050301. 65 – Русский язык и литература





Название050301. 65 – Русский язык и литература
страница1/7
Дата публикации09.03.2016
Размер0.88 Mb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6   7


Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт гуманитарных наук
Кафедра зарубежной филологии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

История зарубежной литературы XVII – XVIII веков
ДПП 050301.65 – Русский язык и литература

Институт гуманитарных наук

Курс II, семестр 3


Москва 2010


Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры зарубежной литературы «___» ________ 2010 года протокол № __


Составитель:

доцент кафедры зарубежной филологии,

кандидат филологических наук, Т.Г. Чеснокова

Зав. кафедрой:

профессор кафедры зарубежной филологии,

доктор филологических наук Н.Л. Огуречникова

Содержание


Часть 1. Программа дисциплины………………………………………………..

4

Пояснительная записка……………………………………………………

4

Основное содержание дисциплины……………………………………..

5

XVII век……………………………………………………………

5

1. XVII век как историко-литературная и историко-культурная эпоха….

5

2. Литература XVII века в Испании и Италии……………………………..

6

3. Литература XVII века. Франция…………………………………………..

8

4. Литература XVII века. Нидерланды и Германия…………………………

10

5. Литература XVII века. Англия…………………………………………….

10

XVIII век…………………………………………………………..

11

6. XVIII век как историко-литературная и историко-культурная эпоха…..

11

7. Литература XVIII века в Англии…………………………………………..

12

8. Литература XVIII века. Франция………………………………………….

14

9. Литература XVIII века. Италия…………………………………………

15

10. Литература XVIII века. Германия……………………………………..

16

Список рекомендуемой литературы…………………………………………

18

Основная………………………………………………………………...

18

Дополнительная…………………………………………………………

19

Часть 2. Методические рекомендации и план освоения дисциплины……….

24

Лекции………………………………………………………………………

24

Практические занятия……………………………………………………..

40

Темы и формы самостоятельной работы студентов, виды контроля….

51

Темы рефератов и рекомендации по их написанию…………………….

51

Требования к текущему и итоговому контролю…………………………

54

Примерный список вопросов к экзамену…………………………….…..

54


Часть 1. Программа дисциплины
Пояснительная записка
Настоящая программа соответствует требованиям ГОС ВПО для первой ступени обучения (стандарт 2005 г., общее количество часов – 102 часа для студентов 1 РУС-О-Д).

Цель дисциплины: формирование специалиста-филолога, обладающего необходимым комплексом историко-литературных знаний, умений, навыков в области истории литературы западноевропейских стран первых столетий Нового времени (XVII–XVIII вв.).

Задачи:

- представить в наиболее полном и удобном для восприятия объеме историю литературы западноевропейских стран XVII–XVIII вв.;

- сформировать у студентов углубленные теоретические представления о культурных основах и типах литературного сознания, соответствующих историко-литературным эпохам XVII (начало Нового времени – «эпоха противоречия») и XVIII века («эпоха Просвещения»);

- передать необходимые знания о литературно-художественных системах названных эпох, особенностях функционирований категорий жанра, стиля, авторства; об эволюции и взаимодействии жанровых и стилевых систем (классицизма, барокко, рококо, сентиментализма);

- сформировать необходимые представления о творческих индивидуальностях наиболее выдающихся и «типичных» для данной эпохи авторов, эволюции их творчества, значимых произведениях;

- научить грамотному литературоведческому анализу произведений указанных эпох в соответствии с общенаучными требованиями литературоведения и исходя из историко-культурных и эстетических особенностей материала.

Курс «История зарубежной литературы XVII–XVIII вв.» входит в цикл дисциплин по литературе и культуре зарубежных стран от древности до современности и читается на II курсе (III семестр). Курс непосредственно связан с предшествующим ему по времени курсом истории литературы средних веков и эпохи Возрождения и с последующим курсом литературы и культуры первой половины XIX века («Романтизм»). В рамках дисциплины осуществляются межпредметные связи с теорией (введением в теорию) литературы, историей и культурологией, историей философии и историей искусства.

Требования к первоначальному уровню подготовки учащегося:

Студент, приступающий к изучению истории зарубежной литературы XVII–XVIII вв., должен владеть теоретическими знаниями и навыками, усвоенными в курсе введения в литературоведение: знать основные литературоведческие термины и понятия и уметь применять их к изучению конкретных произведений. Необходимым фоном обучения является также хорошее знание истории литературы и культуры Древнего мира (особенно античности), классического Средневековья и Ренессанса.

Требования к уровню освоения дисциплины:

Студент должен:

- знать тексты художественных произведений, рекомендованных для обязательного чтения, уметь отвечать на вопросы по их содержанию;

- изучить и знать корпус рекомендованной учебной и специальной литературы;

- разбираться в историческом контексте изучаемых литературных процессов;

- иметь представление о творческой эволюции каждого из авторов, чье творчество рассматривается в рамках курса монографически (Дж. Донн, Дж. Милтон, П. Кальдерон, П. Корнель, Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер, Вольтер, Г. Филдинг и др.);

- обладать навыками анализа художественных текстов, применяя усвоенные теоретические знания на практике (уметь охарактеризовать жанр произведения и обосновать его принадлежность к той или иной жанровой подсистеме литературы изучаемых эпох; анализировать композицию, стиль, языковые и метрические особенности произведения (последнее – для поэтических текстов); учитывать связь текста с направлениями и художественными системами эпохи, фиксировать в нем отражение мировоззренческих особенностей эпохи, направления и т. п.);

- уметь самостоятельно определять межпредметные связи изучаемых произведений в рамках филологического и гуманитарного цикла;

- применять полученные знания в научно-исследовательской работе и практике, в дальнейшей профессиональной деятельности.

Программа рассчитана на один семестр и включает итоговую аттестацию в форме устного экзамена.
Основное содержание дисциплины
XVII ВЕК

1. XVII век как историко-литературная и историко-культурная эпоха
XVII век в истории европейской культуры. Историческое своеобразие эпохи: политические катаклизмы, абсолютизм, социально-экономическая и сословная перестройка общества, научная революция и изменение картины мира. Двойственность как структурная черта сознания XVII века. Философский рационализм и сенсуализм, их влияние на литературу и искусство, взаимодействие в эстетических представлениях эпохи. Роль философских идей в становлении и выражении характерных для XVII века принципов мышления (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, П. Гассенди, Б. Паскаль, Б. Спиноза). Место религии в жизни общества. Феномены либертинажа и религиозного мистицизма. Влиятельные религиозные секты (янсенизм, пуританство), их взаимодействие с ортодоксальным католицизмом и реформаторскими учениями.

Проблема эстетического перехода от Возрождения к XVII веку. Маньеризм как переходный стиль литературы и искусства. Соотношение понятий художественной системы, метода, направления, стиля в характеристике литературы и искусства XVII в. Специфика классицизма и барокко как ведущих художественных систем эпохи. Их воплощения в литературе и искусстве: «литературность» классицизма и синтетичность барокко. Важнейшие представители барокко и классицизма в архитектуре, живописи, скульптуре, музыке. «Рационализм» классицизма и «иррациональность» барокко: различие ответов на духовные запросы времени. Самоопределение и развитие стилевых направлений XVII века в споре и диалоге друг с другом. «Подавленные» барочные тенденции в классицизме и преодоленные границы классицизма в барокко. «Избыточность» барокко и самоограничение классицизма. Специфика отношения обеих систем к жанру и стилю, к системным принципам организации литературы и художественного произведения. Особенности взаимодействия теории и практики в барокко и классицизме. Национальные и индивидуальные стилевые модификации классицизма и барокко, тенденции к их преобладанию в рамках разных национальных культур. Культурно-историческое значение французского классицизма, испанского барокко, английского «барочного классицизма» и немецкого «классицизирующего барокко». Тенденция к стилевой однородности в классицизме и стилевая многослойность барокко. Соотношение высокого и «низового» барокко. Различные течения внутри барокко (французские либертины и английские метафизики, гонгоризм и консептизм в Испании, маринизм в Италии). Некоторые особенности функционирования лирики, романа и драмы в XVII в.: вклад барокко и классицизма в их развитие. Классицизм и барокко XVII века в восприятии последующих эпох, литературных течений и стилей (Просвещение, сентиментализм, рококо, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм).
2. Литература XVII века в Испании и Италии
XVII век в Испании как «эпоха барокко». Исторический фон (своеобразие испанского абсолютизма, Контрреформация). Соотношение понятий испанского барокко и «золотого века» испанской литературы. Возрождение, маньеризм и барокко в Испании. «Неоформленность» классицистических тенденций в литературе и искусстве. Поэзия испанского барокко. Луис де Гонгора-и-Арготе – «испанский Гомер». Понятие и художественное содержание культизма (культеранизма, гонгоризма): «метафорическая зашифрованность образов», «экспрессивная затемненность стиля» (Н. Р. Малиновская). Культизм (Гонгора) и консептизм (Кеведо) в испанской поэзии: соотношение словесно-метафорической «темноты» и идейной «трудности».

«Барочный» путь развития пикарески в XVII веке. Эмблематизм, философичность жанра. Мотив изменчивости бытия и протеистичность образа пикаро. Соотношение героя и рассказчика. Динамика центрального образа в романе Кеведо («Дон Паблос»). «Фабульная открытость» и «сюжетная завершенность» книги (Н. Т. Пахсарьян).

Б. Грасиан – теоретик барокко («Остроумие, или Искусство ума»). Понятие «остроумия» (остромыслия), консепт как его основа.

Развитие национальной испанской драмы в последней трети XVI века. Драматургия Лопе де Вега. Проблемы жанровой классификации драматургического наследия Лопе. Обобщение драматургических принципов Лопе в стихотворном трактате «Новое искусство сочинять комедии в наше время», их маньеристическая (антиклассицистическая) природа. Любовная комедия «плаща и шпаги» – ведущая жанровая разновидность драматургии Лопе. Преобладание интриги над характером, следы импровизационной структуры жанра, значение театрально-драматических амплуа (дама, «галан», «борода» (старик), слуга-простак, слуга-грасьосо и др.). Концепция любви в комедии Лопе. Особенности комедийных «препятствий» (ревность, соперничество). «Открытый» тип пространства. Особенности воплощения комедийного канона в пьесах «Учитель танцев», «Собака на сене». Народно-героическая драма «Фуенте Овехуна» («Овечий источник»). Взаимодействие пасторально-идиллических и героических мотивов в обрисовке народных характеров и в картине народной жизни. Концепция крестьянской чести и своеобразие позиции королевской власти в сословном конфликте. Тирсо де Молина как ученик Лопе. Освоение и переосмысление модели «комедии соперничества» (М. Л. Андреев). Маньеристический мотив неопределенности. «Гипертрофия притворства» (В. Силюнас), ревность как организующая и контролирующая сила в мире комедии («Благочестивая Марта» и др.). Стихийность и рационализм. Общее направление драматической обработки легенды о Дон Жуане в театре Тирсо («Севильский озорник». Испанский театр первой трети XVII в. и драма французского классицизма: сближения и отталкивания.

«Барочная» трансформация испанской драмы, органичность этого процесса. Кальдерон как последователь реформы Лопе. Сохранение основных жанров, принятие жанровых условностей как «правил игры». Место аутос в драматургическом наследии Кальдерона. Исторические пьесы. Канонизация оппозиции любовь/честь как жанрового разграничителя комедии и трагедии. Принципы комедийной поэтики и поэтики драмы чести в барочном театре Кальдерона. Формирование классической барочной трагедии. Интерес к экзотической обстановке, эмблематизм и исключительность обстоятельств, экстремальность контрастов. Антиномия свободы воли и рабства у «судьбы и смерти» как стержень сюжетного развития кальдероновских трагедий. «Общечеловеческий» характер ценностей любви и чести. Своеобразие барочной концепции святости. Особенности трактовки мотива «жизнь – сон» в драмах Шекспира и Кальдерона. Тема предназначения человека: мотив «антивоспитания» Сехисмундо и превращение героя в «активного мудреца». Эмблематический образ сна: сон как средство преодоления эмоциональной вовлеченности в игру мирских страстей, катализатор нравственного выбора («Жизнь есть сон»). Функции сюжетных параллелей. «Зримая» образность стиля и живописность барочной риторики. Столкновение высокого и комического в сюжете и стиле кальдероновских трагедий.

Маньеризм и барокко в итальянской литературе XVII века. Своеобразие духовного климата эпохи. Контрреформация и научная революция. Деятельность Галилео Галилея. Отталкивание от традиций Ренессанса в утопической литературе эпохи («Город Солнца» Т. Кампанеллы): рационализм, структурная и идейная замкнутость, традиции средневекового монашеского «коммунизма». Жанр бурлескной поэмы («Похищенное ведро» А. Тассони), его влияние на европейскую литературу. Стилевое своеобразие поэзии Джамбаттиста Мариино («кончетти»), маньеристические и барочные мотивы (текучесть бытия, контрасты, гротеск). Реакция «удивления». Влияние Марино на европейскую поэзию XVII века.

Э. Тезауро как теоретик итальянского барокко («Подзорная труба Аристотеля»). Концепция остромыслия, «семиотичность» (знаковость) бытия, систематизация метафор. Деятельность итальянских академий.

Итальянский театр в XVII веке. Упадок итальянской ученой комедии и расцвет комедии масок в «эпоху барокко». «Встраивание» комедии дель арте в барочную картину мира, актуализация представлений о господстве иллюзии в театре масок. Жанр оперы в контексте синтетических тенденций барокко.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

050301. 65 – Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс дисциплины Специальность 050301 «Русский...
Труфанова, С. Л. История русского языка : учеб метод компл дисц спец. 050301 «Русский язык и литература с дополнительной специальностью»...
050301. 65 – Русский язык и литература icon050301. 65 – Русский язык и литература

050301. 65 – Русский язык и литература iconУчебно-методическое пособие по дисциплине: специальность 032900....
Учебно-методическое пособие по дисциплине: специальность 032900. 00 (050301) – «Русский язык и литература с дополнительной специальностью...
050301. 65 – Русский язык и литература iconПрограмма учебной дисциплины по выбору для специальности 050301. 65 Русский язык и литература
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
050301. 65 – Русский язык и литература iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета филологического факультета (протокол от 20 г., № )
050301. 65 – Русский язык и литература iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников для студентов...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета филологического факультета (протокол от «10» февраля 2012 г. №5)
050301. 65 – Русский язык и литература iconМетодика преподавания литературы. Изучение творчества Н. В. Гоголя...
Задачи: Закрепить сведения о сфере употребления определенно-личных предложений
050301. 65 – Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «История русской литературы XX (2 ч.)» с другими дисциплинами специальности 050301....
050301. 65 – Русский язык и литература iconРабочая Программа учебной дисциплины (модуля)
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
050301. 65 – Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс «Зарубежная литература» предназначен для подготовки бакалавров по профессионально-образовательной программе...
050301. 65 – Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс «Зарубежная литература» предназначен для подготовки бакалавров по профессионально-образовательной программе...
050301. 65 – Русский язык и литература iconПрограмма итоговой государственной аттестации бакалавров по направлению...
Сущность, значение и соотношение между собой событий, явлений, процессов, законов и исторических закономерностей
050301. 65 – Русский язык и литература iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Информатика»», (050202 по оксо) – «Информатика с дополнительной специализацией «Математика»», (050301 по оксо – «Русский язык и...
050301. 65 – Русский язык и литература iconМетодические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
050301. 65 – Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология»
Оксо), «030100. 00 Информатика с дополнительной специальностью» (050202 по оксо), «032900 Русский язык и литература» (050301 по оксо),...
050301. 65 – Русский язык и литература iconРабочая учебная программа по дисциплине «Практикум по орфографии...
Попова Эльвира Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики и межкультурной коммуникации Ургпу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск