№ урока
| Типа урока
| Тема урока. Основное содержание
|
1
| Беседа.
| Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчество классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся
|
2
| Рассказ учителя. Беседа
| Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях.
Лирические песни “В тёмном лесе…” “ Уж ты ночка, ночка тёмная…», Вдоль по улице метелица метёт…». Исторические песни «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнен».
Частушка как малый песенный жанр. Её тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений.
|
3
| Беседа
| Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве» , «О покорении Сибири Ермаком».
Особенности содержания и художественной формы народных преданий.
|
4
| Рассказ учителя. Беседа. Практикум.
| Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития.
|
5
| Рассказ учителя
| Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы “человек и природа”.
|
6
| Рассказ учителя.
| Д. И. Фонвизин. Жизнь и творчество (обзор). Комедия «Недоросль». Основные правила классицизма в драматическом произведении. Проблема воспитания истинного гражданина.
|
7
| Рассказ учителя.
| Д. И. Фонвизин. «Недоросль» Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Сатирическая направленность комедии. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.
|
8
| Рассказ учителя.
| Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Идея возмездия за безнравственность.
|
9
| Урок развития речи.
| Анализ эпизода комедии Фонвизина «Недоросль». Особенности анализа эпизода драматического произведения.
|
10
| Рассказ учителя.
| Литература XIX века
Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Образ «маленького» человека. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере.
|
11
| Рассказ учителя. Беседа.
| А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.
Стихотворения «Туча», «К***» (« Я помню чудное мгновение…»), «19 Октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы.
|
12
| Практикум
| А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина.
|
13
| Рассказ учителя. Беседа.
| А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.
|
14
| Рассказ учителя. Беседа.
| А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.
|
15
| Беседа.
| Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личностию Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.
|
16
| Беседа.
| Семья капитана Миронова. Маша Миронова- нравственный идеал Пушкина.
|
17
| Рассказ учителя. Практикум
| Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.
|
18
| Урок развития речи.
| Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
|
19
| Рассказ учителя. Беседа.
| А.С. Пушкин. «Пиковая дама» Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов , эпилога.
|
20
| Рассказ учителя.
| М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова
|
21
| Беседа.
| М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре Романтически-условный историзм поэмы.
|
22
| Практикум.
| Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы “Мцыри”. Развитие представлений о жанре романтической поэмы
|
23
| Урок развития речи.
| Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»:
“Анализ эпизода в поэме «Мцыри»
«Мцыри как романтический герой»
«Природа и человек в поэме «Мцыри»»
|
24
| Рассказ учителя.Семинар
| Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя
|
25
| Рассказ учителя. Беседа.
| Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников
|
26
| Рассказ учителя. Практикум
| Разоблачение пороков чиновников в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе
|
27
| Практикум.
| Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление
|
28
| Урок развития речи.
| Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении»
|
29
| Рассказ учителя. Беседа.
| Н.В.Гоголь. «Шинель» Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества
|
30
| Практикум.
| Мечта и реальность в повести «Шинель» Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании
|
31
| Урок контроля
| Контрольная работа по творчеству по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя
|
32
| Рассказ учителя
| А.Н. Островский. Слово о писателе. Пьеса «Снегурочка»
Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке»
|
33
| Рассказ учителя
| А.Н. Островский. «Снегурочка». Власть природы и порывы человеческого сердца. Берендеи и Снегурочка.
|
34
| Рассказ учителя
| Гуманизм театра Островского. Мастерство драматурга.
|
35
| Рассказ учителя. Беседа.
| Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа
|
36
| Практикум.
| Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа
|
37
| Урок вн. чт.
| Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество»
|
38
| Рассказ учителя
| Жизнь и творчество. Повесть «Белые ночи»
Традиции сентиментализма в повести.
|
39
| Рассказ учителя
| Ф.М. Достоевский. Судьба Мечтателя и образ Петербурга в повести «Белые ночи».
|
40
| Рассказ учителя
| Особенности художественной манеры Ф.М. Достоевского.
|
41
| Рассказ учителя
| Ф.И.Тютчев Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева. «Предопределение». Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы.
|
42
| Рассказ учителя
| Ф.И.Тютчев Тема могущества и бессилия человека. Трагическое звучание темы любви. «Фонтан»
|
43
| Урок развития речи
| Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.А.Фета, А.Н.Майкова Анализ поэтического текста.
|
44
| Рассказ учителя. Беседа.
| А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа
|
45
| Рассказ учителя. Беседа.
| И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина-прозаика
|
46
| Рассказ учителя. Беседа.
| А.И.Куприн. Слово о писатели. Нравственные проблемы рассказы «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле
|
47
| Урок развития речи.
| Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна
|
48
| Рассказ учителя. Беседа.
| А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве «Россия». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению
|
49
| Урок развития речи.
| А.А. Ахматова. Слово о поэте. «Сероглазый король»
Психологизм изображения чувств в лирике Ахматовой. Роль художественной детали. Анализ поэтического текста.
|
50
| Урок вн. чт.
| Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторический событий. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Ироническое повествование о прошлом и современности.
|
51
| Рассказ учителя
| М.М.Зощенко. «Интересная кража в кооперативе» (из «Голубой книги»)
Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. Человек и история. Образ повествователя и авторская позиция. Сатира и юмор в рассказах Зощенко. Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко.
|
52
| Рассказ учителя. Беседа.
| Н.А. Заболоцкий. «Гроза идет», «Не позволяй душе лениться…»
Традиции русской философской поэзии в творчестве Заболоцкого. Мир природы и душа человека. Непосредственность человеческих чувств в стихотворениях Заболоцкого.
|
53
| Рассказ учителя. Беседа.
| А.Т.Твардовский . Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками
|
54
| Рассказ учителя.
| Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского
|
55
| Практикум.
| Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т.Твардовского в поэме
|
56
| Урок вн. чт.
| А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа
|
57
| Урок-концерт.
| Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского.
Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина
|
58
| Рассказ учителя
| В.С. Высоцкий. «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю».
Лирический герой поэзии Высоцкого. Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике Высоцкого. Влияние авторского исполнения на восприятие его произведений.
|
59
| Рассказ учителя. Беседа.
| В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе
|
60
| Урок развития речи.
| Аудиторное сочинение «Великая Отечественная война в литературе ХХ века».
|
61
| Урок развития речи.
| Аудиторное сочинение «Великая Отечественная война в литературе ХХ века».
|
62
| Урок вн. чт.
| Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды
|
63
| Рассказ учителя. Беседа.
| У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира.
|
64
| Рассказ учителя.
| У.Шекспир.«Ромео и Джульетта». Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта»
|
65
| Практикум.
| Сонеты У.Шекспира. «Кто хвалиться родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии
|
66
| Рассказ учителя. Беседа.
| Ж.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии
|
67
| Урок вн. чт.
| Дж.Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.
|
68
| Беседа
| Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги и задание на лето.
|