Методика преподавания литературы. Изучение творчества Н. В. Гоголя в 5-7 классах Учебное пособие Специальность 050301 – «Русский язык и литература»





Скачать 414.26 Kb.
НазваниеМетодика преподавания литературы. Изучение творчества Н. В. Гоголя в 5-7 классах Учебное пособие Специальность 050301 – «Русский язык и литература»
страница1/4
Дата публикации29.09.2013
Размер414.26 Kb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Литература > Учебное пособие
  1   2   3   4


Министерство образования и науки Красноярского края

КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж»

Методика преподавания литературы.

Изучение творчества Н.В. Гоголя

в 5-7 классах
Учебное пособие
Специальность 050301 – «Русский язык и литература»

Канск 2011

Печатается по решению Педагогического совета колледжа
Авторы-составители: В.А. Сазонова, преподаватель КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж»
Рецензент: Т.А. Менщикова, учитель высшей квалификационной категории МБОУ гимназия № 4 г. Канска, почетный работник Общего образования, заслуженный учитель Красноярского края, победитель Всероссийского конкурса «Лучший учитель России».
Методика преподавания литературы. Изучение творчества Н.В. Гоголя в 5-7 классах: Учебное пособие / авторы-сост. В.А. Сазонова; рец. Т.А. Менщикова; КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж». Канск, 2011. – 42 с
Предлагаемое пособие подготовлено на основе «Программы по литературе. 5-11 классы» В.Я. Коровиной (М.: Дрофа, 2002).

Пособие охватывает широкий круг произведений Н.В. Гоголя и предлагает пути и приемы их изучения, выявленные на основе анализа методических рекомендаций к школьным учебникам по литературе разных авторов. Кроме того, пособие включает планы-конспекты уроков с использованием методов проблемного обучения.

Пособие адресовано учителю-словеснику, учащимся средней общеобразовательной школы. Будет полезно преподавателям и студентам филологических факультетов на занятиях по методике преподавания литературы и в период прохождения педагогической практики.

Методическое пособие предназначено для специальности 050301 «Русский язык и литература» по дисциплине «Методика преподавания литературы».


© КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж»

Содержание

Введение 4

Анализ методических рекомендаций к школьным учебникам

Повесть «Заколдованное место». 5 класс 5

Повесть «Ночь перед Рождеством». 6 класс 7

Повесть «Тарас Бульба». 7 класс 10

Планы-конспекты уроков

Н.В.Гоголь. Повесть «Заколдованное место». 5 класс 13

Н.В.Гоголь (1801-1825). История создания сборника

«Вечера на хуторе близ Диканьки».

Повесть «Ночь перед Рождеством» (план-конспект вступительного занятия) 20

«Реальное» и «фантастическое» в повести Н.В.Гоголя

«Ночь перед Рождеством» (план-конспект заключительного занятия) 24

Тарас и его сыновья (план-конспект) 28

Литература 41

Введение

Чтение и изучение произведений Н.В.Гоголя проходят через весь курс средней школы, поэтому именно эта тема была выбрана для исследования. Анализируются уроки, разработанные по программе под ред. В.Я.Коровиной. В 5 классе из произведений Н.В.Гоголя изучается повесть «Заколдованное место», которая завершает сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»; в 6 классе для изучения предлагается повесть «Ночь перед Рождеством», а для внеклассного занятий – повесть «Майская ночь, или Утопленница»; в 7 классе изучается повесть «Тарас Бульба». В работе предлагаются разработки и конспекты уроков с элементами исследовательской деятельности (проблемное изложение, эвристический и исследовательский методы) по произведениям: «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством» и «Тарас Бульба». Выбор данных повестей обусловлен, во-первых, жанровой принадлежностью произведений (эпические); во-вторых, возрастными особенностями школьников.

Школьное изучение творчества писателя обычно проходит три основных этапа: чтение литературного материала, сообщение учителя о писателе, включающее в той или иной степени сведения о его методе и художественном мастерстве, и анализ литературных произведений. [42; С.14]

Мы предлагаем использовать на уроках методы проблемного обучения, а именно: организовывать уроки через проблемно-диалоговое обучение, задавая проблемные вопросы, проводить эвристические беседы, дискуссии.

Главная задача – развить у учеников чтение, при котором они бы не просто воспринимали сюжетную линию, но еще и вдумывались в значения каждого слова, поступка героев. Гоголь был мастером художественного слова. Читая его произведения, всегда можно найти непонятные слова, каждое из которых Николай Васильевич тщательно подбирал. В процессе создания произведения проявлялась и чуткость к интонационно-звуковой стороне слова.

В воспоминаниях Д.А.Оболенского мы читаем: «Граф А.П.Толстой сказывал мне, что ему не раз приходилось слышать, как Гоголь писал свои «Мертвые души»: проходя мимо дверей, ведущих в его комнату, он не раз слышал, как Гоголь один, в запертой горнице, будто бы с кем-то разговаривал, иногда самым неестественным голосом. В черновых рукописях видны следы этой работы. Каждый разговор переделывался Гоголем по нескольку раз. Зато как живо, верно и естественно говорят все его действующие лица». [42; с. 16]

Именно эти особенности произведений Н.В.Гоголя и определяют специфику работы преподавателя.

АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ К ШКОЛЬНЫМ УЧЕБНИКАМ
Повесть «Заколдованное место». 5 класс
Изучение Гоголя в пятом классе изучается повесть «Заколдованное место» Н.В.Гоголя. В методической литературе по программам В.Я.Коровиной и А.Г.Кутузова жанр «Заколдованного места» определяется по-разному. У Кутузова это рассказ, а у Коровиной – повесть. Исследование в курсовой проводится по программе В.Я.Коровиной, поэтому и произведение будет рассматриваться как повесть.

В методической литературе по программе В.Я.Коровиной на изучение данного произведения дается один урок, на котором необходимо выдать информацию о биографии писателя и проанализировать повесть.

Начинается урок с рассказа учителя о писателе. Затем делается акцент на фантастической теме в творчестве Гоголя. Учитель предлагает ученикам вспомнить, в каких еще русских сказках, уже знакомых им, изображается «нечистая сила». Ученикам это задание давалось заранее. После пересказов проводится словарная работа со словами: обморочить, комора, баштан, чумаки, потчевать, закурили люльки, калачи все были тертые, мыкали немало, россказни да раздобары.

После словарной работы начинается анализ текста. Предлагаются следующие вопросы, соответствующие композиции повести:

- О чем рассказывает повесть?

- От чьего имени ведется рассказ?

- Назовите имена собеседников.

- Что необычного случилось с дедом во время его танца?

- Как повторялось чудо? и т.д. [17; 18; 19]

Структура урока с элементами исследовательской деятельности.

Разработанный нами урок проводится в форме игры между двумя командами. Игра называется «Юный исследователь».

Целью урока является не только умение применять знания о повести Гоголя в ситуации соревнования, но и умение работать в группах, учиться распределять обязанности в группе, учиться вежливо общаться во время урока. Только в этом случае возможна победа всей команды.

Сначала учащиеся знакомятся с биографией Н.В.Гоголя. Заранее пятерым ученикам раздаются данные из жизни и творчества писателя, которые они рассказывают на уроке. Их выступления учитель дополняет необходимой информацией. После озвучивания биографических данных переходим непосредственно к изучению анализу повести, которую учащиеся должны были прочитать дома и выписать из текста просторечные слова.

Изучение повести проходит, как уже было сказано, в форме игры. Учащиеся делятся на две команды. Сначала проводится конкурс «Блиц-опрос», в котором учитель задает поочередно вопросы каждой команде. За каждый правильный ответ дается жетон. Таким образом, учитель проверяет знание содержания текста учащимися. После чего проводится словарная работа: учащиеся должны были дома выписать просторечные слова, слова, которые им были непонятны. Следовательно, на следующем этапе урока объясняются значения незнакомых слов. Затем проводится работа с литературоведческими понятиями юмор и сарказм. Ученики отвечают на проблемные вопросы: «Чем отличается юмор от сарказма?», «Что присуще повести: юмор или сарказм?» После чего учащимся дается задание последовательно распределить иллюстрации С.Алимова. Задание направлено на развитие мышления.

На следующем этапе урока ученики подбирают синонимы к слову «заколдованное». После учитель связывает все сказанное с нечистой силой и предлагает найти в тексте и посчитать слово черт. Окажется, что данное слово и однокоренные ему слова встречается в тексте шесть раз. Следует вопрос: «Как вы думаете, почему именно столько раз встречается это слово в тексте? Что вообще значит цифра 6?»

На этапе подведения итогов урока учащимся предлагается самостоятельно придумать вопросы по повести, которые бы они хотели задать своим одноклассникам. Таким образом, исследовательская деятельность на уроке организуется через проблемные вопросы, самостоятельное составление учащимися вопросов. Кроме того, учениками проводится мини-исследование, когда они ищут в тексте слово черт и подсчитывают, сколько раз оно встречается в повести.

Интерес учащихся к уроку определяется, во-первых, формой проведения урока (игра), которая ориентируется на возрастные особенности школьников. Во-вторых, творческими заданиями. И, в-третьих, самостоятельным поиском ответов на проблемные вопросы, а также составление вопросов по тексту.

В конце урока дается необычное домашнее задание, так же творческого характера: придумать, вспомнить какие-либо истории про «нечистую силу».

Повесть «Ночь перед Рождеством». 6 класс
В 6 классе по программе В.Я.Коровиной изучается повесть «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя, которая входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». На изучение повести отводится 4 часа:

1 урок – «Н.В.Гоголь (1809-1852). История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Ночь перед Рождеством»;

2 урок – «Картины народной жизни в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»;

3 урок – «Приключения кузнеца в поисках черевичек»;

4 урок - «Реалистическое и фантастическое в повести «Ночь перед Рождеством». Проанализировав типы вопросов и заданий, как в методической литературе, так и в учебнике, можно прийти к выводу, что проблемное обучение совершенно не предусмотрено при изучении данной повести. [20]

Нами выбраны два урока, в конспектах которых будет организовываться исследовательская деятельность.

Первый урок, тема которого звучит следующим образом: «Н.В.Гоголь (1809-1852). История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Ночь перед Рождеством», организован по следующей схеме:

- сообщение учителя о Гоголе;

- работа со статьей Н.С.Шера «Рассказы о русских писателях», которая предоставлена в учебнике, составление плана по ней;

- работа с репродукциями картин А.И.Куинджи «Ночь на Днепре» и И.Е.Репина «Вечорницi»;

- выразительное чтение;

- беседа по вопросам: Какую роль играет пейзаж в развитии действия повести? Какие фантастические черты несет пейзаж? Почему черт украл месяц? и др.

Исследовательская деятельность на данном уроке будет организовываться посредством вопросов проблемного характера на этапе беседы по тексту.

Схема урока подобна той, которая дана в методической литературе. Только на всех этапах анализа текста наряду с вопросами, касающимися непосредственно сюжетной линии повести, используются вопросы проблемного характера. Так, например, на этапе выразительного чтения мы предлагаем следующие вопросы (курсивом выделены проблемные вопросы):

1. Как думаете, почему повесть начинается с описания природы? Как описывается природа?

2. Что фантастического вы увидели в описании природы?

3. Возможно ли было описать природу без элементов фантастики? Почему?

4. Чем черту помешал месяц? Для чего он его украл?

5. Что придает рассказу образ черта? Можно ли было обойтись без него?

6. Почему черт разозлился на кузнеца?

7. В тексте, как вы видите, много сносок. Как вы думаете, для чего они служат? И можно ли обойтись без них?

8. В каких поступках проявляются упрямство своеволие Чуба? Мог ли Чуб поступить иначе? Почему?

На этапе подведения итогов урока проблемный вопрос звучит следующим образом: «Есть ли в повести черты сказки? Какие?»

Четвертый урок (заключительный) - «Реалистическое и фантастическое в повести «Ночь перед Рождеством». Структура урока, предлагаемая в методической литературе Н.В.Егоровой, организована на поэтапном разборе с четырнадцатого по девятнадцатый эпизоды. Задаются вопросы, направленные на проверку знания и понимания содержания повести: «Как приняли запорожцы Вакулу?», «Что в этом эпизоде реалистическое, то есть могло быть на самом деле, а что фантастическое?», «Как изображен путь во дворец?», «Чьими глазами мы смотрим на дворец?», «Как создается юмористический эффект в этой сцене?», «Как изменилось отношение Оксаны к Вакуле, когда она поняла, что потеряла его?» и т.д.

Учитель предлагает провести небольшое исследование по повести на тему «Фантастическое» и «реалистическое» в повести». Учащиеся становятся на 40 минут учеными, что будет способствовать повышению интереса к уроку.

На первом этапе урока целесообразно определить вместе с учащимися сущность исследовательской деятельности. Для этого необходимо озвучить этапы организации исследования. Учитывая возраст учащихся, трех этапов будет достаточно:

- определить цель исследования;

- определить методы работы;

- обосновать актуальность исследования.

После обозначения основных этапов исследовательской деятельности следует поработать с понятиями «фантастическое» и «реалистическое». Для этого лучше ориентироваться на то, как сами учащиеся понимают значения этих слов. Учителем задаются следующие вопросы:

- Что такое реальность?

- Что такое фантастика?

На следующем этапе урока проводится непосредственно аналитическая работа с текстом. Для этого предлагается система вопросов, направленная на выявление «реалистичного» и «фантастического» в изображении автором места, героев и событий повести, после которых учащиеся самостоятельно делают выводы. Например, анализ отдельных эпизодов, направленный на определение тех событий, которые могут случить по-настоящему, и тех, которые выдуманы, производится по следующей схеме:

• Что необычно, неожиданно в этом отрывке?

• Кто участвует в событии?

• Как реагируют обыкновенные герои на поступки волшебных?

Эпизоды (анализ иллюстрации А.Дугина):

• Черт ворует месяц (с. 90, первый абзац).

• Пацюк ест вареники (с. 111, 3 - 4 абзацы).

• Полет Вакулы в Петербург (с. 119, второй абзац).

Вывод: фантастическое событие представлено Гоголем как обыкновенное.

В конце урока подводятся итоги всех уроков по данному произведению, так урок является заключительным. Учащимся можно задать общие вопросы:

- Какие эпизоды запомнились больше всего?

- Какое настроение передает собой повесть?

Самостоятельное формулирование выводов на протяжении всего урока способствует развитию мышления, монологической речи, логики суждения. А, следовательно, занятость детей на уроке становится больше, активность повышается, что является показателем формирования интереса к уроку.

В заключении учитель расскажет об особенностях писательского мастерства Н.В.Гоголя, а именно, о его «трехмерной прозе», чтобы еще раз обозначить значимость творчества писателя.
Повесть «Тарас Бульба». 7 класс
Повесть «Тарас Бульба» давно изучается в гимназиях, школах, она была включена в учебные хрестоматии А. Галахова, Л. Поливанова. Причем, Л. Поливанов выбирает для школьного чтения отдельные главы, фрагменты: «Последняя ночь в отеческом доме», «Сборы в поход», «Атаман», «Смерть Андрия».

В последние годы повесть входила в программу шестого класса (нынешнего седьмого). Подробная методическая разработка по изучению повести была сделана М. А. Снежневской, она основана на воплощении Гоголем в повести мечты об идеальной республике, где могли формироваться «могучие характеры, недюжинные натуры, настоящие дружба и братство», тем самым «Гоголь говорил своим современникам о возможности иной жизни, иных взаимоотношений». [41] Речь идет об эпохе национально-освободительной борьбы, развернувшейся на Украине в XV – XVII веках, о пафосе повести – об изображении людей, которые не отделяют свои интересы от интересов родины. Можно обратить внимание учащихся на высказывание литературоведа С.Машинского: «Запорожская Сечь выступает у Гоголя единой, монолитной силой, страшной в своем гневе и трогательной в своей любви». [28]

В пособии даны два варианта рассказа о Гоголе. В начале и в конце изучения повести рекомендуется использовать диапозитивы, иллюстрации.

Система уроков по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» предоставлена так же в двух вариантах в сборнике «Поурочные разработки по литературе» И.В.Золотаревой и С.М.Аникина. В структуре первой четыре урока, последним из которых является урок развития речи, где производится работа над темой сочинения:

1. Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

2. «Тарас Бульба»

3. Отец и сыновья. Характеры главных героев.

4. Развитие речи.

В структуре второй системы уроков три урока:

1. Эпическое величие мира в повести Гоголя.

2. Тарас и его сыновья.

3. Три смерти (обсуждение темы сочинения).

Проанализировав эти системы, мы пришли к выводу, что в них обеих не хватает элементов проблемного обучения. Хотя организация продуктивных методов обучения возможна и даже необходима при изучении повести.

В процессе чтения текста обращается внимание на описание степи, образный язык. Особое внимание уделяется юмору в повести. Проводится объяснение незнакомых слов, пересказы, комментированное чтение, создаются устные иллюстрации к произведению, обсуждается картина И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», сопоставляются герои Остап и Андрий, просматривается диафильм «Сравнительная характеристика литературных героев» и т. д.

В учебнике литературы представлены две статьи: отрывки из статей Н.Л.Степанова «Николай Васильевич Гоголь» и В.В.Вересаева «Как работал Гоголь», работу по которым можно организовать таким образом, что учащиеся дома самостоятельно читают статьи, придумывают по ним вопросы, а при разборе статей в классе, они могут задавать по одному вопросу в классе, чтобы проверить понимание тексов. После статей следуют вопросы для изучения повести «Тарас Бульба». Вот некоторые из них:

1. Итак, мы надеемся, что повесть Гоголя вам понравилась. Какие эпизоды показались вам забавными, смешными, какие – печальными, какие – торжественными? При чтении каких глав вы особенно волновались?

2. А.П.Чехов, вспоминая «Тараса Бульбу», назвал Гоголя «царем степи». Чем, по вашему мнению, заслужил писатель столь высокую оценку? Опишите Сечь такой, какой впервые увидели ее Остап и Андрий. Каковы ваши впечатления от описаний степи? Подготовьте небольшой отрывок описания степи для чтения наизусть или для художественного пересказа (т.е. пересказа с максимальным сохранением художественных особенностей прочитанного).

3. Перескажите эпизоды повести, наиболее важные для характеристики Остапа, Андрия, Тараса Бульбы – на выбор. Подумайте над вопросом: каково авторское отношение к каждому герою? Дайте характеристику героям (внешность, характер, поступки) и т.д.

Кроме того, для изучения повести можно взять книгу «Читаем, думаем, спорим…», где текст дан в отрывках, там же предлагаются вопросы, задания, иллюстрации к этому произведению, кроссворды. Следовательно, школьникам предстоит серьезная работа над текстом — пересказы, рассказы, чтение текста «Речь о товариществе» наизусть, например.

Давая методические рекомендации к изучению «Тараса Бульбы», Г.А. Гуковский указывал на то, что нужно осознавать повесть как единое целое, а не сумму отдельных образов-характеристик. С этим нельзя не согласиться.

Среди всех вопросов нет ни одного проблемного. Поэтому мы предлагаем урок с элементами исследовательской деятельности, которая будет организовываться с помощью проблемных вопросов. [21; 22]

Нами выбран урок на тему «Тарас и его сыновья». В начале урока дается установка: нужно как можно лучше представить своего героя. Учащимся заранее раздаются планы характеристик героев, по которым они готовятся дома (класс разделен на 3 группы). Им необходимо как можно лучше и полнее раскрыть образы Тараса, Остапа и Андрия. Таким образом, ученики самостоятельно ищут описание внешности героев, их характера, отношения к семье, войне и т.д. в тексте. На уроке изначально разбирается понятие «художественного образа», после чего группы поочередно, начиная с Тараса Бульбы, дают характеристики героям. После выступления групп учитель демонстрирует иллюстрацию Е.П. Бубнова, на которой изображены отец и два сына в степи. Учитель задает следующие вопросы: «Какой из сыновей больше похож на отца? По каким признакам это удалось определить?», «Как вы думаете, кого из сыновей Тарас любит больше?» (проблемный вопрос). После беседы учитель предлагает вспомнить смерть обоих братьев и говорит о том, что Гоголь в сопоставлении Остапа и Андрия переосмысливает библейский мотив. Затем предлагает вспомнить, какой именно мотив.

Целесообразно на следующем этапе предложить заполнение таблицы по сходству и различию двух братьев. После чего следуют вопросы проблемного характера: «Как вы думаете, что воплощает образ Остапа в повести, а что – Андрия?», «Итак, Остап – герой. А кто же тогда Андрий? Предатель?», «Что для вас выше: служба Родине или любовь?»

Итог урока предусмотрен в виде викторины «Кто я?», направленная на закрепление пройденного материала. Учащиеся должны назвать имена тех героев, слова которых будут зачитываться.

В качестве домашнего задания ученикам предлагается составить вопросы по повести для своих одноклассников.

Главной целью урока является развитие познавательного интереса школьников. На данном занятии цель достигается путем выполнения учащимися домашнего задания (ребята без помощи учителя составляют характеристики главным героям повести), использования учителем вопросов проблемного характера, викторины. В самом начале урока объявляется конкурс на лучшую характеристику: та группа, которая лучше всех составит характеристику героя, получит дополнительную оценку; важно, чтобы все члены группы выполнили домашнее задание. Кроме того, то задание, которое было дано учащимся в конце данного урока, тоже является одним из элементов исследовательской деятельности.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика преподавания литературы. Изучение творчества Н. В. Гоголя в 5-7 классах Учебное пособие Специальность 050301 – «Русский язык и литература» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине: специальность 032900....
Учебно-методическое пособие по дисциплине: специальность 032900. 00 (050301) – «Русский язык и литература с дополнительной специальностью...
Методика преподавания литературы. Изучение творчества Н. В. Гоголя в 5-7 классах Учебное пособие Специальность 050301 – «Русский язык и литература» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Специальность 050301 «Русский...
Труфанова, С. Л. История русского языка : учеб метод компл дисц спец. 050301 «Русский язык и литература с дополнительной специальностью»...
Методика преподавания литературы. Изучение творчества Н. В. Гоголя в 5-7 классах Учебное пособие Специальность 050301 – «Русский язык и литература» iconБалыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного...
Издание подготовлено при содействии Федеральной целевой программы «Русский язык» Т. М. Балыхина методика преподавания русского языка...
Методика преподавания литературы. Изучение творчества Н. В. Гоголя в 5-7 классах Учебное пособие Специальность 050301 – «Русский язык и литература» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 050301. 65....
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «История зарубежной литературы (средние века и эпоха Возрождения)» с другими
Методика преподавания литературы. Изучение творчества Н. В. Гоголя в 5-7 классах Учебное пособие Специальность 050301 – «Русский язык и литература» iconКонспект урока по литературе «Этапы биографии и творчества Н. В. Гоголя» (10 класс)
Изучение творчества Н. В. Гоголя в школе начинается с 5 класса, в 10-м классе мы будем изучать литературное наследие Н. В. Гоголя...
Методика преподавания литературы. Изучение творчества Н. В. Гоголя в 5-7 классах Учебное пособие Специальность 050301 – «Русский язык и литература» iconПланирование рейтинговой оценки знаний студентов на факультете славянской...
Специальность: «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Иностранный язык»
Методика преподавания литературы. Изучение творчества Н. В. Гоголя в 5-7 классах Учебное пособие Специальность 050301 – «Русский язык и литература» icon050301. 65 – Русский язык и литература

Методика преподавания литературы. Изучение творчества Н. В. Гоголя в 5-7 классах Учебное пособие Специальность 050301 – «Русский язык и литература» icon050301. 65 – Русский язык и литература

Методика преподавания литературы. Изучение творчества Н. В. Гоголя в 5-7 классах Учебное пособие Специальность 050301 – «Русский язык и литература» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «История русской литературы XX (2 ч.)» с другими дисциплинами специальности 050301....
Методика преподавания литературы. Изучение творчества Н. В. Гоголя в 5-7 классах Учебное пособие Специальность 050301 – «Русский язык и литература» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Распутин...
В. Распутина, значение решаемых писателем нравственных проблем. Определяется важность изучения творчества писателя в школе, обсуждаются...
Методика преподавания литературы. Изучение творчества Н. В. Гоголя в 5-7 классах Учебное пособие Специальность 050301 – «Русский язык и литература» iconМетодические указания к практическим занятиям Специальность 050301 «Русский язык и литература»
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего...
Методика преподавания литературы. Изучение творчества Н. В. Гоголя в 5-7 классах Учебное пособие Специальность 050301 – «Русский язык и литература» iconСмоленская областная универсальная библиотека им. А. Т. Твардовского...
Изучение творчества Н. В. Гоголя в школе начинается с 5 класса, в 10-м классе мы будем изучать литературное наследие Н. В. Гоголя...
Методика преподавания литературы. Изучение творчества Н. В. Гоголя в 5-7 классах Учебное пособие Специальность 050301 – «Русский язык и литература» iconУчебно-методический комплекс «История зарубежной литературы» предназначен...
Цель умк сформировать у студентов систему ориентирующих знаний о литературе Европы от античности до наших дней, представление о литературе...
Методика преподавания литературы. Изучение творчества Н. В. Гоголя в 5-7 классах Учебное пособие Специальность 050301 – «Русский язык и литература» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература:...
Автор программы: Пожидаева О. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания...
Методика преподавания литературы. Изучение творчества Н. В. Гоголя в 5-7 классах Учебное пособие Специальность 050301 – «Русский язык и литература» iconПрограмма учебной дисциплины по выбору для специальности 050301. 65 Русский язык и литература
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методика преподавания литературы. Изучение творчества Н. В. Гоголя в 5-7 классах Учебное пособие Специальность 050301 – «Русский язык и литература» iconПрограмма государственного квалификационного экзамена по методике...
«Методика преподавания философии». Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания философии». Методика, дидактика, психология...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск