Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины





НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины
страница1/3
Дата публикации10.07.2013
Размер0.64 Mb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Физика > Рабочая учебная программа
  1   2   3
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт психолого-педагогического образования

Кафедра анатомии, физиологии и валеологии

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология»

для специальности «050301.65 – Русский язык»

по циклу ОПД. Ф.5 – общепрофессиональные дисциплины

(федеральный компонент)


Очная форма обучения Заочная форма обучения

Курс – 1 Курс – 1

Семестр – 1 Семестр – 1

Объем в часах всего – 72 Объем в часах всего – 72

в. т. ч: лекции – 24 в. т. ч: лекции – 4

практические занятия – 18 практические занятия –

самостоятельная работа – 36 самостоятельная работа – 68

экзамен – 1 семестр экзамен – 1 семестр

Екатеринбург 2010
Рабочая учебная программа по дисциплине

« Возрастная анатомия и физиология»

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2010 – 33 стр.

Составитель: Петрова Л.Г., доцент, к.п.н., доцент УрГПУ

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры анатомии,

физиологии и валеологии.
Протокол от 09. 09. 2010 г. № 1

___________ Зав. каф. С. Н. Малафеева

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение и воспитание детей, подготовка их к разнообразной деятельности, требует от педагога определенных знаний возрастных особенностей организма в процессе его роста и развития и умения эффективно использовать эти знания в педагогической деятельности. Эффективность воспитания и обучения детей и подростков во многом зависит от того, как учитываются анатомо-физиологические особенности развития организма педагогом в учебно-педагогическом процессе в школе.

Важность изучения дисциплины «Возрастная анатомия и физиология» заключается и в том, что в процессе индивидуального развития организм претерпевает ряд непрерывных и неодновременных преобразований морфологического, физиологического, биохимического характера. Происходящие изменения определяют степень биологической зрелости организма и функциональной готовности его к учебной деятельности и устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов со стороны окружающей среды. Учет анатомо-физиологических особенностей развития ребенка в различные возрастные периоды позволяет грамотно строить учебно-воспитательный процесс, адекватно возрасту подбирать учебный материал, методы и средства обучения. Оптимально подобранная возрасту умственная, и физическая нагрузка способствует нормальному развитию детей и не нарушает их физического и психического здоровья.

В учебном плане ОПД. Ф.05 подготовки студентов по специальности «050301.65 – Русский язык» «050403.65 – Культурология» предусматривается изучение дисциплины «Возрастная анатомия и физиология». В данном курсе рассматриваются вопросы анатомии, физиологии нервной системы, вегетативных и сенсорных систем, опорно-двигательного аппарата человека и развитие этих систем с возрастом.

Содержание разделов курса акцентируется на изучение механизмов нервно-гуморальной регуляции, деятельности вегетативных систем, особенностей изменения функционального состояния организма на фоне психоэмоциональных реакций поведения человека

В курсе также дается физиолого-психологическое обоснование умственных и физических нагрузок возрастным возможностям организма человека с учетом их функциональных и двигательных способностей.
Цель дисциплины

Изучение теоретических и практических основ строения и функционирования организма в период его роста и развития, механизмов регуляции функций в условиях действия разнообразных внешних факторов. Обучение будущего специалиста знаниям, умениям и навыкам рационально и физиологически обосновано строить учебно- воспитательный процесс с учетом возрастных особенностей организма в различные возрастные периоды.

Задачи дисциплины

1. Овладение студентами научными знаниями о строении и

функционирование организма в различные возрастные периоды.

2. Изучение анатомо-физиологических особенностей организма на различных этапах его развития.

3. Изучение механизмов сохранения гомеостаза во всех сферах биопсихосоциальной системы человека.

4. Освоение методов оценки уровня физического развития, определения функциональных возможностей основных систем организма.

5. Формирование представлений о связи здоровья человека с окружающей средой и образом жизни.

Место курса в профессиональной подготовке

выпускника
Освоение студентами дисциплины «Возрастная анатомия и физиология» базируются на знаниях, полученных в школе по биологии, основ медицины, физической культуры. Реализация программы предусматривает активное обучение студентов с использованием диалоговой формы и постановки проблемных вопросов. В процессе изучения дисциплины используются различные формы занятий: лекции, практические занятия, семинарские занятия, самостоятельные занятия, защита рефератов.

На практических занятиях студенты изучают анатомию отдельных органов, систем и аппарата человека, осваивают навыки нахождения на поверхности тела проекции основных анатомических образований опорно-двигательного аппарата, внутренних органов, сердца, сосудов и нервов, а также осваивают методики оценки функционального состояния организма. Для контрольно – оценочной деятельности студентов в учебном процессе применяются разнообразные формы: текущей учет среза знаний, контрольные работы, защита рефератов.

Дисциплины завершается экзаменом.

  1. учебно-тематическое планирование

    1. Учебно-тематический план очной формы обучения





п/п

Наименование темы,

раздела

Всего

трудо-емкость

Аудиторные часы


Само-

стоятель-

ная

работа

Всего

Лек-

ции

Прак-

тичес-

кие

1

2

3

4

5

6

7

1.


Общее представление об организме

  • Современное представления о целостности организма и уровнях его структурной организации

  • Механизмы регуляции организма

4

2

2

-

2


2.

Закономерности роста и развития организма.

  • Общее представление о развитии.

  • Биологический и календарный возраст. Комплексная оценка здоровья детей и подростков.

  • Периодизация развития человека.

  • Наследственность и среда, влияние на развитие детского организма.

6

4

2

2

2

3.

Железы внутренней секреции

  • Значение ЖВС и их роль в регуляции функций организма.

  • Гормоны, физиологические механизмы их деятельности.

  • Строение и функции желез внутренней секреции.

  • Развитие эндокринного аппарата в онтогенезе

4

2

2

-

2

4.

Нервная система

  • Значение нервной системы, общий план строения НС.

  • Рефлекс как основная форма нервной деятельности. Понятие о нервных центрах.

  • Принципы рефлекторной деятельности нервной системы

  • Анатомо-физиологические особенности созревания мозга.

10

6

4

2

4

5.

Высшая нервная деятельность

  • Механизмы образования условных рефлексов.

  • Возрастные особенности развития ВНД

6

2

2

-


4

6.


Сердечно-сосудистая система

  • Анатомия, физиология системы кровообращения. Возрастные особенности. Строение сердца, свойства, механизмы регуляции.

  • Адаптация сердечно-сосудистой системы человека к физическим нагрузкам

8

4

2

2


4

7.

Система крови

  • Значение крови. Состав и свойства крови. клетки крови, их характеристика, функции.

  • Иммунитет. Виды иммунитета Белки плазмы крови и их значение. Развитие системы крови с возрастом.

2

-

-

-

2

8.

Строение и функции дыхательной системы

  • Строение органов дыхания.

  • Механизм вдоха и выдоха.

  • Механизмы регуляции дыхания

  • . Возрастные особенности.

8


4

2

2

4

9.

Строение пищеварительной системы

  • Физиология пищеварения в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Возрастные особенности.

6

4

2

2

2

10.

Обмен веществ и энергии. Терморегуляция

  • Общая характеристика обмена веществ.

  • Терморегуляция и механизмы регуляции.

  • Возрастные особенности энергетического обмена и терморегуляции у детей и подростков

4

-

-

-

4

11.

Анатомия и физиология сенсорных систем

  • Структура и функции сенсорных систем организма.

  • Классификация анализаторов.

  • Возрастные особенности развития анализаторов..

6

2

2

-

4

12.

Анатомия и физиология

опорно-двигательного аппарата

  • Закономерности развития ОДА в онтогенезе.

  • Строение и функции костной системы, возрастные особенности.

  • Строение и функции мышц, развитие мышечной системы, возрастные особенности.

8

6

4

2

2




Итого по плану

72

36

24

12

36



    1. Учебно-тематический план заочной формы обучения





п/п

Наименование темы,

раздела

Всего

трудо-емкость

Аудиторные часы


Само-

стоятель-

ная

работа

Всего

Лек-

ции

Прак-

тичес-

кие

1

2

3

4

5

6

7

1.


Общее представление об организме

  • Современное представления о целостности организма и уровнях его структурной организации

  • Механизмы регуляции организма

4

1




-

3


2.

Закономерности роста и развития организма.

  • Общее представление о развитии.

  • Биологический и календарный возраст. Комплексная оценка здоровья детей и подростков.

  • Периодизация развития человека.

  • Наследственность и среда, влияние на развитие детского организма.

6

1

-


-

5

3.

Железы внутренней секреции

  • Значение ЖВС и их роль в регуляции функций организма.

  • Гормоны, физиологические механизмы их деятельности.

  • Строение и функции желез внутренней секреции.

  • Развитие эндокринного аппарата в онтогенезе

4







-

6

4.

Нервная система

  • Значение нервной системы, общий план строения НС.

  • Рефлекс как основная форма нервной деятельности. Понятие о нервных центрах.

  • Принципы рефлекторной деятельности нервной системы

  • Анатомо-физиологические особенности созревания мозга.

10

2




-

8

5.

Высшая нервная деятельность

  • Механизмы образования условных рефлексов.

  • Возрастные особенности развития ВНД

6




-




4

6.

Сердечно-сосудистая система

  • Анатомия, физиология системы кровообращения. Возрастные особенности. Строение сердца, свойства, механизмы регуляции.

  • Адаптация сердечно-сосудистой системы человека к физическим нагрузкам

8

-

-

-

8

7.

Система крови

  • Значение крови. Состав и свойства крови. клетки крови, их характеристика, функции.

  • Иммунитет. Виды иммунитета Белки плазмы крови и их значение. Развитие системы крови с возрастом.

2

-

-

-

2

8.

Строение и функции дыхательной системы

  • Строение органов дыхания.

  • Механизм вдоха и выдоха.

  • Механизмы регуляции дыхания

  • . Возрастные особенности.

8


-

-

-


8

9.

Строение пищеварительной системы

  • Физиология пищеварения в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Возрастные особенности.

6

-


-


-

6

10.

Обмен веществ и энергии. Терморегуляция

  • Общая характеристика обмена веществ.

  • Терморегуляция и механизмы регуляции.

  • Возрастные особенности энергетического обмена и терморегуляции у детей и подростков

4

-

-

-

4

11.

Анатомия и физиология сенсорных систем

  • Структура и функции сенсорных систем организма.

  • Классификация анализаторов.

  • Возрастные особенности развития анализаторов..

6

-

-

-

6

12.

Анатомия и физиология

опорно-двигательного аппарата

  • Закономерности развития ОДА в онтогенезе.

  • Строение и функции костной системы, возрастные особенности.

  • Строение и функции мышц, развитие мышечной системы, возрастные особенности.

8

-

-

-

8




Итого по плану

72

4

4




68


  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины iconРабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Литературная критика эпохи классического реализма»
Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины iconРабочая учебная программа по дисциплине «Практикум по орфографии...
Попова Эльвира Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики и межкультурной коммуникации Ургпу
Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд....
...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология»
Оксо), «030100. 00 Информатика с дополнительной специальностью» (050202 по оксо), «032900 Русский язык и литература» (050301 по оксо),...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний...
Составитель: Шардина Любовь Андреевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии Ургпу
Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины iconРабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная физиология и здоровый образ жизни»
Ооп «050100 – Педагогическое образование» профиль «Математика» по циклу – профессиональный цикл, вариативная часть
Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины iconРабочая программа по дисциплине «История древнего мира» по направлению...
Утверждена отделом документационно-содержательного обеспечения учебного процесса Ургпу
Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия,...
Опд. Ф 23 (опд. Ф 11) «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения»
Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Возрастная анатомия и физиология»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины iconРабочая Программа учебной дисциплины (модуля)
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Агаджанян Н. А. Нормальная физиология / Н. А. Агаджанян, В. М. Смирнов. – 3-е изд. – М.: Ооо издательство «Медицинское информационное...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Распутин...
В. Распутина, значение решаемых писателем нравственных проблем. Определяется важность изучения творчества писателя в школе, обсуждаются...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность
Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд....
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «возрастная анатомия и физиология»
Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301. 65 Русский язык» по циклу опд. Ф. 5 общепрофессиональные дисциплины iconГ. А. Петров анатомия и физиология человека модуль «физиология»
Г. А. Анатомия и физиология человека. Модуль «Физиология»: сборник заданий для текущего и рубежного контроля знаний студентов, обучающихся...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск