Скачать 125.64 Kb.
|
Урок-практикум № 1 (по календарно-тематическому планированию это урок № 5 после тем: «Художественный мир литературного произведения», «Древнерусская литература», «Духовная традиция в русской литературе») по литературе (программа под редакцией В.Ф. Чертова) в 8 (общеобразовательном) классе «В» (базовый уровень, 2 часа в неделю). Учитель русского языка и литературы МБОУ «Экономическая гимназия» города Хабаровска Лесник Светлана Дмитриевна.
Структура урока-практикума по теме «Сочинение-эссе на литературную тему»
Конспект урока-практикума по теме «Сочинение-эссе на литературную тему». Тема урока-практикума: Сочинение-эссе на литературную тему (формулировку темы практически никогда на начало урока не пишу, ее «выводим» совместно с учениками, как цели и задачи: это все, как правило, называют сами дети). Цель урока-практикума: по истечении урока ученики узнают, что такое эссе, поймут его отличительные признаки и будут готовы к написанию сочинения на литературную тему в жанре эссе. Задачи урока-практикума:
Оборудование: презентация к уроку (компьютер, проектор), «кейс» (пакет документов для работы), куда входят тексты: «Притча о сеятеле и семени», эссе писателя-современника А.В. Костюнина «Земное притяжение», работы учащихся, карточки, задание, критерии оценки; распечатка рассказа И.А Бунина «Книга», скрин-шот главной страницы сайта А.В. Костюнина (к сожалению, Интернета у нас в кабинете нет); разного рода словари. Термины: эссе, тема, идея, цитата. Ход урока-практикума.
Ученики распределяют роли для работы в группах, получают пакет (кейс) документов, просматривают его на предмет наличия в нем - карточки А (текст «Притча о сеятеле и семени» /ни заглавие, ни жанровая природа произведения не указываются/) - карточки Б(текст эссе А.В. Костюнина «Земное притяжение»/ указан только автор произведения, название и жанр не указываются/) - карточки В (синонимический ряд слову «эссе» /разумеется, на карточке только записаны слова и выражения, слово «эссе» записано последним/) - карточки Г (перечислены языковые особенности, характерные для жанра эссе /разумеется, нет никакой надписи о том, что это языковые особенности эссе/) - карточки Д (приведены фрагменты письменных работ двух учащихся) - карточки Е (критерии оценки работ учащихся) - карточки З (задание для групп). 2. Этап актуализации знаний учащихся и аналитической деятельности. Ученики работают в группах, читают задание, изучают тексты, работы учащихся, обсуждают, анализируют.
Как вы оценили ответы учащихся, данные на карточке Д? (Ученики высказывают от группы мнения, обосновывают баллы согласно критериям). Узнали ли вы текст, напечатанный на карточке А? Вспомнили ли вы его название? Какова его жанровая природа? Почему по жанру это притча? (Ученики вспоминают особенности этого жанра, проговаривают и основную мысль этого текста, а учитель может показать книгу «Религии мира. Притчи Бога нашего Иисуса Христа», М., «ОЛМА Медиа Групп», 2011, откуда взята эта притча).
Известно ли вам имя автора? (Можно сказать об авторе несколько слов, сказать о том, что есть сайт писателя, где размещены его произведения, с которыми можно познакомиться, сказать о том, что проходит Международный литературный конкурс по произведениям А.В. Костюнина, в котором восьмиклассники могут принять участие). Если это размышление автора, то какие синонимичные слова и выражения можно подобрать? (В классе обязательно найдется внимательный ученик, который увидит подсказку на карточке В, если дети этого не увидели, учитель сам направит их и спросит: «Нет ли в ваших кейсах подсказки?»)
Какое из слов, записанных на карточке В, новое для вас? (Ученики называют это слово «эссе»). Записываем тему урока. Каковы цели и задачи нашей сегодняшней встречи? (Ученики совместно с учителем их проговаривают).
Ученики самостоятельно работают с фрагментом статьи «Что такое сочинение-эссе», данной на странице 29 (читают текст с карандашом в руках, делают определенные пометки). Ученики обсуждают в группах прочитанное, обращая внимание на вопросы, что такое эссе, какова история происхождения этого слова, когда оно появилось, кто стоял у истоков основания этого жанра; сопоставляют определения понятия, данного в учебнике, с теми, которые даны в презентации, а также в «Кратком словаре литературоведческих терминов» (учебник, страница 328 – 333) и делают выводы.
Не попали ли к вам в кейсы эти особенности? (Ученики отмечают, что на карточке Г даны отличительные особенности эссе). Просмотрите внимательно вступительную статью, найдите, где, в каком месте статьи, на эти особенности обращают ваше внимание авторы учебника? (Ученики называют страницу 32 и прочитывают особенности, сопоставляют их с теми, которые даны в карточке Г, записывают в тетрадь). Затем ученики отвечают на вопрос № 1 из рубрики «Вопросы и задания» на странице 32.
Закончите формулировки: Эссе – это………….. Отличительной особенностью эссе является …………………
В качестве домашнего задания учитель просит детей дома прочитать статью «Что такое сочинение-эссе» (страницы 29-32), познакомиться с примером эссе М.Монтеня «О книгах» (страница 30) и написать сочинение (по выбору ученика): или задание № 4 на странице 32, или (для желающих) зайти на сайт писателя А.В. Костюнина, познакомиться с его произведением и написать эссе на это произведение (можно принять участие в Международном литературном конкурсе по произведениям Костюнина). Тем же, кому работа эта покажется слишком трудной, можно написать отзыв о «Житие Сергия Радонежского» или об эссе «Земное притяжение» А.В. Костюнина. Приложение (пакет документов, предназначенный для изучения в группе). Карточка А: Текст «Притчи о сеятеле и семени» (без названия) /текст можно взять в книге «Религии мира. Притчи Бога нашего Иисуса Христа», М., «ОЛМА Медиа Групп», 2011. Карточка Б: Текст эссе А.В. Костюнина «Земное притяжение» (текст можно взять на сайте писателя:http://kostjunin.ru) /не указываем название и жанр, пишем только фамилию и имя автора/ Посвящается жене и другу Галине Петровне Костюниной ЗЕМНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ Эссе. «…Вот вышел сеятель сеять; И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы, и поклевали то; Иное упало на места каменистые, где не много было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; Иное упало на добрую землю и принесло плод…» Не с рождения восприимчив к благодати человек. Но страдания, физические и душевные, постепенно готовят почву. Незримый Садовник орошает её. То сладкой патокой, то нашими слезами и кровью. В повседневной суете, когда, как дворняга, занят погоней за собственным хвостом, некогда остановиться и задуматься. И вот однажды время будто бы замирает. Всё лишнее, второстепенное отходит на задний план. Главное выступает вперёд. Глаза не разбегаются. Нет. По-настоящему главного – мало. Сами собой приходят мысли о Добре и Зле, о Любви и Ненависти, об Истине и Правде, о Жизни и Смерти. Эта способность к осмыслению формируется исподволь, а проявляется вдруг. Словно после летаргического сна, отстранённо, с высоты, взираешь на пройденный путь. Замечаешь то, чего раньше и не видел. Впервые открывается возможность себя понять. И для этого, оказывается, не нужно ничего выдумывать. Требуется лишь всё точно вспомнить. Карточка В: синонимический ряд /на карточке только перечислены слова и выражения/ Авторская проза, раздумья, наброски, записки, очерк, зарисовка, проба пера, эссе. Карточка Г: /на ней только перечислены особенности жанра эссе/
Карточка Д: (ученические работы) Работа № 1: Я считаю, что первый текст – это текст из произведений древнерусской литературы, а второй текст, автор которого А.В. Костюнин, это отзыв писателя о первом тексте. Работа № 2: Я считаю, что первый текст взят из Библии, а второй – размышление автора над тем, что написано в первом тексте. Карточка Е: Критерии оценки:
определены верно и объяснены 2 балла
жанр только одного текста или названы жанры, но не объяснены, почему 1 балл
Карточка З: задания для групп.
Информационные источники: Учебник. Литература (в двух частях) под редакцией В.Ф. Чертов. М., «Просвещение», 2011. Пособие для учителя. Уроки литературы ( 8 класс) под редакцией В.Ф. Чертова, М., «Просвещение», 2011. Московкина И.И. Урок осмысления жанра эссе. Литература в школе, № 6, 1995. Словари литературоведческих терминов. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Художественный мир литературного произведения», «Древнерусская литература», «Духовная традиция в русской литературе») по литературе... | Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе Общее понятие об истории русской литературы Основные этапы развития русской литературы: древнерусская, литература | ||
В русской литературе Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Библейские сюжеты в русской литературе» для студентов заочной формы обучения по специальности... | Урок математики в 5В классе моу «сош №124» Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство... | ||
Тема «Условия плавания тел» (14 урок по теме) Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство... | Конспект урока литературы Древнерусская литература фио смелова Надежда Германовна Место работы Цель урока: закрепление изученного о древнерусской литературе, её жанрах; изложение истории открытия «Слова…» и событий, нашедших... | ||
Тематическое планирование по литературе. 8 класс Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм русской литературы. Выявление... | Семинар по современной журналистике Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство... | ||
Тематическое планирование по литературе. 8 класс Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчество классиков русской... | Рабочая программа по литературе 5 11 классы Черкезовой М. В. с 5 по 11 классы, входящий в учебно-методический комплект по русской литературе для 5-11 классов, созданный коллективом... | ||
Содержание программы по литературе 8 класс 3 часа в неделю, 105 часов в год Знать тексты произведений; жанровые особенности; основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература. Уметь... | Календарно-тематическое планирование по литературе, 9 класс России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Древнерусская литература. Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Александра Невского» | Урок по русской литературе по теме: «Матера российская Атлантида?» В. Г. Распутина, в период с 1 по 15 марта 2012 года в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, в мбоу емешевская сош... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Открытый урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер» | Тематическое планирование по литературе 10 класс Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление... |