№ урока
| Вид урока, основные виды деятельности
| Тема урока, основное содержание
| Дата
| Вид контроля, вид самост. Работы (Р/Р)
| Примечание
|
1.
| Беседа, тестирование
| Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.
|
|
|
|
2.
| Рассказ учителя, беседа
| Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни, исторические песни. Частушка как малый песенный жанр. Её тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений.
|
|
|
|
3.
| Беседа
| Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий.
|
|
|
|
4.
| Рассказ учителя, беседа
практикум
| Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития.
|
|
|
|
5.
| Урок внеклассного чтения
| «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
|
|
|
|
6.
| Рассказ учителя, беседа
| Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Про-
блема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.
|
|
|
|
7.
| Практикум
| Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
(по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
|
|
|
|
8.
| Урок развития речи
| Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века» (на примере 1-2 произведений).
|
|
|
|
9.
| Рассказ учителя, беседа
| И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.
|
|
|
|
10.
| Урок внеклассного чтения
| И. А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, философа.
|
|
|
|
11.
| Рассказ учителя, практикум
| К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака»и её связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра.
|
|
|
|
12.
| Рассказ учителя, беседа
| А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в русской литературе. Стихотворения «Туча», «Я помню чудное мгновенье…»,
«19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы.
|
|
|
|
13.
| Семинар
| А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А. С. Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах).
|
|
|
|
14
| Рассказ учителя, беседа
| А. С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора.
|
|
|
|
15.
| Рассказ учителя, беседа
| А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.
|
|
|
|
16.
| Беседа, обучение устному рассказу
| Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.
|
|
|
|
17.
| Беседа
| Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.
|
|
|
|
18.
| Беседа, практикум
| Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.
|
|
|
|
19.
| Урок развития речи
| Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
|
|
|
|
20.
| Рассказ учителя, беседа
| А. С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.
|
|
|
|
21.
| Урок контроля
| Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина.
|
|
|
|
22.
| Рассказ учителя, семинар
| М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова (с обобщением изученного в 6-7 классах).
|
|
|
|
23.
| Беседа
| М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы.
|
|
|
|
24.
| Практикум
| Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы. Развитие представлений о жанре романтической поэмы.
|
|
|
|
25.
| Урок развития речи
| Обучение сочинению по поэме «Мцыри». Темы сочинений: «Анализ эпизода в поэме», «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме «Мцыри».
|
|
|
|
26.
| Рассказ учителя, семинар
| Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5-7 классах).
|
|
|
|
27.
| Рассказ учителя, беседа
| Н. В. Гоголь «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.
|
|
|
|
28.
| Беседа, практикум
| Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновничества в пьесе. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.
|
|
|
|
29.
| Практикум
| Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.
|
|
|
|
30.
| Урок развития речи
| Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении».
|
|
|
|
31.
| Рассказ учителя, беседа
| Н. В. Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.
|
|
|
|
32.
| Практикум
| Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.
|
|
|
|
33.
| Рассказ учителя, беседа
| М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении: ирония, сатира, гипребола, гротеск, пародия, эзопов язык.
|
|
|
|
34.
| Урок развития речи
| Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению.
|
|
|
|
35.
| Урок контроля
| Контрольная работа по творчеству Лермонтова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина.
|
|
|
|
36.
| Рассказ учителя, беседа
| Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художест-
венного образа.
|
|
|
|
37.
| Рассказ учителя, беседа
| Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделённости двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
|
|
|
|
38.
| Практикум
| Мастерство Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог, как средство изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа.
|
|
|
|
39.
| Урок внеклассного чтения
| Нравственные проблемы повести Толстого «Отрочество».
|
|
|
|
40.
| Урок внеклассного чтения
| Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова.
|
|
|
|
41.
| Рассказ учителя, беседа
| А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви»(из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.
|
|
|
|
42.
| Рассказ учителя, беседа
| И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика.
|
|
|
|
43.
| Рассказ учителя, беседа
| А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле.
|
|
|
|
44.
| Урок развития речи
| Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Лескова, Толстого, Чехова, Бунина, Куприна.
|
|
|
|
45.
| Рассказ учителя, беседа
| А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её история. Обучение выразительному чтению.
|
|
|
|
46.
| Рассказ учителя, беседа
| С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.
|
|
|
|
47-48.
| Урок развития речи
| Урок-конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, в произведениях Пушкина и Есенина. Подготовка к домашнему сочинению.
|
|
|
|
50.
| Урок внеклассного чтения
| Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная
«Сатириконом»(отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности. Теффи «Жизнь и воротник».
М. М. Зощенко «История болезни».
|
|
|
|
51.
| Рассказ учителя, беседа
| М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».
|
|
|
|
52.
| Урок контроля
| Контрольная работа по творчеству Толстого, Чехова, Бунина, Горького, Блока, Есенина.
|
|
|
|
53.
| Урок внеклассного чтения
| А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.
|
|
|
|
54.
| Обучение устному рассказу
| Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер Василия Тёркина. Правда о войне в поэме Твардовского.
|
|
|
|
55.
| Практикум
| Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство Твардовского в поэме.
|
|
|
|
56.
| Урок внеклассного чтения
| А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.
|
|
|
|
57.
| Урок развития речи
| Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату…»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А. Фатьянова «Соловьи», Л. Ошанина «Дороги».
|
|
|
|
58.
| Рассказ учителя, беседа
| В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблема рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе.
|
|
|
|
59.
| Урок развития речи
| Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века(произведения по выбору учащегося).
|
|
|
|
60-61.
| Уроки внеклассного чтения
| Русские поэты о Родине, о родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.
|
|
|
|
62.
| Рассказ учителя, беседа, практикум
| У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии.
|
|
|
|
63.
| Практикум
| Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится своим родством и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.
|
|
|
|
64-65.
| Рассказ учителя, беседа
| Мольер. «Мещанин во дворянстве»(сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.
|
|
|
|
66.
| Урок внеклассного чтения
| Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.
|
|
|
|
67.
| Урок внеклассного чтения
| В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.
|
|
|
|
68.
| Урок-зачёт.
| Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето.
|
|
|
|