Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
-
Оренбургский филиал РАНХиГС
|
|
| УТВЕРЖДАЮ Директор _______________
_________________________
_________________________
«___»__________20___г.
| Направление подготовки: 080200.62 – «Менеджмент »
Кафедра: «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин»
Рабочая УЧЕБНАЯ программа дисциплины
Конфликтология
(наименование дисциплины)
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
Форма обучения: заочная
Срок обучения: 5 лет
Оренбург
2011 г.
Автор-составитель: д.п.н. Ю.Н. Егорова.
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Оренбургского филиала РАНХиГС «3» октября 2011 г., протокол № 2.
Рецензент: ФИО, ученое звание__________________________________________________
кафедра ____________________________________________________________ Согласовано: ФИО, ученое звание__________________________________________________
кафедра ____________________________________________________________
Заведующий кафедрой ГиСЭД,
к.п.н., доцент А.М. Аллагулов © Егорова Ю.Н., 2011
© ОФ РАНХ и ГС, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
| С.
| 1 Цели и задачи дисциплины…………………………………………..
| 6
| 2 Учебная программа……………………………………………………
| 8
| 2.1 Содержание и структура дисциплины………………………….
| 8
| 2.1.1 Содержание разделов дисциплины…………………………..
| 8
| 2.1.2 Структура дисциплины………………………………………..
| 12
| 2.1.3 Лекции……………………………………………………………..
| 14
| 2.1.4 Практические занятия (семинары)………………………….
| 14
| 2.1.5 Курсовые работы (курсовые проекты)……………………..
| 15
| 2.1.6 Самостоятельное изучение разделов дисциплины………..
| 18
| 3 Образовательные технологии……………………………………….
| 25
| 3.1 Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы………………………………………
|
25
| 3.2 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях…………………………………………………..
|
26
| 4 Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций………………………………………………………………
|
29
| 4.1 Оценочные средства текущего контроля успеваемости……….
| 29
| 4.2 Оценочные средства промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций бакалавров………………….
|
29
| 4.3 Критерии оценки формируемых в дисциплине компетенций…
| 34
| 5 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……………………………………………………………….
|
34
| 5.1 Основная литература……………………………………………..
| 34
| 5.2 Дополнительная литература……………………………………..
| 35
| 5.3 Интернет-ресурсы…………………………………………………
| 35
| 6 Материально-техническое обеспечение дисциплины…………….
| 36
|
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе
учебной дисциплины
«Конфликтология» 1. Цели и задачи освоения дисциплины Цель освоения дисциплины: ознакомить будущих специалистов с теоретическими проблемами конфликтологии, с современными подходами к предупреждению и разрешению разнопорядковых конфликтов, возникающих в условиях прежде всего кардинально изменяющихся производственных отношений, а также с технологиями практического управления конфликтогенными процессами в организациях при переходе к рыночной экономике.
Задачи освоения дисциплины (модуля):
овладеть базовым тезаурусом общих теоретических основ конфликтологии;
овладеть умением в общем виде прогнозировать наиболее конфликтогенные очаги в развитии организации, разрабатывать комплекс мер по их «погашению» или направлению в конструктивное русло;
сформировать умения анализировать конфликтные ситуации в организациях, прослеживать их тенденции зарождения, развития и исхода
овладеть знаниями о сущности, источниках, динамики и психологических механизмах конфликтов;
расширить знания студентов о стратегии и тактики предупреждения и разрешения конфликтов, их управления;
сформировать у студентов практические умения и навыки, необходимые для эффективной профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина относится к дисциплинам по выбору – Б3.В.ДВ.6
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
Компетенция
| Структурные элементы компетенции (знания, умения, навыки и опыт деятельности, получаемые в результате освоения дисциплины)
| владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6)
| Знает способы выхода из конфликтных ситуаций
| Обладает навыками выход из конфликта
| Способен предотвращать конфликтные ситуации
| способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7)
| 1. Знает особенности межличностных, групповых и организационных коммуникаций
| 2. Умеет анализировать, проектировать взаимодействие в коллективе
| 3. Способен к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций
| способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8)
| Готов к принятию управленческого решения на основе исторического опыта
| Способен определить ценностные основы профессии в различные исторические периоды
| Готов к совершенствованию своей профессиональной деятельности
| 4. Общая трудоемкость дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.
5. Образовательные технологии В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: лекции (вводная, обучающая, обобщающая, проблемная, лекция-консультацая, лекция-беседа), семинарские занятия, кейс-технологии, дидактический диктант, работа в парах, взаимоконтроль, интерактивные технологии. При организации самостоятельной работы занятий используются следующие образовательные технологии: конспектирования, реферирования, презентации, критического мышления при подготовке к семинарским занятиям, составление терминологического словаря, проектная технология 6. Контроль успеваемости Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля: понятийный диктант, контрольная работа, индивидуальные домашние задания, тестирование.
По данной дисциплине предусмотрена форма отчетности: зачет Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки (специальности). Автор(ы) рабочей программы учебной дисциплины: доктор педагогических наук, доцент Ю.Н. Егорова.
Рецензент(ы) _________________________________________________________________________
Программа одобрена на заседании кафедры ГиСЭД Оренбургского филиала РАНХиГС протокол № 2 от 3 октября 2011 года.
1 Цели и задачи дисциплины Основные принципы построения содержания дисциплины
Дисциплина «Конфликтология» занимает важное место в структуре образования и подготовки будущих государственных и муниципальных служащих. Знания по конфликтологии помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельности, будут способствовать развитию навыков обучения, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества. «Конфликтология» является базовым для изучения дисциплин «Государственное регулирование экономики», вариативной части Гуманитарного, социального и экономического цикла, всех видов практики и государственной итоговой аттестации.
Отбор содержания учебного материала и его организация обусловлены принципами развития высшего профессионального образования и задачами обучения бакалавра:
личностной ориентации образования (принцип предполагает выявление возможностей содержания для самовоспитания и самообразования);
гуманитаризации (принцип определяет тенденции интеграции знаний в сфере человекознания и обосновании ценностных основ теоретических построений, диалогичность учебного материала, ориентацию студентов на сопоставление различных точек зрения, позиций, концепций);
фундаментализации (принцип определяет концентрацию учебного материала вокруг «ядра» научной дисциплины как основы решения профессиональных задач и «задачное построение» содержания, предполагающего активизацию исследовательской деятельности);
практико-ориентированности (технологичности) (принцип направлен на реализацию методологической взаимосвязи науки и практики);
принципа дополнительности (принцип характеризует взаимодействие различных форм знания: обыденного, научного, вненаучного (литература, искусство);
вариативности (принцип ориентирует на максимальный учет индивидуальных особенностей профессионального становления и профессионально-личностной рефлексии, потребностей рынка труда);
историзма, который предполагает научную объективность в освещении исследуемых процессов; рассмотрение изучаемых явлений и фактов в контексте конкретно-исторического времени; сочетания ретроспективы с перспективой, что обусловливает определенную актуализацию прогностической функции и ориентацию на современные проблемы.
Цель учебной дисциплины «Конфликтология» - ознакомить будущих специалистов с теоретическими проблемами конфликтологии, с современными подходами к предупреждению и разрешению разнопорядковых конфликтов, возникающих в условиях прежде всего кардинально изменяющихся производственных отношений, а также с технологиями практического управления конфликтогенными процессами в организациях при переходе к рыночной экономике. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
иметь представление:
- о тезаурусе общих теоретических основ конфликтологии;
- о преемственности в эволюции систем государственного управления;
- об основных этапах развития государственной и муниципальной службы;
знать:
основные стратегии и тактики предупреждения и разрешения конфликтов, их управления;
основные требования профессиональной этики;
сущность, источники, динамику и психологические механизмы конфликтов;
уметь:
- уметь осуществлять успешное взаимодействие в служебной деятельности.;
- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
- анализировать конфликтные ситуации в организациях, прослеживать их тенденции зарождения, развития и исхода;
- в общем виде прогнозировать наиболее конфликтогенные очаги в развитии организации, разрабатывать комплекс мер по их «погашению» или направлению в конструктивное русло;
- выявлять преемственность в эволюции систем государственного управления;
владеть:
навыками разрешения конфликт интересов с позиций социальной ответственности;
навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста по проблемам государственного и муниципального управления;
- методами предупреждения и преодоления конфликтов, навыки управления ими.
иметь опыт:
- исследования психологического взаимодействия в служебном коллективе;
- анализа документов в области психологии;
- анализировать состояние систем и процессов в исторической ретроспективе при сопоставлении с передовой практикой.
Дополнительные задачи:
- иметь представление о развитии государственного управления в Оренбуржье;
- знать о специфике развития государственного управления в регионе;
- уметь соотносить региональный опыт с общероссийским. Изучение данной дисциплины способствует развитию у студентов компетенций: ПК-6,7,8.
2 Учебная программа
|