История экономических учений





Скачать 94.74 Kb.
НазваниеИстория экономических учений
Дата публикации12.04.2015
Размер94.74 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Экономика > Программа курса
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

Кафедра экономической методологии и истории

________________________________________________

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
(Раздел II, модуль 2)

Программа курса и план семинарских занятий

(Бакалавриат, 2 курс, 2 модуль)

Москва – 2008

Базовый учебник и ридер

Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000 (или др. год издания). Далее: ИЭУ-2000.

Ридеры:

  1. История экономических учений. Ридер-III (Неоклассика и альтернативные течения). Составители – В.С. Автономов и П.Н. Клюкин. М.: ГУ-ВШЭ, 2007.

Формы контроля:

  • Текущий контроль осуществляется на основе оценки знаний и активности студента, проявляемых на семинарских занятиях (в том числе по итогам текущих проверочных контрольных), а также по результатам проверки письменных работ а) по итогам модулей, б) эссе и в) реферата.

  • Промежуточный контроль знаний проводится в форме письменных зачетов или контрольных работ по итогам каждого модуля (60 мин.).

  • Зачетная оценка (по итогам 1-2 модулей 2-го курса) определяется по накопительной системе и получается как частное от деления суммарной оценки в баллах на 10. Суммарная балльная оценка (максимум – 100 баллов) складывается из:

  1. оценки работы на семинарах за период после предшествующего зачета (до 50 баллов);

  1. оценки за рубежную контрольную работу (до 20 баллов);

  2. оценки за зачетную контрольную работу (до 30 баллов);

При этом в суммарный актив студента, необходимый для выставления итоговой оценки, может быть зачислено максимум 15 баллов за каждый из 3-х разделов обучения.

  • Итоговый контроль знаний проводится в виде устного экзамена.

  • Итоговая оценка определяется как частное от деления суммарной оценки в баллах на 10. Суммарная балльная оценка (максимум – 100 баллов) складывается из:

  1. суммы зачетных оценок (до 30 баллов)

  2. оценки работы на семинарах за период после последнего зачета (до 15 баллов);

  3. оценки за письменные эссе (до 10 баллов) и реферат (до 15 баллов);

  1. оценки за устный экзамен по итогам курса (до 30 баллов).

Требования к реферату:

Реферат - это самостоятельная письменная работа студента на тему, предложенную преподавателем. Он должен содержать:

- введение, содержащее постановку проблемы;

- основную часть, содержащую логически выдержанное изложение темы (предпосылок и путей решения поставленной проблемы);

- краткие выводы, обобщающие позицию автора по проблеме;

- список использованной литературы (указывается только та литература, которой фактически пользовался автор; все случаи использования источников - цитаты, сведения, оценки и т.д. - отмечаются ссылками в виде сносок или примечаний с указанием страниц источника).

Объем реферата должен составлять 7-10 страниц (до 4 тыс. слов) печатного текста (шрифт Times, размер 12, полуторный интервал). Включение в реферат материалов, не имеющих прямого отношения к теме, а также источников, не указанных в базовом списке литературы (в частности, текстов из Интернета), служит основанием для признания работы не соответствующей требованиям или существенного снижения общей оценки. Срок сдачи реферата – до 31 января 2008 г.

Реферат оценивается по следующим критериям:

  1. самостоятельность выполнения работы, способность аргументировано защищать основные положения и выводы (+/-); реферат, выполненный несамостоятельно, по другим критериям не оценивается;

  1. соответствие формальным требованиям: структура, наличие списка литературы, сносок, грамотность изложения /до 1,5 (эссе) —3 баллов (реферат)/;

  1. способность сформулировать проблему /до 1,5 (эссе) —3 баллов (реферат/;

  1. уровень освоения темы и изложения материала: обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмысливать выявленные факты, логика изложения /до 5 (эссе) — 12 баллов (реферат)/;

  1. четкость и содержательность выводов /до 2 баллов/.

Основные критерии оценки знаний на итоговом устном экзамене:

  1. знакомство с основными фактами истории экономической мысли в пределах программы курса;

  1. понимание общей логики становления и развития основных научных школ и традиций;

  1. умение определить их вклад в развитие экономической науки;

  1. знание исторических корней основных направлений современной экономической мысли;

  1. общая эрудиция и способность ориентироваться в структуре современного экономического знания.


Программа курса (раздел II, модуль 2)

Тема 6. Альфред Маршалл, микроэкономика и предпринимательство

6.1. А. Маршалл – реформатор экономической науки.

А. Маршалл – завершитель маржиналистской системы. Преемственность и новаторство. Синтез рикардианской и маржиналистской теорий ценности. Установка на практичность экономической теории. Метод частичного равновесия. Эволюция и равновесие у Маршалла. Принцип непрерывности. Отношение к применению математики в экономической теории Особенности терминологии и предмета «экономикс».

Исследование рынков и отраслей: законы убывающей и возрастающей доходности. Роль предпосылки о постоянной отдаче от масштаба. Метод частичного равновесия. Теория полезности и спроса. Теория издержек и предложения. Влияние фактора времени и типы равновесия. Эластичность и эффект отдачи от масштаба. Понятие репрезентативной фирмы. Потребительский излишек, кривые предложения и государственное вмешательство.

