чем меньше вы набрали баллов, тем в большей степени это проявляется. Если вы в ближайшее время коренным образом не измените методы воспитания, вполне может случиться, что ваш ребенок будет постоянно огорчать вас или замкнется. |