Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд





НазваниеТитова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд
страница1/26
Дата публикации25.04.2015
Размер4.17 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
ББК 65

Т 45

Рецензент — Семенкова Т.Г., докт. экон. наук, проф. Финансовой академии при Правительстве РФ

330

Титова Н.Е.

История экономических учений: Курс лекций. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 288 с. ISBN 5-691-00008-Х.

Целью курса лекций является освоение студен­тами исторического наследия и идейного богатства учёных различных эпох в области экономической мысли. Изучение концепций и теорий отдельных школ и направлений, существовавших в прошлом и существующих в настоящем в экономической на­уке, позволяет закрепить и углубить знания, полученные в курсе экономической теории.

Для студентов экономических вузов, а также для самостоятельно изучающих историю экономических учений.

Т4306020900 — 29

14 К(03) — 97

Без объявл.

ББК 65

ISBN 5-691-00008-Х

©Н.Е. Титова, 1997

© «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997

Все права защищены

ВВЕДЕНИЕ

История экономических учений занимает большое место в сис­теме экономических наук. Дополняя экономическую теорию, она вместе с тем несёт определённую самостоятельную нагрузку. Вели­ко значение истории экономических учений и в системе экономиче­ского образования, в подготовке экономистов, в формировании их квалификации.

В литературе принято следующее определение науки: история экономических учений изучает исторический процесс возникнове­ния и развития основных систем экономических взглядов ученых различных исторических периодов. Из этого следует, что анализ возникновения и развития экономических учений охватывает весь исторический процесс общественного развития, все исторические эпохи начиная с рабовладельческого общества.

Корни экономических теорий уходят в природу экономического строя, составляющего основу развития общества. «Экономические условия, - подчёркивал Ф. Энгельс, - как бы сильно ни влияли на них прочие — политические и идеологические, — являются в конеч­ном счёте всё же решающими и образуют ту красную нить, которая пронизывает всё развитие и одна приводит к его пониманию»*

 

* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. С 175.

 

Связь экономических учений с экономикой общества наиболее непосредственная. Роль их в общественном развитии весьма вели­ка. Экономические учения не пассивно отражают процессы, совер­шающиеся в экономике, а оказывают на них определённое воздей­ствие, способствуя общественному развитию, ускоряя или, наобо­рот замедляя его. Общеизвестно, что многие концепции (например, неоклассические или кейнсианские), явились основой государствен­ных экономических программ.

Экономические учения исследуются в динамике в процессе ис­торического развития. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что история экономических учений обращена в современность. Это оп­ределяется особой актуальностью и даже злободневностью рассмат­риваемых ею вопросов, в чём одна из важных особенностей предмета истории экономических учений. Анализ экономических учений прошлых эпох не является самодовлеющим, осуществляется не ради изучения самого исторического процесса. Познание исторического прошлого способствует лучшему пониманию истоков настоящего.

В курсе лекций по истории экономических учений рассматрива­ется весь процесс эволюции экономической науки. Большое место занимает анализ классической школы, западноевропейских эко­номических учений, русской экономической мысли.*

 

* При подготовке пособия использованы материалы из книги: Аникин А.В. Юность науки. М., 1971, а также материалы из учебных пособий по истории экономических учений доктора экономических наук, профессора М.В. Научителя.

 

В отечественной экономической литературе в полном объёме практически не исследованы экономические концепции благососто­яния. Между тем на Западе давно существуют специальные учеб­ники по экономике благосостояния,* любой учебник по микроэконо­мике и макроэкономике включает раздел "Welfare economics".** "Го­сударство благосостояния" в Европе считается официальной целью государственной политики.

 

* См:, например, Price К. Welfare Economics in Theory and Practice. Z., 1977.

** Экономика благосостояния (англ.).

 

Проблема индивидуального и общественного благосостояния яв­ляется фундаментальной, комплексной социально-экономической и философской проблемой, занимающей значительное место в историко-экономических, философских, социологических, статистичес­ких и других исследованиях. Известны концепции благосостояния А. Смита, Л. Вальраса, К. Менгера, В. Парето, Дж. Гобсона, А. Бергсо­на, К. Эрроу, А. Пигу, П. Самуэльсона, Дж. Гэлбрейта, У. Ростоу, К. Прайс, Э. Хансена, Г. Мюрдаля, Дж. Бьюкенена, Г. Джентиса, Ж. Сисмонди, Н.Г. Чернышевского и др. Многие из экономистов счи­тали благосостояние и пути его достижения в обществе предметом политической экономии, справедливо полагая, что сама экономиче­ская деятельность и деятельность государства должны иметь це­лью благополучие индивида и общества.

I. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

При изучении I-го раздела, курса истории экономических уче­ний необходимо учитывать её специфику, обусловленную весьма обширным периодом истории, обилием материала, отражающего процесс развития экономической мысли в древнем мире. Рабство зародилось на Востоке в IV тысячелетии до н.э. Для стран Древнего Востока характерно патриархальное рабство. Наибольшего разви­тия рабовладение достигло в античный период в Древней Греции и в Древнем Риме с I тысячелетия до н.э. по IV в. н.э. Его расцвет падает на V в. до н.э. Античное рабство, получившее название класси­ческого, представляло собой наиболее зрелую форму рабовладения, когда рабы составляли основную производительную силу общества.

В рабовладельческом обществе формировалась соответствующая ему идеология, развивалась экономическая мысль. Господствующее положение занимала идеология рабовладельцев.

Лекция 1. Экономическая мысль Вавилонии, Китая, Индии

На территории древней Азии образовались крупные очаги циви­лизации, значительного развития достигло рабовладение, возникли первые рабовладельческие государства. Многочисленные историче­ские памятники позволяют судить о зарождении и развитии эконо­мических идей. Об этом даёт представление история древней Вави­лонии. О начале формирования раннеклассового общества свидетель­ствуют, например, законы царя Эшнунны (XX в. до н.э.). В них тол­ковались хозяйственные вопросы. Наиболее значительным памят­ником Вавилонского царства является кодекс царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), широко отразивший экономические основы общест­ва, важнейшие тенденции его развития. Свод законов Хаммурапи даёт представление о том, что деление общества на рабов и рабовла­дельцев признавалось в то время естественным и вечным, рабы при­равнивались к имуществу рабовладельцев. Законы Хаммурапи от­разили заботу об укреплении и охране частной собственности. Поку­шение на неё каралось смертной казнью и отдачей в рабство. Истори­ческий памятник свидетельствует о том, что основу экономики Вавилонского царства составляло натуральное хозяйство. Сохраняла позицию община, хотя разложение уже основательно коснулось ее. Царская власть заботилась о защите интересов общины и мелких производителей. В законах Хаммурапи отразилось развитие товарно-денежных отношений, меры, способствовавшие расширению тор­говых сделок.

Большое место в истории общественной мысли древнего Китая рассматриваемого периода занимает конфуцианство — учение, со­зданное Конфуцием (Кун Фуцзы), жившем в 551-479 гг. до н.э. Эко­номические взгляды Конфуция систематизированы одним из его последователей Мэн-цзы (372-289 гг. до н.э.). Они оказали большое влияние на экономическую мысль Китая. В экономике страны в быт­ность Конфуция происходили существенные сдвиги, связанные с разложением первобытнообщинного строя и становлением рабовла­дения. Пришло в упадок земледелие, разрушались общинные свя­зи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись пози­ции частных рабовладельческих хозяйств.

Конфуций одним из первых создал учение о естественном пра­ве, на котором базировалась его философская и социально-эконо­мическая концепция. Он исходил из того, что в основе общественно­го устройства лежит божественное начало. Оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на "благород­ных", составляющих высшее сословие, и "простолюдинов" ("низ­ких"), уделом которых является физический труд, Конфуций счи­тал естественным. Отношения между рабовладельцами и рабами он не сводил только к принуждению. Конфуций призывал воспиты­вать "доверие" рабов к эксплуататорам, советовал "благородным" добиваться верности рабов.

Учение Конфуция нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, широкое использование в этих целях традиционных форм и обрядов. Он ратовал за укрепление власти верховного правителя Китая.

