Трунцевский Ю. В., Козлов А. А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. М.: Юрист, 2006





НазваниеТрунцевский Ю. В., Козлов А. А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. М.: Юрист, 2006
страница1/19
Дата публикации22.08.2013
Размер1.93 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Трунцевский Ю.В., Козлов А.А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. - М.: Юрист, 2006

 

 

ОХРАНА И ЗАЩИТА ПРАВ НА СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ

 

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

Ю.В. ТРУНЦЕВСКИЙ, А.А. КОЗЛОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В России начало складываться понимание роли и места интеллектуальной собственности в экономике. Наведение порядка в сфере интеллектуальной собственности является одним из существенных резервов для выполнения планов социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе для решения задачи по удвоению ВВП, поставленной Президентом страны В.В. Путиным.

"Эффективная защита интеллектуальной собственности - это непременное условие и предпосылка перехода нашей страны на инновационный путь развития" <*>. Ввиду быстрого развития технологий в сфере торговли и услуг мировая система охраны прав на интеллектуальную собственность находится под серьезной угрозой, в связи с чем во всем мире, в том числе и в России, приобрела особое значение проблема противодействия незаконным использованиям чужих средств индивидуализации товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг (товарных знаков и знаков обслуживания (далее - товаров), наименований мест происхождения товаров - далее - СИТ.

--------------------------------

<*> Из речи Президента ТПП РФ Е.М. Примакова на проходившей 13 ноября 2003 г. в г. Москве международной научно-практической конференции "Контрафактная продукция - проблемы и пути их решения" // http://www.intel-com.ru.

 

Производство и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции приобретают все большие масштабы и представляют серьезную угрозу экономической безопасности России. Доля подделок увеличивается по самой широкой номенклатуре товаров - от обуви и одежды до материальных носителей аудио-, видеоинформации, компьютерных программ и составляет от 30 до 50% выпускаемой продукции. Особую озабоченность вызывает проблема фальсификации лекарственных средств. За 9 месяцев 2003 года выявлено 128 серий фальсифицированных лекарственных препаратов при 890 случаях выявления поддельных лекарств <*>.

--------------------------------

<*> Славин А. Таблетки были фальшивые // Мир новостей. 2003. 4 августа.

 

Низкие себестоимость контрафакта и риск привлечения к уголовной ответственности притягивает в данную сферу ОПГ и ОПС и позволяет им получать колоссальную прибыль. Как следствие имеют место исчисляемые значительными суммами недопоступления налоговых платежей в национальные бюджеты. По оценкам экспертов, ежегодные убытки по Российской Федерации составляют около 3 млрд. долларов США.

Интеллектуальное пиратство приняло не только организованный, но и транснациональный характер, сформировался теневой сектор экономики, дискредитируется авторитет отечественных и зарубежных предпринимателей, потребители несут моральные и материальные потери, а зачастую непоправимый ущерб здоровью. Указанные обстоятельства подрывают внешнеэкономический авторитет России, ограничивают приток в страну иностранных инвестиций, становятся препятствием для присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации.

Незаконный бизнес, связанный с извлечением доходов от неправомерной эксплуатации чужой интеллектуальной собственности, порождает ряд сопутствующих опасных проявлений, таких, как незаконное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей и др.

С 1997 г. количество выявленных преступлений, связанных с незаконным использованием средств индивидуализации товаров, находится примерно на одном уровне. Однако официальные показатели не отражают реального состояния преступности в данной сфере. По ст. 180 УК РФ в 1997 г. было зарегистрировано 457 преступлений, в 1998 г. - 442, в 1999 г. - 526, в 2000 г. - 444, в 2001 г. - 321, в 2002 г. - 316, в 2003 г. - 352, а в 2004 г. - 632 <*>.

--------------------------------

<*> См.: Единый отчет о преступности по России за 1997 год. Ф-453. М.: ГИЦ МВД РФ, 1998; Единый отчет о преступности по России за 1998 год. Ф-453. М.: ГИЦ МВД РФ, 1999; Единый отчет о преступности по России за 1999 год. Ф-453. М.: ГИЦ МВД РФ, 2000; Единый отчет о преступности по России за 2000 год. Ф-453. М.: ГИЦ МВД РФ, 2001; Единый отчет о преступности по России за 2001 год. Ф-453. М.: ГИЦ МВД РФ, 2002; Единый отчет о преступности по России за 2002 год. Ф-453. М.: ГИЦ МВД РФ, 2003; Единый отчет о преступности по России за 2003 год. Ф-453. М.: ГИЦ МВД РФ, 2004; Единый отчет о преступности по России за 2004 год. Ф-453. М.: ГИЦ МВД РФ, 2005.

 

Эффективность противодействия незаконному использованию СИТ может быть достигнута только в рамках государственно-правового механизма. Необходимость государственного воздействия определяется требованиями охраны общественных интересов, в том числе реализации свободы предпринимательской деятельности и конкуренции. Государственные, правоохранительные и контролирующие органы, общественные организации и правообладатели применяют определенные меры по противодействию данному виду преступности. Однако их результаты далеко не адекватны сложившейся обстановке в сфере охраны прав на СИТ, требуется дальнейшее совершенствование уголовного законодательства и практики его применения.

Проблемам противодействия нарушениям, связанным с незаконным использованием товарных знаков, посвящен ряд монографий, научно-практических и учебных пособий, научных статей, в частности, диссертационные исследования В.Н. Бондарева, А.Ф. Быкодоровой, Е.В. Демьяненко и С.А. Склярука.

Научно-прикладные аспекты противодействия преступности в сфере экономической деятельности рассматривались в трудах И.А. Близнеца, О.А. Дворянкина, Б.Д. Завидова, В.П. Злоти, И.В. Иващенко, И.А. Петрова, И.А. Силонова, Г.М. Спирина, А.Г. Ступникова, А.В. Тихонова, С.П. Щербы, А.Ш. Юсуфова.

Однако несмотря на возросший в последние годы интерес к вопросам всестороннего анализа криминальной ситуации, сложившейся в сфере использования товарных знаков, глубокого ее изучения не проводилось.

Настоящее пособие направлено на комплексное изучение социально-правовых проблем охраны и защиты прав на СИТ, определению и обоснованию гражданско-правовых, административно-правовых, уголовно-правовых и иных мер противодействия нарушениям в данной сфере.

Работа предназначена для предпринимателей, обладающих правами на средства индивидуализации товаров, практических работников правоохранительных и контролирующих органов, судей, адвокатов, а также для студентов и преподавателей. Пособие одинаково будет интересно широкому кругу читателей - потребителям, желающим узнать свои права в сфере торговли.

Цель настоящего пособия состоит в том, чтобы в простой и ясной форме рассказать о нормативно-правовом регулировании отношений в сфере охраны и защиты прав на средства индивидуализации товаров.

 

1. Характеристика правонарушений в сфере охраны прав на товарные знаки (средства индивидуализации товаров) в России

 

Ситуация, сложившаяся на потребительском рынке в связи с массовым распространением контрафактной и фальсифицированной продукции, заслуживает самого серьезного внимания со стороны государства.

Анализ обстановки в сфере защиты прав владельцев товарных знаков и борьбы с подделками товаров показывает, что посягательства на права отечественных и зарубежных правообладателей носят массовый характер. Поступление на российский потребительский рынок все большего количества поддельной некачественной продукции приводит к его дестабилизации, увеличению нелегального оборота материальных и финансовых средств, развитию криминальной составляющей рынка и, как следствие, к ухудшению инвестиционного климата.

"Сегодня нет ни одного человека, который был бы уверен в качестве приобретаемого им товара. Несмотря на то что в Гражданском кодексе заложена ответственность производителя за выпускаемую продукцию, мы до сих пор не обладаем необходимой системой реализации этой ответственности" <*>.

--------------------------------

<*> См.: Материалы международной конференции "Контрафактная продукция - проблемы и пути их решения" (Москва, 13 ноября 2003 г.).

 

Пиратство растет пропорционально возрастанию конкурентной значимости товарного знака. Контрафактная продукция, прикрываясь чужым товарным знаком, подрывает доверие к известному товаропроизводителю, снижается объем реализации его интеллектуального потенциала, поскольку способствует перетоку выручки к недобросовестному конкуренту.

В условиях многообразия форм собственности, развития товарно-денежных отношений, необходимости насыщения рынка различными товарами названные выше средства индивидуализации товаров становятся неотъемлемым элементом рыночной экономики.

Сопровождающие продукцию с непосредственной целью ее индивидуализировать товарные знаки и наименования мест происхождения товаров стимулируют качество товаров, служат активным средством привлечения к ним внимания покупателей, позволяют потребителям выбрать необходимые им товары <*>.

--------------------------------

<*> См.: Горленко С.А., Еременко В.И. Комментарий к Закону РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".

 

Выбор основывается на ожидаемых свойствах товара.

Товарный знак выделяет товар или услуги конкретного производителя из однородных товаров и услуг других производителей. СИТ благодаря связи с товарами дают обществу информацию о товарах и услугах, помогая стимулировать и сохранять спрос на них, а предприятию и товару обеспечивают широкую известность.

Председатель Комитета по защите интеллектуальной собственности "РусБренд" Х. Ашур сообщил, что совокупные инвестиции компаний - владельцев торговых марок в России составляют более 3 млрд. долл., ими построены в нашей стране 75 фабрик, созданы 50 тыс. новых рабочих мест. Ежегодный объем продаж в России компаний - владельцев товарных знаков составляет более 4,5 млрд. долл. <*>.

--------------------------------

<*> http://fv.bionika.ru

 

Появление товарных знаков, указывающих на производителя товаров, связано с периодом становления товарно-денежных отношений, когда ремесленники и мастеровые стали ставить отличительные знаки (клейма) на свою продукцию - оружие, кухонную утварь. Одним из наиболее старых свидетельств подделки является установленный в марсельском Музее доков факт подделки на юге Италии амфор, производимых знаменитым романским мастером Сестуисом (Sestuis), который ставил на каждой амфоре знак "SES".

В законодательстве России понятие товарного знака впервые появляется в 1767 г., а в 1830 г. устанавливается уголовная ответственность за нарушение прав на товарный знак, в том числе за подделку товара или клейма.

Специальному раскрытию данного вопроса был посвящен ряд диссертационных исследований. В работе А.Ф. Быкодоровой - это § 1 "Историческая эволюция уголовной ответственности за незаконное использование товарного знака" <*>, Е.В. Демьяненко - первая глава "Развитие уголовного законодательства России об ответственности за незаконное использование товарного знака" <**> и С.А. Склярука - § 1 "История развития российского уголовного законодательства об ответственности за незаконное использование товарного знака" <***>. Поэтому мы не ставили перед собой цели исследовать историю развития уголовной ответственности за нарушения прав на товарные знаки в России и за рубежом.

--------------------------------

<*> См.: Быкодорова А.Ф. Уголовно-правовое значение незаконного использования товарного знака: Дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2000. С. 11 - 36.

<**> См.: Демьяненко Е.В. Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003. С. 12 - 24.

<***> См.: Склярук С.А. Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 12 - 41, 52 - 57.

 

За последние несколько лет Россия превратилась в страну подделок, и нынешнюю ситуацию, сложившуюся в национальной экономике в связи с распространением на потребительском рынке контрафактной и фальсифицированной продукции, можно охарактеризовать следующими особенностями:

ростом ее масштабов и появлением новых отраслей экономики, ранее не пораженных контрафактной и фальсифицированной продукцией, которая, как показывает анализ, является одним из самых доходных видов криминального бизнеса и составляет значительную часть "теневого" рынка;

ведомственной разобщенностью и несовершенством законодательной базы, регламентирующей борьбу с контрафактной продукцией, как производящейся в стране, так и поступающей из-за рубежа;

отсутствием в стране достаточного количества технических средств, контролирующих качество продукции и соответствие ее установленным стандартам;

безнаказанностью должностных лиц, отвечающих за функционирование потребительского рынка, наличие в торгующих организациях значительного количества контрафактной продукции;

слабой развитостью структур и организаций, защищающих интересы и права потребителей <*>.

--------------------------------

<*> См.: Куликов А.С. О ситуации, сложившейся в российской экономике в связи с распространением на потребительском рынке контрафактной и фальсифицированной продукции, и угрозах экономической безопасности страны // Регионы России: защита от контрафакта: Официальный каталог. М.: ВДЭНХ-ЭКСПО, 2003. С. 13.

 

В целях совершенствования мер по противодействию преступности в сфере использования СИТ необходимо проведение анализа преступности в рамках ее криминологической характеристики, под которой понимается "совокупность данных (достаточная информация) об определенном виде (группе) преступлений либо конкретном особо опасном деянии, используемых для их предупреждения" <*>.

--------------------------------

<*> См.: Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. М.: Юрист, 1995. С. 211.

 

Криминологическая характеристика является исходным этапом для оптимизации процесса разработки и реализации мер профилактики преступлений <*>.

--------------------------------

<*> Там же.

 

В содержание криминологической характеристики интеллектуального пиратства в сфере СИТ необходимо включать данные о состоянии преступности и административной деликтности, условия функционирования порядка использования в хозяйственном обороте товарных знаков, причины и условия совершения преступлений, личность преступника, организационные, экономические, правовые и иные меры воздействия государственных и муниципальных органов, общественных организаций, правообладателей, предпринимателей и граждан на преступность и деликтность, характеристику данного вида преступности в зарубежных странах и как транснационального преступления.

Полностью разделяя позицию Ю.В. Трунцевского в том, что криминологическая характеристика интеллектуального пиратства имеет свою специфику <*>, можно предположить, что рассматриваемые нами преступления совершаются в сфере торговли, представляющей собой особую область человеческой деятельности, связанной с оборотом товаров, выполнением работ и оказанием услуг. Сфера потребительского рынка для преступника является средой совершения преступлений. Такой рынок и несет в себе социальные, экономические, технологические и технические условия совершения преступлений.

--------------------------------

<*> См.: Трунцевский Ю.В. Защита авторского права и смежных прав в аудиовизуальной сфере (уголовно-правовой и криминологический аспекты): Дис. ... докт. юрид. наук. М.: ВНИИ МВД России, 2003. С. 38 - 39.

 

Выделим показатели, характеризующие преступления в сфере использования СИТ: количество совершаемых преступлений (в структуре экономических преступлений); число лиц, их совершающих (организованные формы совершения преступлений, характер связей); число потерпевших (их классификация по видам объектов посягательств); данные о причинах и условиях совершения подобных преступлений (социальные противоречия); способы совершения преступлений (с учетом той или иной сферы экономической деятельности, видов товаров); мотивы совершения преступлений (характеристика личности преступника); общественно опасные последствия (ущерб).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Трунцевский Ю. В., Козлов А. А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. М.: Юрист, 2006 iconРабочая программа учебной дисциплины «защита прав потребителей»
В ходе освоения курса, обучающиеся должны изучить нормативные документы по защите прав потребителей, уметь оценивать информацию и...
Трунцевский Ю. В., Козлов А. А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. М.: Юрист, 2006 iconПрава на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Трунцевский Ю. В., Козлов А. А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. М.: Юрист, 2006 iconКозлов. Личностный рост Владимир козлов
«Товароведение однородных групп продовольственных товаров» для студентов подготовки 100800. 62 «Товароведение» разработано в соответствии...
Трунцевский Ю. В., Козлов А. А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. М.: Юрист, 2006 iconИнформационный бюллетень профсоюза №1 (68) 2006 г
Челябинской и Ростовской областей по защите социально-трудовых прав и интересов работников в связи с созданием Федерального государственного...
Трунцевский Ю. В., Козлов А. А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. М.: Юрист, 2006 iconРабочая программа защита прав потребителей направление подготовки 100700 -«торговое дело»
Защита прав потребителей [Электронный ресурс]: рабочая программа/авт сост. А. А. Морозов, В. В. Новиков. Спб.: Ивэсэп, 2012
Трунцевский Ю. В., Козлов А. А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. М.: Юрист, 2006 iconИнформационные технологии и защита прав интеллектуальной собственности
Охватывает все стадии разработки нового продукта, идущие вслед за фундаментальными исследованиями, включая маркетинг. Поэтому ее...
Трунцевский Ю. В., Козлов А. А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. М.: Юрист, 2006 iconПраво на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания,...
Указанное направление деятельности хозяйствующих субъектов нуждается в отвечающих его специфике специальных средствах и правовых...
Трунцевский Ю. В., Козлов А. А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. М.: Юрист, 2006 iconУпаковка и маркировка алкогольной продукции
Основное значение упаковки – защита упакованных товаров от неблагоприятных внешних условий, а также предупреждение попадания частиц...
Трунцевский Ю. В., Козлов А. А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. М.: Юрист, 2006 iconА. В. Козлов Присутствовали
Т. Ф., Голованова С. В., Гриднева Е. А., Громов Е. М., Калягин В. А., Клепоносова М. В., Козлов А. В, Козырев О. Р., Красавина Р....
Трунцевский Ю. В., Козлов А. А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. М.: Юрист, 2006 iconЧетвертая
Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Трунцевский Ю. В., Козлов А. А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. М.: Юрист, 2006 iconЧетвертая
Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Трунцевский Ю. В., Козлов А. А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. М.: Юрист, 2006 iconЧетвертая
Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Трунцевский Ю. В., Козлов А. А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. М.: Юрист, 2006 iconЧетвертая
Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Трунцевский Ю. В., Козлов А. А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. М.: Юрист, 2006 iconЧетвертая
Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Трунцевский Ю. В., Козлов А. А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. М.: Юрист, 2006 iconЧетвертая
Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Трунцевский Ю. В., Козлов А. А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. М.: Юрист, 2006 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Законом РФ «О защите прав потребителей, других нормативных актов в рамках муниципальной долгосрочной целевой программой «Защита прав...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск