«Критика макдональдизации»





Скачать 90.35 Kb.
Название«Критика макдональдизации»
Дата публикации13.04.2015
Размер90.35 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
Часть 2.

Глава 1.

«Критика макдональдизации».

Итак, теперь я хочу рассказать о главной мысли Джордж Ритцера, о критике макдональдизации. В своей книге Ритцер хочет большего хочет сказать о том, что мадональдизация – это не шутка, а реальная система брендов, которая косвенно управляет людьми. Ведь многие знают о всемирных магазинах, как «Ikea», ресторанах, как «Pizza Hut» и т.п. Ведь они глобальны т.е. они находятся по всему миру, значит они очень популярны. Но какие плюсы в этих ресторанах? В самом деле, все аспекты макдональдизированного мира вполне открыты для критики. Вот пример - на открытии европейского «Disney World» некий французский политик заявил, что это заведение «скоро засыплет Францию чужеродными творениями, которые имеют такое же отношение к культуре, как фаст-фуд к гастрономии». Хотя макдональдизация дает множество преимуществ, в этой книге мы сфокусируемся на ее чрезмерной цене и огромных рисках. «Макдональдс» и другие распространители модели фаст-фуда ежегодно тратят миллионы долларов на разъяснение того, какую пользу приносит их система. Конечно, у ее критиков все еще остается несколько площадок для выражения своих идей. Например, пока никто не выразил желания оплачивать антирекламные ролики в промежутках между воскресными мультфильмами, предупреждающие детей об опасностях, связанных с ресторанами фаст-фуда.

Ведь они совсем не удобны, оглянитесь, к примеру в пиццерии, в Гаванне, на Кубе потребитель не получает никакой выгоды, а получает ее только владелец этой пиццерии. В полвосьмого утра все сидячие места были заняты, остались только стоячие, за сидячие велась такая борьба, что очередь выплескивалась на проезжую часть. Рассказ покупателя:

Меню было столь же спартанским ... в качестве

единственного напитка предлагалась вода из-под крана.

Именно так никакой подливки, никакой газировки, пива,

кофе, соли или перца. И никаких спецзаказов. Едят очень

немногие. Большая часть присутствующих ожидает ...

Пальцы барабанят по столам, мухи жужжат, часы тикают.

У официанта часы болтаются, на поясе, но вряд ли они ему

так нужны; время его явно не слишком заботит.

Еще чуть-чуть, и раздражение прорвется наружу.1

Это мнение пугает нас, но если сравнить с нынешним «Pizza Hut», это как ад и рай. Увеличение населения по всему миру, ускорение технологических изменений, растущий ритм жизни – все это и многое делает невозможным возврат к миру, если он когда-то существовал, домашней пищи, качественной еды, блюд с неожиданными элементами.

Гораздо правильнее критиковать макдональдизацию с точки зрения возможного будущего. Если бы мы престали бы пользоваться макдональдизированными технологиями, то мы бы стали более вдумчивыми и могли бы больше воплощать человеческий потенциал.

Ритцер рассматривает макдональдизацию с двух сторон как «дающую возможности» и как «ограничивающую возможности». Макдональдизированные системы дают нам возможность делать очень много того, что невозможно сделать в прошлом; однако, они нас удерживают от многого, что мы стали бы делать не будь их. Мы не должны упускать из виду ограничений, привнесенных макдональдизацией, ее «темной стороны».

Глава 2.

«Образец макдональдизации: случай «IKEA»».
Джордж Ритцер посвящает отдельную тему знаменитому магазину «Ikea». Этот магазин, как отдельный пример макдональдизации. Во-первых, надо обратить внимание на то, что «Ikea» не американизированный бренд, он родом из Швеции. Главным плюсом этого магазина является то, что мебель от знаменитых шведских дизайнеров продается по низким ценам. Поразительно тот факт, широкого диапазона, товар достаточно качественный и никому не приходится ждать доставки откуда-то издалека своего товара, что говорит о его эффективности. Итак, я хочу разобрать все факторы макдональдизации в случае с «Ikea» (эффективность, просчитываемость, предсказуемость, контроль).

Эффективность. «Ikea» во многом основывается на том, что большую работу должны делать сами покупатели:

• В отличие от «Макдональдса», в любом среднестатистическом районе существует лишь несколько магазинов «Ikea», и поэтому покупатели часто тратят много часов на то, чтобы добраться до одного из них. Это называется «путешествие в «Ikea»126».

• На входе от покупателей ожидают, что они возьмут одну из карт, и сами отправятся бродитъ по похожему на лабиринт магазину (в «Ikea», как и лос-анджелесских казино, надеются, что клиенты «потеряются- и пробродят много часов, а поэтому и денег потратят больше). Клиенты не получают никакой помощи от продавцов, но зато повсюду нарисованы стрелки, по которым они могут ходить, как им вздумается. Также предполагается, что покупатель возьмет при входе карандаш и бланк заказа, и запишет номер полки и места, на котором стоит крупногабаритный товар, которые он хочет приобрести; для мелких ПОКУПОК следует взять большую желтую сумку. Работников, способных помочь клиентам в магазине, очень немного. Покупатели могут поменять сумку на тележку, переходя из демонстрационного зала в торговый, где подбираются остальные мелкие товары.

• Если покупатели едят в кафетерии, от них ожидают, что они сами уберут за собой. Там даже висит объявление: «Почему я должен убирать со стола? В «Ikea», когда вы убираете за собой после еды - вы тем самым обеспечиваете низкие цены на наши товары".

• Большая часть мебели продается в разобранном виде в плоских коробках, и предполагается, что клиенты сами погрузят большую часть купленного товара в свои машины, за исключением самых крупных. Вернувшись домой, они должны сами распаковать детали (и сами выбросить упаковку в мусор) и собрать мебель; единственный необходимый инструмент - это шестигранный торцовый ключ.

• Если мебель не влезает в вашу машину, вы можете нанять в магазине фургон (или заказать доставку), хотя это обойдется недешево, особенно по сравнению с ценой, которую вы платите за саму мебель.

• Чтобы посмотреть каталог", покупатели часто просто заходят на сайт «Ikea» в интернете.

Просчитываемость - основа основ «Ikea», особенно тут важна идея покупки за низкую цену. Как и в случае с «долларовым меню» «Макдональдса», клиент может получить много мебели - достаточно, чтобы заполнить комнату или даже целый дом - по бросовым ценам. Как и с экономичными блюдами, покупатели ощущают, что они за свои деньги имеют ценный товар. В кафетерии «Ikea» даже предлагается дешевая еда, включая фирменные шведские фрикадельки или завтрак за 99 центов. Однако, как и всегда в макдональдизированной среде, низкая цена обычно означает низкое же качество, и в случае с «Ikea» мебель разваливается достаточно быстро. «Ikea» постоянно апеллирует к гигантским размерам своих магазинов, часто около 300 000 квадратных футов, или четыре-пять футбольных поля.

Такие колоссальные размеры наводят покупателя на мысли, что внутри будет очень много товаров (что правда) и что, учитывая репутацию магазина, большая часть из них будет недорогой.

Конечно, в отношении любого магазина «Псеа» характерна высокая предсказуемость - всегда имеются большая парковка, детская игровая площадка под наблюдением (вот здесь у «Ikea» находятся служащие, настолько потому, что когда дети под надзором, это дает родителям больше времени и спокойствия, необходимого для покупок), горы недорогой, дизайнерской шведской мебели, выход за складом и кассами, а там - коробки с мебелью, которую везут домой собирать, и т.п.

«Ikea» - это среда повышенного контроля, особенно в том смысле, что похожая на лабиринт структура магазина практически заставляет покупателей пройти его целиком, и увидеть практически все, что продается. Если кто-то попытается пойти другим путем, не тем, который прочерчен, то, скорее всего, потеряется. Кажется, что никакого другого пути, кроме того, что ведет к кассам, где надо оплачивать покупки, и не существует.

С рациональностью «Ikea» связан ряд иррациональностей, наиболее заметная из которых - скверное качество большинства товаров. Хотя предполагается, что эту мебель легко собирать, многие товары· оказываются просто в принципе «несобираемыми».Кроме того, нужно вспомнить о долгих часах, которые требуются, чтобы доехать до «Ikea», бродить по магазину, ехать обратно и собирать все, что куплено.

насколько она вписывается в определение макдональдизации. «Ikea» настолько похожа на «Макдональдс», что даже когда люди впервые услышали об «Ikea» слухи разошлись очень быстро и каждый с нетерпением ждал открытия.

В «Ikea» существуют четыре фактора макдональдизации, что говорит о ее схожести с «Макдональдсом». «Ikea» предлагает покупку мебели.

Глава 3.

«Преимущества макдональдизации».

Мои исследования показали, что не смотря на всю иррациональность макдональдизации, она все таки добилась успеха, пример тому «Ikea», и этому есть веские основания. Многие серьезные люди, такие как эко­

номический обозреватель Роберт Самуэлсон, горячо поддерживают бизнес- модель «Макдональдса»2 . Самуэлсон признается, что «открыто поклоняется «Макдональдсу»» считает его «величайшей ресторанной сетью в истории. Кроме того, «Макдональдс» предлагает множество вполне достойных уважения программ, которые идут на пользу обществу, таких как «дома Рональда Макдональдса», позволяющие родителям быть вместе с детьми, проходящими лечение по серьезным медицинским поводам; профессиональное обучение для подростков; программы, позволяющие его работникам продолжать обучение в школе; ресторан пытается нанимать на работу и обучать инвалидов; вводит программу «Мак-мастер», направленную на найм пожилых людей; с завидным постоянством удерживает рекорд по найму и поддержке разных меньшинств; проводит программу социальной ответственности, с целью улучшения природной среды и жизни животных.

Макдональдизация растет с дикой скоростью только потому, что она ведет к позитивным переменам, а это очень важно для человечества. Я хочу привести вам несколько примеров ее роста:

• Более широкий ассортимент товаров и услуг стал доступен большей, чем прежде, части населения .

• Доступность товаров и услуг меньше, чем раньше, зависит от времени и географического положения; люди могут теперь слать текстовые сообщения или е-мейлы, назначать свидания онлайн, участвовать в проекте МySpace посреди ночи что прежде было просто невозможно.

•Люди могут получить то, что хотят, практически мгновенно и гораздо более удобным для них образом.

•Товары и услуги теперь более однообразного качества; и, по крайней мере, некоторые люди получают их лучшего качества, чем до макдональдизации.

• Более экономичные альтернативы дорогостоящим, индивидуальным товарам и услугам сейчас широкодоступны; следовательно, люди могут позволить себе коечто (например, виртуальные экскурсии через Интернет) о чем раньше и думать не могли.

• Быстрые и эффективные услуги стали доступны тем, кто работает дольше других и поэтому имеет меньше свободного времени.

• В быстро меняющемся, незнакомом и кажущемся враждебным мире относительно стабильная, знакомая и безопасная среда

макдональдизированных систем дает людям чувство комфорта.

• Благодаря вычисляемости, потребителям теперь легче сравнить друг с другом товары конкурирующих производителей.

• Потребление некоторых товаров (например, программ диет или физических тренировок) действительно стало безопаснее в надежно регулируемых и контролируемых системах.

• Организационные или технологические инновации быстрее и проще распространяются по сетям идентичных операторов.

• Наиболее популярные товары одной культуры легче переходят к другим.
Глава 4.

Что не подверглось макдональдизации?

В современном мире макдональдизация считается почти основным брендом. И эта глава описывает на сколько расширилась макдональдизация. И вы, наверно, спросите: а что не было макдональдизировано? Не является ли макдональдизация синонимом модерности? Неужели все временное было макдональдизированно?

Хотя в мире уже много макдональдизированых систем, но все таки есть такие системы, которые не попали под влияние макдональдизации. Только трем аспектам удалось ускользнуть от этого процесса:

  • Эти аспекты прослеживаются с более ранней, «перед-модерновой» эпохи. Хороший пример тому служит семейный продовольственный магазинчик.

  • В ответ на макдональдизацию возникают или шире распространяются новый бизнесы. Например, люди, которым ужасно надоели макдонализированые мотели, такие как «Holliday’s Inn» или «Motel 6s», стремятся останавливаться в относящимся к «Bed and Breakfast»? Предлагающих комнату в частном доме, где владелец оказывает им индивидуальное внимание и где подается домашний завтрак.

  • И наконец последний аспект, так называемый «пост-модерновая» эпоха. Например, в пост-модерновом обществе проекты «модерновых» многоэтажных домов уступают место более скромным, но и более приятным для жилья.

Итак, на основе приведенных доказательств можно сказать, что макдональдизация не вездесуща, хоть она распространилась по всему миру. Все таки современный мир более, чем макдональдизация.

Кроме этого можно выделить несколько стадий макдональдизации:

1). Рестораны фаст-фуда тяжело макдональдизированы.

2). Университеты умеренно макдональдизированы.

3). Семейные продуктовые магазинчики только слегка макдональдизированы.

Сложно представить какой-нибудь социальный феномен, полностью избеживший макдональдизации, но некоторые местные предприятия на Кубе или Фиджи могут до сих пор оставаться нетронутыми.


1 Lee Hockstader. “No Service, No Smile, Little Sauce”. Washigton Post, August 5,1991, p.A12

2 Robert J. Samuelson. “In Praise of McDonald’s”. Washington Post, November 1, 1989, p.A25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Критика макдональдизации» iconРабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Литературная критика эпохи классического реализма»
«Критика макдональдизации» iconРеферат Тема: «Основные теории искупления в христианском богословии:...
Тема: «Основные теории искупления в христианском богословии: их происхождение, содержание и критика.»
«Критика макдональдизации» iconПропедевтика и критика
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г
«Критика макдональдизации» iconЛитература 10 11 классы
Рабочая учебная программа по дисциплине «Литературная критика эпохи классического реализма»
«Критика макдональдизации» iconУрок литературы в 10 классе
Рабочая учебная программа по дисциплине «Литературная критика эпохи классического реализма»
«Критика макдональдизации» iconIi семина Философия позитивизма
Классический позитивизм: понятие позитивной науки, критика метафизики (Огюст Конт Дж. С. Милль)
«Критика макдональдизации» iconО. А. на тему: Применение опорных схем на урок
Рабочая учебная программа по дисциплине «Литературная критика эпохи классического реализма»
«Критика макдональдизации» iconТематическое планирование уроков литературы в 10 классе
Рабочая учебная программа по дисциплине «Литературная критика эпохи классического реализма»
«Критика макдональдизации» iconВместо предисловия Ученый и гражданин
Ивана Михайловича Дзюбы, украинского ученого, литературоведа, критика, академика нан украины
«Критика макдональдизации» iconРазвитие и критика учения о волеизъявлении
Отрывок из книги: Manigk Alfred. Willenserklarung und Willensgeschaft. Berlin, 1907. S. 27 ff. Примеч перев
«Критика макдональдизации» iconТемы рефератов по философии Болдинов Дмитрий Владиславович
Материалистическая теория познания. Критика современной феноменологической концепции человеческого знания
«Критика макдональдизации» iconУрок в 11 классе
Цель: учить самостоятельно мыслить, уметь сопоставлять свою точку зрения с мнением критика, учителя, учащихся, готовиться к сочинению...
«Критика макдональдизации» iconЛитературная критика газеты «Пермские губернские ведомости» (1890-1917 годы )
...
«Критика макдональдизации» iconФранцузский материализм 18в
Яркая, остроумная критика французскими материалистами религии получила высокую оценку у Ленина, который рекомендовал использовать...
«Критика макдональдизации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Затаенная обида, злоба, критика других и себя, чувство вины самые вредные для здоровья эмоции
«Критика макдональдизации» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: история литературы, теория литературы, литературная критика


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск