Программа по дисциплине «История экономических учений»





Скачать 391.33 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине «История экономических учений»
страница1/4
Дата публикации24.05.2015
Размер391.33 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Экономика > Программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ЭКОНОМИКИ
КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ


ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Рабочая программа учебной дисциплины
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
080100.62 ЭКОНОМИКА


Владивосток

Издательство ВГУЭС

2013

ББК 65.02

Учебная программа по дисциплине «История экономических учений» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. Предназначена для студентов направления Экономика 080100.62 подготовки высшего профессионального образования.


Составитель:

Николаева Лидия Александровна, канд.экон.наук, доцент

Гетман Ольга Викторовна, старший преподаватель кафедры мировой экономики и международных отношений

Учебная программа утверждена на заседании кафедры МЭТ от 16.05.2013 г., протокол № 11, редакция 2013г.

Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС.

© Издательство ВГУЭС 2013

ВВЕДЕНИЕ
История экономической мысли начинается с тех незапамятных времен, когда люди впервые задумались над целями своей хозяйственной деятельности, способами и средствами их достижения, отношениями, складывающимися между людьми в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными товарами и услугами. Многообразна сфера экономической мысли, поле приложения размышлений, выводов и практических решений: здесь и общие закономерности экономики, и особенности экономики отдельных отраслей, и проблемы размещения производства, и денежное обращение, и эффективность капиталовложений, и налоговая система, и методы ведения учета доходов и расходов, и история экономики, и хозяйственное законодательство.

Экономические учения значительно моложе экономической мысли. История экономических учений начинается с ХVI века; ее истоки неразрывно связаны со становлением капиталистического товарного хозяйства.

Актуальность изучения данной дисциплины определяется объективностью существования экономических отношений и, что особенно важно, поступательным переходом экономики России к цивилизованному рынку и вхождением в мировую экономическую и политическую систему. История экономических учений изучает эволюцию взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ. Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционирует трактовка базовых категорий, совершенствуются методы экономических исследований. Изучая эволюцию экономических концепций, необходимо уяснить, как разворачивается процесс формирования и обогащения знаний об экономике, как и почему многие идеи прошлого и сегодня сохраняют свою актуальность, каким образом они влияют на наши современные представления.

История экономических учений помогает понять общую направленность эволюции экономической науки, трансформацию ее генеральных направлений, взаимосвязь с экономической политикой, принятием стратегических и оперативных решений.

Абсолютное большинство историко-экономических проблем носит не только теоретический, но самым непосредственным образом выходят «на поверхность» общественной жизни, они тесно связаны с практикой историко-экономического развития, преодоления противоречий и сложностей в обществе. Подобный характер историко-экономической науки предполагает наличие у студента не только знания категорий и понятий, но и умения использовать их в качестве инструментария для непосредственного историко-экономического анализа реальных историко-экономических проблем. Иными словами, изучая историю экономических учений, студент должен совершать собственные интеллектуальные усилия, а не только нагружать память, механически заучивая те или иные положения.

Формирование знания и навыков студентов осуществляется в ходе лекционных и семинарских занятий, выполнение индивидуальных заданий, самостоятельной работы, написания рефератов, выступлений с докладами, ответов на тесты.

Задачи изучения дисциплины определяются требованиями к подготовке кадров, установленными в квалификационной характеристике бакалавров по направлению Экономика, требованиями к знаниям и умениям, которыми они должны обладать. Основная задача состоит в умении использовать приобретенные теоретические знания в конкретной практической деятельности.

В рамках формирования общекультурных и профессиональных компетенций изучение данной дисциплины, выполнение заданий преподавателя способствует формированию у студентов таких навыков, как:

        • развитие современного стиля экономического мышления;

        • владение методологией экономического исследования;

        • анализ экономических явлений, процессов и институтов во взаимосвязи на микро- и макроуровне;

        • умение работать самостоятельно, развивать профессиональные качества;

        • развитие интеллекта и творческого мышления.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины «История экономических учений» осуществлялось и продолжает развиваться коллективом преподавателей кафедры мировой экономики и экономической теории Владивостокского государственного университета экономики и сервиса на основе глубокого осмысления накопленного опыта преподавания дисциплин «Экономика» и «Экономическая теория», критического анализа различных методик изложения материала и рассмотрения лучших образцов российских и зарубежных материалов в этой области: учебных пособий, задачников, журналов и т.п.

1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1 Цели освоения учебной дисциплины

Цель изучения данной дисциплины - дать представление об основных этапах и особенностях систематизации экономических идей и воззрений в экономическую теорию и выявить значимость для практики хозяйственной жизни творческого наследия видных экономистов, способствующих возникновению различных теоретических школ, течений и направлений экономической мысли. Сформировать на этой основе часть общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения по обозначенным направлениям подготовки высшего профессионального образования.

История экономических учений исследует, под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционируют трактовки базовых категорий, совершенствуются методы экономических исследований. История экономических учений представляет собой ступени познания экономической науки, помогает понять логику, взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций.

Знакомство с различными направлениями в экономической науке позволяет полнее уяснить взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновения, потребностями экономической практики, интересами различных социальных групп, народов, стран. Важно понять последовательность, причины эволюции научных положений, идей, их связь с происходящими изменениями в экономической практике.

Соотнесение историко-экономических закономерностей с жизнью, умение достигать аналитического знания предполагает наличие у студента мировоззренческой культуры, философского фундамента. Историко-экономический анализ экономической действительности, формулирование выводов осуществляется, прежде всего, в процессе творческой дискуссии, протекающей с соблюдением методологических требований к научному познанию, достижению истины.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами)

Дисциплина «История экономических учений» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, базовой части (Б.3/базовая). Освоение дисциплины базируется на компетенциях, сформированных на предыдущем уровне образования (среднее общее, среднее профессиональное образование) по таким дисциплинам, как «Обществознание», «История». Освоение «Истории экономических учений» необходимо студентам для успешного изучения гуманитарных и прикладных дисциплин по направлению «Экономика», а также для формирования экономического образа мышления, характерного для современного общества, осуществляющего жизнедеятельность в условиях рыночных отношений.

1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины.

Теоретические и практические знания, полученные в процессе изучения «Истории экономических учений», формируют по направлениям следующие общекультурные и профессиональные компетенции.

ОК-1 - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

ОК-6 - способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ПК-14 - способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы;

ПК-15 - способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин.

Таблица 1 – Типы и коды компетенций согласно ФГОС ВПО, формируемых в процессе освоения дисциплины «История экономических учений».

ООП

Блок

Коды компетенций

Знания, Умения, Владение



080100.62. Экономика.



Б.3

ОК-1

Владение

- навыками философского мышления для выработки системного целостного взгляда на проблемы общества;

- навыками системного мышления и понимания экономических процессов, явлений, проблем.


ОК-6

Умения

- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи агентов, развитие экономических процессов и явлений

ПК-14

Знания


- основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки

Умения


- применять профессиональные знания для преподавания экономических дисциплин;

- использовать отечественные и зарубежные источники экономической, правовой, социальной, управленческой и иной информации, необходимой в процессе преподавании

ПК-15

Умения

- применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности

Владение

- навыками работы с научной и учебно-методической литературой; навыками осознанного чтения


1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения

Объем и сроки изучения дисциплины:

Курс читается для студентов первого года обучения. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Из них 34 часа аудиторной работы, 74 часа самостоятельной работы. «История экономических учений» изучается во втором семестре процесса обучения по направлению подготовки ВПО 080100.62 Экономика.

Промежуточная аттестация по дисциплине – экзамен.

Для реализации компетентностного подхода при изучении дисциплины предусматривается проведение лекций, проблемных семинаров, групповых дискуссий. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 25 % процентов аудиторных занятий.

1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине

Контроль успеваемости студентов осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний.

Для аттестации по дисциплине фонды оценочных средств включают: тестовые и расчетные задания, проблемные вопросы и ситуации для ведения дискуссий.

Текущий контроль и отчетность предполагает:

- проверку уровня самостоятельной подготовки студентов при выполнении индивидуальных заданий,

- проведение дискуссий по проблемным аспектам трансформации экономических школ,

- тестирование по отдельным разделам дисциплины,

- написание докладов и эссе, представление их в виде презентаций в аудитории.

Промежуточный контроль – экзамен, который проводится в форме электронного тестирования.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Темы лекций

Тема 1. Предмет и задачи курса «История экономических учений» (2 часа).

Предмет, метод и структура истории экономических учений. Цели изучения дисциплины история экономических учений. Исторический и логический подходы к развитию экономической мысли. Этапы развития экономической мысли. Основные подходы к периодизации развития экономической мысли

Тема 2. Экономическая мысль античного мира (2 часа).

Возникновение экономической мысли в Древнейших цивилизациях: Вавилония, Древний Китай, Индия. Общая характеристика экономической мысли античного мира. Основа экономического строя рабовладельческого общества. Экономическая мысль древней Греции. (Ксенофонт, Аристотель, Платон). Экономическая мысль Древнего Рима. Катон и Цицерон - представители апологии рабовладельческого строя в Древнем Риме. Упадок римского рабовладельческого общества. Христианство.

Тема 3. Экономическая мысль периода раннего и развитого феодализма в Западной Европе и России (2 часа).

Общая характеристика экономической мысли феодального общества. Основные классы феодального общества. Углубление общественного разделения труда и развитие торговли. Выдающиеся мыслители Западной Европы – Августин, Фома Аквинский. Предпосылки возникновения и сущность меркантилизма. Меркантилизм как теория: проблема богатства нации и анализ сферы обращения. Меркантилизм как политика: протекционизм и активная роль государства. Стадии развития меркантилизма: монетарная система и теория активного торгового баланса. Экономические воззрения канонистов («отцов церкви»). Экономическая мысль России IX-XVI вв. «Русская Правда». Формирование феодального общества у восточных славян. Меркантилизм в России. Экономические воззрения ХVIII – начала ХХ вв.

Тема 4. Формирование классической школы (3 часа).

Условия, этапы развития и характерные признаки классической политической экономии, системы экономических взглядов (с конца XVIII до 70-х гг. XIX в.). Борьба с феодализмом и меркантилизмом. Принципы и закономерности становления капиталистической экономики. Основные закономерности и механизмы функционирования капиталистической экономики. Основатели классической школы политической экономии (У. Петти, П. Буагильбер). Физиократия. Экономическое учение Ф. Кенэ. Экономическая таблица Ф. Кенэ – первая в истории макроэкономическая модель. Физиократическое воззрение А. Р. Тюрго. Историографический подход к понятию «классическая политическая экономия». Основные постулаты и идеи классической школы. Доктрина Смита. Основные аспекты экономического учения Смита. Теория ценности Рикардо. Экономические взгляды Мальтуса. Экономические взгляды Сэя. Джон Стюарт Милль - "Основы политической экономии".

Тема 5. Экономические воззрения марксизма (2 часа).

Философские и политико-революционные истоки марксизма. Методологические принципы экономической теории К. Маркса. «Капитал» К. Маркса. Вклад Маркса в развитие экономической мысли. Марксизм и стремление к поиску закономерностей, раскрытию сущности явлений и социально-экономических факторов развития и социальных противоречий. Теория прибавочной ценности К. Маркса. К. Маркс и Ф. Энгельс «об организации производства, обмена и распределения в плановом хозяйстве».

Тема 6. Экономические воззрения постклассического периода (4 часа).

Историческая школа и утопические воззрения. С. Сисмонди. Методология. Критика капитализма. Анализ проблем национального дохода, производства, потребления и рынков, теория кризисов и «третьих лиц». Экономический романтизм С. Сисмонди.

П. Ж. Прудон. Особенности метода. Утопический социализм: А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн. Социалисты-рикардианцы. "Утопия" Томаса Мора. Вершины развития утопической мысли в XIX в. Произведения Сен-Симона, Шарля Фурье, Роберта Оуэна.

Маржиналистская революция: причины, этапы и общее содержание маржиналистской революции: содержание и главные составляющие. Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Эйген фон Бем-Баверк, Уильям Стенли Джевонс, Френсис Эджуорт, Леон Вальрас, Джон Бейтс Кларк, Альфред Маршалл и др. Основные школы маржинализма. Теория общего равновесия. Модель Вальраса. Рыночное равновесие Вальраса Вильфредо Парето. Основатель американской школы – Дж. Б. Кларк.

Неоклассическая школа - возникновение и методология. А. Маршалл "Принципы экономики". Теория благосостояния Сиджвика и Пигу. Теория капитала, процента и денег Фишера. Теория регулирования цикла Викселля. Экономические взгляды Й. Шумпетера. Анализ экономических циклов. Теория инноваций.

Институционализм. Сущность и методология институционализма. Представителями "старого" институционализма Торстен Веблен, Джон Коммонс и Уэсли Митчелл. "Новый" институционализм. Концепции неоинституционалистов. Концепция развития фирмы Р. Коуза. Экономика организаций. Теория общественного выбора. Государство - особая сфера рынка.

Кейнсианство. Возникновение кейнсианства и его методология. "Общая теория занятости, процента денег". Критика ряд постулатов классической теории, принятых неоклассиками. Анализ эффективного спроса. Количественная связь между инвестициями и национальным доходом. Рецепты макрорегулирования. Теория Хансена. Теория Хикса. Неокейнсианство. Левое кейнсианство.

Тема 7. Теории индустриального и постиндустриального общества. Генезис теории (2 часа).

Кейнсианство - теоретическая основа смешанной экономики. Основные теории возрожденного неоклассического направления: современный монетаризм. Институционально-социологическое направление. "Стадии экономического роста" У. Ростоу. Традиционное общество, по Ростоу. Концепция "индустриального общества" Р. Арона. "18 лекций об индустриальном обществе" (1962) и "Три очерка об индустриальной эпохе" (1966). "Новое индустриальное общество" Дж. Гэлбрейта. Тоффлер о волнах развития. З. Бжезинский, Д. Белл, Э. Тоффлер.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по дисциплине «История экономических учений» iconИстория экономических учений Методические указания по самостоятельной...
Методические указания предназначены для студентов 1-го курса очной формы обучения, изучающих историю экономических учений. Данные...
Программа по дисциплине «История экономических учений» iconМетодические рекомендации по написанию курсовой работы по «Истории экономических учений»
Рф для экономических специальностей. История экономических учений – экономическая наука, изучающая генезис и эволюцию экономического...
Программа по дисциплине «История экономических учений» iconРабочая программа дисциплины «История экономических учений»
Дисциплина «История экономических учений», индекс б. 2 относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла...
Программа по дисциплине «История экономических учений» iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2008 (или...
Программа по дисциплине «История экономических учений» iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2008 (или...
Программа по дисциплине «История экономических учений» iconРабочая учебная программа по дисциплине «История экономических учений»...
История экономических учений [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 68 с
Программа по дисциплине «История экономических учений» iconМетодические указания по изучению курса «История экономических учений»
Учебный курс истории экономических учений связан с такими учебными курсами как: экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика,...
Программа по дисциплине «История экономических учений» iconУчебно-методический комплекс наименование дисциплины История экономических...
...
Программа по дисциплине «История экономических учений» iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000-2009....
Программа по дисциплине «История экономических учений» iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000-2009....
Программа по дисциплине «История экономических учений» iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000-2009....
Программа по дисциплине «История экономических учений» iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000 (или...
Программа по дисциплине «История экономических учений» iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000 (или...
Программа по дисциплине «История экономических учений» iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000 (или...
Программа по дисциплине «История экономических учений» iconМетодические материалы для студентов 1-ого курса бакалавриата по...
Методические материалы для студентов 1-ого курса бакалавриата по направлению «экономика» ( ускоренное заочное обучение на базе спо...
Программа по дисциплине «История экономических учений» iconЦели и задачи курса «История экономических учений» Цель изучения...
Х1х-хх вв.; основных представителей ведущих научных школ и направления их научного поиска, а также значение их исследования для современной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск