Скачать 347.9 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Филиал ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» в г. Канске БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Специальность: 050301.65 – Русский язык и литература Канск 2011 УМКД составлен преподавателем филиала А.Ю. Короленко, канд. пед. наук, доцентом Обсужден на заседании Совета филиала «_05»_сентября_2011 г. Председатель Совета филиала А.Л. Андреев Протокол согласования рабочей программы дисциплины «БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» с другими дисциплинами специальности 050301.65 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 2011/2012 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. ____________________________________________________________ 2. ____________________________________________________________ 3. ____________________________________________________________ Внесенные изменения утверждаю: Директор филиала КГПУ им. В.П. Астафьева "____"___________ 20__г. СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Библейские сюжеты в русской литературе» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301.65 «Русский язык и литература» состоит из следующих элементов:
Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА «Библейские сюжеты в русской литературе» относится к разделу дисциплин по выбору, дополняющих по содержанию обязательные дисциплины предметной подготовки федерального компонента Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050301 – Русский язык и литература, утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г.Свинаренко 31 января 2005 г., номер государственной регистрации № 707 пед/сп (новый). Настоящая рабочая модульная программа устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студентов и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Введение Место дисциплины в реализации основных задач ОПП: дисциплина «Библейские сюжеты в русской литературе» относится к циклу дисциплин по выбору. Она занимает важное место в системе подготовки учителя по специальности по специальности 050301.65 – Русский язык и литература и имеет важное мировоззренческое и функциональное значение, поскольку русский язык не только предмет изучения, но и средство обучения по другим предметам. Место дисциплины в обеспечении образовательных интересов личности студента и в удовлетворении требований заказчиков выпускниками университета по данной ОПП: дисциплина «Библейские сюжеты в русской литературе» является дисциплиной профессиональной образовательной программы по специальности 050301.65 – Русский язык и литература, в рамках изучения которой осуществляется специальная подготовка учителя для преподавания русского языка и литература в учреждениях среднего (полного) общего образования. Цель изучения дисциплины – дать знания о роли Библии в становлении и развитии русской литературы, об основных библейских темах и мотивах и их значении в идейно-художественной структуре произведений русской литературы. Задачи курса:
Технология процесса обучения по дисциплине «Библейские сюжеты в русской литературе» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, выполнение заданий по внеаудиторной самостоятельной работе, итоговую проверку знаний в виде зачета. Студент, изучивший дисциплину «Библейские сюжеты в русской литературе», должен: знать основные библейские темы и сюжеты и их отражение в литературных произведениях разных эпох развития отечественной литературы; владеть терминологическим аппаратом современного литературоведения; уметь отождествлять библейские и евангельские мотивы в литературном тексте и подвергать их анализу. В итоге изучения дисциплины «Библейские сюжеты в русской литературе» студенты должны понимать специфику отражения библейского и евангельского текста в художественных произведениях различных эпох; закрепить практические навыки анализа, комментирования художественного текста. В процессе изучения данного курса должны быть приобретены умения самостоятельно пополнять и углублять литературоведческие знания, совершенствовать владение навыками аргументации, ведения дискуссии и полемики, работы с научной литературой. Содержание теоретического курса дисциплины Модуль 1. Библия как мировой и культурный феномен Тема 1. Библия: история создания и структура. История создания, авторство. Структура Библии: Ветхий Завет, Новый Завет. Ветхий Завет, его структура. Книги Священной истории. Персонажи Священной истории, их значение в культуре. Учительные книги. Жанр притчи в мировой литературе. Архетип пророка в русской литературе. Репрезентация ветхозаветных сюжетов в мировой культуре. Сюжеты Нового Завета и их репродуцирование в культуре и литературе Новый Завет и его структура. Четвероевангелие. Деяния апостолов как историческая книга. Тема 2. Русская литература и христианская духовная культура Принятие христианства как основной фактор становления и развития древнерусской литературы. Влияние Священного Писания на произведения различных жанров XI-XVII веков (проповедь, житие, летописание, поучение, хождение, повесть). Православные идеалы в древнерусской литературе. Сюжеты и сентенции Библии в древнерусском летописании и житийной традиции. Проповеднический и просветительский характер древнерусской литературы. Реформы Петра I. Церковная и светская литература в XVII-XVIII вв. Евангельские мотивы в литературе XVIII века. Духовная поэзия. Духовные искания екатерининской эпохи. Масонские общества. Церковная реформа. Модуль 2. Русская литература XIX в. Тема 3. Библейские сюжеты и образы в лирике XIX в. Отражение христианского понимания природы человека в русской литературе XIX века. Евангельские сюжеты и мотивы в творчестве А.С. Пушкина (притчи о блудном сыне, о сеятеле, видение пророка Исайи, Страшный Суд и др.) и М.Ю. Лермонтова (сказания Ветхого Завета библейский сюжет о Давиде, миф о падшем ангеле). Образ Спасителя в русской лирике XIX в. (Г.Р. Державин, В.А. Жуковский, В.К. Кюхельбекер, А.Н. Апухтин, Ф.И. Тютчев). Богородичные мотивы в лирике Ф.И. Тютчева. Тема 4. Библейские сюжеты и образы в прозе XIX в. Проблемы веры и церкви в религиозном сознании писателей второй половины XIX в. Евангельские смыслы в календарной прозе русских писателей 2-й половины XIX в. Святочный рассказ Н.С. Лескова. Изображение конфликта веры и безверия в произведениях И.С. Тургенева. Пасхальный архетип в поэтике Ф.М. Достоевского. Проблема совести в «Преступлении и наказании». Образ Христа в романе «Идиот». Л.Н. Толстой и православие. Евангельский текст в эпическом мире Л.Н. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина, «Детство», «Отрочество» и др.). Библейские мотивы и сюжеты в произведениях А. П. Чехова («На Страстной неделе», «Накануне Поста», «Тайна», «Письмо», «Дуэль», «Черный монах»). Модуль 3. Русская литература XX-начала XXI в. Тема 5. Сюжеты и образы Библии в литературе первой половины ХХ в. Социальные и политические конфликты начала XX века и отражение их в литературе. Библейские символы и образы в творчестве поэтов (А. Блок, Д. Мережковский, К. Бальмонт, В. Брюсов, О. Мандельштам, М. Цветаева и др.) и писателей начала ХХ в. (Л. Андреев, М. Горький, А. Куприн). Тема преодоления смерти в повестях А. Платонова «Сокровенный человек» и «Котлован». Библейские мотивы в литературе русского Зарубежья. «Окаянные дни» И. Бунина; «Лето Господне» И. Шмелева; «Пасха», «Взвихренная Русь» А. Ремизова и др. Место сюжетов Священной истории и агиографических сказаний в воссоздании облика Святой Руси в творчестве Б.К. Зайцева («Сергий Радонежский»). Тема 6. Библейский сюжет в литературе второй половины ХХ- начала ХХI вв. Специфика русского литературного процесса второй половины ХХ в. Библейские образы и мотивы в «деревенской» прозе. Христианское осмысление темы смерти в «военной» прозе. Поиск истоков русского национального характера в произведениях В. Шукшина, В. Белова, В. Распутина. Христианские мотивы в бардовской поэзии (Б. Окуджава). Библейские сюжеты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Евангельские идеи терпения, милосердия, сострадания, веры в произведениях А. Солженицына («Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Архипелаг Гулаг»). Библейские темы и образы в поэме В. Ерофеева «Москва-Петушки». Агиографические традиции в произведениях современных писателей (А. Нежный «Плач по Вениамину», «Князь Томский. Епископ Андрей. История гибели»; А. Ильинская «Пинега»). Художественная литература православных периодических изданий. Тематический план изучения дисциплины «Библейские сюжеты в русской литературе» по специальности 050301.65 «Русский язык и литература»
учебно-методическая (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ) КАРТА дисциплины ____________________________ БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ____________________________ (наименование) для студентов основной образовательной программы специальности 050301.65 «Русский язык и литература» (наименование, шифр) по заочной форме обучения
КАРТА литературного обеспечения дисциплины (включая мультимедиа и электронные ресурсы) «БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» для студентов образовательной профессиональной программы специальности 050301.65 «Русский язык и литература» (наименование, шифр) по __заочной_ форме обучения
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЙТИНГА
|
Семинар по современной журналистике Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство... | Урок математики в 5В классе моу «сош №124» Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство... | ||
Тема «Условия плавания тел» (14 урок по теме) Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проведение бинарных занятий «Классицизм в русской и зарубежной литературе», «Сентиментализм в русской и зарубежной литературе» | ||
Программа предлагает изучение литературы от фольклора к древне русской... Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского... | Темы рефератов «Слово о полку Игореве» в древнерусской литературе... Традиции мировой и русской драматургии в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» («Недоросль Д. Фонвизина, «Гамлет» У. Шекспира, «Мизантроп»... | ||
Рабочая программа по русской литературе в 8 классе муниципального... Рабочая программа по русской литературе для обучающихся 9 класса разработана на основе следующих нормативных документов | Тема: База данных Учащиеся должны знать общую характеристику и своеобразие русской литературы 19 века; пути становления реализма в русской и мировой... | ||
Урок №5 после тем: «Художественный мир литературного произведения»,... «Художественный мир литературного произведения», «Древнерусская литература», «Духовная традиция в русской литературе») по литературе... | Рабочая программа по русской литературе для 9 класса моу тат. Янтыковская... Статус документа. Примерная программа по русской литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе федерального... | ||
Рабочая программа по русской литературе для 7 класса основного общего... Программа: Программы основной школы по русской литературе 5-9 классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным ) и родным... | Тема проекта группы Организация проектной деятельности учащихся с целью повышения познавательного интереса к русскому языку, русской литературе, русской... | ||
Античная мифология в древнерусской литературе и русской литературе нового времени | Тематическое планирование по русской литературе в 11 классе № Система уроков Развёрнутое календарно- тематическое планирование по русской литературе в 11 классе | ||
Рабочая программа по русской литературе для 10 класса среднего (полного)... Программа: Программы средней (полной) школы по русской литературе 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным)... | Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» для направления:... С учетом особого статуса литературы в истории русской культуры особое внимание уделяется отражению в литературе общественно-политических... |