Экономические воззрения Конфуция, являясь продуктом своей эпохи, были противоречивы. Идеализация старины, закрепление патриархально-общинных отношений уживались у него с разработ­кой правил, регулирующих взаимоотношения рабов и рабовладель­цев. Он представлял прежде всего позиции потомственной рабовладельческой аристократии, а также низшего, служилого слоя рабо­владельцев. Рабовладение у него совмещалось с сохранением ста­рых патриархальных порядков, отношений кровного родства. В ус­ловиях обострявшихся социальных противоречий Конфуций искал пути достижения социального "равенства" при сохранении рабо­владельческих порядков, сглаживания классовых конфликтов. Кон­фуцианство обосновывало консерватизм общественного устройства, утвердившийся на долгие годы в китайском обществе.

Конфуцианство нашло своё развитие во взглядах Мэн-цзы, свя­зывавшего социальное неравенство с "небесной волей", оправды­вавшего противоположность между умственным и физическим тру­дом. Вместе с тем Мэн-цзы был против ужесточения рабовладель­ческого гнета, ратовал за восстановление общинного землевладе­ния, выступал в защиту общины, экономических интересов крестьян. Противоречивость, свойственная социально-экономической концеп­ции конфуцианства, получила у Мэн-цзы дальнейшее углубление.

С критикой конфуцианства выступили Мо-цзы и его сторонники (моисты). Они проповедовали природное равенство людей, отрица­ли сословность, привилегии знати. Моисты обосновывали необходи­мость всемерного развития производства для удовлетворения по­требностей всего населения, всеобщее участие людей в физическом труде, развитие свободной инициативы мелких производителей. Противопоставляя конфуцианству идею "всеобщей взаимной люб­ви", моисты не понимали ее иллюзорности.

Одним из знаменательных памятников истории экономических идей в Китае является трактат "Гуань-цзы", принадлежащий перу неизвестных авторов. Он относится к IV-III в. до н.э. Проявляя за­боту о крестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязатель­ную трудовую повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков. В целях укрепления экономического положения крестьян авторы трактата предлагали изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономи­ческие дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий и т.д.

Столкновение двух тенденций в социально-экономической жиз­ни: стремление сохранить патриархально-общинные начала, с од­ной стороны, рост и укрепление позиций рабовладения — с другой, борьба стоявших за ними классов длительное время определяли важнейшую проблематику экономической мысли древнего Китая. Большой остроты достигала проблема взаимоотношения натураль­ного и товарного хозяйства.

Изучая историю экономической мысли древней Индии, следует прежде всего обратить внимание на экономические идеи, содержа­щиеся в древнейших памятниках — ведах, представляющих собой собрание молитв, гимнов, заклинаний. Они создавались в I тысяче­летии до н.э. и отразили начавшееся разложение первобытнообщин­ного строя, формирование рабовладения. К началу I тысячелетия относится появление таких произведений древнеиндийского эпоса, содержащих экономические идеи, как "Махабхарата" и "Рамаяна". Первая повествует о войнах племени бхарата, вторая — о подвигах Рамы.

Развитие экономической мысли отразилось в литературно-ре­лигиозных памятниках. В их числе знаменитые "Законы Ману", со­ставлявшиеся на протяжении ряда столетий. Они содержат богатый материал о социально-экономических условиях Индии III ты­сячелетия до н.э., выражают устами жрецов (брахманов) экономи­ческие взгляды рабовладельцев. "Законы Ману" — это свод пред­писаний, ниспосланных людям "божественным законодателем". В них устанавливались формы превращения свободного человека в раба (даса), закреплялось его бесправное положение в обществе. "За­коны Ману" отразили существование наследственных каст. Обосно­ванная в них брахманская концепция экономической политики отво­дила существенную роль государству, на которое возлагалось обес­печение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, экс­плуатация свободного населения и др.

Выдающимся памятником истории экономической мысли древ­ней Индии является трактат "Артхашастра", автором которого был советник царя Чандрагупты I брахман — Каутилья (конец IV — начало III вв. до н.э.).* "Артхашастра" создавалась как наставление для царя, но по своему содержанию и значению далеко вышла за рамки свода советов. Это обширный экономический труд, охватыва­ющий широкий круг вопросов и свидетельствующий о зрелости эко­номической мысли Индии того времени. "Артхашастра" характери­зует социально-экономическое и политическое устройство страны, содержит богатый материал, иллюстрирующий развитие экономиче­ских идей.

 

* Артхашастра, или наука политики. М.: АН СССР, 1959.

 

"Артхашастра" повествует о социальном неравенстве, оправды­вает и закрепляет его, подтверждая правомерность рабовладения, деления общества на касты. Основу населения страны составляли арии, делившиеся на четыре касты: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Наибольшими привилегиями обладали брахманы и кшат­рии. Автор проявлял заботу об укреплении положения ариев. Ука­зывалось, что "для ариев не должно быть рабства". Если арии по каким-то причинам и становились рабами, то такое состояние для них рассматривалось как временное, предусматривались меры к их освобождению. Трактат уделял большое внимание регламентирова­нию рабовладения, сохранявшему черты патриархального. Рекомен­довались меры, ограничивающие развитие рабства, предупреждав­шие обострение классовых конфликтов. Индийский раб мог обла­дать собственностью, имел право на получение наследства, право самовыкупа за счёт своего имущества.

В "Артхашастре" подробно описывалось состояние экономики страны, основные занятия населения. Главной отраслью являлось земледелие, зависевшее во многом от орошения. Наряду с тем раз­вивались ремесла, торговля. Большую роль трактат отводил строи­тельству, поддержанию оросительных систем, которые квалифици­ровались как основа урожая. Ущерб, наносимый оросительной сис­теме, рассматривался как тяжкое злодеяние. "Артхашастра" содер­жит богатые сведения об общественном разделении труда и обмене. Учение о торговле составляло в ней неотъемлемую часть всего уче­ния о ведении народного хозяйства.

"Артхашастра" уделяла большое внимание толкованию эконо­мической роли государства. В ней проводилась типичная для эконо­мической мысли стран Древнего Востока идея об активном вмеша­тельстве государства в экономическую жизнь, в регламентацию об­щественных отношений. Более того, трактат непосредственно воз­лагал на царскую власть заботы о выполнении многих хозяйствен­ных дел, включая колонизацию окраин, поддержание ирригацион­ных систем, строительство колодцев, создание новых деревень, орга­низацию прядильно-ткацкого производства с привлечением специ­фического контингента работников (вдовы, сироты, нищие, инвали­ды, отрабатывающие штраф и т.д.). Подробно описывалась экономи­ческая политика царской администрации, налоговая система, веде­ние царского хозяйства, основные источники доходов и т.д.

Трактат "Артхашастра" дает представление о том, как индий­ская экономическая мысль трактовала основные вопросы социаль­но-экономических отношений, хозяйственной жизни типичного для стран Древнего Востока раннерабовладельческого общества.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд iconТитова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд
Целью курса лекций является освоение студен­тами исторического наследия и идейного богатства учёных различных эпох в области экономической...
Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд iconМетодические указания по изучению курса «История экономических учений»
Учебный курс истории экономических учений связан с такими учебными курсами как: экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика,...
Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд iconМетодические рекомендации по написанию курсовой работы по «Истории экономических учений»
Рф для экономических специальностей. История экономических учений – экономическая наука, изучающая генезис и эволюцию экономического...
Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд iconИстория экономических учений методические указания к семинарским занятиям
Панасенкова Т. В., Родионова Н. Д., Чернышева Н. И. История экономических учений: методические указания к семинарским занятиям Ростов-на-Дону,...
Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2008 (или...
Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд iconРабочая программа дисциплины «История экономических учений»
Дисциплина «История экономических учений», индекс б. 2 относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла...
Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2008 (или...
Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд iconИстория экономических учений Методические указания по самостоятельной...
Методические указания предназначены для студентов 1-го курса очной формы обучения, изучающих историю экономических учений. Данные...
Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд iconУчебно-методический комплекс наименование дисциплины История экономических...
...
Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000-2009....
Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000-2009....
Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000-2009....
Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000 (или...
Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000 (или...
Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000 (или...
Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд iconЦели и задачи курса «История экономических учений» Цель изучения...
Х1х-хх вв.; основных представителей ведущих научных школ и направления их научного поиска, а также значение их исследования для современной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск