Рабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи классического реализма» для специальности «050301. 65 Русский язык и литература» по циклу опд. В 1 Дисциплины предметной подготовки





Скачать 140.31 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи классического реализма» для специальности «050301. 65 Русский язык и литература» по циклу опд. В 1 Дисциплины предметной подготовки
Дата публикации07.09.2013
Размер140.31 Kb.
ТипУчебно-тематическое планирование
100-bal.ru > Литература > Учебно-тематическое планирование
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации

Кафедра русской и зарубежной литературы

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



по дисциплине «ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА ЭПОХИ КЛАССИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА»

для специальности «050301.65 – Русский язык и литература»

по циклу ОПД.В.1.1 – Дисциплины предметной подготовки,

дисциплины и курсы по выбору




Заочная форма обучения


Курс – 5

Объем в часах всего – 100

в т.ч.: лекции – 10

самостоятельная работа – 90

Зачет – 5 курс



Екатеринбург 2012



Рабочая учебная программа по дисциплине «Литературная критика эпохи классического реализма»
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2012. – 10 с.

Составитель: Проскурина Ю.М., доктор филол. наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы УрГПУ
Протокол № 12 от 6 июня 2012г.

Зав. кафедрой ________ С. И. Ермоленко
Руководитель учебного подразделения Н.И. Коновалова

Пояснительная записка

Данный курс по выбору посвящен литературной критике эпохи классического реализма. Цель курса состоит в обучении студентов, будущих учителей-словесников, работе с критикой, привлечении внимания учащихся к критической мысли для дополнительной аргументации в трактовке произведений и осмысления полемики вокруг них.

Задачи курса:

  1. Дать пушкинское определение литературной критики, историко-функционального метода изучения литературных явлений, его отличия от рецептивной эстетики.

  1. Показать зависимость доминирующих жанров критических статей (полемическая рецензия, историческое обозрение, проблемная статья) от превалирующих тенденций в литературном развитии, центробежных или центростремительных.

  1. Воспитывать у учащихся любовь и уважение к русской классике, о мировом значении которой писала отечественная и зарубежная критика.

Специфика содержания программы: практическая направленность, адресованность студентов на изученные страницы в истории литературы, рассмотрение роли читателя (критика) как активного участника литературного процесса.


  1. Учебно-тематическое планирование

Учебно-тематический план заочной формы обучения

п/п

Наименование раздела, темы

Всего трудоем-кость

Аудиторные занятия

Самостоя-тельная работа

Всего

Лекции

Практи-ческие

Лабора-торные




1

Введение: цели и задачи. Определение литературной критики, историко-функционального метода

12

2

2







10

2

Полемические рецензии на произведения 30-х, 60-х годов

14

4

4







10

3

Исторические обозрения 40-х, 50-х, 70-х годов

12

2

2







10

4

Подготовка к диспуту учащихся: «’’Отцы и дети’’ И. С. Тургенева в современной роману критике»

10













10

5

Проблемные статьи о философско-религиозном содержании и мировом значении творчества русских писателей в 80 – 90-е годы

12

2

2







10

6

Подготовка к диспуту учащихся: «’’Преступление и наказание’’ Ф. М. Достоевского в современной роману критике»

10













10

7

Различное восприятие Чацкого в статьях А. И. Герцена, А. Григорьева, И. А. Гончарова

10













10

8

Евгений Онегин и Татьяна в оценке В. Г. Белинского и Ф. М. Достоевского

10













10

9

Разница в понимании «обломовщины» Н. Добролюбовым и А. Дружининым

10













10

Итого

100

10

10







90



  1. Содержание дисциплины


1. Введение: цели и задачи. Определение литературной критики, историко-функционального метода

В. Г. Белинский о взаимном действии (влиянии) художественной словесности и литературной критики друг на друга. Усиление внимания в наше время к проблеме восприятия и воздействия, к проблеме читателя (критика). Пушкинское определение как науки открывать красоты и недостатки произведений, основанной на глубоком изучении образцов и наблюдений современных явлений литературы. Зависимость доминирующих жанров критики от преобладающих тенденций литературного движения эпохи, центробежных или центростремительных. Изучение историко-функциональным методом восприятия произведения критикой.

2. Полемические рецензии на произведения 30-х, 60х годов

Обусловленность полемических статей о произведениях 30-х, 60-х годов усилением эстетических, идеологических противоречий в обществе. Использование учителем дискуссионных статей при изучении отдельных произведений («Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Мертвые души» Н. В. Гоголя и др.). Привлечение учащихся к обсуждению полемических рецензий о романах «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

3. Исторические обозрения 40-х, 50-х, 70-х годов

Рассмотрение учителем итоговых «взглядов», «обозрений» 40-х (В. Г. Белинский), 50-х (К. Аксаков) и 70-х годов (Н. Н. Страхов) в своих обзорных лекциях для характеристики литературной эпохи дебюта и зенита творчества Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.

4. Подготовка к диспуту учащихся: «’’Отцы и дети’’ И. С. Тургенева в современной роману критике»

Знакомство учащихся со статьями М. В. Антоновича «Асмодей нашего времени», Д. И. Писарева «Базаров», Н. Н. Страхова «Отцы и дети», с эстетическими, методологическими, идеологическими позициями данных критиков, подготовка к ответам на вопросы типа:

- что говорят указанные критики о «художественной отделке» романа И. С. Тургенева?

- в чем их отличие в определении «предмета» описания, проблемы, смысла «Отцов и детей»?

- чья рецензия Вам больше понравилась и почему?

Конспект урока с использованием данных статей.

5. Проблемные статьи о философско-религиозном содержании и мировом значении творчества русских писателей в 80 – 90-е годы

Обращение учителя-словесника к проблемным статьям при подготовке материала для уроков, выявляющих философско-религиозное содержание, мировое значение творчества русских писателей (А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого).

6. Подготовка к диспуту учащихся: «’’Преступление и наказание’’ Ф. М. Достоевского в современной роману критике»

Ознакомление школьников со статьями Д. И. Писарева «Борьба за жизнь», Н. Н. Страхова «Преступление и наказание», подготовка учащимися ответов на вопросы типа:

- в чем различие указанных критиков в определении причины преступления Раскольникова?

- как воспринимают они образ главного героя романа Достоевского?

- какая статья ближе Вашей позиции?

Конспект урока с использованием данных статей.

7. Различное восприятие Чацкого в статьях А. И. Герцена, А. Григорьева, И. А. Гончарова

Ознакомление учащихся с различным восприятием Чацкого критикой 60-х годов:

- историческое (декабрист конца царствования Александра I - А. И. Герцен «Новая фаза русской литературы»);

- вневременное («вечный обличитель лжи» - И. А. Гончаров «Мильон терзаний»);

- сочетание исторического и вневременного («Чацкий, кроме общего своего героического значения, имеет еще значение историческое» - А. Григорьев «По поводу нового издания старой вещи ’’Горе от ума’’»).

Конспект урока с использованием данных статей.

8. Евгений Онегин и Татьяна в оценке В. Г. Белинского и Ф. М. Достоевского

Ознакомление учащихся с различными взглядами В. Г. Белинского и Ф. М. Достоевского на образ Евгения Онегина и Татьяны, обусловленными мировоззренческими позициями критика и писателя, временной дистанцией:

- Онегин – «недюжинная натура», ставшая «эгоистом поневоле»; Татьяна – любящая русская женщина, но подчинившаяся общепринятой морали (В. Г. Белинский «Соч. А. С. Пушкина»);

- Онегин – человек умный, искренний, но русский скиталец, оторванный от народа; Татьяна – «апофеоз русской женщины» (Ф. М. Достоевский «Пушкин»).

Конспект урока с использованием данных статей.

9. Разница в понимании «обломовщины» Н. Добролюбовым и А. Дружининым

Ознакомление учащихся с различным представлением об «обломовщине» в статьях Н. А. Добролюбова и А. Н. Дружинина, представителей «реальной» и «эстетической» критики:

- «обломовщина» – социальное явление, порождающее апатию (Н. А. Добролюбов «Что такое обломовщина?»;

- «обломовщина» - врожденное (генетическое) качество людей, не способных к практической деятельности (А. Н. Дружинин «Обломов»).

Конспект урока с использованием данных статей.


  1. Самостоятельная работа И ОРГАНИЗАЦИЯ
    КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Темы, вынесенные на самостоятельное изучение для студентов заочной формы обучения


    1. Подготовка к диспуту учащихся: «’’Отцы и дети’’ И. С. Тургенева в современной роману критике».

    2. Подготовка к диспуту учащихся: «’’Преступление и наказание’’ Ф. М. Достоевского в современной роману критике.

    3. Различное восприятие Чацкого в статьях А. И. Герцена, А. Григорьева, И. А. Гончарова.

    4. Евгений Онегин и Татьяна в оценке В. Г. Белинского и Ф. М. Достоевского.

    5. Разница в понимании «обломовщины» Н. Добролюбовым и А. Дружининым.


Примерные вопросы для курсового зачета


  1. Какие определения литературной критики существуют?

  2. Что такое историко-функциональный метод изучения литературных явлений?

  3. Чем историко-функциональный метод отличается от рецептивной критики?

  4. От чего зависит господствующий жанр критических статей в развитии классического реализма?

  5. Какие жанры критических статей доминируют в литературе 30-х, 60-х, 80 – 90-х годов?

  6. Какие статьи учитель рекомендует учащимся для обсуждения в ходе дискуссии вокруг романов Тургенева «Отцы и дети», Достоевского «Преступление и наказание»?

  7. Назовите критические работы, которыми может воспользоваться учитель при подготовке к урокам по роману «Евгений Онегин» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Мертвые души» Гоголя?



  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

- определение литературной критики, историко-функционального метода;

- статьи о произведениях школьной программы.
Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:

- пользоваться методом историко-функционального изучения литературы;

- вести дискуссии с привлечением полемических рецензий.


  1. Учебно-методическое и ИНФОРМАЦИОННОЕ
    обеспечение ДИСЦИПЛИНЫ





    1. Рекомендуемая литература


Основная
1. История русской литературной критики [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / [В.В. Прозоров, Е.Г.Елина, Е.Е.Захаров и др]: под ред. В. В. Прозорова. – 2-е изд.., испр. И доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 432 с. (10 экз.).


Дополнительная


  1. А. С. Пушкин в русской критике [Текст] : сб. статей / М. : Гослитиздат, 1952. (1 экз.).

  2. Белецкий, А. И. Избранные труды по теории литературы [Текст] / А. И. Белецкий ; под общ. ред. Н. К. Гудзия. – М. : Просвещение, 1964. – 478 с. (1 экз.).

  3. И. С. Тургенев в русской критике [Текст] : сб. статей / вступит. статья и примеч. К. И. Бонецкого. – М. : Гослитиздат, 1953. – 579 с. (1 экз.).

  4. Л. Н. Толстой в русской критике [Текст] : сб. статей / вступ. ст. и примеч. С. П. Бычкова. – М. : Сов. Россия, 1978. – 254 с. (1 экз.).

  5. Ф. М. Достоевский в русской критике [Текст] : сб. статей / М. : Гослитиздат, 1956. – 471 с. (1 экз.).


Периодика

  1. Денисенко, С. В. «Мильон терзаний» И. А. Гончарова в театральном дискурсе [Текст] / С. В. Денисенко // Русская литература. - 2008 . - № 2.- С.122-130.

  2. Туниманов, В. А. Достоевский, Страхов, Толстой (лабиринт сцеплений) [Текст] / В. А. Туниманов // Вопросы литературы. - 2006. - № 3. - С. 38-96.



7. Материально-техническое и дидактическое
обеспечение дисциплины

Материалы методического кабинета кафедры:

- образцы студенческих научно-исследовательских проектов;

- видеозаписи уроков по литературе.



  1. СВЕДЕНИЯ ОБ авторЕ программы



Проскурина Юлия Михайловна

доктор филологических наук

профессор кафедры русской и зарубежной литературы УрГПУ

рабочий телефон 235-76-57



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



по дисциплине «ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА ЭПОХИ КЛАССИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА»

для специальности «050301.65 – Русский язык и литература»

по циклу ОПД.В.1 – Дисциплины предметной подготовки,

дисциплины и курсы по выбору

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи классического реализма» для специальности «050301. 65 Русский язык и литература» по циклу опд. В 1 Дисциплины предметной подготовки iconЛитература 10 11 классы
Рабочая учебная программа по дисциплине «Литературная критика эпохи классического реализма»
Рабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи классического реализма» для специальности «050301. 65 Русский язык и литература» по циклу опд. В 1 Дисциплины предметной подготовки iconУрок литературы в 10 классе
Рабочая учебная программа по дисциплине «Литературная критика эпохи классического реализма»
Рабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи классического реализма» для специальности «050301. 65 Русский язык и литература» по циклу опд. В 1 Дисциплины предметной подготовки iconО. А. на тему: Применение опорных схем на урок
Рабочая учебная программа по дисциплине «Литературная критика эпохи классического реализма»
Рабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи классического реализма» для специальности «050301. 65 Русский язык и литература» по циклу опд. В 1 Дисциплины предметной подготовки iconТематическое планирование уроков литературы в 10 классе
Рабочая учебная программа по дисциплине «Литературная критика эпохи классического реализма»
Рабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи классического реализма» для специальности «050301. 65 Русский язык и литература» по циклу опд. В 1 Дисциплины предметной подготовки iconРабочая учебная программа по дисциплине «Практикум по орфографии...
Попова Эльвира Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики и межкультурной коммуникации Ургпу
Рабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи классического реализма» для специальности «050301. 65 Русский язык и литература» по циклу опд. В 1 Дисциплины предметной подготовки iconРабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология»...
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков во многом зависит от того, как учитываются анатомо-физиологические особенности...
Рабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи классического реализма» для специальности «050301. 65 Русский язык и литература» по циклу опд. В 1 Дисциплины предметной подготовки iconА. С. Пушкин «Борис Годунов», «Медный всадник». М. Ю. Лермонтов «Демон»...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Литературная критика эпохи классического реализма»
Рабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи классического реализма» для специальности «050301. 65 Русский язык и литература» по циклу опд. В 1 Дисциплины предметной подготовки iconРабочая учебная программа по дисциплине «Теория графов» для ооп специальности...
Дисциплина «Теория графов» является дисциплиной цикла дпп. В. 00 – Дисциплины предметной подготовки (курсы по выбору)
Рабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи классического реализма» для специальности «050301. 65 Русский язык и литература» по циклу опд. В 1 Дисциплины предметной подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд....
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета...
Рабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи классического реализма» для специальности «050301. 65 Русский язык и литература» по циклу опд. В 1 Дисциплины предметной подготовки iconРабочая Программа учебной дисциплины (модуля)
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Рабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи классического реализма» для специальности «050301. 65 Русский язык и литература» по циклу опд. В 1 Дисциплины предметной подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура
«Русская литература и культура XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература»...
Рабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи классического реализма» для специальности «050301. 65 Русский язык и литература» по циклу опд. В 1 Дисциплины предметной подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Распутин...
В. Распутина, значение решаемых писателем нравственных проблем. Определяется важность изучения творчества писателя в школе, обсуждаются...
Рабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи классического реализма» для специальности «050301. 65 Русский язык и литература» по циклу опд. В 1 Дисциплины предметной подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины Специальность 050301 «Русский...
Труфанова, С. Л. История русского языка : учеб метод компл дисц спец. 050301 «Русский язык и литература с дополнительной специальностью»...
Рабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи классического реализма» для специальности «050301. 65 Русский язык и литература» по циклу опд. В 1 Дисциплины предметной подготовки iconПрограмма учебной дисциплины по выбору для специальности 050301. 65 Русский язык и литература
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи классического реализма» для специальности «050301. 65 Русский язык и литература» по циклу опд. В 1 Дисциплины предметной подготовки iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета филологического факультета (протокол от 20 г., № )
Рабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи классического реализма» для специальности «050301. 65 Русский язык и литература» по циклу опд. В 1 Дисциплины предметной подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс «Зарубежная литература» предназначен для подготовки бакалавров по профессионально-образовательной программе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск