Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации
Кафедра русской и зарубежной литературы
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА ЭПОХИ КЛАССИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА»
для специальности «050301.65 – Русский язык и литература»
по циклу ОПД.В.1.1 – Дисциплины предметной подготовки,
дисциплины и курсы по выбору
| Заочная форма обучения Курс – 5
Объем в часах всего – 100
в т.ч.: лекции – 10
самостоятельная работа – 90
Зачет – 5 курс
|
Екатеринбург 2012
Рабочая учебная программа по дисциплине «Литературная критика эпохи классического реализма» ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Екатеринбург, 2012. – 10 с.
Составитель: Проскурина Ю.М., доктор филол. наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы УрГПУ Протокол № 12 от 6 июня 2012г.
Зав. кафедрой ________ С. И. Ермоленко Руководитель учебного подразделения Н.И. Коновалова
Пояснительная записка
Данный курс по выбору посвящен литературной критике эпохи классического реализма. Цель курса состоит в обучении студентов, будущих учителей-словесников, работе с критикой, привлечении внимания учащихся к критической мысли для дополнительной аргументации в трактовке произведений и осмысления полемики вокруг них.
Задачи курса:
Дать пушкинское определение литературной критики, историко-функционального метода изучения литературных явлений, его отличия от рецептивной эстетики.
Показать зависимость доминирующих жанров критических статей (полемическая рецензия, историческое обозрение, проблемная статья) от превалирующих тенденций в литературном развитии, центробежных или центростремительных.
Воспитывать у учащихся любовь и уважение к русской классике, о мировом значении которой писала отечественная и зарубежная критика.
Специфика содержания программы: практическая направленность, адресованность студентов на изученные страницы в истории литературы, рассмотрение роли читателя (критика) как активного участника литературного процесса.
Учебно-тематическое планирование
Учебно-тематический план заочной формы обучения
№ п/п
| Наименование раздела, темы
| Всего трудоем-кость
| Аудиторные занятия
| Самостоя-тельная работа
| Всего
| Лекции
| Практи-ческие
| Лабора-торные
|
| 1
| Введение: цели и задачи. Определение литературной критики, историко-функционального метода
| 12
| 2
| 2
|
|
| 10
| 2
| Полемические рецензии на произведения 30-х, 60-х годов
| 14
| 4
| 4
|
|
| 10
| 3
| Исторические обозрения 40-х, 50-х, 70-х годов
| 12
| 2
| 2
|
|
| 10
| 4
| Подготовка к диспуту учащихся: «’’Отцы и дети’’ И. С. Тургенева в современной роману критике»
| 10
|
|
|
|
| 10
| 5
| Проблемные статьи о философско-религиозном содержании и мировом значении творчества русских писателей в 80 – 90-е годы
| 12
| 2
| 2
|
|
| 10
| 6
| Подготовка к диспуту учащихся: «’’Преступление и наказание’’ Ф. М. Достоевского в современной роману критике»
| 10
|
|
|
|
| 10
| 7
| Различное восприятие Чацкого в статьях А. И. Герцена, А. Григорьева, И. А. Гончарова
| 10
|
|
|
|
| 10
| 8
| Евгений Онегин и Татьяна в оценке В. Г. Белинского и Ф. М. Достоевского
| 10
|
|
|
|
| 10
| 9
| Разница в понимании «обломовщины» Н. Добролюбовым и А. Дружининым
| 10
|
|
|
|
| 10
| Итого
| 100
| 10
| 10
|
|
| 90
|
Содержание дисциплины
1. Введение: цели и задачи. Определение литературной критики, историко-функционального метода
В. Г. Белинский о взаимном действии (влиянии) художественной словесности и литературной критики друг на друга. Усиление внимания в наше время к проблеме восприятия и воздействия, к проблеме читателя (критика). Пушкинское определение как науки открывать красоты и недостатки произведений, основанной на глубоком изучении образцов и наблюдений современных явлений литературы. Зависимость доминирующих жанров критики от преобладающих тенденций литературного движения эпохи, центробежных или центростремительных. Изучение историко-функциональным методом восприятия произведения критикой.
2. Полемические рецензии на произведения 30-х, 60х годов
Обусловленность полемических статей о произведениях 30-х, 60-х годов усилением эстетических, идеологических противоречий в обществе. Использование учителем дискуссионных статей при изучении отдельных произведений («Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Мертвые души» Н. В. Гоголя и др.). Привлечение учащихся к обсуждению полемических рецензий о романах «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
3. Исторические обозрения 40-х, 50-х, 70-х годов
Рассмотрение учителем итоговых «взглядов», «обозрений» 40-х (В. Г. Белинский), 50-х (К. Аксаков) и 70-х годов (Н. Н. Страхов) в своих обзорных лекциях для характеристики литературной эпохи дебюта и зенита творчества Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.
4. Подготовка к диспуту учащихся: «’’Отцы и дети’’ И. С. Тургенева в современной роману критике»
Знакомство учащихся со статьями М. В. Антоновича «Асмодей нашего времени», Д. И. Писарева «Базаров», Н. Н. Страхова «Отцы и дети», с эстетическими, методологическими, идеологическими позициями данных критиков, подготовка к ответам на вопросы типа:
- что говорят указанные критики о «художественной отделке» романа И. С. Тургенева?
- в чем их отличие в определении «предмета» описания, проблемы, смысла «Отцов и детей»?
- чья рецензия Вам больше понравилась и почему?
Конспект урока с использованием данных статей.
5. Проблемные статьи о философско-религиозном содержании и мировом значении творчества русских писателей в 80 – 90-е годы
Обращение учителя-словесника к проблемным статьям при подготовке материала для уроков, выявляющих философско-религиозное содержание, мировое значение творчества русских писателей (А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого).
6. Подготовка к диспуту учащихся: «’’Преступление и наказание’’ Ф. М. Достоевского в современной роману критике»
Ознакомление школьников со статьями Д. И. Писарева «Борьба за жизнь», Н. Н. Страхова «Преступление и наказание», подготовка учащимися ответов на вопросы типа:
- в чем различие указанных критиков в определении причины преступления Раскольникова?
- как воспринимают они образ главного героя романа Достоевского?
- какая статья ближе Вашей позиции?
Конспект урока с использованием данных статей.
7. Различное восприятие Чацкого в статьях А. И. Герцена, А. Григорьева, И. А. Гончарова
Ознакомление учащихся с различным восприятием Чацкого критикой 60-х годов:
- историческое (декабрист конца царствования Александра I - А. И. Герцен «Новая фаза русской литературы»);
- вневременное («вечный обличитель лжи» - И. А. Гончаров «Мильон терзаний»);
- сочетание исторического и вневременного («Чацкий, кроме общего своего героического значения, имеет еще значение историческое» - А. Григорьев «По поводу нового издания старой вещи ’’Горе от ума’’»).
Конспект урока с использованием данных статей.
8. Евгений Онегин и Татьяна в оценке В. Г. Белинского и Ф. М. Достоевского
Ознакомление учащихся с различными взглядами В. Г. Белинского и Ф. М. Достоевского на образ Евгения Онегина и Татьяны, обусловленными мировоззренческими позициями критика и писателя, временной дистанцией:
- Онегин – «недюжинная натура», ставшая «эгоистом поневоле»; Татьяна – любящая русская женщина, но подчинившаяся общепринятой морали (В. Г. Белинский «Соч. А. С. Пушкина»);
- Онегин – человек умный, искренний, но русский скиталец, оторванный от народа; Татьяна – «апофеоз русской женщины» (Ф. М. Достоевский «Пушкин»).
Конспект урока с использованием данных статей.
9. Разница в понимании «обломовщины» Н. Добролюбовым и А. Дружининым
Ознакомление учащихся с различным представлением об «обломовщине» в статьях Н. А. Добролюбова и А. Н. Дружинина, представителей «реальной» и «эстетической» критики:
- «обломовщина» – социальное явление, порождающее апатию (Н. А. Добролюбов «Что такое обломовщина?»;
- «обломовщина» - врожденное (генетическое) качество людей, не способных к практической деятельности (А. Н. Дружинин «Обломов»).
Конспект урока с использованием данных статей.
Самостоятельная работа И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Темы, вынесенные на самостоятельное изучение для студентов заочной формы обучения
Подготовка к диспуту учащихся: «’’Отцы и дети’’ И. С. Тургенева в современной роману критике».
Подготовка к диспуту учащихся: «’’Преступление и наказание’’ Ф. М. Достоевского в современной роману критике.
Различное восприятие Чацкого в статьях А. И. Герцена, А. Григорьева, И. А. Гончарова.
Евгений Онегин и Татьяна в оценке В. Г. Белинского и Ф. М. Достоевского.
Разница в понимании «обломовщины» Н. Добролюбовым и А. Дружининым.
Примерные вопросы для курсового зачета
Какие определения литературной критики существуют?
Что такое историко-функциональный метод изучения литературных явлений?
Чем историко-функциональный метод отличается от рецептивной критики?
От чего зависит господствующий жанр критических статей в развитии классического реализма?
Какие жанры критических статей доминируют в литературе 30-х, 60-х, 80 – 90-х годов?
Какие статьи учитель рекомендует учащимся для обсуждения в ходе дискуссии вокруг романов Тургенева «Отцы и дети», Достоевского «Преступление и наказание»?
Назовите критические работы, которыми может воспользоваться учитель при подготовке к урокам по роману «Евгений Онегин» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Мертвые души» Гоголя?
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
- определение литературной критики, историко-функционального метода;
- статьи о произведениях школьной программы. Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:
- пользоваться методом историко-функционального изучения литературы;
- вести дискуссии с привлечением полемических рецензий.
Учебно-методическое и ИНФОРМАЦИОННОЕ обеспечение ДИСЦИПЛИНЫ
Рекомендуемая литература
Основная 1. История русской литературной критики [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / [В.В. Прозоров, Е.Г.Елина, Е.Е.Захаров и др]: под ред. В. В. Прозорова. – 2-е изд.., испр. И доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 432 с. (10 экз.).
Дополнительная
А. С. Пушкин в русской критике [Текст] : сб. статей / М. : Гослитиздат, 1952. (1 экз.).
Белецкий, А. И. Избранные труды по теории литературы [Текст] / А. И. Белецкий ; под общ. ред. Н. К. Гудзия. – М. : Просвещение, 1964. – 478 с. (1 экз.).
И. С. Тургенев в русской критике [Текст] : сб. статей / вступит. статья и примеч. К. И. Бонецкого. – М. : Гослитиздат, 1953. – 579 с. (1 экз.).
Л. Н. Толстой в русской критике [Текст] : сб. статей / вступ. ст. и примеч. С. П. Бычкова. – М. : Сов. Россия, 1978. – 254 с. (1 экз.).
Ф. М. Достоевский в русской критике [Текст] : сб. статей / М. : Гослитиздат, 1956. – 471 с. (1 экз.).
Периодика
Денисенко, С. В. «Мильон терзаний» И. А. Гончарова в театральном дискурсе [Текст] / С. В. Денисенко // Русская литература. - 2008 . - № 2.- С.122-130.
Туниманов, В. А. Достоевский, Страхов, Толстой (лабиринт сцеплений) [Текст] / В. А. Туниманов // Вопросы литературы. - 2006. - № 3. - С. 38-96.
7. Материально-техническое и дидактическое обеспечение дисциплины Материалы методического кабинета кафедры:
- образцы студенческих научно-исследовательских проектов;
- видеозаписи уроков по литературе.
СВЕДЕНИЯ ОБ авторЕ программы
Проскурина Юлия Михайловна доктор филологических наук
профессор кафедры русской и зарубежной литературы УрГПУ
рабочий телефон 235-76-57
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА ЭПОХИ КЛАССИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА»
для специальности «050301.65 – Русский язык и литература»
по циклу ОПД.В.1 – Дисциплины предметной подготовки,
дисциплины и курсы по выбору |