Московский энергетический институт (технический университет)





Скачать 189.52 Kb.
НазваниеМосковский энергетический институт (технический университет)
Дата публикации12.04.2015
Размер189.52 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
Институт Электротехники (ИЭТ)
___________________________________________________________________________________________________________


Направление подготовки: 140400, Электроэнергетика и электротехника

Профиль(и) подготовки: Менеджмент в электроэнергетике и электротехнике

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ”



Цикл:

профессиональный




Часть цикла:

вариативная/по выбору




дисциплины по учебному плану:

ИЭТ; Б.3вмпв. 24б




Часов (всего) по учебному плану:

216




Трудоемкость в зачетных единицах:

6

8 семестр

Лекции

60 часов

8 семестр

Практические занятия

30 часов

8 семестр

Лабораторные работы

нет

-

Расчетные задания, рефераты

31 час

-

Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)

126 часов




Экзамены




8 семестр, устный

Курсовые проекты (работы)

Всего 72 часа, в т.ч. 57 час самостоят. работы

8 семестры



Москва - 2010

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является дать студентам базовую подготовку в области экономической теории, позволяющую ориентироваться в современной экономической жизни общества, формирование у студентов экономической культуры и умения ориентироваться в происходящих процессах и явлениях через познание экономических законов, теорий и категорий, а также элементов микроэкономического анализа.

По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:

  • самостоятельно работать, принимать решения в рамках своей профессиональной деятельности; (ОК-14).

  • анализировать различного рода рассуждения, публично выступать, аргументировано вести дискуссию и полемику; (ОК-12).

  • анализировать научно-техническую информацию, изучать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования; (ПК-6).

  • анализировать основные проблемы современной рыночной экономики; (ПК-3).

  • анализировать пути решения насущных и перспективных социально - экономических проблем;

  • разбираться в проблемах экономической политики;

  • владеть навыками экономических расчетов и анализа на основе аналитических рассуждений;

  • свободно оперировать экономическими категориями, терминами и определениями.

Задачами дисциплины являются

  • логически и последовательно раскрыть этапы развития и становления экономической теории; (ПК-1)

  • познакомить с предметом и методами исследования в экономической теории; (ПК-2)

  • дать представление об экономическом выборе и экономической эффективности и показать, каким образом функционирует экономика в условиях ограниченности ресурсов; (ПК-30)

  • рассмотреть закономерности функционирования рыночной экономики; проанализировать рыночный механизм, сегменты и инфраструктуру различных рынков;

  • сформировать понятие о рациональном поведении потребителя с точки зрения трактовок различных экономических школ;

  • познакомить с теорией производства и определить, что представляет собой максимальная эффективность производства;

  • дать представление об особенностях функционирования рынка факторов производства;

  • научить самостоятельно и творчески использовать теоретические знания в практической деятельности.(ПК-28)


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к дисциплинам профиля по выбору студентов основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю "Менеджмент в электроэнергетике и электротехнике" направления 140400, Электроэнергетика и электротехника.

Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: Экономика, Основы менеджмента, Математика, Философия.

Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при выполнении бакалаврской выпускной квалификационной работы.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

  • Основные источники научно-технической и управленческой информации по вопросам экономики электротехнических и электроэнергетических организаций (ОК-7);

  • Современные методы обобщения, анализа, восприятия информации, постановки цели и выбора путей ее достижения (ОК-1);

  • Методы и приемы приобретения новых знаний, а также использования различных средств и технологий обучения (ОК-6);

  • Методы и приемы анализа экономических проблем и общественных процессов (ОК-14).

  • основные экономические категории и экономические законы;

  • основы товарной политики;

  • как происходит воспроизводство на уровне индивидуальных субъектов рыночного хозяйства;

  • в чем состоит экономическая роль государства в регулировании рыночных отношений;

Уметь:

  • Логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • Получать, хранить, перерабатывать и использовать информацию, использовать компьютер как средство работы с информацией (ОК-11);

  • анализировать основные проблемы современной рыночной экономики: (ПК-2)

  • анализировать пути решения насущных и перспективных социально - экономических проблем; (ПК-3)

  • разбираться в проблемах экономической политики;

  • владеть навыками экономических расчетов и анализа на основе аналитических рассуждений;

  • свободно оперировать экономическими категориями, терминами и определениями.

Владеть:

  • Методами принятия решений и оформления принятых решений в виде документа (ПК-7);

  • Методами систематизации и обобщения информации по использованию и формированию ресурсов предприятия (ПК-31);

  • терминологией в области экономики;

  • навыками экономического анализа;

  • информацией о параметрах экономического развития;

  • навыками применения полученной информации при разработке проектов экономического развития.

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.



п/п

Раздел дисциплины.

Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)

Всего часов на раздел

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по разделам)


лк

пр

лаб

сам.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Общая экономическая теория

7

8

5

1




1

Устный опрос

2

Введение в микроэкономику

9

8

5

1




3




3

Основы теории спроса и предложения

9

8

5

1




3




4

Законы рыночного ценообразования

9

8

5

1




3




5

Эластичность

9

8

5

1




3




6

Теория производства. Производственная функция

9

8

5

1




3




7

Теория затрат

10

8

6

1




3




8

Макроэкономика как раздел экономической теории


11

8

6

2




3




9

Экономическая природа фирмы, предприятия

11

8

6

2




3




10

Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции

11

8

6

2




3




11

Рынок абсолютной монополии

11

8

6

2




3







Курсовая работа

72

8

--

15

--

57







Зачет

2

--

--

--

--

2

Презентация и защита курсового проекта




Экзамен

36

8

--

--

--

36

устный




Итого:

216




60

30




126





4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения

4.2.1. Лекции

Тема 1. Общая экономическая теория

Объекты анализа микроэкономики: деятельность экономических агентов (рыночных и нерыночных). Собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы. Проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика. Рациональное распределение и использование ресурсов. Проблема выбора в экономике, альтернативность, экономическое поведение, принятие решений. Потребности и ресурсы: основная проблема – их противоречие. Затраты и результаты: общие, предельные, средние величины; альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей). Экономические ограничения: граница производственных возможностей. Компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом. Экономические риски и неопределенность.

Конкуренция и ее виды. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе. Экономические блага и их классификация. Полные и частичные блага, взаимодополняемость и взаимозамещение благ. Фактор времени и дисконтирование. Потоки и запасы, номинальные и реальные величины, кругообороты благ и доходов. Модель круговых потоков. Принципы функционирования рыночной экономики. Роль государства в экономике.

Тема 2. Введение в микроэкономику

Предмет микроэкономики и ее методология. Фундаментальные принципы микроэкономики: экономический атомизм, экономический рационализм, равновесный подход, равенство условий. Методы анализа: предельный анализ, функциональный анализ, экономическое моделирование. Типы микроэкономического анализа: позитивный, нормативный.

Тема 3. Основы теории спроса и предложения

Экономическая природа спроса и факторы на него влияющие. Закон спроса. Детерминанты и функция спроса. Графическое отображение спроса. Изменение величины спроса и изменения в спросе. Особенности кривой спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Экономическая природа предложения и факторы, на него влияющие. Закон предложения. Детерминанты и функция предложения. Графическое отображение предложения. Изменение величины предложения и изменения в предложении. Особенности кривой предложения. Механизм установления рыночного равновесия.

Тема 4. Законы рыночного ценообразования.

Рыночная цена. Излишки потребителя и производителя. Законы рыночного ценообразования. Модели рыночного равновесия. Установление статистического и динамического рыночного равновесия. Контроль государства над ценами и его последствия.

Тема 5. Эластичность

Понятие эластичности. Темповый метод. Оценка эластичности: точечная и дуговая эластичность. Эластичность спроса. Виды эластичности спроса: ценовая эластичность, эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность. Классификация благ в зависимости от значения эластичности. Фактор времени.

Тема 6. Теория производства. Производственная функция

Теория производства. Выбор оптимального способа производства. Факторы производства. Производственная функция. Производство в краткосрочном периоде. Анализ влияния изменения количества факторы на объем выпуска. Кривые продукта от переменного фактора. Взаимосвязь между кривыми продукта от переменного фактора. Закон убывающей предельной производительности. Предельная норма замещения факторов. Изменение предельной нормы технологического замещения. Типы производственных функций. Производительность факторов производства. Действие закона убывающей отдачи от фактора. Эффект масштаба и его характеристика. Бюджетные ограничения производителя. Равновесие производителя. Траектория развития предприятия. Сходство и отличие теории потребления и теории производства.

Тема 7. Теория затрат

Оптимальный способ производства. Теория издержек. Структура издержек. Бухгалтерские и экономические издержки. Понятие прибыли. Сравнение бухгалтерской и экономической прибыли. Нормальная прибыль. Факторы производства (постоянные и переменные) и издержки (постоянные и переменные). Классификация издержек производства: валовые, средние, постоянные, предельные. Характеристика кривых издержек производства краткосрочного периода. Характеристика кривых издержек производства долгосрочного периода. Эффект масштаба и средние долгосрочные издержки. Отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная). Минимизация издержек производства. Оптимизация производства по издержкам. Стратегический анализ издержек производства.

Тема 8. Экономическая природа фирмы, предприятия

Понятие фирмы. Экономическая природа фирмы. Концепции фирмы: технологическая, контрактная, стратегическая. Типология фирм. Классификация внешней и внутренней среды предприятия. Ситуация неопределенности: технологическая, внутренней и внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность. Интеграция, диверсификация, концентрация и централизация производства. Открытие и закрытие предприятия, санация и банкротство.

Тема 8. Макроэкономика как раздел экономической теории

Объект и цели макроэкономического анализа. Основные субъекты макроанализа и взаимосвязь между ними. Методологические и методические особенности макроэкономического анализа. Агрегирование как метод анализа на макроуровне. Использование функций, применение графических методов при исследовании макроэкономики. Роль моделей в макроэкономике. Общественное воспроизводство: сущность и сбалансированность. Отраслевая и секторальная структуры национальной экономики. Межотраслевой баланс. Национальный рынок и его структура. Роль макроэкономической теории в национальной экономике. Соотношение макроэкономической теории и макроэкономической политики.

Тема 9. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции

Рыночная структура. Признаки совершенно конкурентного рынка. Характеристика совершенно конкурентного рынка и фирмы. Спрос на продукцию совершенно конкурентной фирмы. Выручка. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Индивидуальное и рыночное предложение. Детерминанты рыночного предложения. Отраслевое предложения в долгосрочном периоде. Эффективность и проблема эффективности совершенно конкурентного рынка. Барьеры входа и выхода в отрасли.

Тема 10. Рынок абсолютной монополии

Характеристики и признаки рынка абсолютной монополии. Источники монопольной власти и виды монополии. Естественная монополия. Модель монополии. Спрос и выручка (совокупная, средняя, предельная) в условиях монополии. Максимизация прибыли в условиях абсолютной монополии. Ценовая дискриминация. Рыночная власть. Предложение в условиях абсолютной монополии. Экономические последствия монополии. Эффективность монополии. Регулирование на рынках с монопольной властью. Факторы, ограничивающие монопольную власть. Политика антимонопольного регулирования: цели, методы, направления. Экономическая природа и регулирование естественной монополии. Демонополизация отрасли с естественной монополией. Двусторонняя монополия. Барьеры входа и выхода в отрасли.

4.2.2. Практические занятия

8 семестр

На практических занятиях рассматриваются следующие темы.

Построение модели бизнес-процессов и организационной структуры фирмы, предприятия.

Определение структуры затрат, прибыли предприятия.

Оценка эластичности: точечная и дуговая эластичность. Эластичность спроса.

Анализ экономических последствий монополии. Эффективность монополии.

Оценка экономического потенциала предприятия, конкуренции в отрасли.

Анализ экономической эффективности деятельности фирмы.

4.3. Лабораторные работы

Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены

4.4. Расчетные задания

Расчетные задания учебным планом не предусмотрены.
4.5. Курсовые проекты и курсовые работы

Темы курсовых работ.

1. Этапы развития экономической теории

2. Становление и развитие экономической мысли в России

3. Собственность и многообразие ее форм в современной экономике

4. Формирование и развитие рыночной инфраструктуры в российской экономике

5. Возникновение и развитие денежного обращения

6. Трансформация отношений собственности в России

7. Рынок земли и особенности его развития в современной российской экономике

8. Рынок труда и особенности его развития в современной российской экономике

9. Рынок капитала и особенности его развития в современной российской экономике

10. Малый бизнес и его роль в российской экономике

11. Финансово-промышленные группы в современной российской экономике

12. Предпринимательство и его развитие в России

13. Проблемы эффективного основного и оборотного капитала на российских предприятиях

14. Издержки производства и пути их снижения в современной экономике

15. Особенности поведения потребителей в российской экономике

16. Прибыль предприятий и направления ее максимизации в современной экономике

17. Развитие конкурентных отношений в российской экономике

18. Естественные монополии и особенности их функционирования в российской экономике

19. Типы рыночных структур в современной экономике

20. Антимонопольная политика и ее особенности в России

21. Проблемы ценообразования в условиях несовершенной конкуренции

22. Экономические риски и направления их регулирования

23. Заработная плата и особенности оплаты труда в российской экономике

24. Возникновение и развитие системы национальных счетов

25. Основные показатели СНС и их динамика в российской экономике

26. Экономический рост и его факторы в современной России

27. Теоретические и практические аспекты цикличности развития экономики

28. Безработица и ее особенности в современной России

29. Инфляционные процессы в современной российской экономике

30. Особенности финансово-бюджетной системы РФ

31. Государственный долг России; проблемы, поиски, решения

32. Основные направления реформирования налоговой системы РФ

33. Фискальная политика и ее особенности в России

34. Денежно-кредитная система и ее структура в РФ

35. Особенности монетарной политики в современной российской экономике

36. Социальная политика в современной России: проблемы, поиски, решения

37. Проблемы обеспечения экономической безопасности России

38. Проблемы интеграции России в мировую экономическую систему

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекционные занятия проводятся в форме лекций с использованием презентаций и видео роликов. Презентации лекций содержат большое количество фотоматериалов.

Практические занятия включают традиционную форму проведения, разбор конкретных ситуаций, деловые игры.

Самостоятельная работа включает подготовку к тестам (учебным заданиям) и выполнение курсовой работы, подготовку к зачету и экзамену.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для текущего контроля успеваемости используются различные виды тестов, контрольные работы, устный опрос, защита курсовых работ.

Аттестация по дисциплине – зачет и экзамен.

Оценка за освоение дисциплины, определяется как

0,3(среднеарифметическая оценка за контрольные и тесты) + 0,3оценка за защиту курсовой работы + 0,4оценка на экзамене.)

В приложение к диплому вносится оценка за 8 семестр.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Литература:

а) основная литература:

  1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: [учебник для вузов]/ Е. Ф. Борисов.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, 2005.- 399 с.

  2. Бурлачков В. К. Денежная теория и динамичная экономика. Выводы для России/ В. К. Бурлачков.- М.: УРСС, 2003.- 352 с.

  3. Добрынин А. И. Общая экономическая теория: [учеб. пособие]/ А. И. Добрынин, Г. П. Журавлева.- СПб.: Питер, 2003.- 288 с.

  4. Чабанов В. Е. Экономика XXI века, или Третий путь развития/ В. Е. Чабанов.- СПб.: БХВ-Петербург, 2007.- 736 с.

  5. Экономика для инженера. В 2-х ч.: учебник для вузов/ под ред. Ю. А. Комарницкого, А. К. Сапора.- М.: Высш. школа, Доброе слово.-(Бизнес для инженера). Ч. 1: Введение в экономическую теорию. Микроэкономика / О. А. Басаргина [и др.].- 2001.- 359 с.

  6. Экономика для инженера. В 2-х ч.:: учебник для вузов/ под ред. Ю. А. Комарницкого, А. К. Сапора.- М.: Высш. школа, Доброе слово.-(Бизнес для инженера). Ч. 2: Макроэкономика. Мировая экономика. Переходная экономика /А. Г. Ахметов [и др.].- 2001.- 375 с.

  7. Экономика для технических вузов: Учеб.пособие/ Под ред.А.П.Ковалева,М.П.Павлова.- Ростов н/Д: Феникс, 2001.- 503 с.

  8. Экономика и бизнес.А-Я: Словарь-справочник/ Н.Уолл,Я.Маркузе,Д.Лайнз,Б.Мартин.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.- 621с.

  9. Экономика и бизнес: Теория и практика предпринимательства/ под ред. В. Д. Камаева.- М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1993.- 464 с.

б) дополнительная литература:

  1. Экономическая теория: учебник / под общ. ред. В. И. Видяпина и др..- Изд. испр. и доп..- М.: ИНФРА-М, 2007.- 672 с.

  2. Экономическая теория: учебник для вузов/ под ред. В. Д. Камаева, Е. Н. Лобачевой; Моск. гос. техн. ун-т им. Н. Э. Баумана.- М.: Юрайт, 2005.- 557 с.

7.2. Электронные образовательные ресурсы:

а) лицензионное программное обеспечение и Интернет-ресурсы: http://www.rbc.ru/, www.vedomosti.ru, www.gks.ru
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие лекционной аудитории, снабженной мультимедийными средствами для представления презентаций лекций и показа учебных фильмов, а также компьютерным классом, оснащенным необходимым количеством аппаратно-программных комплексов (персональных компьютеров с предустановленным на них программным обеспечением).
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника» и профилю «Менеджмент в электроэнергетике и электротехнике»
ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ:

к.э.н., доцент Петрова С.Б.
"СОГЛАСОВАНО":

Директор ИЭТ

д.т.н. профессор Грузков С.А.
"УТВЕРЖДАЮ":

Зав. кафедрой Инженерного менеджмента

д.т.н. профессор Лозенко В.К.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт
Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (мгту мирэа)
Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет)

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ)

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт...

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт...

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт...

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Профиль(и) подготовки: Техногенная безопасность в электроэнергетике и электротехнике
Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Профиль(и) подготовки: Техногенная безопасность в электроэнергетике и электротехнике
Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Профиль(и) подготовки: Техногенная безопасность в электроэнергетике и электротехнике
Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники
Магистерская программа: Электротехнические, электромеханические и электронные системы автономных объектов
Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Профиль(и) подготовки: Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений
Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Профиль(и) подготовки: Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений
Московский энергетический институт (технический университет) iconМинистерство образования и науки РФ московский энергетический институт (технический университет)

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Магистерская программа: Электротехнические, электромеханические и электронные системы автономных объектов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск