Урок №5 после тем: «Художественный мир литературного произведения», «Древнерусская литература», «Духовная традиция в русской литературе») по литературе (программа





Скачать 125.64 Kb.
НазваниеУрок №5 после тем: «Художественный мир литературного произведения», «Древнерусская литература», «Духовная традиция в русской литературе») по литературе (программа
Дата публикации31.08.2014
Размер125.64 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок-практикум № 1 (по календарно-тематическому планированию это урок № 5 после тем: «Художественный мир литературного произведения», «Древнерусская литература», «Духовная традиция в русской литературе») по литературе (программа под редакцией В.Ф. Чертова) в 8 (общеобразовательном) классе «В» (базовый уровень, 2 часа в неделю).

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Экономическая гимназия»

города Хабаровска Лесник Светлана Дмитриевна.

Тема урока-практикума:


«Сочинение-эссе на литературную тему» (формулировку темы практически никогда на начало урока не пишу, ее «выводим» совместно с учениками, как цели и задачи: это все, как правило, называют сами дети).

Цель урока:

По истечении урока ученики узнают, что такое эссе, поймут его отличительные признаки и будут готовы к написанию сочинения на литературную тему в жанре эссе.

Задачи урока:

  1. показать особенности жанра эссе,

  2. рассмотреть примеры использования жанра эссе в произведениях художественной литературы,

  3. подготовить учащихся к написанию сочинения-эссе на литературную тему.

Оборудование:

Презентация к уроку (компьютер, проектор), «кейс» (пакет документов для работы), куда входят тексты: «Притча о сеятеле и семени», эссе писателя-современника А.В. Костюнина «Земное притяжение», работы учащихся, карточки, задание, критерии оценки; скрин-шот со страницы А.В. Костюнина (к сожалению, Интернета у нас в кабинете нет); разного рода словари.

Мои примечания:

Так как урок проходит после тем, направленных на духовное воспитание учащихся, поэтому как продолжение разговора на эту актуальную тему я взяла выше названные тексты. Кроме того, мне, как учителю-практику, показался неудачным пример текста в жанре эссе М. Монтеня «О книгах» (фрагменты) /я об этом в отчетных материалах по апробации писала, хотя я предложила ученикам самостоятельно познакомиться с этим примером эссе дома - один из неравнодушных восьмиклассников, много читающий Илья К. подошел ко мне на следующий день и сказал: «Светлана Дмитриевна, разве можно предлагать детям такие тексты? Многие итак ничего не читают, а познакомившись с этим примером эссе, вообще перестанут читать». Текст А.В. Костюнина взят потому, что, во-первых, это писатель-современник, о котором я сама сравнительно недавно узнала, во-вторых, проходит Международный литературный конкурс по произведениям А.В. Костюнина.

Структура урока-практикума по теме «Сочинение-эссе на литературную тему»

Номер этапа

Деятельность учащихся

Планируемый результат

Технологии, методы

1.Подготовительный этап.

Определяют в группах роли руководителя группы, секретаря, аналитиков, спикеров, оформителей, получают пакет документов (кейс).

Данный этап позволит организованно провести следующие этапы урока, сэкономит время на обсуждении заданий в группах.

В процессе урока мы работаем по технологиям интерактивного обучения, проблемного

обучения, развития критического мышления, пользуемся методом «анализа кейсов» (АКС нестандартной ситуации) методом диалога, поисковым и исследовательским методами.

2. Этап актуализации знаний учащихся и аналитичес

кой деятельности.

Изучают пакет документов, выполняют согласно заданию работу, готовятся к обсуждению.

Предложенные без названий и жанровой природы тексты, а также аналитическая работа над письменными ответами учеников, находящимися в кейсе, помогут ученикам вспомнить жанр «притча», его особенности, а второй текст создаст проблемную ситуацию, которая позволит «выйти» на тему урока и сформулировать его цели и задачи.

3. Этап узнавания «нового».

Ученики в диалоге с учителем обсуждают итоги проделанной работы (как правило, выступают аналитики и спикеры, хотя могут выступать и другие члены группы), знакомятся со значением слова «эссе» (его трактовкой в статье учебника «Что такое сочинение-эссе» на странице 29 и в словарях по литературоведению), его происхождением, историей его появления в литературе, первым писателем, создавшим произведение в жанре «эссе»; используя технологию критического мышления (тихого внимательного прочтения фрагмента текста статьи с карандашом в руках), ученики отметят особенности жанра «эссе»; ответят на вопрос № 1 на странице 32.

Восьмиклассники будут знать значение слова «эссе» как жанра литературного произведения, его отличительные особенности.

4.Этап закрепления «нового».

Ученики перечитывают текст А.В. Костюнина «Земное притяжение», определяют его жанровую природу, подтверждают свои наблюдения, опираясь на характерные черты сочинения-эссе, данные в статье на странице 32; выполняют задание № 2 на странице 32

(рассказ И.А. Бунина «Книга»).

Ученики сделают вывод о том, что второй текст («Земное притяжение») написан в жанре эссе, приведут аргументы с опорой на характерные черты жанра, данные в конце статьи учебника на странице 32; рассмотрят пример использования жанра эссе в произведениях художественной литературы, обратившись к заданию № 2 на странице 32.

5. Подведение итогов, рефлексия.

Ученики выполняют задание в тестовой форме открытого типа (они должны продолжить начатые формулировки).

Планируется, что через подбор синонимов восьмиклассники сумеют дать определение эссе и написать его отличительную особенность (или несколько отличительных особенностей).

6. Домашнее задание.

Ученики слушают задание на дом, выбирают вариант: или задание № 4 на странице 32, или (для желающих) зайти на сайт писателя А.В. Костюнина, познакомиться с его произведением и написать эссе на это произведение (можно принять участие в Международном литературном конкурсе по произведениям Костюнина).

Предполагается, что восьмиклассники сумеют применить полученные знания на практике и напишут сочинение-эссе на одну из тем (хотя знаю, что есть такие ученики, кому эта работа будет нелегкой). Такого рода задания позволяют сформировать в учащихся метазнания и метанавыки.

Конспект урока-практикума по теме «Сочинение-эссе на литературную тему».

Тема урока-практикума: Сочинение-эссе на литературную тему (формулировку темы практически никогда на начало урока не пишу, ее «выводим» совместно с учениками, как цели и задачи: это все, как правило, называют сами дети).

Цель урока-практикума: по истечении урока ученики узнают, что такое эссе, поймут его отличительные признаки и будут готовы к написанию сочинения на литературную тему в жанре эссе.

Задачи урока-практикума:

  1. показать особенности жанра эссе,

  2. рассмотреть примеры использования жанра эссе в произведениях художественной литературы,

  3. подготовить учащихся к написанию сочинения-эссе на литературную тему.

Оборудование: презентация к уроку (компьютер, проектор), «кейс» (пакет документов для работы), куда входят тексты: «Притча о сеятеле и семени», эссе писателя-современника А.В. Костюнина «Земное притяжение», работы учащихся, карточки, задание, критерии оценки; распечатка рассказа И.А Бунина «Книга», скрин-шот главной страницы сайта А.В. Костюнина (к сожалению, Интернета у нас в кабинете нет); разного рода словари.

Термины: эссе, тема, идея, цитата.

Ход урока-практикума.

  1. Подготовительный этап.

Ученики распределяют роли для работы в группах, получают пакет (кейс) документов, просматривают его на предмет наличия в нем

- карточки А (текст «Притча о сеятеле и семени» /ни заглавие, ни жанровая природа произведения не указываются/)

- карточки Б(текст эссе А.В. Костюнина «Земное притяжение»/ указан только автор произведения, название и жанр не указываются/)

- карточки В (синонимический ряд слову «эссе» /разумеется, на карточке только записаны слова и выражения, слово «эссе» записано последним/)

- карточки Г (перечислены языковые особенности, характерные для жанра эссе /разумеется, нет никакой надписи о том, что это языковые особенности эссе/)

- карточки Д (приведены фрагменты письменных работ двух учащихся)

- карточки Е (критерии оценки работ учащихся)

- карточки З (задание для групп).

2. Этап актуализации знаний учащихся и аналитической деятельности.

Ученики работают в группах, читают задание, изучают тексты, работы учащихся, обсуждают, анализируют.

  1. Этап узнавания «нового».



  1. Выступления групп: обсуждение в диалоговой форме ответов на вопросы:

Как вы оценили ответы учащихся, данные на карточке Д?

(Ученики высказывают от группы мнения, обосновывают баллы согласно критериям).

Узнали ли вы текст, напечатанный на карточке А?

Вспомнили ли вы его название? Какова его жанровая природа?

Почему по жанру это притча? (Ученики вспоминают особенности этого жанра, проговаривают и основную мысль этого текста, а учитель может показать книгу «Религии мира. Притчи Бога нашего Иисуса Христа», М., «ОЛМА Медиа Групп», 2011, откуда взята эта притча).

  1. Как вы определили жанр текста, данного на карточке Б? (Ученики высказывают мнения, в основном говорят о том, что это рассуждение, размышление автора: это проблемная ситуация).

Известно ли вам имя автора? (Можно сказать об авторе несколько слов, сказать о том, что есть сайт писателя, где размещены его произведения, с которыми можно познакомиться, сказать о том, что проходит Международный литературный конкурс по произведениям А.В. Костюнина, в котором восьмиклассники могут принять участие).

Если это размышление автора, то какие синонимичные слова и выражения можно подобрать? (В классе обязательно найдется внимательный ученик, который увидит подсказку на карточке В, если дети этого не увидели, учитель сам направит их и спросит: «Нет ли в ваших кейсах подсказки?»)

  1. Сложившаяся проблемная ситуация помогает понять тему урока.

Какое из слов, записанных на карточке В, новое для вас? (Ученики называют это слово «эссе»).

Записываем тему урока.

Каковы цели и задачи нашей сегодняшней встречи? (Ученики совместно с учителем их проговаривают).

  1. Выяснение понятия «эссе»

Ученики самостоятельно работают с фрагментом статьи «Что такое сочинение-эссе», данной на странице 29 (читают текст с карандашом в руках, делают определенные пометки).

Ученики обсуждают в группах прочитанное, обращая внимание на вопросы, что такое эссе, какова история происхождения этого слова, когда оно появилось, кто стоял у истоков основания этого жанра; сопоставляют определения понятия, данного в учебнике, с теми, которые даны в презентации, а также в «Кратком словаре литературоведческих терминов» (учебник, страница 328 – 333) и делают выводы.

  1. Вы прочитали определение понятия «эссе», в которое, как вы заметили, входят отличительные особенности эссе как жанра.

Не попали ли к вам в кейсы эти особенности? (Ученики отмечают, что на карточке Г даны отличительные особенности эссе).

Просмотрите внимательно вступительную статью, найдите, где, в каком месте статьи, на эти особенности обращают ваше внимание авторы учебника? (Ученики называют страницу 32 и прочитывают особенности, сопоставляют их с теми, которые даны в карточке Г, записывают в тетрадь).

Затем ученики отвечают на вопрос № 1 из рубрики «Вопросы и задания» на странице 32.

  1. Этап закрепления «нового».



  1. Как вы думаете, текст А.В. Костюнина по жанру – это…? (Ученики говорят, что это эссе, обосновывают сказанное, опираясь на определение эссе и особенности этого жанра).

  2. Как вы думаете, в чем связь этих двух текстов: притчи и эссе? (Ученики говорят о том, что текст Костюнина « написан на основе» притчи, неслучайно в тексте часто повторяются те или иные фрагменты притчи, но главными в нем являются авторские выводы).

  3. Как бы вы озаглавили этот текст? (Ученики высказывают свои предположения, затем учитель проговаривает название эссе «Земное притяжение», просит учеников дома подумать над этим заглавием).

  4. Выполнение задания № 2 на странице учебника 32. (Ученики перечитывают знакомый рассказ И.А. Бунина «Книга», выделяют черты жанра эссе в тексте писателя).

  5. Подведение итогов, рефлексия:

  1. Учитель спрашивает детей о том, с чем они познакомились сегодня на уроке? Чему научились? Просит оценить самостоятельную работу каждого ученика, работу соседа в группе, работу группы.

  2. Задание в тестовой форме:

Закончите формулировки:

Эссе – это…………..

Отличительной особенностью эссе является …………………



  1. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания учитель просит детей дома прочитать статью «Что такое сочинение-эссе» (страницы 29-32), познакомиться с примером эссе М.Монтеня «О книгах» (страница 30) и написать сочинение (по выбору ученика):

или задание № 4 на странице 32, или (для желающих) зайти на сайт писателя А.В. Костюнина, познакомиться с его произведением и написать эссе на это произведение (можно принять участие в Международном литературном конкурсе по произведениям Костюнина). Тем же, кому работа эта покажется слишком трудной, можно написать отзыв о «Житие Сергия Радонежского» или об эссе «Земное притяжение» А.В. Костюнина.

Приложение (пакет документов, предназначенный для изучения в группе).

Карточка А: Текст «Притчи о сеятеле и семени» (без названия) /текст можно взять в книге «Религии мира. Притчи Бога нашего Иисуса Христа», М., «ОЛМА Медиа Групп», 2011.

Карточка Б: Текст эссе А.В. Костюнина «Земное притяжение» (текст можно взять на сайте писателя:http://kostjunin.ru)

/не указываем название и жанр, пишем только фамилию и имя автора/


Посвящается жене и другу

Галине Петровне Костюниной
ЗЕМНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ

Эссе.

«…Вот вышел сеятель сеять;

И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы, и поклевали то;

Иное упало на места каменистые, где не много было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;

Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло;

Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;

Иное упало на добрую землю и принесло плод…»

Не с рождения восприимчив к благодати человек. Но страдания, физические и душевные, постепенно готовят почву.

Незримый Садовник орошает её.

То сладкой патокой, то нашими слезами и кровью.
В повседневной суете, когда, как дворняга, занят погоней за собственным хвостом, некогда остановиться и задуматься. И вот однажды время будто бы замирает. Всё лишнее, второстепенное отходит на задний план. Главное выступает вперёд.

Глаза не разбегаются.

Нет.

По-настоящему главного – мало.
Сами собой приходят мысли о Добре и Зле, о Любви и Ненависти, об Истине и Правде, о Жизни и Смерти. Эта способность к осмыслению формируется исподволь, а проявляется вдруг.
Словно после летаргического сна, отстранённо, с высоты, взираешь на пройденный путь. Замечаешь то, чего раньше и не видел. Впервые открывается возможность себя понять. И для этого, оказывается, не нужно ничего выдумывать.

Требуется лишь всё точно вспомнить.

Карточка В: синонимический ряд /на карточке только перечислены слова и выражения/

Авторская проза, раздумья, наброски, записки, очерк, зарисовка, проба пера, эссе.

Карточка Г: /на ней только перечислены особенности жанра эссе/

  1. ярко выраженная позиция автора, субъективность, порой исповедальный характер произведений;

  2. отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения:

  3. сравнительно небольшой объем произведения;

  4. обращение к значительным философским, историческим, искусствоведческим, литературным проблемам.

Карточка Д: (ученические работы)

Работа № 1: Я считаю, что первый текст – это текст из произведений древнерусской литературы, а второй текст, автор которого А.В. Костюнин, это отзыв писателя о первом тексте.

Работа № 2: Я считаю, что первый текст взят из Библии, а второй – размышление автора над тем, что написано в первом тексте.

Карточка Е: Критерии оценки:

  • Решение правильное и полное, жанры текстов

определены верно и объяснены 2 балла

  • Решение правильное, но неполное, определен

жанр только одного текста или названы жанры,

но не объяснены, почему 1 балл

  • Решение неверное, аргументы отсутствуют 0 баллов

Карточка З: задания для групп.

  1. Познакомьтесь с материалами кейса: внимательно прочитайте тексты, работы учащихся, изучите критерии оценки.

  2. Обсудите в группе принадлежность предложенных текстов к жанрам, попутно выясните тему и основную мысль текстов, подумайте над заглавием.

  3. Подумайте, что объединяет эти тексты, а чем они отличаются?

  4. Оцените ученические ответы, свое мнение аргументируйте.

Информационные источники:

Учебник. Литература (в двух частях) под редакцией В.Ф. Чертов. М., «Просвещение», 2011.

Пособие для учителя. Уроки литературы ( 8 класс) под редакцией В.Ф. Чертова, М., «Просвещение», 2011.

Московкина И.И. Урок осмысления жанра эссе. Литература в школе, № 6, 1995.

Словари литературоведческих терминов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №5 после тем: «Художественный мир литературного произведения», «Древнерусская литература», «Духовная традиция в русской литературе») по литературе (программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Художественный мир литературного произведения», «Древнерусская литература», «Духовная традиция в русской литературе») по литературе...
Урок №5 после тем: «Художественный мир литературного произведения», «Древнерусская литература», «Духовная традиция в русской литературе») по литературе (программа iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе
Общее понятие об истории русской литературы Основные этапы развития русской литературы: древнерусская, литература
Урок №5 после тем: «Художественный мир литературного произведения», «Древнерусская литература», «Духовная традиция в русской литературе») по литературе (программа iconВ русской литературе
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Библейские сюжеты в русской литературе» для студентов заочной формы обучения по специальности...
Урок №5 после тем: «Художественный мир литературного произведения», «Древнерусская литература», «Духовная традиция в русской литературе») по литературе (программа iconУрок математики в 5В классе моу «сош №124»
Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство...
Урок №5 после тем: «Художественный мир литературного произведения», «Древнерусская литература», «Духовная традиция в русской литературе») по литературе (программа iconТема «Условия плавания тел» (14 урок по теме)
Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство...
Урок №5 после тем: «Художественный мир литературного произведения», «Древнерусская литература», «Духовная традиция в русской литературе») по литературе (программа iconКонспект урока литературы Древнерусская литература фио смелова Надежда Германовна Место работы
Цель урока: закрепление изученного о древнерусской литературе, её жанрах; изложение истории открытия «Слова…» и событий, нашедших...
Урок №5 после тем: «Художественный мир литературного произведения», «Древнерусская литература», «Духовная традиция в русской литературе») по литературе (программа iconТематическое планирование по литературе. 8 класс
Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм русской литературы. Выявление...
Урок №5 после тем: «Художественный мир литературного произведения», «Древнерусская литература», «Духовная традиция в русской литературе») по литературе (программа iconСеминар по современной журналистике
Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство...
Урок №5 после тем: «Художественный мир литературного произведения», «Древнерусская литература», «Духовная традиция в русской литературе») по литературе (программа iconТематическое планирование по литературе. 8 класс
Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчество классиков русской...
Урок №5 после тем: «Художественный мир литературного произведения», «Древнерусская литература», «Духовная традиция в русской литературе») по литературе (программа iconРабочая программа по литературе 5 11 классы
Черкезовой М. В. с 5 по 11 классы, входящий в учебно-методический комплект по русской литературе для 5-11 классов, созданный коллективом...
Урок №5 после тем: «Художественный мир литературного произведения», «Древнерусская литература», «Духовная традиция в русской литературе») по литературе (программа iconСодержание программы по литературе 8 класс 3 часа в неделю, 105 часов в год
Знать тексты произведений; жанровые особенности; основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература. Уметь...
Урок №5 после тем: «Художественный мир литературного произведения», «Древнерусская литература», «Духовная традиция в русской литературе») по литературе (программа iconКалендарно-тематическое планирование по литературе, 9 класс
России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и...
Урок №5 после тем: «Художественный мир литературного произведения», «Древнерусская литература», «Духовная традиция в русской литературе») по литературе (программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Древнерусская литература. Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Александра Невского»
Урок №5 после тем: «Художественный мир литературного произведения», «Древнерусская литература», «Духовная традиция в русской литературе») по литературе (программа iconУрок по русской литературе по теме: «Матера российская Атлантида?»
В. Г. Распутина, в период с 1 по 15 марта 2012 года в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, в мбоу емешевская сош...
Урок №5 после тем: «Художественный мир литературного произведения», «Древнерусская литература», «Духовная традиция в русской литературе») по литературе (программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер»
Урок №5 после тем: «Художественный мир литературного произведения», «Древнерусская литература», «Духовная традиция в русской литературе») по литературе (программа iconТематическое планирование по литературе 10 класс
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск