Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050301. 65 Русский язык и литература





Скачать 151.86 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины по выбору для специальности 050301. 65 Русский язык и литература
Дата публикации10.04.2015
Размер151.86 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

Филологический факультет

Кафедра русского языка

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_______________ И.В. Столярова

«_____» ________________ 2012 г.

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РУССКОЙ ГРАММАТИКИ

Программа учебной дисциплины по выбору

для специальности 050301.65 Русский язык и литература

(заочная форма обучения)


Составитель -

Осетров И.Г.,

кандидат филологических наук, доцент


Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета филологического факультета (протокол от « ___ » _______ 20___ г., № ____).
Ульяновск, 2012

  1. Предмет изучения

В основе учебного курса «Трудные случаи русской грамматики (Художественная речь и идиостиль: лингвистический аспект)» лежит идея о взаимосвязи структуры речевой коммуникации и функциями языковых средств, говоря иначе – поэтики и лингвистики. Эстетическая значимость языковых средств обусловлена тем, что каждая языковая единица преодолевает внутренние противоречия лишь в составе текста – произведения словесного искусства.


  1. Цели и задачи дисциплины

Цель – сформировать целостное представление о методологии лингвистического изучения идиостиля.

К числу задач курса относятся:

– формирование навыков самостоятельного творческого осмысления современных лингвопоэтических взглядов и подходов;

– воспитание бережного отношения к русскому слову, развитие языкового вкуса и чувства стиля;

– формирование устойчивых навыков интенсивной самостоятельной работы с методической, учебной и академической литературой по проблемам поэтики;

– формирование системы профессиональных знаний и навыков в образовательной и научно-исследовательской деятельности, подготовка к профессиональной деятельности в условиях общеобразовательной и высшей школы;

– содействие интенсивному росту профессиональной компетенции.


  1. Требования к уровню усвоения курса

Лица, завершившие изучение курса, должны

знать

– содержание терминов и понятий в области лингвопоэтики;

– основные методы и принципы современного лингвопоэтического анализа;

уметь

– проникнуть в художественную ткань произведения, осмыслить идейную и эстетическую ценность текста, дать научное толкование художественного текста;

– аргументировать точку зрения, используя специальную терминологию;

– использовать содержание основных лингвистических понятий в области фонетики, лексикологии, морфологии, синтаксиса, стилистики при интерпретации содержания художественного текста;

владеть навыками

– работы с учебной, научной и справочной литературой;

– анализа текста как структурного целого.


  1. Место курса среди лингвистических дисциплин


Связь с другими дисциплинами осуществляется благодаря близости лингвистической проблематики и проблем:

– частных лингвистических дисциплин (фонетики, словообразования, лексики, морфологии, синтаксиса, стилистики);

– теории и истории литературы;

– текстологии (восстановление истории создания текста, критическая проверка и установление подлинности);

– герменевтики (толкование и раскрытие смысла, комментирование текста);

– психологии (язык и художественное сознание; понимание и непонимание);

– литературоведения (образ, интертекстуальность);

– статистика (частотность языковых явлений и индивидуальность)

  1. Общая трудоёмкость дисциплины – 100 часов.




Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоёмкость

100

10,11

Аудиторные занятия

18




Лекции

18




Практические занятия







Лабораторные работы







Самостоятельная работа

82




Вид итогового контроля




зачёт



  1. Примерное распределение времени





Тема

Лекцион-ные занятия

Самостоятельная работа

1

Типология текстов. Художественный текст, его основные признаки

1

2

2

Значение звуковой организации художественной речи. Значение благозвучия

1

4

3

Ритм русской художественной речи. Приёмы ритмизации прозы

1

6

4

Взаимодействие фонетических выразительных средств

1

6

5

Лексико-семантические выразительные средства

1

6

6

Тропы, их виды

2

6

7

Ключевые слова в художественном тексте

1

4

8

Поэзия В.Хлебникова, В.Маяковского, С.Кирсанова,Е.Евтушенко: словообразовательный эксперимент

1

4

9

Фразеология и интертекст

1

4

10

Приёмы эстетической актуализации морфологических средств языка в поэтической речи

1

4

11

Синтаксические фигуры русской художественной речи

1

6

12

Поэтический дейксис

1

4

13

Модальность текста и образ автора

1

6

14

Типы повествования в художественной прозе

1

6

15

План персонажа. Осложненные формы организации повествования. Заглавие и текст.

1

6

16

Речевое воплощение персонажа как текстообразующий фактор художественного произведения

1

4

17

Норма и художественный текст. Идиолект и литературный язык

1

4

Всего 18 82


  1. Содержание дисциплины

  1. Введение.

Понятие текста. Типология текстов. Художественный текст, его основные признаки. Структура художественного литературного произведения. Общие особенности языковой организация текстового целого.

II. Основные разделы.

  1. Фоника. Значение звуковой организации художественной речи. Значение благозвучия. Стилистические приёмы усиления звуковой выразительности речи. Звуковые повторы. Использование неблагозвучия. Функции звукописи. Понятие звукообраза. Звукопись в стихе и прозе. Звукопись в поэзии А.Фета, К.Бальмонта, И.Северянина, А.Блока, А.Ахматовой.

  2. Ритм русской художественной речи. О физиологической и интеллектуальной основах ритма. Поэтическая речь и ритм. Слог – ритм – стихотворный размер. Первичный ритм стиха. Фраза и стих. Ритм в прозаическом произведении. Ритмические фигуры и схемы. Приёмы ритмизации прозы.

  3. Фонетическая выразительность речи. Эмфатическое ударение. Логическое ударение. Словесное ударение. Мелодика и паузация. Взаимодействие фонетических выразительных средств.

  4. Слово как форма образа. Лексико-семантические выразительные средства. Омонимы, паронимы, паронимическая аттракция. Синонимы, антонимы как средства выразительности в художественном тексте. Лексика ограниченного употребления в художественных текстах разных жанров (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, архаизмы, историзмы, варваризмы и пр.). Макароническая речь.

  5. Тропы, их виды. Метафорическое мышление и художественный текст. Количественный перенос: синекдоха, гипербола, литота, мейозис, ирония. Метонимия как художественное средство.

  6. Ключевые слова в художественной литературе. Анализ ключевых слов в двух «Пророках» (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов). Е.Носов «Дёжка»: ключевые слова в прозе.

  7. Авторские неологизмы и окказионализмы. Поэзия В.Хлебникова, В.Маяковского, С.Кирсанова, Е.Евтушенко: словообразовательный и лексический эксперимент. Имена собственные в художественном тексте. Онимы в русской сатире. Славянское фэнтези и его ономастикон.

  8. Фразеология и интертекст. Выразительная роль фразеологии в художественном тексте. Разрушение, трансформация и смысловое преобразование фразеологизмов. Аллюзия, реминисценция как средства создания мегатекста.

  9. Приёмы эстетической актуализации морфологических средств языка в поэтической речи. Семантика морфологических форм как смысловой элемент стихотворного текста. Поэтическая морфология частей речи (имена существительные, имена прилагательные). Проблема нормы в поэтическом тексте. Патология речи и образ.

  10. Поэтический дейксис. Позиция автора и адресата речи. Дейктическая функция и семантический контекст. Пространственная локализация в поэтической речи.

  11. Синтаксические фигуры русской художественной речи: повтор, расстав, инверсия, антитеза, параллелизм, градация, эллипсис, умолчание, риторические фигуры (вопрос, обращение), многосоюзие, бессоюзие, зевгма, симплока, парцелляция и др.). Синтаксические выразительные средства: окказиональные управление и сочинение. Вставные конструкции.

  12. Поэтический синтаксис. Формы автокоммуникации в лирических текстах. Адресованная речь. Коммуникативный перенос. Номинация и предикация в поэтической речи. Модальность текста и образ автора.

  13. Типы повествования в художественной прозе. Автор – повествователь – слушающий. Вторичные художественные тексты: стилизация, пародия. «Повести Белкина» А.Пушкина: традиции и новаторство. Сказ и сказоподобные формы: типовое и индивидуальное (Н.В.Гоголь, Н.С.Лесков, А.М.Ремизов, П.П.Бажов, В.М.Шукшин).

  14. План персонажа. Прямая, косвенная, несобственно-прямая речь. Несобственно-авторское повествование как способ организации текста (фрагментов текста). Типы повествования и структура текста. Взаимоотношение точек зрения. Вариативность типов повествования в развернутых текстах. Осложненные формы организации повествования. Заглавие и текст.

  15. Речевое воплощение персонажа как текстообразующий фактор художественного произведения. Лексическая структура образа. Синтаксическая структура художественного образа.

    1. Заключение.

Нарушение нормы как средство создания образа и патология речи. Норма и художественный текст. Идиолект и литературный язык. Статистика как вспомогательный метод изучения идиостиля.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ
Методические рекомендации преподавателю
По каждой теме дисциплины предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы, т. е. чтение лекций, разработка реферативного сообщения, вопросы для контроля знаний. Предусматриваются также активные формы обучения, такие как, решение задач с анализом конкретных ситуаций, деловые игры.

Подготовка и проведение лекций, семинарских и практических занятий должны предусматривать определенный порядок.

Для подготовки студентов к семинарскому занятию на предыдущей лекции преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения.

Методы проведения семинаров весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Наиболее распространенными являются: вопросно-ответные, дискуссионные, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, решение практических задач и упражнений, решение тестов, выполнение контрольных работ и другие.

Важное место занимает подведение итогов семинарского занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений.


Методические рекомендации студенту

В соответствии с учебным планом соответствующей специальности дисциплина «Трудные случаи русской грамматики (Художественная речь и идиостиль: лингвистический аспект)» изучается студентами в 10, 11 семестрах.

Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой.

Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.

Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой.

Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными.

Основной формой итогового контроля и оценки знаний студентов по дисциплине «Трудные случаи русской грамматики (Художественная речь и идиостиль: лингвистический аспект)» является зачёт в 10, 11 семестрах.


  1. Тематика рефератов и курсовых работ




  1. Фонетическая изобразительность поэтического текста (на материале поэзии А.С.Пушкина)

  2. Фонетическая изобразительность поэтического текста (на материале поэзии В.Брюсова)

  3. Фонетическая изобразительность поэтического текста (на материале поэзии Б.Пастернака)

  4. Фонетическая изобразительность поэтического текста (на материале поэзии С.Кирсанова)

  5. Ключевые слова в прозе А.С.Пушкина («Повести Белкина»)

  6. Ключевые слова в прозе А.М.Ремизова

  7. Ключевые слова в прозе И.А.Бунина

  8. Окказиональное слово в творчестве А.М.Ремизова

  9. Окказиональное слово в творчестве Е.Евтушенко

  10. Оценочная лексика в творчестве М.М.Пришвина

  11. Синтаксическая изобразительность прозы А.М.Ремизова

  12. Синтаксическая изобразительность прозы К.Паустовского

  13. Комплексный анализ одного стихотворения М.Ю.Лермонтова

  14. Комплексный анализ одного стихотворения И.Анненского

  15. Комплексный анализ одного стихотворения М.Кузьмина

  16. Комплексный анализ одного стихотворения А.Ахматовой

  17. Комплексный анализ одного стихотворения И.Бродского

  18. Комплексный анализ одного стихотворения Б.Ахмадуллиной

  19. Сказ и сказовые формы в русской прозе 80-ых годов ХХ века

  20. Сказ и сказовые формы в современной русской прозе

  21. Сказ и сказовые формы в современной военной прозе.




  1. Информационное обеспечение курса


Основная литература

  1. Г.Я. Солганик. Очерки модального синтаксиса : монография. – М.:Флинта, 2010 (Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/76284)

  2. Н.С.Валгина. Актуальные проблемы современной русской пунктуации. – М.: Высшая школа, 2004. – 259 с. (Библиотека УлГПУ)

Дополнительная литература

  1. В.В.Виноградов. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX веков. – М.: Высшая школа, 1982. – 528 с. (Библиотека УлгПУ)

  2. А.Н.Кожин и др. Функциональные типы русской речи. – М.: Высшая школа, 1982. (Библиотека УлгПУ)

  3. В.А.Кухаренко. Интерпретация текста. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с. (Библиотека УлгПУ)

  4. Ю.М.Лотман. Анализ поэтического текста: Структура стиха. – Л.: Наука, 1972. (Библиотека УлгПУ)

  5. А.А.Потебня. Теоретическая поэтика. – М.: Высшая школа, 1990. – 344 с. (Библиотека УлгПУ)

  6. Д.Э.Розенталь. Практическая стилистика русского языка. – М.: Высшая школа, 1977(Библиотека УлгПУ)

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
*СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ «РУССКИЙ ЯЗЫК»URL: http://www. gramota.ru

*ПОРТАЛ «КУЛЬТУРА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»URL: http://www. gramma.ru

*РУССКАЯ ГРАММАТИКА. ПРОЕКТ ИРЯЗ им.В.В.ВИНОГРАДОВАURL: http://www. rusgram.narod.ru

*Казанская лингвистическая школа.URL:http:// www.kls.ksu.ru

*Российская ассоциация электронных библиотек URL: http:// www. elibra. ru

*Русский филологический портал URL:http:// www.philology.ru

*Электронная библиотека ГПРТБ СО РАН URL: http:// www..spsl.nsc.ru

*Электронные учебникиURL: http://homepages.tvers

*Справочно- информационный портал «Revolution» - URL:http://revolution.allbest.ru/

*Современный русский язык и его историяURL:http://revolution.allbest.ru/

*Русский лицей Е. Ф. БуддеURL:http://budde. ru/

http://www.Google.com – поисковая система научных сайтов мира; при поиске в портале следует набрать «Новая система лингвистики» (писать в кавычках).

http://www.ruthenia.ru/apr/textes/ -

http://www.vip.rm.ru/

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook089/01/index.html

http://rusgram.narod.ru/

http://philologos.narod.ru/aroutsent/aroutmain.htm


Лист согласования рабочей программы учебной дисциплины

«Трудные случаи русской грамматики (Художественная речь и идиостиль: лингвистический аспект)»
Рабочая программа учебной дисциплины «Трудные случаи русской грамматики (Художественная речь и идиостиль: лингвистический аспект)». Составитель: Осетров И.Г. – Ульяновск: УлГПУ, 2012. - с.
Программа составлена с учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050301.65 Русский язык и литература.

Составитель ____________________ И.Г. Осетров

Рабочая программа учебной дисциплины «Трудные случаи русской грамматики (Художественная речь и идиостиль: лингвистический аспект)» одобрена на заседании кафедры русского языка

"___" __________ 20__г., протокол № ____

Заведующий кафедрой

_________________________________Воронина Н.В.________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата

Рабочая программа учебной дисциплины «Трудные случаи русской грамматики (Художественная речь и идиостиль: лингвистический аспект)» согласована с библиотекой

Сотрудник библиотеки

____________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Программа утверждена на заседании учёного совета филологического факультета (протокол № __ от «____» ________ 20___ г.)

Председатель ученого совета факультета

___________________________________Шаврыгин С.М._______________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Программа согласована с учебным управлением

"___" __________ 20__г., протокол № ____

Начальник учебного управления.

____________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Программа зарегистрирована в университетском редакционно-издательском секторе под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания.

Начальник УРИС __________________________________________________________________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050301. 65 Русский язык и литература iconРабочая Программа учебной дисциплины (модуля)
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050301. 65 Русский язык и литература iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета филологического факультета (протокол от 20 г., № )
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050301. 65 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс дисциплины Специальность 050301 «Русский...
Труфанова, С. Л. История русского языка : учеб метод компл дисц спец. 050301 «Русский язык и литература с дополнительной специальностью»...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050301. 65 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «История русской литературы XX (2 ч.)» с другими дисциплинами специальности 050301....
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050301. 65 Русский язык и литература iconМетодические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050301. 65 Русский язык и литература iconРабочая учебная программа по дисциплине «Практикум по орфографии...
Попова Эльвира Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики и межкультурной коммуникации Ургпу
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050301. 65 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Культурология» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301. 65 «Русский...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050301. 65 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Стилистика» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301. 65 «Русский...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050301. 65 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «История журналистики» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301....
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050301. 65 Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Введение в теорию журналистики» для студентов заочной формы обучения по специальности...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050301. 65 Русский язык и литература iconВ русской литературе
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Библейские сюжеты в русской литературе» для студентов заочной формы обучения по специальности...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050301. 65 Русский язык и литература iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников для студентов...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета филологического факультета (протокол от «10» февраля 2012 г. №5)
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050301. 65 Русский язык и литература icon050301. 65 – Русский язык и литература

Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050301. 65 Русский язык и литература icon050301. 65 – Русский язык и литература

Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050301. 65 Русский язык и литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Риторика» разработан для студентов заочной формы обучения по специальности 050301....
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050301. 65 Русский язык и литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для студентов-выпускников факультета филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций мггу, обучающихся...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск