Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления/ специальности 032100. 62 «Востоковедение, африканистика»





Скачать 110.87 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления/ специальности 032100. 62 «Востоковедение, африканистика»
Дата публикации14.04.2015
Размер110.87 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины


Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления/ специальности 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Философский факультет

Отделение востоковедения

Программа дисциплины

Научно-исследовательский семинар

(Японисты, 1 курс)

для направления/ специальности 032100.62 «Востоковедение, африканистика»

подготовки бакалавра
Автор программы:

Демина Мария Олеговна

E-mail: mdemina@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой
Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г

Председатель
Утверждена УС факультета «___»_____________20 г.

Ученый секретарь ________________________


Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления/ специальности 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, специализирующихся по Японии.

Программа разработана в соответствии с:

образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"по направлению подготовки 032100.62 «Востоковедение и африканистика» (уровень подготовки «бакалавр») от 2010 года;

Образовательной программой бакалавриата по направлению подготовки 032100 «Востоковедение и африканистика» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики";

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины являются:

- формирование у студентов комплексного представления о социальных, культурных, религиозных и духовных процессах в жизни японского общества;

- знакомство с трудами известных российских и зарубежных японистов;

- развитие навыков работы с профессиональной литературой и первичными источниками, приобретение опыта ведения научно-учебной дискуссии.


3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать важнейшие особенности социального и культурного развития Японии, религиозные традиции и их роль в японском обществе, систему мифологических образов и символов в японской культуре.

Уметь ориентироваться в многообразии страноведческой литературы, оценивать основные тенденции в японском обществе с учетом специфики японского менталитета, корректно формулировать и обосновывать свои выводы.

Иметь навыки работы с первичными источниками, а также приобрести опыт ведения многосторонней дискуссии.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода).

СК-Б6

Использует профессиональную литературу и источники, отбирает и интерпретирует информацию по заданной тематике.

Самостоятельная работа (подготовка к семинарам, выполнение домашнего задания).

Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения.

СК-Б9

Демонстрирует навыки ведения дискуссии, активно участвует в обсуждениях на профессиональные темы.

Интерактивные лекции, дискуссии на семинарских занятиях.

Способен описывать проблемы и ситуации профессиональной деятельности, используя необходимую научную терминологию.

ИК-Б5

Владеет и дает определения ключевым понятиям японоведения.

Дискуссии на семинарских занятиях, самостоятельная работа.

Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности.

СЛК–Б2

Осознает специфику системы ценностей японской нации, применяет знание японского менталитета при анализе основных проблем современного японоведения и в практике межкультурной коммуникации.

Семинарские занятия, самостоятельная работа.

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе.

СЛК–Б6

Распознает и характеризует основные проблемы и тенденции в японском обществе, представляет взаимосвязь различных аспектов жизнедеятельности современного японца.

Семинарские занятия, самостоятельная работа.



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин, обеспечивающих теоретическую подготовку учащихся.

Для освоения данной учебной дисциплины студенты должны владеть английским языком на уровне не ниже Intermediate, базовым уровнем японского языка.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем в процессе написания студентами курсовых работ, а также при изучении следующих дисциплин:

Региональные особенности религиозно-философской культуры изучаемого региона.

Социально-культурные традиции изучаемого региона.

5Тематический план учебной дисциплины






Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Принципы работы с литературой и источниками

2




2




2

2

Современный японский язык

4




4




6

3

Государственные символы

4




4




6

4

Традиции синтоизма

8




8




12

5

Буддизм в Японии

8




8




12

6

Традиционная японская культура

8




8




14

8

Культурный обмен Японии с другими странами

4




4




8

9

Принципы подготовки научно-учебных рефератов

2




2




8




Итого

40




40




68


6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 модуль

2 модуль

Параметры **

Текущий

(неделя)

Домашнее задание







Чтение и анализ тематических текстов

Итоговый

Зачет




*

Реферат по теме курсовой работы (3-4 тыс. знаков)

6.1Критерии оценки знаний, навыков



Основным элементом текущего контроля является устный опрос по материалам домашних заданий. Критериями оценки являются: умение ориентироваться в изученном материале, отвечать на заданные вопросы, корректно формулировать и аргументировать свою точку зрения, участвовать в многосторонней дискуссии. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость.

В качестве итогового контроля по дисциплине (зачета) студенты в письменном виде составляют рефераты по темам своих курсовых работ. Рефераты оцениваются преподавателем по следующим критериям: раскрытие темы, логика построения текста, аргументированность выводов, соблюдение научной стилистики, терминологическая корректность.

Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

В случае, если студент не приступал к выполнению задания итогового контроля, используется оценка «0». Если студенческая работа сдана на проверку позже установленного срока, преподаватель может снизить оценку за выполнение этого задания на 1 балл.


6.2Порядок формирования оценок по дисциплине



Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,2*Oпосещаемость+ 0,4* Отекущ + 0,4 *Озач

где Отекущ рассчитывается как среднее арифметическое всех оценок за текущий контроль, а Oпосещаемость и Озач – оценки за посещаемость и итоговый контроль соответственно.

Способ округления накопленной и результирующей оценок – в пользу студента.

В случае, если студент проявил себя как прилежный учащийся, активно работал на занятиях, пропускал занятия только по уважительным причинам, преподаватель может повысить результирующую оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 1 балла.

Если студент, напротив, проявлял небрежность в отношении работы в аудитории и дома, пропускал занятия без уважительных причин, преподаватель может понизить результирующую оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 1 балла.

ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

7Содержание дисциплины


Тема 1. Принципы работы с литературой и источниками.

Количество аудиторных часов – 2.

Вводная лекция. Основные принципы научно-исследовательской работы. Понятия «литература» и «источники». Работа с информацией: реферирование и конспектирование.
Тема 2. Современный японский язык.

Количество аудиторных часов – 4.

Литературный язык и бунго: сферы употребления. Многообразие диалектов японского языка и их особенности. Распространение иностранных языков в Японии.

Литература: Алпатов В. М. Япония: язык и общество, М.: «Муравей», 2003.
Тема 3. Государственные символы Японии.

Количество аудиторных часов – 4.

Японский император и символы императорской власти. Функции императора. Солнечная символика и восприятие пространства в японской культуре. Государственный гимн и флаг.

Литература: Мещеряков А. Н. Книга японских символов, М.: Наталис, 2007.
Тема 4. Традиции синтоизма.

Количество аудиторных часов – 8.

Символика японских мифов. Особенности синтоистских обрядов. Синтоизм с точки зрения психоаналитической концепции религии.

Литература: Мифы Древней Японии: Кодзики / Пер. со ст.-яп., предисл. и коммент. Пинус Е. М., Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

Фрейд З. Психоанализ, религия, культура, М.: Ренессанс, 1992.

Юнг К.Г. Психология и религия, запись лекций (доступна электронная версия).

Найдыш В.М. Философия мифологии. XIX - начало XXI в. М., 2004.

Синто – путь японских богов, Гиперион, 2002.
Тема 5. Буддизм в Японии.

Количество аудиторных часов – 8.

Буддийские секты в Японии. История японского дзэн-буддизма. Религиозно-философские концепции Школы Чистой Земли.

Литература:

Торчинов Е.А. Введение в буддологию, курс лекций (доступна электронная версия).

Буддизм в Японии, отв. ред. Т. П.Григорьева, Ин-т востоковедения РАН, М.: Наука, 1993.

Поэма о Чистой земле,

Sources of Japanese Tradition compiled by Wm. Theodore de Bary, Columbia University Press, 2001.
Тема 6. Традиционная японская культура.

Количество аудиторных часов – 8.

Традиционный быт японцев. Искусство чайной церемонии. Икэбана. Каллиграфия. Боевые искусства.

Литература: Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. М.: "Искусство", 1993.

Sources of Japanese Tradition compiled by Wm. Theodore de Bary, Columbia University Press, 2001.
Тема 7. Культурный обмен Японии с другими странами.

Количество аудиторных часов – 4.

История отношений Японии с другими странами. Заимствования. География соседних государств.

Литература: Япония, открытая миру / рук. проекта Молодякова Э. В., М.: АИРО-ХХI, 2007.
Тема 8. Принципы подготовки научно-учебных рефератов.

Количество аудиторных часов – 2.

Стиль научно-учебного реферата. Принципы организации материала в реферате. Оформление цитируемого текста и ссылок. Подготовка к итоговому контролю.
Общий объем самостоятельной работы – 68 часов.

8Образовательные технологии


Интерактивные формы проведения занятий: дискуссии, мини-конференции.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Примерные вопросы/ задания для устного опроса на семинарских занятиях (на примере Темы 2):

(вопросы на знание текста)

Расскажите про старый литературный японский язык бунго.

Какова сфера употребления бунго?

Какова сфера употребления диалектов в японском языке?

По каким параметрам местные диалекты отличаются от литературного языка?

Какие иностранные языки распространены в Японии? В какой степени?
(вопросы для обсуждения)

    1. Какова роль бунго в современном японском языке?

    2. Каковы последствия постепенного исчезновения местных диалектов в Японии?



10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Основная литература


  1. Алпатов В. М. Япония: язык и общество, М.: «Муравей», 2003 (доступна электронная версия).

  2. Буддизм в Японии, отв. ред. Т. П.Григорьева, Ин-т востоковедения РАН, М.: Наука, 1993.

  3. Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. М.: "Искусство", 1993 (доступна электронная версия).

  4. Мещеряков А. Н. Книга японских символов, М.: Наталис, 2007.

  5. Мифы Древней Японии: Кодзики / Пер. со ст.-яп., предисл. и коммент. Пинус Е. М., Екатеринбург: У-Фактория, 2005 (доступна электронная версия).

  6. Найдыш В.М. Философия мифологии. XIX - начало XXI в. М., 2004.

  7. Синто – путь японских богов, Гиперион, 2002.

  8. Торчинов Е.А. Введение в буддологию, курс лекций (доступна электронная версия).

  9. Фрейд З. Психоанализ, религия, культура, М.: Ренессанс, 1992 (доступна электронная версия).

  10. Юнг К.Г. Психология и религия, запись лекций (доступна электронная версия).

  11. Япония, открытая миру / рук. проекта Молодякова Э. В., М.: АИРО-ХХI, 2007.

  12. Sources of Japanese Tradition compiled by Wm. Theodore de Bary, Columbia University Press, 2001 (доступна электронная версия).


11Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения некоторых занятий используются проекционный экран и проектор.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления/ специальности 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления/ специальности 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» iconПрограмма дисциплины Научно-исследовательский семинар (Политический...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41. 03. 03. Востоковедение...
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления/ специальности 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» iconПрограмма дисциплины научный исследовательский семинар «Корановедение»...
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 111101 зоотехния
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления/ специальности 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» iconПрограмма дисциплины научный исследовательский семинар «Структурно-текстологический...
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 111101 зоотехния
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления/ специальности 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41. 03. 03. Востоковедение...
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления/ специальности 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» iconПрограмма дисциплины «Глобализация на Востоке и многополярный мир»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления/ специальности 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» iconПрограмма дисциплины научный исследовательский семинар «Введение в арабистику»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления/ специальности 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» iconПрограмма дисциплины «Экономика изучаемого региона» для направления/специальности...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления/ специальности 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» iconПрограмма дисциплины-семинары Религиозно-философские традиции Востока...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих семинары, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления/ специальности 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» iconПрограмма дисциплины История международных отношений: Арабский Восток...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления/ специальности 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» iconПрограмма дисциплины Всемирная история  для направления 032100....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления/ специальности 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» iconПрограмма дисциплины Продвинутый курс японского языка (в разработке)...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032100....
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления/ специальности 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» iconПрограмма дисциплины Базовый курс восточного (китайского) языка для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62, обучающихся...
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления/ специальности 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» iconПрограмма дисциплины Базовый курс восточного (китайского) языка для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62, обучающихся...
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления/ специальности 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» iconПрограмма дисциплины Этнология и этнопсихология стран Востока ...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления/ специальности 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» iconПрограмма дисциплины «История западной философии (от Возрождения...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск