Козлов. Личностный рост Владимир козлов





НазваниеКозлов. Личностный рост Владимир козлов
страница1/58
Дата публикации06.08.2013
Размер6.94 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   58
Козлов. Личностный рост

Владимир КОЗЛОВ

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ.

Методы и техники

Москва, 2004 г.

Предисловие

Как хорошо известно, «Habent sua fata libelli». Римский грамматик Теренциан Мавр (I-II вв.), впервые сформулировавший этот тезис, утверждал, что книги имеют свою судьбу в зависимости от того, как их принимает читатель. Как примет читатель эту книгу, мы пока можем только предполагать. Несомненно, что этот труд найдет своего читателя. Существенно, как автор называет свой труд. Книга Владимира Козлова именуется, можно сказать, знаково: «Личностный рост: методы и техники». У отечественного читателя-психолога (а именно ему в первую очередь предназначена эта книга) такое название вызывает совершенно определенные ассоциации.

На самой заре так называемой перестройки - в 1985 году - через центр технических переводов появился объемный машинописный текст на русском языке двух американских авторов: Дж. Фейдимена и Р. Фрейгера, озаглавленный «Личность и личностный рост». В течение ближайших пяти лет сей труд разошелся в бесчисленном количестве ксеро- и фотокопий. Именно по этим полуслепым ксерокопиям открывали для себя молодые отечественные психологи личностные концепции и техники персонального и социального роста, как разработанные западными психологами (Фрейдом, Адлером, Юнгом, Райхом, Скиннером, Роджерсом, Маслоу и др.), так и созданные в восточной традиции - в суфизме, дзен-буддизме, йоге и индуизме. Значение этой работы Фейдимена и Фрейгера вряд ли можно переоценить - в те времена не существовало на русском языке тех многочисленных руководств и пособий по теориям личности, которые заполонили сегодня полки магазинов и книжные развалы.

Владимир Козлов называет свою книгу «Личностный рост», что делает неизбежным сравнение. Отметим, что книга Козлова это сравнение выдерживает: жанр автором соблюдается, а диапазон рассматриваемых концепций и техник просто поражает: от древних шаманских, разработанных 40000 лет назад, до ультрасовременных, появившихся в последнее десятилетие. Отметим, что задача, поставленная и во многом решенная автором, это - на самом деле - задача фантастической сложности: проанализировать широчайший пласт идей «выработанных человечеством» по поводу того, как человек может реализовать себя наилучшим образом. Сказанного вполне достаточно, чтобы отчетливо понять: написать такую книгу - значит совершить поступок, причем достаточно дерзкий поступок. На это нужно иметь право. У автора настоящей книги оно, несомненно, есть. Писать про личностный рост имеет право тот, кто сам испытал, что это такое. Для меня Владимир Козлов - один из самых ярких примеров self-made man'а. Он человек, нашедший свой индивидуальный путь и в результате радикально преобразившийся.

Я помню его студентом факультета психологии, на котором когда-то работал. Тогда трудно было даже предположить, что он будет писать книги или заниматься наукой. Когда мы встретились с Владимиром позднее, ему было уже 27 лет. Он 1983 году окончил психологический факультет Ярославского государственного университета и к тому времени он успел поработать инженером-психологом на закрытом предприятии в г. Перми, председателем студенческого профкома педагогического института. Предположение, что он будет писать книги и вести тренинги, по-прежнему не возникало. Проще сказать, что ни сколь-нибудь стильно писать, ни сносно выступать перед аудиторией он совершенно не умел. Его судьба была обычна, так же, как обычна его должность ассистента кафедры педагогики и психологии педагогического вуза. Он уже поменял две диссертационные темы и сфера его научных интересов - проблема интеракции в неполных семьях - не обещала ничего оригинального. Его поступление в аспирантуру Ярославского государственного университета мне говорило только о том, что, вероятно, будет когда-то защищена диссертация, добавляющая тоску в науку печали незнания, которая называется психологией. Его новая диссертационная тема на меня и вправду нагоняла тоску.

В 1990 году я с удивлением узнал, что Владимир начал читать в университете курс по трансперсональной психологии. В то время о трансперсональной психологии у нас вообще мало кто слышал. Было известно, что из гуманистической психологии выросло новое направление - «четвертая психология», по Маслоу. Даже про Грофа и Уилбера было больше легенд, чем достоверной информации. Это в известной степени был вызов академической науке. Более того - Владимир умудрился провести в спортивном зале университета первые сессии холотропного дыхания. Отдадим должное руководителям факультета и кафедры социальной психологии - они проявили «открытость навстречу новому»: впервые на территории огромной страны, которая еще называлась Советским Союзом, в государственном образовательном учреждении на одном из ведущих факультетов психологии, началось преподавание теории и практики дисциплины, чуждой самому духу традиционной психологии как материалистической науки.

Неудивительно, что курс пользовался популярностью у студентов: на занятия ходили не только студенты с других специализаций, но и других вузов. Этому способствовали книги и статьи, которые Владимир стал публиковать в каком-то непонятно большом объеме. Те изменения, которые происходили с ним в то время, одновременно вызывали противоречивые чувства. Он начал жить так плотно, как будто хотел сделать за годы, как за десятилетия. Книги, написанные Козловым, выходили с такой скоростью, что превышали скорость чтения многих потенциальных читателей. Стоит специально отметить рост качества продукции: с ростом числа публикаций совершенствовался стиль, некоторые его поздние работы написаны хорошим литературным языком, а некоторые просто поэтичны. Я уже не говорю о том, что появляющиеся новые идеи становятся все более смелыми.

В 1994 году Владимир Козлов защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук (по специальностям «социальная психология» и «общая психология; история психологии»). В 1998 году, всего через четыре года, защитил докторскую диссертацию по специальности «общая психология, история психологии», а в 1999 году защитил еще одну докторскую диссертацию, теперь уже по специальности «социальная психология». В науке постепенно происходят существенные перемены. Диссертация 1994 года вызвала как бурные дискуссии и горячие споры, так и довольно резкие возражения. Через пять лет их было значительно меньше, хотя они, конечно, в этом случае тоже были.

Психология еще очень молодая наука. Поэтому ее контуры, по большому счету, еще не определились: до сих пор активно обсуждается, какой должна быть эта замечательная наука. Уместно напомнить, что научной психологии всего сто с небольшим лет (выдающийся психолог Жан Пиаже настойчиво подчеркивал, что математике - 25 веков). Отец научной психологии Вильгельм-Макс Вундт, выделяя психологию в качестве самостоятельной науки, ограничил ее рамки физиологической психологией, в которой применим метод эксперимента и которая должна исследовать лишь элементарные психические явления. Весь остальной психический мир (к примеру, мышление или память) должен изучаться совсем другой психологией - психологией народов. Ее статус как науки был весьма неопределенен. Психология народов использовала описательные методы, что явно не соответствовало канону естественной «чистой» науки.

Сегодня, в начале XXI века в психологии нет единства. Взгляды на то, какой должна быть научная психология, существенно различны. Отметим, что одна точка зрения в современной психологии в известном смысле продолжает «проект Вундта». Она утверждает, что научная психология должна использовать строго научные стандарты (по канону естественных наук). В соответствии с этим психология должна изучать только то, что изучать можно. Иными словами, должна «держать синицу» и напрочь забыть о журавлях, которые, тем не менее, символизируют психологию в общественном сознании (мало кого волнуют вопросы психофизики, но чисто человеческие проблемы, по-видимому, почти всех). Не случайно поэты (которые, согласно Фрейду, «всегда все знали») и писатели являются большими авторитетами в гуманитарных вопросах, чем иные научные психологи. Наука должна изучать только то, что доступно проверенным методам, «замахнуться» на большее она права не имеет, т. к. это может оказаться «не вполне научной».

Естественно, не мог не появиться альтернативный проект. Условно назовем его «проект Маслоу». К сожалению, здесь нет возможности осветить хотя бы в нескольких словах интереснейшую предысторию этого проекта. Поэтому констатируем лишь, что появление гуманистической, а затем и трансперсональной психологии сделало очевидным, что научная психология все же и во второй половине XX века (да и в начале XXI тоже - принципиально ничего не изменилось!) не охватывает всего «психологического пространства». Абрахам Маслоу убедительно показал, что именно наука должна обратиться к исследованию собственно человеческих феноменов, делающих человека человеком: науке «не нужно ограничиваться ортодоксальным подходом. Ей не нужно отрекаться от проблем любви, творчества, ценностей, красоты, воображения, нравственности и «радостей земных», оставляя их «не ученым» - поэтам, пророкам, священникам, драматургам, художникам или дипломатам. Любого из этих людей может посетить чудесное озарение, любой из них может задать вопрос, который следует задать, высказать смелую гипотезу и даже в большинстве случаев оказаться правым. Но сколь бы он ни был убежден в этом, ему вряд ли удастся передать свою уверенность всему человечеству. Он может убедить только тех, кто уже согласен с ним, и еще немногих. Наука - это единственный способ заставить нас проглотить неугодную истину. Только наука может преодолеть субъективные различия в нашем вдении и в убеждениях. Только наука может питать прогресс. Однако факт остается фактом: она действительно зашла в своеобразный тупик и (в некоторых своих формах) может представлять угрозу для человечества или, по крайней мере, угрозу самым возвышенным и благородным качествам и устремлениям человечества. Многие восприимчивые люди, особенно люди искусства, опасаются угнетающего воздействия науки, ее стремления разделять, а не соединять вещи, то есть - разрушать, а не создавать».

Констатируем, что Маслоу - признанный классик гуманистической психологии - призывал (как ранее это делал Карл Юнг) психологию фактически к тому, чтобы охватить всю полноту человеческого бытия. Присоединимся к высокой оценке роли науки, заметив, что вряд ли перспективно на пороге третьего тысячелетия отождествлять всю науку с конкретными (историческими) стандартами и идеалами научной рациональности. Нет абсолютно никаких гарантий, что само представление о науке и научности в третьем тысячелетии не претерпит радикальных изменений.

Научной психологии XXI века предстоит чрезвычайно непростой выбор: или сохранить в неприкосновенности старое понимание «научности» и продолжать разрабатывать привычные проблемные поля (изучать лишь доступные известным научным методам феномены, а все выходящее за пределы привычно объявлять ненаучным), либо «поступиться» строгой научностью и пытаться охватить научными понятиями всю полноту душевной жизни человека. Естественно, что «второй путь» сложен и тернист, там могут случиться и неудачи. Но зато психология остается психологией (в соответствии с этимологией все же наукой о человеческой душе).

На наш взгляд, выбор Маслоу более перспективен. В конечном счете, такое решение способствует росту знаний о том предмете психологии, который зафиксирован в самой этимологии этого слова. (В скобках заметим, что многие из сугубо научно-психологических исследований, несомненно, дают прирост знаний, но их психологическая ценность - я имею в виду познание собственно психического мира - небесспорна).

Будущее за проектом Маслоу. В данном случае (проект Маслоу), подчеркнем, что речь идет не о выборе между «наукой» и «ненаукой»: сама наука о психическом должна измениться, поэтому неизбежно должны измениться сами представления о научности в психологии. Наука будущего будет другой. Такой выбор - кроме всего прочего - обусловливает необходимость решения нескольких важнейших методологических вопросов психологии. Первым среди них является пересмотр самого предмета психологической науки. Должно быть сформулировано максимально широкое его понимание. Тогда станет очевидно, что традиционная научная психология - это часть психологии в целом, но, естественно, не исчерпывающая «реального психологического пространства». Кроме традиционных психологических «измерений» существуют и другие (например, трансперсональное), и, таким образом, благодаря наличию «операционального стола» (роль которого должно выполнить новое, подчеркнем, широкое понимание предмета), будет возможно их реальное соотнесение. Роль технического «инструмента», позволяющего осуществить такого рода соотнесение, должна выполнить коммуникативная методология. Хотя ее разработка - задача психологии XXI века, эскиз уже существует. Возможно, «проект Маслоу» - расширение реальных границ научной психологии на все психологическое пространство, охват психической жизни индивида во всей ее полноте - состоится. Хочется надеяться, что психологию ждут перемены в направлении, указанном признанным классиком гуманистической психологии (а, по нашему мнению, психологии вообще, если она, конечно, претендует на то, чтобы не начинаться со строчной буквы).

Несомненно, что Владимир Козлов - сторонник и продолжатель проекта Маслоу. Очевидно, что его книга представляет собой своего рода «введение в психологию» нового века, отвечающего требованиям Маслоу. Это вовсе не означает, что все в книге может быть принято безоговорочно. Некоторые положения дискуссионны, иные спорны. Впрочем, по-другому и быть не может.

В настоящий момент Владимир Козлов - основатель и лидер научно-практического направления - интенсивных интегративных психотехнологий, а также теоретического воплощения этого направления - интегративной психологии. Интересны разработанная им многоуровневая методология психосоциальной работы с населением, а также теория личностных кризисов. Книга Козлова свидетельствует: он успешно разрабатывает новое понимание психического, интегрирующее в себе как древние духовные традиции, так и результаты современных исследований в области нейрофизиологии, антропологии и этнографии, глубинной психологии и феноменологии измененных состояний сознания.

Принцип целостности, подразумевающий понимание психики как чрезвычайно сложной, открытой, многоуровневой, самоорганизующейся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и производить новые структуры и формы организации, для автора книги является ведущим. Он предполагает интегративный подход к сознанию, отказ от антропоцентризма и холистическую ориентированность трансформации. Частные методологические принципы, такие как соотнесенности, потенциальности, позитивности и многомерности истины являются новым словом в прикладной психологии и аргументированным призывом к новым стратегиям взаимодействия с клиентом социальной и психологической работы.

Владимиром Козловым предложены структура, основные тенденции, стадии, цели трансформации и интеграции личности, авторская концепция состояний сознания, гипотеза об изначальном состоянии как базового мотиватора духовного поиска человека и сформирована стратегия взаимодействия с личностью в кризисном состоянии.

Он является известным групп-лидером в России (провел около 400 тренингов личностного роста с участием более 15000 человек). Наибольшей известностью пользуются две его авторские тренинговые программы - профессиональный тренинг «Инсайт» и «Духовные путешествия». Кроме того, известно множество других тренингов, которые он разработал, сформировал и провел во многих городах России, в ближнем и дальнем зарубежье. Немногие практические психологи могут похвастаться подобной неистощимой творческой силой: «Анима и Анимус», «Изнанка жизни», «Чарующее путешествие в «Я»», «Деньги и Духовность», «Холотропное сознание», «Танец Духа»… По впечатлениям его постоянных учеников, он не повторяет ни одного тренинга и каждое групповое занятие уникально. Наверно поэтому его занятия, несмотря на сложность текстов и практик, всегда собирают достойную аудиторию.

Владимир Васильевич имеет более 300 публикаций, из них 25 монографий, 30 научных сборников, вышедших под его редакцией, 23 учебно-методических и учебных пособий. Он член редколлегии ряда научных журналов, а также главный редактор журналов «Вестник интегративной психологии» и «Человеческий фактор: Социальный психолог». Наиболее известны его монографии «Психология Свободного Дыхания. Феноменология расширенных состояний сознания», «Пять принципов гармоничной жизни», «Интенсивные интегративные психотехнологии. Теория. Практика. Эксперимент», «Дао трансформации», «Основы трансперсональной психологии. Истоки, история, современное состояние», «Социальная работа с кризисной личностью».

Владимир Козлов не только исследователь, не только психолог-практик, но и известный организатор науки. Он заместитель председателя докторского диссертационного Совета по психологии. Под его руководством уже защищено 30 кандидатских и 3 докторские диссертации. Он является организатором и координатором более 32 международных и региональных конференций. Особенной известностью пользуются его два Ярославских проекта - конференция «Интегративная психология: теория и практика» (проводится ежегодно в апреле), Международный Конгресс «Социальная психология 21 столетия» (проводится ежегодно в сентябре). Владимир Васильевич - исполнительный директор и действительный член, вице-президент Международной Академии Психологических наук, а также академик ряда отраслевых академий.

В своей последней книге «Духовные странствия» Владимир пишет: «Беспредельное и постоянное расширение своих возможностей, которые могли бы послужить другим во благо - вот истинное стремление». Не подлежит сомнению, что эта книга поможет многим расширить свои реальные возможности и реализоваться на благо себе и другим. Несомненно также и то, что этот научный труд вносит вклад в становление психологии нового века, когда она будет - в полном соответствии с мнением великого Аристотеля - наукой о наиболее «возвышенном и удивительном».

Владимир Мазилов,

доктор психологических наук,

профессор

Аминь, аминь, глаголю вамъ: аще зерно пшенично падъ на землю не умретъ, то едино пребываетъ: аще же умретъ, многъ плодъ сотворитъ.

Иоанн, гл. 12, ст. 24

Введение

Я сижу перед компьютером и обнаруживаю себя грызущим маленькую деревянную матрешку с алым букетом на груди.

Всем знакома трудность передачи душевного состояния языком слов. Мы жестикулируем, гримасничаем, иногда издаем нечленораздельные звуки.

Многое из того, что мы не можем передать словами, мы выражаем телом, эмоциями, образами. В конце концов, каждый может закончить свое сообщение словами: «Ну, ты же понимаешь, что я хочу сказать», и вроде вправду все становится понятным.

Сейчас, когда я описал свое состояние, мне становится спокойнее. Я осознаю, что могу быть уверенным в том, что смогу воплотить эту книгу и быть понятым... Эта уверенность обусловлена несколькими причинами.

С одной стороны, многие из вас, дорогие мои читатели, были на моих тренингах или слышали мои выступления на конференциях и представляете, кем и как излагается эта книга.

С другой стороны, все, что излагается здесь, уже есть в каждом из вас. За 15 лет совместной работы мы смогли создать общее проблемное и смысловое поле. Когда я буду писать о родовой травме, о бессознательном или связном дыхании как об особом способе вхождения в расширенные состояния сознания, каждый из вас уже представляет, о чем идет речь. Уже создан особый язык общения.

Самая главная причина моего волнения заключается в том, что я боюсь не донести до читателя ту книгу, которая уже есть в моем сознании как реальность.

Эта книга ориентирована на практиков, тех, кто хочет сделать свою работу не только эффективной, но и приятной и безопасной.

Излагаемый материал обусловлен практикой, он взращен десятками тысяч процессов связного дыхания, тысячами проблемных ситуаций, с которыми сталкивался автор при работе с клиентами.

Когда я буду писать о мышечных блоках и специфических приемах работы с ними или обсуждать феномен трансфера во взаимоотношениях инструктора и участника тренинга- это будут конкретные проблемы нашей общей работы. Эти проблемы не метафизические спекуляции, не фантазии кабинетного ученого, а имманентно присущие деятельности ведущего (тренера, инструктора) феномены независимо от того индивидуальную или групповую формы имеет эта работа.

Основная цель этой работы- обобщение теоретического и практического опыта применения в трансформации и интеграции личности интенсивных интегративных психотехнологий (ребефинг, вайвейшн, холотроп, ЛРТ, Свободное Дыхание, ДМД). Само направление было основано нами в начале 90-х годов прошлого столетия (В.В.Козлов, 1991). В книге мы хотим изложить множество методов и средств, служащих личностному росту на групповых тренингах. При этом основной акцент мы будем делать на психотехнологическом аспекте, то есть на приемах, навыках, упражнениях в структуре взаимодействия с клиентом или с группами клиентов. В изложении концептуального аспекта мы будем придерживаться принципа Оккама «сущности не следует умножать без необходимости», минимальной достаточности теоретизирования.

***

Эта книга- плод совместного труда сотен человек, которые были участниками дискуссий и экспериментов с использованием необычных состояний сознания, а также тренингов личностного роста, которые проводил автор книги в России и за рубежом. Часто здоровая критика по отношению к тем идеям, которые излагаются в этой книге, была не менее важна, чем единодушная поддержка. Поэтому в первую очередь хочется искренне поблагодарить своих оппонентов, в дискуссии с которыми рождалось множество идей: Акопова Гарника Владимировича, Волкова Игоря Павловича, Ерину Светлану Ивановну, Карпова Анатолия Викторовича, Коневу Елену Витальевну, Мазилова Владимира Александровича, Поваренкова Юрия Павловича, Семенова Валентина Евгеньевича, Урванцева Леонида Петровича, Фетискина Николая Петровича.

Многие материалы и технологии этой книги реализовались благодаря региональным организаторам семинаров и тренингов. Глубокая благодарность Тарасенко Павлу из Новосибирска, Фроловой Ольге, Бобровой Елене, Каминской Ирине, Радионовой Светлане, Протопоповой Ольге из Иркутска, Кирич Дмитрию, Надежде Шиловой из Челябинска, Андрею Копылову из Петропавловска, Бобровским Людмиле и Наталье, Качановой Наталье, Степанову Андрею из Минска, Веремеенко Наталье из Екатеринбурга, Гнедому Геннадию из Норильска, Маргарите Горячевой из Риги, Сукманюк Андрею из Москвы, Елене Баркманн из Гамбурга, Елисеенко Наталье из Израиля.

В жизни каждого есть учителя, которые занимают определяющее место в становлении профессионала. Наверное, у каждого есть свой просветленный мастер- Учитель. Кто-то ищет его в Гималаях, кто-то едет в Пуну, кто-то идет в монастырь. Мне повезло в жизни- я встретил мастера еще в студенческие годы. Благодарен профессору Роговину Михаилу Семеновичу.

Хочется выразить благодарность профессору Новикову Виктору Васильевичу, президенту Международной академии психологических наук, выразившего искреннее участие и заботу при проведении научных исследований. Профессор Новиков - мой научный руководитель. И кандидатская, и две докторские диссертации были защищены благодаря его поддержке. За двадцать один год знакомства я не встретил ситуации, когда он отказал кому-то в понимании и сопереживании. Я не встречал еще в жизни такого Человека, как Виктор Васильевич, который всегда был готов поддержать другого невзирая ни на что, жертвуя силой, временем, энергией, жизнью.

Мне хочется поблагодарить моих родителей, которые уже ушли из жизни,- Надежду Михайловну и Василия Григорьевича Козловых - за беспредельную веру в чудо и возможность все время чувствовать мир живым и одухотворенным. Странствуя по жизни, они всегда пытались понять ее сущность. Вслед за ними и я делаю тоже самое.

Хочется выразить бесконечную благодарность своей семье: детям - Надежде, Варваре и Вадиму, которые каждую минуту работы над этой книгой наполнили абсолютно полноценной, шумной, радостной, звенящей жизненностью. Взрослея, они не становятся дальше, но ближе - в понимании, сопереживании, участии.

Уже я знаю, что достаточно легко любой мужчина может взобраться на свой социальный, материальный или духовный Олимп. Труднее поддерживать вечное и хрупкое - семью, в которой каждый был бы счастлив и реализован. Это возможно не за счет мужского ума, но женской мудрости. Это книгу я писал с нежной и преданной любовью к моей жене, моей Аниме, Лазарянц Ольге. Благодаря ней стала возможна не только эта книга, но и все основные планы моей жизни.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   58

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Козлов. Личностный рост Владимир козлов iconА. В. Козлов Присутствовали
Т. Ф., Голованова С. В., Гриднева Е. А., Громов Е. М., Калягин В. А., Клепоносова М. В., Козлов А. В, Козырев О. Р., Красавина Р....
Козлов. Личностный рост Владимир козлов iconПрезидентская программа подготовки управленческих кадров для организаций...
Авторский коллектив: Владилен Быстров, Александр Кобышев, Евгений Кобышев, Александр Козлов, Владимир Лысков-Штреве
Козлов. Личностный рост Владимир козлов iconА. С. Козлов, Е. В. Степаненко
Менеджмент прошел многовековую эволюцию в рамках различных исторических этапов общественного развития
Козлов. Личностный рост Владимир козлов iconМетодические рекомендации по введению краеведческого компонента в...

Козлов. Личностный рост Владимир козлов iconСказъ о томъ, какъ вредно спать на урокахъ
ИгРюК (Игорь Рюрикович Козлов) — Савченко (здесь должен был быть я! (т е. Самсонов))
Козлов. Личностный рост Владимир козлов iconКонспект лекций по дисциплине «История США и Канады»
Составитель: Козлов Л. Е., канд пол наук, доцент кафедры международных отношений и американистики
Козлов. Личностный рост Владимир козлов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор-составитель: С. В. Козлов, преподаватель кгаоу спо «Канский педагогический колледж»
Козлов. Личностный рост Владимир козлов iconСтолярова Г. Р., Козлов В. Е. Семейно-брачные отношения в христианстве и исламе
...
Козлов. Личностный рост Владимир козлов iconБиологическая химия
Биохимия : учебно-методический комплекс по дисциплине : специальность 050102 – Биология, со специализацией 032418 – Фитодизайн /...
Козлов. Личностный рост Владимир козлов iconТрунцевский Ю. В., Козлов А. А. Охрана и защита прав на средства...
Будь осторожен, мой мальчик. Помни на каждом шагу печальный исход предыдущей экспедиции
Козлов. Личностный рост Владимир козлов icon§ Законность и прокурорский надзор в правовом государстве
Козлов А. Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть: Учеб пособие.— Екатеринбург: Изд-во Ургюа, 1999. 140 с
Козлов. Личностный рост Владимир козлов iconЭкскурсия на кфх «Козлов» Отчёт о проведении «Уроков успеха» на территории...
...
Козлов. Личностный рост Владимир козлов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы: С. Козлов, А. Буднев, С. Вдовин, Н. Губанов, В. Дмитриев, Г. Должиков, А. Иллариошин, В. Колесник, Ю. Колесников, С. Колосов,...
Козлов. Личностный рост Владимир козлов icon«Краеведение»
В этом году в нашем Берёзовском районе отмечается 200-летие Вознесенского храма. По этому поводу проводятся различные районные мероприятия....
Козлов. Личностный рост Владимир козлов iconКозлов Фёдор Михайлович Гуманистический потенциал культуры и условия...
Разработка методов государственного регулирования процессов рождаемости, смертности, брачности и разводимости
Козлов. Личностный рост Владимир козлов iconКозлов А. В. Институт физической культуры и спорта гоу впо «Оренбургский...
Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» /...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск