Методическая разработка по дисциплине «Мировая экономика»





НазваниеМетодическая разработка по дисциплине «Мировая экономика»
страница1/12
Дата публикации23.04.2015
Размер1.4 Mb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Экономика > Методическая разработка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»



Кафедра микроэкономики

Методическая разработка

по дисциплине «Мировая экономика»

для проведения индивидуальных занятий

со студентами, обучающимися по направлениям

080100.62 «Экономика», 080500.62 «Менеджмент»

Казань 2009

Составитель: д. э. н., профессор Губайдуллина Т. Н.
Рецензенты: к. э. н., профессор Игошкин В. С.

к. э. н., доцент Абсалямова С. Г.
Обсуждена на заседании кафедры микроэкономики, протокол № 6 от 17 февраля 2009 г.
Контроль качества:

методист: доцент Пайгунова Ю.В.

ст. методист: доцент Калинина Т.Н.

начальник

отд. ОУККО доцент Андреева Р.Н.

Содержание



Индивидуальное занятие №1

«Глобализация мировой экономики и глобальные проблемы» 5
Индивидуальное занятие №2

«Мировой рынок и международная торговля» 21
Индивидуальное занятие №3

«Транснациональные корпорации» 31
Индивидуальное занятие №4

«Интеграционные процессы в мировом хозяйстве» 33
Индивидуальное занятие №5

«Особенности западно-европейской экономической интеграции» 37
Индивидуальное занятие №6

«Развивающиеся страны в системе мировой экономики» 39
Приложения 43

Введение

Методическая разработка предназначена для проведения индивидуальных занятий студентов дневной формы обучения КГФЭИ по дисциплине «Мировая экономика».

Методическая разработка составлена в соответствии с программой курса.

Структура методической разработки представлена тематической разбивкой по шести индивидуальным занятиям, в которых отражены: цель занятия, форма проведения, форма контроля. Занятия проводятся в форме дискуссий, презентаций, конференций, тестов, а также решения кейсов и кроссвордов. Задания распределены по вариантам с тем, чтобы каждый студент (группа студентов) имела возможность индивидуально их выполнять. К каждому занятию дается список литературы, рекомендуемой к изучению и используемой при подготовке к занятию, а также требования к оформлению письменных работ.

Индивидуальное занятие №1

Тема: «Глобализация мировой экономики и глобальные проблемы»

Цель занятия: сформулировать основные признаки глобализации мировой экономики, охарактеризовать глобальные проблемы.

Форма проведения: дискуссия по предложенным вопросам по вариантам (45 мин.), решение тестовых заданий по вариантам (20 мин.), работа над кроссвордами (25 мин.). Комплект кроссвордов (1 на два-три студента) представлен в приложении к учебно-методическому пособию.

Форма контроля: проверка и разбор правильных ответов на предложенные задания, проверка ответов на тесты и кроссворды (см. приложение).

Типовые задания и примерные тестовые вопросы

Вариант 1

Задание: подготовить сообщение по вопросу «Общие признаки и критерии глобализации мировой экономики»

Тестовые задания

- Группа стран, занимающая доминирующее положение в мировой экономике по показателю ВВП на душу населения:

а) индустриальные страны

б) страны с переходной экономикой

в) развивающиеся страны

- К признакам мировой экономики относятся:

а) развитая сфера международного обмена

б) международная мобильность факторов производства

в) международная валютно-финансовая система

г) усиление интеграционных процессов

д) все перечисленное выше

- Тенденции, преобладающие в мировом хозяйстве:

а) взаимозависимость, переплетение национальных экономик

б) автаркия, стремление к самообеспеченности

- К мобильным факторам производства в международной экономике относят:

а) основные, что достались стране от природы

б) развитые, что приобретены страной в результате интенсивных поисков и капиталовложений (технология, кадры, капитал и т.д.)

- Выделение групп стран по достигнутому уровню развития происходит на основании расчета:

а) ВВП на душу населения

б) доли экспорта продукции в ВВП

в) годовой выработки на одного работника в промышленности и сельском хозяйстве

г) сравнительных преимуществ в производстве какого-либо товара

- Совокупность мирохозяйственных связей включает:

а) внешнюю торговлю

б) перемещение рабочей силы по стране

в) инвестиции национальных производителей в развитие производства

- Главной причиной, лежащей в основе возникновения глобальных проблем мировой экономики, является:

а) международный кризис задолженности

б) международная экономическая интеграция

в) экономический рост и увеличение численности населения мира

- Основными агентами (проводниками) глобализации являются перечисленные, кроме…

а) закрытых экономик отдельных стран

б) региональных интеграционных группировок

в) постсоциалистических стран

г) международных финансовых, торговых и экономических организаций

Вариант 2

Задание: подготовить сообщение по вопросу «Глобальная продовольственная проблема: причины, тенденции развития и направления преодоления»

Тестовые задания

- Факторонасыщенность – это показатель, определяющий…

а) зависимость производства промышленной продукции от уровня мирового спроса на нее

б) относительную обеспеченность страны факторами производства

в) зависимость экспорта от промышленного производства

г) относительные затраты факторов производства на создание определенного товара

- Агропромышленный комплекс представляет собой единую систему…

а) личных подсобных хозяйств и сервисных предприятий

б) сельскохозяйственных и сервисных предприятий

в) сельскохозяйственных, промышленных и сервисных предприятий

г) мелких товарных хозяйств, промышленных и сервисных предприятий

- Доля агропромышленного комплекса в мировом ВВП имеет тенденцию к:

а) уменьшению за счет производства машин, оборудования, химикатов

б) уменьшению за счет снижения производства машин, оборудования и химикатов, используемых в данной области

в) увеличению за счет производства машин, оборудования, химикатов и повышения степени переработки сырья

г) увеличению за счет производства машин, оборудования, химикатов и сокращения доли пищевой промышленности

- Абсолютные преимущества страны определяются доминирующим использованием

а) природных ресурсов и размещением хозяйства

б) активного притока иностранного капитала

в) научно-технического потенциала

г) высокого уровня занятости в экономике

- Земельными ресурсами в наибольшей степени обеспечены…

а) Япония

б) страны Африки

в) страны Западной Европы

г) Россия, США, Китай

- Наименьшую долю в экспорте Японии занимают…

а) товары широкого потребления

б) транспортные средства

в) сырьевые товары

г) электроника

- Защищает определенные отрасли, и прежде всего, сельское хозяйство _____________ протекционизм.

а) скрытый

б) селективный

в) отраслевой

г) коллективный

- К ведущему фактору производства, определяющему сравнительные преимущества страны, относится…

а) выгодное географическое положение

б) богатство природных ресурсов

в) производительность труда

г) международная экономическая помощь

- К торгуемым товарам m относятся…

а) наркотики, оружие массового поражения, люди

б) сельскохозяйственная и животноводческая продукция

в) драгоценные и цветные металлы

г) нефть, уголь, газ

- Принцип добровольного участия в рамках ВТО действует на основании соглашения…

а) ТРИМС

б) ГАТС

в) по правительственным закупкам

г) по защитным мерам

- Перспективы, которые ожидают развитые страны в продовольственной проблеме:

а) изменения коснутся главным образом структуры потребления и качества продуктов.

б) усилится кризис перепроизводства

в) возрастет внешнеторговый оборот продукции сельскохозяйственного производства
Вариант 3

Задание: подготовить сообщение по вопросу «Глобальная экологическая проблема: содержание, предпосылки возникновения и пути решения»

Тестовые задания

- К трем странам с наибольшей продолжительностью жизни относятся…(2 или более ответов)

- Япония

- США

- Андорра

- Сингапур

- Сан-Марино

- Возможные мероприятия по решению проблемы экологии в мире являются…(2 или более ответов)

а) создание международных организаций по решению вопросов экологической безопасности

б) увеличение расходов стран на природоохранные мероприятия

в) ужесточение наказания за загрязнение окружающей среды

г) увеличение объемов промышленного производства в странах

- К тенденциям современного развития мировой торговли природными ресурсами не относится:

а) сокращение удельного веса торговли топливно-сырьевыми товарами

б) сокращение экспорта продовольствия

в) увеличение экспорта рудных и минеральных ресурсов

- Верно ли утверждение, что в современном мире существует сбалансированность между имеющимися природными ресурсами и объемами их потребления в разных странах:

а) верно

б) неверно

- Назовите основные резервы повышения эффективности использования водных ресурсов (отметить неверный ответ):

а) сокращение потребления воды за счет внедрения водосберегающих технологий и оборотного водоснабжения

б) снижение потерь воды при ее транспортировке

в) устранение нерационального потребления воды в быту

г) увеличение нормы расхода водных ресурсов

- Тенденции, не характерные для современного состояния мировых земельных ресурсов:

а) ухудшение и деградация земель

б) снижение доли обрабатываемых земель

в) изъятие земель из сельскохозяйственного оборота

г) высокая мобильность земли как фактор производства

- Верно ли утверждение, что природные ресурсы являются необходимым, но не обязательным условием развития экономики:

а) верно

б) неверно
Вариант 4

Задание: подготовить сообщение по вопросу «Глобальный энергетический кризис: суть, причины и последствия»

Тестовые задания

- Основной причиной современного международного энергетического кризиса является:

а) нефтяные шоки

б) международный кризис задолженности

в) исчерпаемость природных ресурсов мира

г) возникновение нетрадиционных видов энергии

- Энергосырьевая проблема приобрела глобальный характер в период:

а) после второй мировой войны

б) в 70-е года XX века

в) в 90-е годы XX века

- К трём странам, которые обладают наибольшими разведанными запасами урана, относятся…

а) Китай

б) Казахстан

в) Бразилия

г) Австралия

д) Канада

- Для инвестора отсутствие альтернативных источников сырья ведет за собой…

а) снижение эффективности инвестиционных ресурсов

б) увеличение инвестиционных ресурсов

в) рост эксплуатационных затрат

г) завышение цен при монопольном положении подрядчика

- В производстве электроэнергии основную роль и в мире, и в большинстве стран играют в настоящее время…

а) гидроэлектростанции

б) тепловые электростанции, работающие на угле, мазуте, нефти и газе

в) геотермальные электростанции

г) атомные электростанции

- Страна, являющаяся крупнейшим в мире производителем топливно-энергетических ресурсов:

а) США

б) Россия

в) Канада

г) ОАЭ

д) Норвегия

- Страна (регион), являющаяся лидером по разведанным запасам природного газа:

а) Западная Азия

б) Россия

в) Северная Африка

г) Латинская Америка

д) Иран

- Наибольшие запасы мировых топливно-энергетических ресурсов приходятся на:

а) нефть

б) газ

в) уголь
Вариант 5

Задание: подготовить сообщение по вопросу «Проблема мира и разоружения»

Тестовые задания

- К регионам, в которых существуют на сегодняшний день региональные или военные конфликты, относятся…(2 или более ответов)

а) Сербия и Черногория

б) Грузия и Казахстан

в) Россия и Япония

г) Израиль и Палестина

- Проблемы, связанные с отношениями "человек-природа":

а) использование ресурсов Мирового океана

б) развитие культуры, образования, здравоохранения

в) обеспечение занятости экономически активного населения

г) международный терроризм

- Проблемы, связанные с отношениями "человек-общество": (3 правильных ответа)

а) развитие культуры, образования, здравоохранения

б) мирное освоение космоса

в) разоружение и предотвращение новой мировой войны

г) сохранение и восстановление экологического равновесия
Вариант 6

Задание: подготовить сообщение по вопросу «Глобальная проблема бедности и отсталости»
Тестовые задания

- Формой голода, связанной с низкой покупательной способностью населения, является:

а) хроническая

б) явная

- «Критерием голода» при решении мировой продовольственной проблемы является:

а) дефицит продуктов питания

б) критический уровень энергетических потребностей организма, достаточный лишь для выживания

в) ухудшение структуры питания основной массы населения

- Период, в который происходит активизация мировой продовольственной проблемы:

а) после первой мировой войны;

б) после второй мировой войны;

в) в конце 60-х годов XX века.

- Группы стран, в которых продовольственное обеспечение приближается к норме, установленной ВОЗ ООН:

а) страны Восточной Европы, СНГ и Прибалтики, Индия, Египет, Индонезия.

б) Западная и Северная Европа, Северная Америка, Австралия и Япония

в) Юг Европы и Средней Азии, большинство стран Латинской Америки и АСЕАН

- Сдерживающим фактором развития мирового производства сельскохозяйственной продукции не является:

а) высокий уровень урбанизации

б) необходимость сохранения лесных массивов

в) ограниченность водных ресурсов

г) снижение поставок сельскохозяйственной продукции.

- Верно ли утверждение, что основная часть продовольствия потребляется там, где оно произведено:

а) верно

б) не верно

- Доля мирового экспорта и импорта продовольствия, которая приходится на группу развитых стран:

а) 40%

б) 50%

в) 60%

г) 70%

- Страна, являющаяся лидером в мировом экспорте зерна:

а) Канада

б) США

в) Аргентина

г) Россия.

- Страны, являющиеся основными конкурентами на мировом рынке продовольствия:

а) Россия-США

б) США-Канада

в) ЕС-Япония

г) ЕС-США

- Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН является:

а) АПК

б) ВОЗ

в) ФАО

г) ПСО
Вариант 7

Задание: подготовить сообщение по вопросу «Концепция устойчивого эколого-экономического развития».

Тестовые задания

- Теория, которая в наибольшей мере соответствует оптимизации экономического роста и сохранению природной среды:

а) органического роста

б) нулевого роста

в) минусового роста

г) максимального роста

- Концепция, разработанная на международном уровне с целью преодоления глобального экологического кризиса:

а) экологически чистого развития

б) технологического развития

в) эколого-экономического развития

г) устойчивого развития.

- Глобальные проблемы, которые следует считать наиболее новыми:

а) проблема освоения и использования ресурсов Мирового океана

б) мировая продовольственная проблема

в) проблема мира и демилитаризация экономики

- К числу глобальных проблем мировой экономики не относится проблема:

а) энергетического кризиса

б) разоружения

в) преодоления бедности и отсталости

г) занятости населения страны

Вариант 8

Задание: подготовить сообщение по вопросу «Положительные и отрицательные последствия глобализации мировой экономики»

Тестовые задания

- Негативными последствиями интернационализации производства и развития ТНК для стран-реципиентов являются…(2 или более ответов)

а) неравноправная конкуренция между мировыми гигантами и отечественными предприятиями

б) увеличение ассортимента и насыщение рынка качественной и доступной по цене продукцией

в) ухудшение экологической ситуации

г) снижение уровня безработицы в странах-реципиентах

- Движущей силой глобализации не может являться…

а) деятельность международных экономических организаций

б) деятельность МОТ

в) миграция населения

г) деятельность ООН

- Носителями мировой финансовой глобализации являются…

а) транснациональные корпорации (ТНК)

б) многонациональные корпорации

в) центральные банки

г) транснациональные банки (ТНБ)

- К факторам глобализации относится деятельность…

а) венчурного предпринимательства

б) центральных банков

в) крупного бизнеса

г) ТНК

- Форма участия страны в международном разделении труда при условии производства продукции сверх внутренних потребностей, называется…..

а) территориальным разделением труда

б) международной специализацией производства

в) международным кооперированием

г) отраслевым разделением труда

- Важным фактором расширения мирового рынка информации и технологии является

а) деятельность ТНК

б) оборонные предприятия

в) консорциумы

г) совместные фирмы

- Транснациональные банки в развивающихся странах…

а) развиваются очень медленно,

б) активно развиваются,

в) отсутствуют,

г) активно сокращаются.

- Влияние ТНК на мировую экономику заключается в том, что происходит…

а) рост влияния государства в сфере экономики.

б) усиление тенденции интернационализации и глобализации

в) поддержание стабильности мировых цен на нефть.

г) снижение степени концентрации капитала.

- К причинам международного разделения труда относится…

а) наличие ограниченных ресурсов у стран и использование ими сравнительных преимуществ в производстве товаров и услуг.

б) расширение информационного пространства.

в) стремление предприятий промышленно развитых стран к получению сверхприбыли.

г) неравномерность экономического развития стран и регионов

- К негативным последствиям глобализации для мирового хозяйства относятся…(2 или более ответов)

а) зависимость национальной политики государств от международных финансовых рынков

б) увеличение влияния международных организаций на формирование внутренней и внешней экономической политики стран

в) захват сегментов мирового рынка ограниченным числом компаний

г) расширение информационного пространства и доступности информации
Вариант 9

Задание: подготовить сообщение по вопросу «Причины и сущность антиглобализма в мировой экономике»

Тестовые задания

- Основные причины возникновения движения "антиглобализма":

а) глобализация идет на благо "клуба избранных стран"

б) глобализация реализуется на базе учета культурных ценностей "Запада"

в) плодами глобализации пользуются все страны

- Противоречия, возникающие в процессе глобализации:

а) между странами и интеграционными региональными структурами

б) между странами с рыночной экономикой и странами с переходной экономикой

в) между странами с развитой экономикой и наименее развитыми странами МХ

г) между ведущими странами мира

- Главной причиной, лежащей в основе возникновения глобальных проблем мировой экономики, является:

а) международный кризис задолженности

б) международная экономическая интеграция

в) экономический рост и увеличение численности населения мира

- Общие признаки глобальных проблем: (выделить неверный ответ)

а) направлены на дестабилизацию международной финансовой системы

б) нуждаются в срочном и неотложном решении

в) носят общемировой характер

г) угрожают человечеству серьезным регрессом в условиях жизни и дальнейшем развитии производительных сил.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка по дисциплине «Мировая экономика» iconМетодическая разработка По дисциплине «Макроэкономика»
Учебно методическая разработка по дисциплине «Макроэкономика» подготовлена в соответствии с программой курса, составленной на основе...
Методическая разработка по дисциплине «Мировая экономика» iconКритерии оценки вступительных испытаний в магистратуру экономического...
Учебно-методическое пособие по дисциплине "Мировая экономика " – спб.: Изд. Рггму, 2012. – 29 с
Методическая разработка по дисциплине «Мировая экономика» icon«Мировая экономика»
Рабочая программа по дисциплине «Мировая экономика» для студентов очной формы обучения, экономического факультета по специальности...
Методическая разработка по дисциплине «Мировая экономика» iconМетодическая разработка изучения темы «История второй мировой и Великой Отечественной войны»
Методическая разработка изучения темы “Вторая Мировая и Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945
Методическая разработка по дисциплине «Мировая экономика» iconМетодическая разработка по дисциплине «Управление корпоративными финансами»
Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента, протокол №1 от 29 августа 2009 года
Методическая разработка по дисциплине «Мировая экономика» iconРабочая программа по дисциплине с 7 Мировая экономика
Целью изучения курса «Мировая экономика» является формирование системного представления у студентов о принципах образования, организации...
Методическая разработка по дисциплине «Мировая экономика» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «мировая экономика» («The...
Учебно-методическое пособие по дисциплине "Мировая экономика " – спб.: Изд. Рггму, 2012. – 29 с
Методическая разработка по дисциплине «Мировая экономика» iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет/отделение факультета/Подразделение Мировая экономика и мировая политика / Мировая экономика
Методическая разработка по дисциплине «Мировая экономика» iconМетодическая разработка «Сборник домашних заданий по дисциплине «Экономика»
От каждого современного человека жизнь требует владения экономической культурой и экономическим мышлением
Методическая разработка по дисциплине «Мировая экономика» iconМетодическая разработка по дисциплине «Федеральные налоги и сборы с организаций»
«Экономика» (профессионально-ориентированная программа «Налоги и налогообложение»)
Методическая разработка по дисциплине «Мировая экономика» iconТемы рефератов по курсу «Мировая экономика» для аспирантов
Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Учебник. Под ред. В. П. Колесова и М. Н. Осьмовой, М., 2002, сс. 57 – 67
Методическая разработка по дисциплине «Мировая экономика» iconМетодическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования»
Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования»
Методическая разработка по дисциплине «Мировая экономика» iconМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «иностранный язык (английский)»
Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений и могут...
Методическая разработка по дисциплине «Мировая экономика» iconМетодическая разработка по внедрению проектного метода на уроках географии
Данная методическая разработка предполагает проведение уроков по дисциплине География с использованием элементов проектного метода...
Методическая разработка по дисциплине «Мировая экономика» iconМагистерские программы «Мировая политика», «Мировая политика и международное...
Рабочая программа по дисциплине «Мировая экономика» для студентов очной формы обучения, экономического факультета по специальности...
Методическая разработка по дисциплине «Мировая экономика» iconПланы семинарских занятий по курсу мировая экономика для студентов...
Мировая экономика» и «Международный бизнес». Для студентов других специальностей по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» предложен...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск