Скачать 403.82 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА» Кафедра русской литературы Модуль «История русской литературы XX (2 ч.)» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Специальность: 050301.65 Русский язык и литература КРАСНОЯРСК 2011 УМКД составлен к.ф.н., доцентом А. Ю. Колпаковым Обсужден на заседании кафедры русской литературы «____»__ ___________20___ г. Заведующий кафедрой Н. В. Уминова к.п.н., доцент каф. русской литературы Одобрено научно-методическим советом специальности «Русский язык и литература» «___»____________20___ г. Председатель НМСС Протокол согласования рабочей программы дисциплины «История русской литературы XX (2 ч.)» с другими дисциплинами специальности 050301.65 Русский язык и литература на 20___/____ учебный год
лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 20___/20___ учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения:
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Русской литературы "___"___ 20___г. Внесенные изменения утверждаю: Заведующий кафедрой Декан "_____"___________ 20__г. Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «История русской литературы XX (2 ч.)» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301.65 «Русский язык и литература» состоит из следующих элементов:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ История русской литературы XX (2 ч.) Выписка из стандарта История русской литературы Русская литература ХХ в.: периодизация; социально-культурные, идеологические и типологические черты эволюции литературы, формирование новой эстетики, художественные открытия. Проблема художественных методов. Стилевые направления. Особенности поэтики. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений. Проблема индивидуального художественного стиля. Взаимодействие русской и всемирной литературы. Введение Курс истории русской литературы периода 20-х – 30-х годов занимает самостоятельное и значимое место в изучении отечественной литературы XX века. Связано это с эпохальными событиями в истории страны. Революция, гражданская война, становление советской системы ломали не только политический строй России, но и кардинально влияли на смену культурной парадигмы общества. Сохраняя относительную свободу, литературный процесс 20-30-х годов отмечен полемикой традиционной христианской и новой советской парадигмой культуры. Это и создает напряженность и сложность литературной ситуации этого периода. Цель курса - представить литературную ситуацию в России периода 20-х – 30-х как систему взаимодействий традиционной и советской культурных парадигм. Задачи:
В результате работы над курсом «Русская литература и культура XX (II)» студент должен: 1. иметь представление о важнейших процессах в истории русской литературы 20-х – 30-х годов XX века; 2. знать о политических, эстетических, идейных основаниях полемики литературных объединений; 3. иметь представление о специфике поэтики и месте в литературном процессе ведущих писателей 20-х – 30-х годов XX века; 4. уметь вписывать творчество писателя в контекст литературного процесса; самостоятельно анализировать произведения писателей 20-х – 30-х годов XX века в историко-культурном и жанровом аспектах; устанавливать типологические связи между писателями и между литерными эпохами; 5. владеть литературоведческой терминологией, отражающей специфику литературы 20-х – 30-х годов XX; навыками анализа художественного произведения; навыками исследовательской работы. Курс вписан в общий курс истории русской литературы. Непосредственно ему предшествует курс «История русской литературы XX (1 ч.)». Последующим является курс «История русской литературы XX (2 ч.)». Курс рассчитан на студентов специалистов ОНО 4-го года обучения. Читается в 8 семестре. Состоит из 12 часов лекций, 4 часов семинарских занятий. Итоговая форма контроля – экзамен (36 часов). Содержание теоретического курса I. Русская литература 20-х — 30-х годов. Русская литература и Октябрь 1917года. «Великий разлом» в общественной и культурной истории России. Формирование советской культурной парадигмы. Конфликт христианской системы ценностей с советской. Идейное и творческое самоопределение писателей. Первая волна эмиграции. Восприятие революции в поэзии (В. Маяковский, А. Блок, А. Ахматова, М. Цветаева, М. Волошин, Н. Гумилев). Противоречивость и амбивалентность оценок эпохи революционных потрясений в публицистике: А. Блок «Интеллигенция и ре6воюция», М. Горький «Несвоевременные мысли», И.А. Бунин «Окаянные дни». Полифонизм эпохи 20-х годов. Время группировок. (ЛЕФ, РАПП, Кузница, Октябрь, Перевал, ЛЕФ, РАПП, «Серапионовы братья»). Дискуссии, политические и эстетические платформы, альтернативность точек зрения в определении нового качества литературы и искусства. (В. Полонский, А. Воронский, В. Маяковский, А. Богданов, Д. Горбов). Литература и власть. Первые декреты Советской власти о культуре и искусстве, их реальное значение, последствия, современная оценка. Резолюция ЦК РКП (б) 1925г. «О политике партии в области художественной литературы». Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций" (1932 г.). Введение института советской цензуры. Первый Съезд писателей СССР (1934). Институт советской литературы. Типы писателей: советские, «попутчики», эмигранты. Формирование канона советской литературы. Жанры. Метод «социалистического реализма». II. Поэтика и проблематика русской литературы 20-х — 30-х годов. Проблематика и тематика литературы 20-30-х годов. Интеллигенция и революция. Проблема гуманизма. «Новый» человек. Тема революции, гражданской войны, интеллигенции. Роман социалистического реализма: Ф. Гладков «Цемент», Н. Островский «Как закалялась сталь» и др. Поэтика романа соцреализма. Творчество писателей 20-х годов в контексте меняющегося времени. Гражданская война — братоубийственная война. От романтизации событий и героики борьбы к аналитическому раздумью. Истинные и ложные ценности, общечеловеческое и классовое. Решение проблем: человек и революция, интеллигенция и революция в творчестве писателей, стоящих на различных идейно-художественных позициях. (Б. Пильняк «Голый год», И. Бабель «Конармия», А. Фадеев «Разгром», К. Федин «Города и годы», Б. Лавренев «Сорок первый», М. Булгаков «Белая гвардия»). Сатирическая проза 20-х годов. Сатира Ю. Олеши, Ильфа и Петрова, М. Зощенко, М. Булгакова. Сатирические рассказы М. Зощенко 20-х годов. Сказовое начало произведений писателя. Стиль. Герой рассказов Зощенко. III. М.А. Булгаков (1891 - 1940) Творчество М.А. Булгакова как явление русской литературы. Общественная и литературная позиция. Письма правительству. «Упорное изображение русской интеллигенции, как лучшего слоя страны». Борьба с «булгаковщиной». Запрет на Булгакова. Начало литературной деятельности. «Записки юного врача». Повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце». Предупреждающая сатира Булгакова. Проблема эксперементаторства, ответственности за эксперемент. Живучесть «шариковщины», как социального и морального явления. Авторская позиция и способы ее выражения. Роман «Белая гвардия». Судьба русской интеллигенции. Трагизм утраты дома, проблема исторической ответственности. Библейские мотивы в романе. Соотношение романа и пьесы «Дни Турбиных». Сценическая история пьесы, оценка в критике. Своеобразие драматургического таланта Булгакова. Пьесы 30-х гг. Проблематика пьесы «Бег». Роман «Мастер и Маргарита». Особенности жанра. Оригинальная философская трактовка библейского сюжета. Роман о Понтии Пилате и его место в структуре произведения. Своеобразие булгаковской «дьяволиады». Традиции мировой и русской литературы. Сатирическое изображение литературной и обывательской среды 20-30-х гг. Образ Мастера и его судьба. Трагическая любовь Мастера и Маргариты. Проблема творчества и судьба художника. Основные философские антиномии романа: жизнь и смерть, добро и зло, свет и покой, страх и бесстрашие. Поэтика романа. Исследования жизни и творчества М. Булгакова в отечественном литературоведении. М. Булгаков в школе. IV. Творчество А. П. Платонова. Биография писателя в контексте эпохи. Поэтика Андрея Платонова. Роман «Чевенгур». История создания и публикации. Композиция романа. Образ Захара Павловича и тема сиротства в романе. «Происхождение мастера». Образ Сашки Дванова. Поиски «коммунизма» героями романа. Чевенгур – город коммунизма. Образы строителей Чевенгура. История и трагедия Чевенгура. Проблема интерпретации романа: утопия, антиутопия, метафизический реализм. Повесть «Котлован». История создания. Тема поиска смысла жизни в «Котловане». Образ Вощева. Образы-символы в повести. Тема строительства идеального общества. Тема коллективизации. Метафизические проблемы в повести «Котлован»: смерти, родства и сиротства, смысла жизни. Антиутопическое начало в повести «Котлован». Планы практических занятий по модулю «История русской литературы XX (2 ч.)» Практическое занятие № 1 К. Федин «Города и годы» (2 часа)
Литература:
Практическое занятие № 2 Русский сатирический рассказ 20-х годов (2 часа)
Тексты:
Литература:
Практическое занятие № 3 М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (2 часа)
Литература:
Тематический план изучения дисциплины «История русской литературы XX (2-3 ч.)» по специальности 050301.65 «Русский язык и литература» Модуль «История русской литературы XX (2 ч.)»
|
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... |