Скачать 140.43 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Факультет мировой экономики и мировой политикиПрограмма дисциплины Деловые культуры мира для специальности 080102.65 «Мировая экономика» подготовки специалиста, специализация «Международный бизнес» Автор д.э.н., проф. Философова Т.Г., tphil@mail.ru Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры_____________________________ Лавров С.Н._________________ Председатель Зав. кафедрой _____________________________ ___________________________ «_____» __________________ 200 г. «_24_»_сентября____ 2008 г. Утверждена УС факультета Одобрена на заседании кафедры* _________________________________ ____________________________ Ученый секретарь _________________________________ Зав. кафедрой « ____» ___________________200 г. ______________________________ «___»____________________200 г. Москва, 2009 г. I. Организационно-методический раздел Автор программы: д.э.н., проф. Философова Т.Г. Общие сведения об учебном курсе: дисциплина читается студентам специальности «мировая экономика», специализация «международный бизнес» четвертого курса факультета мировой экономики и мировой политики (подготовка специалистов). Курс является обязательным и читается во втором полугодии учебного года. Продолжительность курса составляет 84 учебных часов, в том числе 42 часов лекций. Рубежный контроль – реферат и зачет. Аннотация: необходимость включения курса «Деловые культуры мира» в учебный план связана с тем, что знание культурной составляющей бизнес-процессов и бизнес-коммуникации становится все более важной частью профессиональных компетенций экономистов-международников во всех странах, включая Россию. Основной целью дисциплины является формирование у студентов знаний о природе деловой культуры, ее связи с основными константами и переменными культуры, развитие представлений о существующих различиях в организации экономической жизни и деловом поведении разных народов, а также о формах и методах управления персоналом мультинациональных компаний, организаций, проектов. Основные задачи курса: В результате изучения курса студент должен:
По завершении курса студенты должны продемонстрировать знание исторических основ формирования деловой культуры, а также современных проблем, противоречий и перспектив развития кросс-культурных отношений в контексте глобализации мировой экономики и политики, владение методами анализа культурных особенностей делового поведения представителей разных стран и народов и кросс-культурного менеджмента. Курс «Деловые культуры мира» является обязательной дисциплиной, изучаемой на пятом курса студентами, обучающимися на факультете Мировой экономики и мировой политики по специализации «Международный бизнес». Курс разработан в соответствии с профессиональной образовательной программой подготовки специалистов по направлению 080102.65 «Мировая экономика» на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в рамках специализации «Международный бизнес». Программа курса предусматривает использование знаний и навыков, полученных при изучении предусмотренных учебными планами дисциплин, включая, «Мировую экономику», «Международные экономические отношений», «Основы международного бизнеса», «Международный маркетинг», «Культурологию» и др. Основу курса составляют лекции, а также разбор практических заданий Большой объем работы выполняется студентами самостоятельно. Формы контроля и методика выставления итоговой оценки: Промежуточный контроль включает оценку качества выполнения студентом реферата, а также степень активности работы студентами при разборе практических заданий по изучаемым темам в аудитории (40 мин.) Итоговый контроль знаний проводится в форме устного зачета. Итоговая оценка знаний складывается из вышеназванных элементов контроля и их весовых коэффициентов: работа в аудитории (доклады, обсуждения) – 0,3 реферат – 0,3 зачет – 0,4 Основные требования к реферату и экзамену изложены в соответствующих методических рекомендациях (см. сайт ГУ-ВШЭ) Основная литература 1. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. – М.: Дело, 1999. 2. Тромпенаарс Ф., Хампден-Тернер Ч. Национально - культурные различия в контексте глобального бизнеса: Пер. с англ. – М.: Попурри, 2004. Дополнительная литература
II. Содержание курса В условиях глобализации стремительно растут масштабы, разнообразие и интенсивность взаимодействия народов мира - представителей различных национальных культур. Это взаимодействие, с одной стороны, открывает новые возможности глобального развития путем использования национально-культурных особенностей и преимуществ, создания связанных с ними конкурентоспособных бизнес-моделей и систем. С другой стороны, выявляя существенные различия в формах коммуникации, делового поведения, решения возникающих проблем, оно создает немало проблем, противоречий и конфликтов, как в международных, так и корпоративных отношениях. Понимание природы взаимодействия различных культурных систем и их представителей, грамотное управление кросс-культурными процессами и коллективами будет являться в ближайшие десятилетия определяющим фактором развития всех агентов экономической и политической деятельности на мировой арене. В этой связи знание культурной составляющей бизнес-процессов и бизнес-коммуникации становится все более важной частью профессиональных компетенций экономистов-международников во всех странах, включая Россию. Быстрая интеграция России в систему международных отношений и систему международного бизнеса расширяет потребность в специалистах, располагающих компетенциями в области кросс-культурного анализа и взаимодействия. Понимание культурных различий, специфики и динамики развития деловых культур мира, а также особенностей кросс-культурного управления и коммуникации играет первостепенную роль для студентов, планирующих свою карьеру в транснациональных корпорациях, международных организациях, министерствах и ведомствах соответствующего профиля Распределение часов курса по темам и видам работ
Содержание программы Тема 1. Деловая культура, как объект изучения. Основные термины и определенияПовышение роли деловой культуры. Понятие деловой культуры. Этническая культура. Межкультурные коммуникации. Культурный шок. Три типа проявления этноцентризма руководителя. Культурный релятивизм. Межличностные коммуникации. Тема 2. Разнообразие деловых культур. Многообразие деловых культур. Основные предпосылки многообразия деловых культур. Концепция культурных измерений .Хофстеде. Теория моноактивных, полиактивных и реактивных культур Р.Льюса. представления о высоко- и низкоконтекстуальных культурах Э.Холла. Формирование командной культуры. Множественность аспектов корпоративной культуры. Управление организационной культурой. Классификация корпоративных культур. Тема 3. Кросс-культурное поведение в международном бизнесеПеременные кросс-культурных проблем в международном бизнесе. Модели кросс-культурного поведения в бизнесе. Формальные против неформальных. Время, графики. Невербальное поведение в бизнесе. Бизнес-протокол и этикет. Коррупция. Особенности маркетинга в различных культурах. Тема 4. Основные особенности деловой культуры стран Европы.Традиционные европейские ценности и деловое поведение. Основные особенности деловых культур Европы, влияние глобализации. Научно-технический прогресс и европейская деловая культура. Тема 5. Особенности деловой культуры стран Северной Америки.Исторические корни деловой культуры северо-американского континента. Особенности развития деловой культуры в XIX и XX веках. Механизмы влияния в контексте глобализации.Тема 6. Основные особенности деловой культуры России и стран постсоветского пространства.Исторические корни деловой культуры России. Особенности развития деловой культуры в XIX и XX веках. Пути, проблемы и перспективы современной трансформации.Тема 7. «Сильные» игроки в пространстве деловых культур.Особенности «сильных игроков» .Деловая культура Японии; Деловая культура Китая;Деловая культура Индии; Деловая культура стран Юго-Восточной Азии;Деловая культура, стран Ближнего Востока; Деловая культура стран Латинской Америки. Тема 8. Особенности кросс-культурного управления международными компаниями.Методы формирования многонациональных команд и коллективов. Пути использования культурных различий.Формирование доверия. Управление ожиданиями. Управление коммуникацией. Переговоры. Требования к руководству многонациональными командами и коллективами. Темы рефератов
Вопросы для оценки качества освоения курса
Подписи авторов (Т.Г. Философова) |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | ||
Программа Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |