Скачать 151.86 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова») Филологический факультет Кафедра русского языка УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _______________ И.В. Столярова «_____» ________________ 2012 г. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РУССКОЙ ГРАММАТИКИ Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050301.65 Русский язык и литература (заочная форма обучения) Составитель - Осетров И.Г., кандидат филологических наук, доцент Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета филологического факультета (протокол от « ___ » _______ 20___ г., № ____). Ульяновск, 2012
В основе учебного курса «Трудные случаи русской грамматики (Художественная речь и идиостиль: лингвистический аспект)» лежит идея о взаимосвязи структуры речевой коммуникации и функциями языковых средств, говоря иначе – поэтики и лингвистики. Эстетическая значимость языковых средств обусловлена тем, что каждая языковая единица преодолевает внутренние противоречия лишь в составе текста – произведения словесного искусства.
Цель – сформировать целостное представление о методологии лингвистического изучения идиостиля. К числу задач курса относятся: – формирование навыков самостоятельного творческого осмысления современных лингвопоэтических взглядов и подходов; – воспитание бережного отношения к русскому слову, развитие языкового вкуса и чувства стиля; – формирование устойчивых навыков интенсивной самостоятельной работы с методической, учебной и академической литературой по проблемам поэтики; – формирование системы профессиональных знаний и навыков в образовательной и научно-исследовательской деятельности, подготовка к профессиональной деятельности в условиях общеобразовательной и высшей школы; – содействие интенсивному росту профессиональной компетенции.
Лица, завершившие изучение курса, должны знать – содержание терминов и понятий в области лингвопоэтики; – основные методы и принципы современного лингвопоэтического анализа; уметь – проникнуть в художественную ткань произведения, осмыслить идейную и эстетическую ценность текста, дать научное толкование художественного текста; – аргументировать точку зрения, используя специальную терминологию; – использовать содержание основных лингвистических понятий в области фонетики, лексикологии, морфологии, синтаксиса, стилистики при интерпретации содержания художественного текста; владеть навыками – работы с учебной, научной и справочной литературой; – анализа текста как структурного целого.
Связь с другими дисциплинами осуществляется благодаря близости лингвистической проблематики и проблем: – частных лингвистических дисциплин (фонетики, словообразования, лексики, морфологии, синтаксиса, стилистики); – теории и истории литературы; – текстологии (восстановление истории создания текста, критическая проверка и установление подлинности); – герменевтики (толкование и раскрытие смысла, комментирование текста); – психологии (язык и художественное сознание; понимание и непонимание); – литературоведения (образ, интертекстуальность); – статистика (частотность языковых явлений и индивидуальность)
Понятие текста. Типология текстов. Художественный текст, его основные признаки. Структура художественного литературного произведения. Общие особенности языковой организация текстового целого. II. Основные разделы.
Нарушение нормы как средство создания образа и патология речи. Норма и художественный текст. Идиолект и литературный язык. Статистика как вспомогательный метод изучения идиостиля. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Методические рекомендации преподавателю По каждой теме дисциплины предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы, т. е. чтение лекций, разработка реферативного сообщения, вопросы для контроля знаний. Предусматриваются также активные формы обучения, такие как, решение задач с анализом конкретных ситуаций, деловые игры. Подготовка и проведение лекций, семинарских и практических занятий должны предусматривать определенный порядок. Для подготовки студентов к семинарскому занятию на предыдущей лекции преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения. Методы проведения семинаров весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Наиболее распространенными являются: вопросно-ответные, дискуссионные, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, решение практических задач и упражнений, решение тестов, выполнение контрольных работ и другие. Важное место занимает подведение итогов семинарского занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений. Методические рекомендации студенту В соответствии с учебным планом соответствующей специальности дисциплина «Трудные случаи русской грамматики (Художественная речь и идиостиль: лингвистический аспект)» изучается студентами в 10, 11 семестрах. Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой. Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу. Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой. Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными. Основной формой итогового контроля и оценки знаний студентов по дисциплине «Трудные случаи русской грамматики (Художественная речь и идиостиль: лингвистический аспект)» является зачёт в 10, 11 семестрах.
Основная литература
Дополнительная литература
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы *СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ «РУССКИЙ ЯЗЫК»URL: http://www. gramota.ru *ПОРТАЛ «КУЛЬТУРА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»URL: http://www. gramma.ru *РУССКАЯ ГРАММАТИКА. ПРОЕКТ ИРЯЗ им.В.В.ВИНОГРАДОВАURL: http://www. rusgram.narod.ru *Казанская лингвистическая школа.URL:http:// www.kls.ksu.ru *Российская ассоциация электронных библиотек URL: http:// www. elibra. ru *Русский филологический портал URL:http:// www.philology.ru *Электронная библиотека ГПРТБ СО РАН URL: http:// www..spsl.nsc.ru *Электронные учебникиURL: http://homepages.tvers *Справочно- информационный портал «Revolution» - URL:http://revolution.allbest.ru/ *Современный русский язык и его историяURL:http://revolution.allbest.ru/ *Русский лицей Е. Ф. БуддеURL:http://budde. ru/ http://www.Google.com – поисковая система научных сайтов мира; при поиске в портале следует набрать «Новая система лингвистики» (писать в кавычках). http://www.ruthenia.ru/apr/textes/ - http://www.vip.rm.ru/ http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook089/01/index.html http://rusgram.narod.ru/ http://philologos.narod.ru/aroutsent/aroutmain.htm Лист согласования рабочей программы учебной дисциплины «Трудные случаи русской грамматики (Художественная речь и идиостиль: лингвистический аспект)» Рабочая программа учебной дисциплины «Трудные случаи русской грамматики (Художественная речь и идиостиль: лингвистический аспект)». Составитель: Осетров И.Г. – Ульяновск: УлГПУ, 2012. - с. Программа составлена с учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050301.65 Русский язык и литература. Составитель ____________________ И.Г. Осетров Рабочая программа учебной дисциплины «Трудные случаи русской грамматики (Художественная речь и идиостиль: лингвистический аспект)» одобрена на заседании кафедры русского языка "___" __________ 20__г., протокол № ____ Заведующий кафедрой _________________________________Воронина Н.В.________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Рабочая программа учебной дисциплины «Трудные случаи русской грамматики (Художественная речь и идиостиль: лингвистический аспект)» согласована с библиотекой Сотрудник библиотеки ____________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Программа утверждена на заседании учёного совета филологического факультета (протокол № __ от «____» ________ 20___ г.) Председатель ученого совета факультета ___________________________________Шаврыгин С.М._______________________ личная подпись расшифровка подписи дата Программа согласована с учебным управлением "___" __________ 20__г., протокол № ____ Начальник учебного управления. ____________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Программа зарегистрирована в университетском редакционно-издательском секторе под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания. Начальник УРИС __________________________________________________________________ |
Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... | Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета филологического факультета (протокол от 20 г., № ) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Специальность 050301 «Русский... Труфанова, С. Л. История русского языка : учеб метод компл дисц спец. 050301 «Русский язык и литература с дополнительной специальностью»... | Учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «История русской литературы XX (2 ч.)» с другими дисциплинами специальности 050301.... | ||
Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Практикум по орфографии... Попова Эльвира Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики и межкультурной коммуникации Ургпу | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Культурология» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301. 65 «Русский... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Стилистика» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301. 65 «Русский... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «История журналистики» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301.... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Введение в теорию журналистики» для студентов заочной формы обучения по специальности... | ||
В русской литературе Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Библейские сюжеты в русской литературе» для студентов заочной формы обучения по специальности... | Программа итоговой государственной аттестации выпускников для студентов... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета филологического факультета (протокол от «10» февраля 2012 г. №5) | ||
050301. 65 – Русский язык и литература | 050301. 65 – Русский язык и литература | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Риторика» разработан для студентов заочной формы обучения по специальности 050301.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для студентов-выпускников факультета филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций мггу, обучающихся... |