Экономико-политическая доктрина кембриджской школы. А.Пигу о принципах государственного регулирования. Дж. М. Кейнс о Маршалле.

Критика маршаллианского метода П.Сраффой. Теории монополистической и несовершенной конкуренции (Э. Чемберлин, Дж. Робинсон).
6.2. Эволюция теории потребительского выбора.

Позитивистская критика понятия полезности. Кардинализм и ординализм. Депсихологизация теории потребительского выбора. Парето, Слуцкий, Хикс – Аллен. Предельная норма замещения вместо предельной полезности. Выявленные предпочтения Самуэльсона. Потребительские характеристики Ланкастера. Г.Беккер: потребление как производство.

6.3. Теории предпринимательской функции и предпринимательской прибыли.


Отсутствие места для предпринимательской прибыли в маржиналистской теории распределения доходов. Два подхода к проблеме предпринимательства. Предпринимательство как самостоятельный фактор производства и прибыль как факторный доход. Предпринимательская прибыль как остаточный доход за выполнение предпринимательской функции. Отождествление предпринимателя и капиталиста в английской классической политической экономии. Предпринимательская функция как несение бремени риска неопределенных доходов - Р.Кантильон, И. фон Тюнен. Разграничение понятий риска и предпринимательства Ф. Найтом. Предпринимательская функция как координация факторов производства – Ж.-Б.Сэй. Предприниматель и буржуа у В. Зомбарта.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ 7. Маршаллианская кривая спроса

и метод частичного равновесия

Вопросы к обсуждению:

1. Маршалл о невозможности прямого измерения удовлетворения или желания.

2. При какой предпосылке закон убывающей полезности можно перевести на язык цен?

3. Что Маршалл понимает под спросом, под «увеличением спроса»? В чем разница трактовки спроса Маршаллом и Кернсом?

4. Трудности определения кривой спроса. Роль фактора времени.

5. Принцип построения кривой спроса в теории Маршалла. Неизменная стоимость денег: в чем смысл и значение этой предпосылки? В чем отличие принципов Маршалла и Вальраса в построении кривой спроса. Роль функций полезности. Предшественники и ближайшие последователи Маршалла в теории спроса.

6. Определение рыночного равновесия. Учет смежных отраслей при определении рыночного равновесия.

7. Задачи экономической науки в представлении Маршалла. Определение частичного равновесия. В чем его отличие от общего экономического равновесия? Методологическое значение принципа частичного равновесия в экономической теории. Сильные и слабые стороны маршаллианского метода.
Основная литература:
1. Маршалл А. Основы экономической науки. М.: Эксмо. 2007. кн. III, гл. 3-4 (с. 139-147, 154-157); Т. 2, кн. V, гл. 6 (с. 383-393); Математическое приложение. Замечание II. Т. 3 (с. 792-793). (См.: РИДЕР-III) .

2. ИЭУ-2000, гл. 15, с. 255-271.

Дополнительная литература:
1. Сраффа П. Законы доходности в условиях конкуренции // Сраффа П. Производство товаров посредством товаров. М., 1999, с. 137-156 (Хрестоматия-XI).

2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. Гл. 9 (1, 6-8, 11, 12); гл. 10 (1-5, 8-9, 11-14, 16, 18-24, 26-27, 29, 31, 35, 37).

3. Хайлбронер Р. Философы от мира сего. М.: Колибри. 2008. Гл. 6, с.260-268.

ЗАНЯТИЕ 8. Маршалл: издержки фирмы и фактор времени

Вопросы к обсуждению:

1. Критерий разграничения экономических периодов на короткие и длинные. Виды равновесия с учетом фактора времени. Сколько периодов рассмотрения выделяет Маршалл? Есть ли здесь преемственность с воззрениями классических экономистов и экономистов австрийской школы?

2. Классификация издержек. Включение фактора издержек в теорию равновесной цены: версия Маршалла. Рыночное равновесие: оправданы ли предпосылки его единственности и устойчивости?

Основная литература:

1. Маршалл А. Основы экономической науки. М.: Эксмо, 2007. Кн. V. Гл. 2, 3, 7, 8, 9, 11 (См.: РИДЕР-III).

2. ИЭУ-2000. Гл. 15. С. 265-269.

Дополнительная литература:

Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры. Доклады // Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., Экономика, 1989, с. 172-224 (Хрестоматия-XI, с. 70-125, о Маршалле).

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. Гл. 9, 10.

ЗАНЯТИЕ 9. Маршалл: понятие репрезентативной фирмы и законы доходности
Вопросы к обсуждению:

1. Что Маршалл подразумевал под "репрезентативной" фирмой? В чем конструктивное значение этого приема?

2. Закон убывающей отдачи.

3. Внутренняя и внешняя экономия как следствие организации производства.

4. Соотношение тенденций к возрастанию и убыванию отдачи.

5. Законы доходности как аргумент в дискуссии о свободе конкуренции и государственном регулировании.
Основная литература:

1. Маршалл А. Основы экономической науки. М.: Эксмо. 2007. Кн. V, гл. 12-13 (См.: РИДЕР-III)

2. ИЭУ-2000, гл. 15.

Дополнительная литература:

Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993. Кн. IV, гл. 3, п. 1, 2, 6; гл. 9, п. 7; гл.11, гл. 13, Приложение Н. (См. также в издании: Хрестоматия-XI).

Сраффа П. Законы доходности в условиях конкуренции //Хрестоматия-XI (к пункту 6).

ЗАНЯТИЕ 10. А. Маршалл и А. Пигу: принципы государственного регулирования

Вопросы к обсуждению:

1. Правила налогообложения и субсидирования отраслей с различными тенденциями отдачи у Маршалла.

2. Смысл и соотношение понятий «национальный дивиденд», «предельный чистый частный продукт», «предельный чистый общественный продукт». Почему возникают расхождения в их величине?

3. Соотношение между предельным чистым частным продуктом и предельным чистым общественным продуктом для отраслей с различным типом зависимости издержек от масштаба производства. Возможные направления государственного воздействия с целью увеличить национальный дивиденд.

Основная литература:

Маршалл А. Основы экономической науки. Кн. V, гл.13. М.: Эксмо, 2007 (См.: РИДЕР-III).

Пигу А. Экономическая теория благосостояния. М., 1985. Ч. 1. Гл. 3; Ч. 2. Гл. 2, 8, 10. (См.: РИДЕР-III).

Дополнительная литература:

ИЭУ-2000. Гл. 14, 15.

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. Гл. 9, п. 13-16; гл. 16, п. 7.

ЗАНЯТИЕ 11. Неопределенность и риск в концепции Ф. Найта

Вопросы к обсуждению:

1. Три различных типа вероятности и их применимость в экономике.

2. Риск (как априорная или статистическая вероятность) и «истинная неопределенность».

3. Отклонения людей от вероятностной логики. Различия объективной и субъективной вероятности.

4. Два элемента неопределенности экономической деятельности.

5. Основные способы уменьшения неопределенности. Роль неопределенности в возникновении рынка.

6. Институты, призванные уменьшить неопределенность: страхование, укрупнение масштабов предприятия, изменение организационной формы предприятия, специализация функции адаптации к неопределенности, распространение информации для производителей и потребителей.

Основная литература:

Найт Ф. Риск, неопределенность и прибыль. М.: Дело, 2003. С. 209-252. (См.: РИДЕР-III, с. 133-155).

Дополнительная литература:

ИЭУ-2000. Гл. 18.
ЗАНЯТИЕ 12. Теория фирмы Ф. Найта

Вопросы к обсуждению:

1. Неопределенность как причина возникновения предприятия с системой наемного труда, ответственностью и контролем предпринимателя.

2. Из чего состоит доход предпринимателя? Прибыль как плата за осуществление специфической функции предпринимателя.

3. Прибыль как остаточный, невменённый доход. От чего зависит размер прибыли?

4. В чем Найт видит главную разницу между наемным менеджером и предпринимателем?

5. Чистая прибыль. Различие между чистой прибылью и процентом как доходом от собственности. Связь прибыли с истинной неопределенностью.
Основная литература:

Найт Ф. Риск, неопределенность и прибыль. М.: Дело, 2003. С. 253-296. (См.: РИДЕР-III, с. 155-177).
Дополнительная литература:

ИЭУ-2000. Гл. 29, 30.
Ответственный за выпуск: к.э.н., доцент П.Н. Клюкин

-

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История экономических учений iconМетодические рекомендации по написанию курсовой работы по «Истории экономических учений»
Рф для экономических специальностей. История экономических учений – экономическая наука, изучающая генезис и эволюцию экономического...
История экономических учений iconРабочая программа дисциплины «История экономических учений»
Дисциплина «История экономических учений», индекс б. 2 относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла...
История экономических учений iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2008 (или...
История экономических учений iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2008 (или...
История экономических учений iconМетодические указания по изучению курса «История экономических учений»
Учебный курс истории экономических учений связан с такими учебными курсами как: экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика,...
История экономических учений iconИстория экономических учений Методические указания по самостоятельной...
Методические указания предназначены для студентов 1-го курса очной формы обучения, изучающих историю экономических учений. Данные...
История экономических учений iconУчебно-методический комплекс наименование дисциплины История экономических...
...
История экономических учений iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000-2009....
История экономических учений iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000-2009....
История экономических учений iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000-2009....
История экономических учений iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000 (или...
История экономических учений iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000 (или...
История экономических учений iconЦели и задачи курса «История экономических учений» Цель изучения...
Х1х-хх вв.; основных представителей ведущих научных школ и направления их научного поиска, а также значение их исследования для современной...
История экономических учений iconПрограмма по дисциплине «История экономических учений»
Учебная программа по дисциплине «История экономических учений» составлена в соответствии с требованиями фгос впо. Предназначена для...
История экономических учений iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «история экономики и экономических учений»
Учебная программа дисциплины «История экономики и экономических учений» разработана для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент...
История экономических учений iconРабочая учебная программа по дисциплине «История экономических учений»...
История экономических учений [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 68 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск